Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительная литература. Тема 10. Первые буржуазные революции в Европе и Америке, начало революционного движения в царской России




Дополнительная литература

 

4. Агеева О. Императорский двор России XVIII века: между европеизацией и традицией // Российская история. 2014. № 1. С. 54 – 74.

5. История России: учебник. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2011. – Гл. 20. С. 207 – 216.

6. Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекции 74 – 81 [Электронный ресурс]: URL: http: //kulichki. com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec. htm

7. Семин В. П. История: Россия и мир: Учеб. пособие для студентов не ист. фак. М., 2013. С. 176 – 180.

Методические рекомендации:

Первый вопрос . Охарактеризуйте идеологию Просвещения как выражение мировоззренческих установок буржуазии. Рассматривая учения французских материалистов: Вольтера, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.. -Ж.. Руссо, обратите внимание на их радикальную социальную и антиклерикальную направленность. Для характеристики английского варианта Просвещения, познакомьтесь со взглядами Дж. Локка и Т. Гоббса. В Германском Просвещении, где выделялись фигуры Г. Лейбница, Г. Лессинга, И. Винкельмана, X. Виланда, И. Гердера, особое внимание уделите феномену католического Просвещения. Раскройте деятельность первых просветителей в России: Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина. Назовите основные черты культуры эпохи Просвещения, стилистические и жанровые особенности искусства XVIII в. (просветительский классицизм, сентиментализм, рококо).

Второй вопрос. Раскройте содержание понятия «Просвещённый абсолютизм» и попытайтесь обнаружить признаки «Просвещенного абсолютизма» в политике европейских монархов: прусского короля Фридриха II Великого, австрийского императора Иосифа II, испанского короля Карла III. Проанализируйте политику этих монархов в области экономики, административного управления, просвещения и культуры, отношения с церковью. Докажите, что реформы этих монархов были направлены на ликвидацию наиболее архаичных институтов феодализма и делали шаг в сторону буржуазного развития.

Третий вопрос. В данном вопросе необходимо определить специфику российского варианта «просвещенного абсолютизма». Покажите, как согласуется политика Екатерина II с идеями рационализма и просвещения. Особое внимание уделите таким элементам политики императрицы, как созыв Уложенной комиссии, губернская реформа, политика в крестьянском вопросе, издание «Жалованной грамоты дворянству», «Жалованной грамоты городам». Как изменилась политика Екатерины II после крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева?

 

Тема 10. Первые буржуазные революции в Европе и Америке, начало революционного движения в царской России

План

 

1. Нидерландская и Английская революции

2. Американская и Великая французская революции

3. Движение декабристов в России

Темы докладов

1. Оливер Кромвель – революционер поневоле.

2. Политический портрет М. Робеспьера.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «буржуазная революция»?

2. Почему Нидерланды и Англия стали родиной первых революций?

3. Как соотносятся понятия «Американская революция» и «Война США за независимость»?

4. Победой или поражением закончилась Великая французская революция?

5. В чём отличия «Русской правды» П. И. Пестеля от «Конституции» Н. М. Муравьёва?

Основная литература

1. История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 186-193; 269-274.

2.  Орлов История России: учебник / А. С. Орлов [и др. ]; - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - С. 223-230.

Дополнительная литература

3. «Буржуазная революция» в Большой Советской Энциклопедии URL: http: //bse. sci-lib. com/article002077. html (18. 11. 2013).

4. Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX века. В 3 ч. Ч. 3: учеб. для студентов вузов / [А. М. Родригес и др. ]; под ред. А. М. Родригеса, М. В. Пономарева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. С. 577-615.

5. Россия и мир. Учебная книга по истории. В 2-х ч. / под общ. ред. А. А. Данилова. – М.: ВЛАДОС, 1994. – Ч. 1. (Тема 8, 16-17). С. 64-66, 155-163.

6. Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки. Кн. 1. Ч. 1. Сост. Кузнецов Д. В. Благовещенск, 2010. («Английская революция XVII века» (С. 5-140), «Американская революция XVIII века» (С. 141-200), «Великая французская революция XVIII века» (С. 201-420).

7. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. (Глава 13, 16). С. 243-257, 312-322.

Методические рекомендации

Разбирая первый и второй вопросы занятия, учащийся должен обратить внимание на изменения в социальной структуре революционных стран, выделить причины, характер и движущие силы каждой из революций. На основе изученных источников и литературы студент должен охарактеризовать особенности ранних буржуазных революций – Нидерландской и Английской, объяснить, почему в конечном итоге эти страны сохранили монархическую форму. В чём специфика второго этапа буржуазных революций в мире, почему Америка (США) и Франция смогли избавиться от монархии? Каковы итоги и значение каждой из революций и в целом революционного движения?

Переходя к ответу на третий вопрос занятия, студент должен определить, какие идеи, рождённые в ходе западных буржуазных революций, были восприняты в России. Необходимо выделить причины, характер и движущие силы революционного движения в России. Отвечая на третий вопрос, студент должен показать специфику первого этапа освободительного движения в России. В заключение семинарского занятия следует сделать вывод о взаимосвязи и закономерностях исторического процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...