История развития Прокуратуры в России.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение. Актуальность темы выбранной мною курсовой работы определена временем. Современный период развития России характеризуется многочисленными изменениями, происходящими в экономической жизни и в области государственного строительства. Значительную часть этих изменений составляют проводимые в стране государственно-правовая и судебная реформы, которые не могли не затронуть различные стороны организации и деятельности правоохранительных органов, в том числе такого правоохранительного органа как прокуратура. Особое место в механизме гарантии законности традиционно принадлежит органам прокуратуры. Данный период отмечен серьезными недостатками в сфере применения и исполнения законов. Слишком часто требования закона игнорируется. Исходя из вышесказанного, мне хотелось бы разобраться в том, как развивалась прокуратура в России, определить ее место в современных условиях. Целью данной курсовой работы является исследование конституционно-правового статуса и перспектив развития прокуратуры в современной России. Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи: -проанализировать историю возникновения и развития прокуратуры -показать конституционно-правовые основы статуса прокуратуры РФ; -рассмотреть существующие проблемы и перспективы развития прокуратуры РФ. Объект исследования: общественные отношения, связанные с системой органов прокуратуры в условиях становления правового государства. Предмет исследования: нормы, регулирующие организацию и деятельность и перспективы развития прокуратуры в современной России.
История развития Прокуратуры в России.
Российская прокуратура была основана 27 января 1722 года, когда указом Петра 1 была учреждена должность генерал-прокурора, который должен был служить стряпчим, т.е поверенным в делах государственных. Спустя ровно три месяца, 27 апреля 1722 года, царём был издан ещё один Указ «О должности генерал – губернатора», который прослужил основным законодательным актом о российской прокуратуре на протяжении всего 18 века. На первоначальном этапе существования нового государственного института власти прокуроры не обособлялись от тех учреждений, за деятельностью которых они осуществляли надзор. Например, сам генерал-прокурор осуществлял надзор за деятельностью высшего органа государственного управления – Сената (учреждённого Петром 1 в 1711 году). Он «повинен» был «сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил, и во всех делах, которые сенатскому рассмотрению и разрешению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потерь времени, по регламентам и указам отправлял»[1]. Генерал-губернатор должен был «накрепко смотреть, чтобы в Сенате дела не на столе только вершились, но самым действием по указам исполнялись». А в случае неисполнения Сенатом своих обязанностей генерал-прокурор должен был «в тот же час… предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чём они или некоторые из них так делают, как надлежит, чтобы исправляли; а ежели не послушают, то он должен в тот час протестовать, и иное дело остановить» При высшем органе управления православной церковью в России – Синоде – состоял обер- прокурор Синода; при коллегиях – предшественниках современных министерств – прокуроры коллегий. После смерти Петра 1 институт прокуроров пришёл в упадок, многие прокурорские должности были упразднены. Его возрождение историки связывают с царствованием императрицы Анны Иоанновны (1730-1740), почитавшей себя преемницей Петра 1 в делах государственных. Новый законодательный акт «Должности губернского прокурора» наделил прокуроров правом принесения протестов на незаконные действия местных властей и судов. Тем не менее в последующем значительного развития российская прокуратура не получила вплоть до реформы Сената и губернской реформы при Екатерине 2, когда появились прокурорские должности при суда, чем было положено начало общему развороту прокурорского надзора в сторону судебной власти и взаимодействия обеих.
