Комментарий эксперта. Отсутствие точности в понимании терминов и нравственно-психологических понятий, встречающихся в формулировках тем
Комментарий эксперта Такое вступление показывает, что выпускник не понимает, какое слово в формулировке темы является ключевым, и затрудняется поставить главную проблему рассуждения. Автор сочинения ни разу не употребил во вступлении слова «неравенство» и не сформулировал главную мысль высказывания, которая должна содержать его позицию по вопросу темы, заключающуюся в том, может или не может быть неравенство в дружбе. Попутно следует отметить, что снижает качество текста ряд речевых недочетов (лексические повторы слов «наше» и «может»). Отсутствие точности в понимании терминов и нравственно-психологических понятий, встречающихся в формулировках тем Наиболее распространенными ошибками, выявленными в работах, являются неточности в понимании философских и нравственно-психологических понятий в формулировке темы. