Общие указания по подготовке студентов
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинарские занятия по дисциплине «Отечественная история» рассчитаны на 19 недель. Как и во всяком другом предмете, семинарские занятия по истории предполагают соблюдение и выполнение ряда определенных требований. Прежде всего студенту необходимо иметь тетрадь для подготовки к семинару, в которой должен содержаться материал по вопросам занятия. Вопросы эти содержатся в программе семинарских занятий, которая имеется в библиотеке читального зала университета. В этой же программе содержится перечень литературы, которую можно использовать для подготовки. При ответе студента преподавателем учитывается качественный уровень ответа, полнота освещения проблемы и, главное, умение анализировать имеющийся материал, поэтому при ответе студент должен быть готов к тому, что ему могут быть заданы дополнительные вопросы по изучаемой теме, ответы на которые покажут степень владения изученным материалом, а также способность студента анализировать факты. После ответов по каждому пункту занятия преподаватель оценивает их уровень с соответствующим занесением в журнал, чтобы в конце семинара эти данные могли быть учтены при сдаче экзамена. При ответе на поставленный вопрос студенту разрешается пользоваться своей тетрадью с конспектом, но дословно все зачитывать нежелательно, так как дословное чтение текста снижает уровень ответа, и оценка за такой ответ также будет снижена. Лучше всего будет, если студент попытается рассказать приготовленный материал своими словами, используя при этом имеющиеся у него записи.
Указания к составлению конспекта семинарского занятия
Подготовка к семинарскому занятию требует серьезного вдумчивого отношения к самостоятельной работе. Один из главных видов такой работы- это изучение литературы, содержащей необходимую информацию. Поскольку данная информация предназначена для дальнейшего использования в работе на семинарском занятии, ее обычно фиксируют. Наиболее распространенной формой фиксирования информации является конспектирование. При работе с материалом большого конспект объема, как правило, выполняется в виде плана. План- это «скелет» текста. Он компактно отражает последовательность изложения материала, его структуру. План как форма конспекта обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Составление плана- конспекта чрезвычайно важно для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка краткого формулирования мыслей. Удачно составленный план свидетельствует об умении анализировать текст, о высокой степени усвоения его содержания. План обладает определенными преимуществами по сравнению с обычным текстом: обнаруживает непоследовательность мысли автора, выявляет его повторение, способствует более прочному усвоению материала, помогает вести самоконтроль. Формулирование пунктов плана- трудный процесс. Здесь нужна исключительная точность, очень вдумчивый подход к подбору буквально каждого слова. Пункты плана должны быть краткими, емкими, информативными. Другими словами, они должны содержать канву (или основу)того материала, который необходимо будет излагать на семинаре. Иногда в начале работы уже по характеру материала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, однако порой это становится ясным не сразу, поэтому стараться составить сложный план в один прием не всегда разумно. Здесь возможны два способа работы: или составить сначала краткий простой план, а далее преобразовать его в сложный. Процесс составления сложного плана поможет лучше разобраться в содержании: ведь, объединяя- обобщают, а выбрасывая- выделяют главное, как бы фильтруют текст.
Можно порекомендовать такой рациональный способ составления плана: записывать пункты плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последующего совершенствования его. Следует помнить об ограниченности такой формы записи, как план. План, как правило, говорит лишь о том, о чем сказано в источнике. Но не дает сведений, что и как сказано. То есть скупо упоминает о фактическом содержании, о схеме его расположения. Составляя план при чтении текста, прежде всего, старайтесь определить границы мыслей. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточните формулировки. Стремитесь, чтобы заголовки (пункты) плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией. Чтобы облегчить работу, самые важные места авторского текста выписывайте, используя для этого вкладные листы. Запись любых планов старайтесь расположить на одной странице, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом. Наряду с планом- конспектом, в котором каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта, существуют и другие типы конспектов: текстуальные, состоящие из фрагментов учебного материала (прил. А); свободные, сочетанные выписки, цитаты, тезисы; тематические, содержащие ответ на поставленный вопрос по одта, который стоит особняком. Это конспект- схема, о нем будет сказано ниже. Перед написанием конспекта ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые места текста. Для лучшего запоминания полезно пересказать текст с опорой на сделанные записи, при этом не забывая, что начинать записи любого вида следует с библиографических данных текста, то есть указать автора, название книги, место и год создания.
Далее составьте план текста. Он поможет Вам в логике изложения при группировании материала. Сформулируйте тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерными и конкретными фактами. Собственные комментарии, вопросы, размышления располагайте на полях. Текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страницы. В заключении сделайте общие выводы, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку. Конспект– схема- это схематическая запись прочитанного. Наиболее распространенными являются схемы « генеалогическое дерево» и «паучок». В схеме «паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем продумывается, какие понятия или факты являются основными, и их записывают так, что они образуют «ножки паучка» (прил. Б). В схеме «генеалогическое дерево» выделяют основные составляющие наиболее сложного явления: ключевые слова, факты и т. п. и располагаются в последовательности сверху вниз- от общего явления к его частным составляющим. Такая схема может быть усложнена таблицей, которая составляется в том случае, когда некоторые особо важные факты необходимо проиллюстрировать цифровыми данными (прил. В). Составление конспектов-схем способствует не только запоминанию материала, но и развивает способность выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию. Для составления схемы подберите факты и выделите среди них основные, общие понятия. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия. Сгруппируйте факты в логической последовательности, дайте название выделенным группам. Заполните схему данными. Выписки. В толковом словаре говорится: « Выписать - значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала; сделать выборки» (от слова «выбрать»). Вся сложность выписывания заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников. Они могут служить подспорьем для более сложных видов записей, таких как тезисы, конспекты.
Выписки можно составить в гибкой форме, которая облегчила бы их накопление, изменение, а также подбор по какому-либо признаку или принципу. Выписки делайте после того, как текст прочитан целиком и понят в целом. Остерегайтесь обильного автоматического выписывания цитат взамен творческого освоения и анализа текста. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, старайтесь, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записывать своими словами. Яркие и важные места приводите дословно. Записывая цитаты, заключайте их в кавычки, оберегайте текст от искажений. Но если выписки делают из одного и того же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. В этом случае свои мысли излагайте на полях тетради, строго отделяя от цитируемого текста. Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой смысл, поэтому не обрывайте мысль автора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|