Новый этап в развитии российской прокуратуры связан с реформой судоустройства и судопроизводства 60-х годов 19 века (судебные реформы Александра 2. При каждом суде учреждались должности прокуроров и товарищей прокуроров. Прокуроры окружных судов утверждались министром юстиции, который одновременно являлся генерал-прокурором, а вышестоящие прокуроры(Обер-прокуроры Сената, прокуроры судебных палат и их товарищи) – властью императора(по представления министра юстиции). На прокуратуру возлагалось обязанность наблюдать за единообразным и точным соблюдением законов в сфере судопроизводства, требовать восстановления нарушений законного порядка судопроизводства; формулировать суду предложения в случаях, предусмотренных законодательством о гражданском и уголовном судопроизводстве, а также осуществление надзора за производством полицейского дознания и следствия судебными следователями, поддержание обвинения в суде и надзор за местами лишения свободы. Советская власть обратилась к идее воссоздания прокуратуры в 1922 году, с признанием ВЦИК РСФСР Положение о прокурорском надзоре. В нём ещё сохранились основные черты царской прокуратуры, которые не получила статуса самостоятельного органа, а учреждалась в составе Народного комиссариата юстиции РСФСР в качестве структуры последнего. Народный комиссар юстиции одновременно являлся и Прокурором Республики, который назначал и увольнял губернских прокуроров, их помощники и военных прокуроров, их помощниками и военных прокуроров. Однако на советскую прокуратуру наряду с поддержанием обвинения в суде и наблюдением за правильностью содержания заключённых под стражей возлагалась и принципиально новая функция, которая получила наименование общего надзора и сохранилась до наших дней: осуществление от имени государства надзора за законностью действий органов власти, хозяйственных учреждений, организаций и частных лиц.
С образованием СССР и учреждением Верховного Суда СССР была образована Прокуратура Верховного Суда СССР. Это был последний шаг на пути организационного сближения прокуратуры судебной властью; не просуществовало и года, Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. В 1936 году органы прокуратуры были окончательно выведены из системы Народного Комиссариата Юстиции СССР, чем было положено начало формированию советской прокуратуры как самостоятельной системы правоохранительных органов. Наметившаяся тенденция получила закрепление в Положении о прокурорском надзоре в СССР, утверждённом Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1955 года[2], где чётко обозначались задачи, принципы и содержание прокурорского надзора, а также основные направления деятельности, сохранившиеся до наших дней. Общий надзор занимает среди них одно из главных мест. Последние советские конституции – Конституция СССР 1977 года и Конституция РСФСР 1978 года возлагали на органы советской прокуратуры осуществление высшего надзора за точным и разнообразным исполнением законов, чем подчёркивалось его(«прокурорского надзора») особое место в иерархии контрольно – надзорной деятельности, осуществляемой в те времена десятками государственных, партийных и иных органов и учреждений. Прокурорский надзор с конституционных позиций мыслился существующим надо всеми и выше всех. 30 ноября 1979 год был принят Закон СССР «О прокуратуре СССР», впитавший в себя изменения, происшедшие в послесталинский период жизни советского общества. Однако стержень сущности советской прокуратуры был сохранён в неприкосновенности. В статье 1 Закона СССР «О прокуратуре СССР» содержалась констатация, на Генерального прокурора и подчинённых ему прокуроров возлагается высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами и гражданами[3].
Началом этапа формирования российской прокуратуры следует считать дату 2 января 1991 года. Именно с этого момента полномочия упразднённой Прокуратуры СССР перешли к Прокуратуре РСФСР[4]. Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 13 января 1992 года в связи с управлением Прокуратуры СССР на Генерального прокурора РФ было возложено непосредственное руководство системой органов военной прокуратуры. Этим же постановлением в связи с отсутствием специального законодательного акта на Прокуратуру РФ было распространено действие Положения о военной прокуратуре, утверждённого ещё Указом ПВС СССР от 4 августа 1981 года, и регулирующего деятельность органов прокуратуры по осуществлению надзора в Вооружённых Силах[5]. Постановлением Верховного Совета РФ «О полномочиях Генерального Прокурора Российской Федерации и его заместителей по продлению сроков содержания обвиняемых под стражей» до внесения соответствующих изменений и дополнений в УПК РСФСР на Генерального Прокурора РФ было распространено действие правомочия, предусмотренного ч.2. ст.97 УПК[6]. Первым нормативным актом России, специально предназначенным для регулирования организации и деятельности органов прокуратуры явился Закон РФ от 17 января 1992 года «О Прокуратуре Российской Федерации»[7]. Данный Закон был введён в действие с момента его опубликования(с 18 февраля 1992 года). В статье1 комментируемого Закона было определено, что Прокуратура РФ «в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование» В Законе РФ «О Прокуратуре РФ» впервые был изменён характер прокурорского надзора. В период формирования российской системы права содержание прокурорского надзора как всеобъемлющего противоречило бы провозглашённому в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, а также в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года, принципу расчленения законадательной, исполнительной и судебной властей, положённому в основу построения правового государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|