Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международная правовая борьба с терроризмом.




Она заметно идет в двух уровнях: международно-правовом пуб­личном и, более широко и более успешно, в частноправовом. В первом случае отметим такие акты: Конвенция ООН о предотвращении и на­казании преступлений против лиц, пользующихся международной за­щитой, включая дипломатических агентов (1973 г.); Конвенция ООН о борьбе с захватом заложников (1979 г.); Венская конвенция о физи­ческой защите ядерного материала (1980 г.); Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, распо­ложенных на континентальном шельфе (1988 г.); Конвенция ООН о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1989 г.); ряд соглашений по борьбе с терроризмом на воз­душном транспорте заключен по линии Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

В развитие указанных и иных публично-правовых актов были за­ключены многочисленные соглашения о правовой помощи, в которых государства определяли пути и методы сотрудничества в борьбе с тер­роризмом. В целом, эти правовые акты работают, хоть и с разной сте­пенью эффективности. Много здесь зависит от политических взаимо­отношений. В любом случае формальное отношение государств к исполнителям конкретных террористических актов совпадает.

Сложнее обстоит дело, когда речь заходит о силах, вдохновляю­щих и финансирующих этих исполнителей. Террористы сильны не сами по себе, а связями, которые от них идут вверх до государствен­ного уровня. Террор — это средство политической борьбы. С его по­мощью дестабилизируются противные режимы и общества.

В ряде других резолюций, также принятых на ГА ООН, осуждалась поддержка со стороны государств действий террористов. Казалось бы, вопрос ясен. Но с распадом СССР мировое сообщество как бы перестало видеть истинную причину международного терроризма. Точнее: СМИ говорят кто стоит за албанскими, чеченскими, талибскими и иными террористами, а государственные деятели, не отрицая этого, предпочитают бороться с терроризмом абстрактно, пытаясь списать все на религиозную нетерпимость. Но религия к этому не имеет отношения. Фанатизм — это внешний фасад, искусственный, общего политического явления. Ни одно вероучение не призывает к террору. Террорист, как любой убийца, вне религии, да и вне политики. Он работает на заказчи­ка. А заказчики международного терроризма известны: это прежде всего правящий клан Соединенных Штатов Америки, превративший весь мир в зону жизненных американских интересов.

Борьба с терроризмом начинает приобретать другой — военно-по­литический — контекст. И об этом предпочитают не объявлять. Но когда в июне 2001 г. в Шанхае собралась «шестерка» (Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Узбекистан и Таджикистан) и договорилась о совместных действиях в борьбе с международным терроризмом, за­беспокоились не руководители талибов, чеченцев или албанцев, а именно США. Они понимают, что складывающийся союз объективно направлен против них. На воре загорелась шапка!

Получается, таким образом, что право бессильно перед политичес­кой реальностью. Можно принять любые нормы антитеррористичес­кого характера, но пока мировое сообщество не найдет способа заста­вить США (а с ним и НАТО) действовать на мировой арене в соответствии с Уставом ООН, все это бесполезно.

Странно, но факт: до сих пор, из-за противодействия Запада, не удалось в рамках ООН выработать определение понятия «междуна­родный терроризм». И дальше США не позволят этого сделать, как в свое время не одно десятилетие они препятствовали выработке опре­деления понятия «агрессия». Вот и делайте выводы, кто в междуна­родных отношениях проводит политику государственного терроризма и кто является агрессором; а в соответствии с выводом стройте свою внешнюю политику.

 

 

73. Территория в международном праве. Виды территорий по правовому режиму.

Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом — часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое простран-ство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.

По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.

Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.

Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами.

Территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое простран-ство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.

 

74. Международно-правовой режим Антарктики.

Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60° южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарктики определен Договором об Антарктике 1959 г., в котором участвует около сорока государств. Это соглашение на конференции государств — участников Договора в 1995 г. было признано бессрочным.

