Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основная литература. Методические рекомендации. Тема 13. Становление парламентаризма в Европе и США,. попытки модернизации России в XIX в.




Основная литература

1. История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. С. 257-260, 283-294.

2. История России: учебник / А. С. Орлов [и др. ]; - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. С. 248-259.

Дополнительная литература:

3. Бенеке В. Военное дело, реформы и общество в царской России. Воинская повинность в России. 1874 - 1914 // Вопросы истории. - 2008. - № 12. - С. - 165-169.

4. Бородач А. Американский и прусский пути развития сельского хозяйства. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. proza. ru/2012/12/18/1358 (дата обращения 21. 02. 2014).

5. Буйко О. Л. Франция: колониальная политика и парламент. 1880-е годы // Новая и новейшая история. - 2008. - № 3. - С. 65-79.

6. Великие реформы в России 1856 – 1874 гг. / Под ред. Захаровой Л. Г. [Электронный ресурс]. URL: http: //rutracker. org/forum/viewtopic. php? t=1145113 (дата обращения 13. 01. 2014).

7.  Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе: 1861 – 1880. М., 1978. [Электронный ресурс]. URL: http: //rutracker. org/forum/viewtopic. php? t=3577889 (дата обращения 22. 02. 2014).

8. История России XVIII-XIX веков / под ред. Л. В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. - 784 с. - С. 589-643. [Электронный режим]. URL: http: //padaread. com/? book=36336 (дата обращения 23. 11. 2013).

9.  Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов. М., 1954. [Электронный ресурс]. URL: http: //rutracker. org/forum/viewtopic. php? t=1527254 (дата обращения 15. 02. 2014).

10. Либеральные реформы во Франции в 1860-х гг. // Вопросы истории. - 2009. - № 4. - С. 106-120.

11. Ружицкая И. В. А. Н. Долгих. Крестьянский вопрос во внутренней политике самодержавия в конце XVIII - первой половине XIX вв. // Отечественная История. 2008. № 2. С. 194-196.

12. Рындзюнский П. Г. Утверждение капитализма в России. 1850 – 1880 гг. М., 1978. [Электронный ресурс]. URL: http: //rutracker. org/forum/viewtopic. php? t=4437631 (дата обращения 17. 01. 2014).

13. Тимошина Т. М. Экономическая история России. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. iovpani. spb. ru/attachments/380_%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF%20%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF%20%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%98. pdf (режим доступа 23. 11. 2013).

14. Черкасов П. П. Политические реформы Александра II в донесениях и отчетах посольства Франции в Санкт-Петербурге // Новая и новейшая история. - 2010. - № 3. - С. 142-163.

15. Шпотов Б. М. Формирование «американского» пути индустриального развития (конец XIX - начало XX века) // Новая и Новейшая история. - 2009. - № 2. - С. 20-36

16. Ярхо В. Промышленные магнаты - эмигранты - лишенцы: о русских семейных фирмах XIX в. // История: прил. к газ. «Первое сентября». - 2009. - № 18. - С. 20-30.

 

Методические рекомендации

Первый вопрос. Семинар логично начать с раскрытия содержания понятия «индустриальное» общество, его характеристик и особенностей. «Прусский» и «американский» пути развития капитализма в сельском хозяйстве, распространение мануфактур, пути первоначального накопления капитала. Также необходимо охарактеризовать взаимоотношения колоний и метрополий в конце XIX в.

Для ответа на второй вопрос студенту необходимо начать с характеристики экономического развития России в период второй половины XVIII в. – первой половины XIX в. Особое внимание следует уделить крепостнической системе, которая к середине XIX в. начинает переживать период кризиса. Студент должен уяснить проявления кризисных элементов крепостнической системы.

Третий вопрос студент, используя предложенную литературу, должен начать с выделения этапов подготовки крестьянской реформы и проектов отмены крепостного права. Проанализировав текст «Манифеста» студенты должны охарактеризовать правовое положение крестьян, размеры наделов и повинностей крестьян. После подробной характеристики, студенты должны определить историческое значение крестьянской реформы для дальнейшего развития России. После рассмотрения крестьянской реформы студенты должны определить особенности развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности в пореформенный период.

 

 

Тема 13. Становление парламентаризма в Европе и США,

попытки модернизации России в XIX в.

План

1. Становление основ гражданского общества в Западной Европе и США.

2. «Правительственный конституционализм» в России в первой четверти XIX в. Реформы Александра I.

3. Попытки модернизации России в 1860-70-е гг. «Великие реформы» Александра II.

 

Темы докладов

1. «Властитель слабый и лукавый»: Александр I глазами современников.

2. Польский вопрос в политике Александра I.

 

Вопросы для самопроверки

1. ​ В чем суть парламентских реформ в Великобритании?

2. ​ Назовите причины революционных всплесков в Европе в 1830-е и 1848 гг.

3. ​ В чем сущность проекта государственных преобразований М. М. Сперанского?

4. ​ Назовите причины отказа Александра I от дальнейших преобразований в начале 1820-х гг. и перехода к реакции.

5. ​ Удалось ли Александру II модернизировать Россию? Какую из его реформ можно назвать наиболее либеральной?

Основная литература

 

1. История в вопросах и ответах для непрофильных специальностей: справочное пособие / Н. П. Бобкова (и др. ); под ред. О. А. Кирьяш – Омск: Изд-во ИП Макшеевой Е. А., 2013. - С. 93 – 95, 99 – 101, 108 – 110.

2. История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - С. 264 – 266, 283 – 289.

3. История России: учебник / А. С. Орлов [и др. ]; - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - С. 195-207; 248-259.

 

Дополнительная литература:

 

4. Игнатченко И. В. Несистемная оппозиция во Франции в 30-е г. XIX в. // Вопросы истории. 2013. № 7. С. 130 – 142.

5. Семин В. П. История: Россия и мир: Учеб. пособие для студентов не ист. фак. М., 2013. С. 214 – 216, 238 – 244.  

6. Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекции 83, 84, 86 [Электронный ресурс]: URL: http: //kulichki. com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec. htm (дата обращения 10. 01. 2014).

Методические рекомендации:

Первый вопрос. Первоначально покажите, как социально-экономические процессы, имевшие место в европейских странах в конце XVIII – начале XIX вв., изменили социальную структуру западного общества. Рассматривая процесс становления основ гражданского общества на примере Франции, необходимо уделить внимание революционным потрясениям 1830 – 1831 гг. и 1848 г. и выяснить, каковы были движущие силы этих революций и к каким изменениям в Европе они привели. На примере Англии необходимо проанализировать эволюционную модель развития европейского общества.

Второй вопрос. Прежде всего, необходимо выделить причины проведения реформ в России в начале XIX в., их цели. Реформаторскую деятельность Александра I лучше рассматривать по трем основным блокам: 1) «Негласный комитет» и реформы первых лет царствования Александра I в государственном аппарате, крестьянском вопросе и просвещении; 2) реформаторская деятельность М. М. Сперанского; 3) послевоенные конституционные проекты правительства и либеральные реформы на окраинах России. В заключении необходимо ответить на вопрос, почему Александр I отказывается от введения конституции в России и сворачивает реформы.  

Третий вопрос. Прежде всего, дайте определение понятия «модернизация», выделите особенности России как страны догоняющего типа модернизации и, исходя из этого, охарактеризуйте причины реформ Александра II: крестьянской, земской, городской, судебной, цензурной, военной, реформы образования и финансовых преобразования. Оценивая итоги и значение либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в. для дальнейшего развития России, необходимо обратить внимание на их непоследовательность и незавершенность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...