для преподавателей лечебного факультета
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Пермь, 2009 ТЕМА: «ДЕСМУРГИЯ (ПОНЯТИЕ О ПОВЯЗКАХ, ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ ПОВЯЗОК. СПОСОБЫ И МЕТОДЫ БИНТОВАНИЯ И НАЛОЖЕНИЯ ПОВЯЗОК)» 1. содержание темы Наложение различных повязок является неотъемлемой частью хирургии и неразрывно связано с оперативными вмешательствами, повреждениями и заболеваниями. Первые сведения о применении повязок относятся к глубокой древности. Нам известна со времен Гиппократа (У-1У вв. до н.э) его классическая бинтовая повязка на голову. Многообразны назначения повязок, применяемых врачом, но все они могут быть сведены к нескольким моментам: защита от неблагоприятных внешних воздействий, удерживание перевязочного материала на поверхности тела (фиксация), давление с целью остановки кровотечения, иммобилизация какой-нибудь части тела, вытягивание костных фрагментов с целью устранения их смещения. Современная десмургия или учение о повязках покоится на некоторых классических принципах, выработанных к концу XIX столетия. В XX веке получили распространение клеевые повязки (коллодий, клеол, клей БФ-6, липкий пластырь, пленкообразующие вещества и сетчато-трубчатые повязки /чулочные/), что позволило значительно экономить перевязочный материал. От медленно высыхающих крахмальных и клеевых повязок хирурги перешли к быстро отвердевающим гипсовым повязкам. Новые достижения современной медицины, хотя и не обошли стороной эту старинную область науки о повязках (десмургию), однако не принесли принципиально новых изменений. До настоящего времени бинтовые повязки являются основой десмургии. Без знания учения о повязках, их правильного применения и наложения при различных повреждениях и заболеваниях не может быть оказана полноценная медицинская помощь пострадавшим и больным. Повязки составляют основу лечения большинства ран мирного времени. Следует помнить, что правильно наложенные повязки являются
благом для больного и пострадавшего, так как предохраняют от серьезных осложнений и способствуют быстрейшему выздоровле-;нию. Плохо наложенная повязка причиняет двойные страдания, вызванные, с одной стороны, раной или другим патологическим процессом, с другой — неудачно выполненным пособием. От качества наложенной повязки нередко зависят результаты лечения. Еще Р. Вреден говорил, что каждый медицинский работник должен уметь правильно наложить повязку, а каждый хирург обязан быть мастером в этом деле. Неправильное наложение фиксирующей повязки может иметь такие же печальные последствия, как и плохо проведенная операция. В связи с вышесказанным правильно наложить повязку обязан уметь врач любой специальности, особенно хирург, фельдшер и медицинская сестра. 2. цель занятия Изучить виды и функции повязок. Освоить технику наложения безбинтовых и бинтовых повязок. В зависимости от вида и локализации повреждения научить студентов применять различные виды бинтовых, клеевых, косыночных и других повязок. Студент должен знать: перевязочные материалы, изделия из них, их свойства, возможности применения. Классификации повязок по назначению и способу закрепления. Студент должен уметь: накладывать бинтовые и безбинтовые повязки на различные участки тела больного или пострадавшего. 3. хронокарта практического занятия и ее пояснение
Преподаватель знакомит студентов с целью практического занятия. Для установления исходного уровня знаний преподаватель проверяет домашнее задание, данное на предыдущем занятии, отмечает ошибки и недостатки. Студентам предлагают ответить на следующие вопросы:
а) что такое десмургия? б) что такое повязка? в) расскажите о видах и назначении повязок; г) опишите общие правила наложения бинтовых повязок; д) опишите основные варианты бинтовых повязок; е) каковы особенности наложения повязок в зависимости от ж) расскажите о косыночных повязках; з) расскажите о способах фиксации перевязочного материала; ЛАСТ); к) что такое гипс и его своства? л) опишите виды гипсовых повязок. Преподаватель знакомит студентов с графом логической струк-
Преподаватель распределяет группу студентов по 2 человека. Самостоятельно — под контролем преподавателя, пользуясь на-
глядными пособиями, поочередно, студенты друг другу накладывают типовые повязки. Преподаватель предлагает студентам выполнить следующие типовые повязки: «чепец» на голову, шапочку «Гиппократа», циркулярную и спиральную повязки на предплечье, ползучую на предплечье и плечо, черепашью (сходящуюся и расходящуюся) на область локтевого сустава, колосовидную на плечевой сустав, восьми-образную на голеностопный сустав, повязки Дезо, Вельпо и др. По ходу работы преподаватель направляет действия студентов, напоминает правила наложения повязок, указывает на ошибки, а при необходимости сам показывает как выполнить ту или иную сложную повязку. Преподаватель переводит группу студентов в палату, где непосредственно у постели больных знакомит студентов с различными видами наложенных повязок. Одновременно преподаватель отбирает больных, которым необходимо произвести перевязку. 1. Группа студентов продолжает работу в перевязочной, где студенты поочередно под контролем преподавателя, самостоятельно выполняют перевязки подобранным ранее в палате больным. При этом интерпретируется назначение повязки, роль и особенности. Преподаватель направляет действия студентов, обращает внимание на ошибки, отмечает положительные стороны. ситуационные задачи Задача №1 Больной С-в 24-х лет получил травму правого плеча. Жалуется на резкие боли в правом плечевом суставе, отсутствие движений. При исследовании обнаружен вывих правого длеча. Вывих плеча вправлен по Кохеру. Какую повязку можно наложить в данном случае для иммобилизации правой верхней конечности? Ответ: Вельпо. Задача Больному А-ва 57-ми лет в порядке экстренной хирургической помощи выполнена операция ушивания перфоративной язвы же лудка. Какую повязку и с какой целью необходимо наложить на лапаротомную рану? Ответ: Клеевую защитную повязку.
Задача №3 Вы врач бригады скорой медицинской помощи прибыли на место аварии. При обследовании пострадавшего обнаружена рана, проникающая в плевральную полость. Какую повязку необходимо наложить? Ответ: Окклюзиояную повязку. Удобно пользоваться индивидуальным перевязочным пакетом (ИПП). литература Основная: 3.Гостищев В.К. Руководство к практическим занятиям пообщей хирургии. — М.: Медицина, 1987. С. 156-170. 4. Чернов В.Н. Учебное пособие по общей хирургии. — Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2003. С. 120-132. Дополнительная: 1.Земан М- Техника наложения повязок. — СПб: Питер, 1994. 200 с. 2. Шестакова Н.А., Малкис А.И. Гипсовая техника. — л. Медицина, 1987. 204 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|