В соответствии с положениями Договора 1959 г. все территориальные претензии государств в Антарктике «замораживаются». Не признавая чьего-либо суверенитета в Антарктике, Договор не отрицает существования территориальных претензий, но замораживает существующие и запрещает предъявление государствами новых притязаний.

Договором установлено, что Антарктика может использоваться толь-ко в мирных целях. В Антарктике запрещаются, в частности: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытания любых видов оружия. Кроме того, на территории Антарктики запрещено проведение ядерных взрывов и сброс радиоактивных отходов. Таким образом, Антарктика признана демилитаризованной территорией. Договор, однако, не препятствует использованию в Антарктике военного персонала или оборудования для научных исследований или для любых иных мирных целей.

За соблюдением Договора установлен строгий контроль. Каждое го-сударство — участник Договора может назначать своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Антарктические станции, установки, оборудование, морские и воздушные суда всех государств в Антарктике открыты для инспекции.

Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они являются.

Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики регла-ментируется Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., другими документами.

 

75. Международные реки. Понятие и правовой режим.

Многие реки полностью или частично протекают по территории двух или нескольких государств (Рейн, Дунай, Нил, Брамапутра и др.). Такие реки получили название международных.

Хотя международные реки или их части входят в состав территории соответствующего государства и находятся под его суверенитетом, их правовой режим регулируется как национальным законодательством, так и международными договорами прибрежных государств. Так, правовой режим Дуная определяется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 г., Рейна — Конвенцией о судоходстве по Рейну 1868 г. (с изм. 1919 и 1979 гг.) и т.п.

Соглашениями установлена свобода судоходства по международным рекам иностранных невоенных судов любых государств. Иностранные суда обязаны соблюдать установленные прибрежными государствами и международными соглашениями правила плавания. Плавание по международным рекам иностранных военных кораблей неприбрежных государств в большинстве случаев запрещено.

Особые правила действуют в отношении пограничных рек. Пограничные реки (озера) — это реки (например, Амур) или озера (Каспийское море), по которым проходит граница двух или нескольких государств. Право беспрепятственного плавания по этим рекам (озерам) согласно международному праву, как правило, имеют только суда прибрежных государств. Плавание военных кораблей неприбрежных государств по пограничным рекам (озерам) запрещено.

 

76. Понятие и правовой режим внутренних морских вод.

Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят:

-водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству;

-акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;

-воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод (см. 3 настоящей главы);

-морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. В случае, если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось возможно большее пространство. Водная террито-рия, расположенная внутри этой линии, является внутренними водами.

Кроме того, внутренними считаются т.н. «исторические воды», пере-чень которых устанавливается правительством соответствующего государст-ва. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними водами прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. Отечественная доктрина международного права относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассматриваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11 Конвенции 1982 г.). Прибрежное государство определяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, устанавливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запраши-вать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государства.

Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может устанавливать в отношении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государст-ва); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).

Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, распространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором — например, соглашениями о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государства.

 

77. Понятие, правовой режим территориального моря по Женевским конвенциям 1958 и 1982 года.

Территориальные воды (территориальное море) — это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.

Ширина территориального моря у подавляющего большинства госу-дарств составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежа-щих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о террито-риальном море и прилежащей зоне). Территориальное море является частью территории соответствующего государства. Вместе с тем нормами междуна-родного права признается право мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальное море (в том числе для захода в порты).

Существуют три основных способа отсчета территориальных вод:

1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;

2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов;

3) от внутренних морских вод.

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).

Как уже отмечалось, любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение — право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целью 1)пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или 2)пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.).

«Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства» (ст. 19 Конвенции 1982 г.).

Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и безопасность» прибрежного государства, если судно осуществляет:

a) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

b) любые маневры или учения с оружием любого вида;

c) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

d) любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

e) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

f) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

g) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;

h) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции;

i) любую рыболовную деятельность;

j) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

k) любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибреж-ного государства;

l) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.

Прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды. Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг (ст. 20 Конвенции 1982 г.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...