Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Экономическое развитие стран Европы и России в конце XIX –XX вв.




Тема 14. Экономическое развитие стран Европы и России в конце XIX –XX вв.

План

1. Причины и сущность второй технологической революции.

2. Основные тенденции экономического развития в Европе и США в конце XIX- начале XX вв.

3. Особенности социально-экономического развития Российской империи на рубеже веков.

 

Темы докладов

1. С. Ю. Витте и П. А. Столыпин как реформаторы: сравнительно-исторический анализ.

2. Роль иностранного капитала в экономике России в конце XIX- начале XX вв.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое вторая техническая революция?

2. Каковы основные тенденции экономического развития развитых стран в конце XIX – начале XX в.?

3. Что такое монополия?

4. Какие страны относят к «первому», а какие ко «второму» эшелону капитализма?

5. Каковы основные особенности индустриализации в России «сверху» в начале XX в.?

Основная литература

1. История в вопросах и ответах для непрофильных специальностей: справочное пособие / Н. П. Бобкова и др. – Омск: Изд-во ИП Макшеевой Е. А., 2013- С. 99-101.

2. История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. -С. 405-409.

 

Дополнительная литература

3. Баженова Т. Л. Особенности российской модели экономического развития в конце XIX – начале XX в. / Т. Л. Баженова // Вестник Оренбургского государственного университета (экономические науки). -2011. -№. 8. -С. 24-29.

4. Дворниченко А. Ю., Кащенко С. Г. Отечественная история до 1917 г. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. tinlib. ru/istorija/otechestvennaja_istorija_do1917_/p11. рhp (дата обращения 20. 12. 2013).

5. Максимов И. Б. Функционирование иностранных инвестиций в экономике России конца XIX – начала XX вв. /И. Б. Максимов. // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. - № 5. - С. 124-128.

6. Фортунатов В. В. История: Учеб. пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. / В. В. Фортунатов – СПб: Питер, 2012. -С. 251-263.

7. Экономическая история: учебник / О. Д. Кузнецова, И. Н. Шапкин и др. - М.: ЮРАЙТ, 2011. -С. 312-324; 344-366.

Методические рекомендации

Первый вопрос. Рассмотрение данного вопроса следует начать с выяснения сущности второй технологической революции, которая произошла в мире в конце XIX- начале XX вв. При этом необходимо выяснить, каким образом технологические нововведения, например, электричество, повлияли на развитие экономики европейских стран.

Второй вопрос. Охарактеризуйте основные тенденции экономического развития ведущих держав (Англии, Франции, Германии, США) в конце XIX-начале XX вв. Каковы причины быстрой динамики одних стран и отставание других? Страны «второго эшелона» развития капитализма. Что было характерно для них в отличие от стран-лидеров. Кроме того, объясните, почему капитализм стал монополистическим. Назовите основные виды монополий. Как монополии повлияли на социальное и политическое развитие стран.

Третий вопрос. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие России на рубеже XIX- начала XX вв. как страны «второго эшелона» развития капитализма. Необходимо рассмотреть основные направления социально-экономической политики в Российской империи на рубеже веков (реформы С. Ю. Витте, аграрная реформа П. А. Столыпина). Результаты форсированной индустриализации России «сверху» в начале XX в.  

Тема 15. Первая мировая война и усиление общенационального кризиса в России

План

1. Причины, начало и ход Первой мировой войны, ее характер.

2. Отношение к войне различных партий и классов России.

3. Февральская революция и установление двоевластия в России.

Темы докладов

1. Великое отступление русской армии 1915 г.

2. Политический портрет А. Ф. Керенского.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какова роль Балканского полуострова в развязывании мировой войны?

2. Могла ли Россия не участвовать в Первой мировой войне?

3. Оцените роль Восточного фронта в Первой мировой войне?

4. Была ли революция в России 1917 г. неизбежной?

5. В чём заключался механизм двоевластия в России 1917 г.?

Основная литература

1. История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - С. 362-372.

2. История России: учебник / А. С. Орлов [и др. ]; - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - С. 314-318; 328-336.

Дополнительная литература

3. Всемирная история войн: Харперская энциклопедия воен. истории: В 4 кн. / Э. Р. Дюпюи, Т. Н. Дюпюи. - СПб.: Полигон: АСТ, 1998. - Кн. 3. С. 658-946.

4. Казанцев, Ю. И. Международные отношения и внешняя политика России. XX век / Ю. И. Казанцев. – Новосибирск: Сиб. соглашение; Ростов н/Д: Феникс, 2002. - С. 76-93.

5. Отечественная история: курс лекций: учеб. пособие / А. Н. Талапин, А. А. Циндик. – Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2011. С. 87-91.

6. Первая мировая война. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. firstwar. info/ (дата обращения 18. 11. 2013).

7. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. (Глава 18, 19) С. 371-373, 378- 400.

Методические указания

Отвечая на первый вопрос, следует проанализировать причины Первой мировой войны, выделив основную – неравномерное развитие стран в эпоху империализма. Необходимо раскрыть цели и планы сторон накануне войн, дать характеристику военно-политическим блокам, которые были ими созданы. Нужно описать складывание основных фронтов, охарактеризовав роль Восточного фронта и в целом ход военных действий.

Во втором вопросе необходимо объяснить, как и почему от патриотического подъёма в начале войны страна перешла к антивоенным и пораженческим настроениям. Нужно охарактеризовать основные политические группировки и партии, исходя из их отношения к войне: оборонцам, интернационалистам, пораженцам. В чём проявлялась активизация не только революционной, но и либеральной оппозиции?

Отвечая на третий вопрос, студенту необходимо объяснить основные причины Февральской революции, показать влияние мировой войны на обострение ситуации в стране. Следует также сосредоточить внимание на анализе деятельности Временного правительства и Советов рабочих и солдатских депутатов, проследить и оценить изменения в стране с марта по сентябрь 1917 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...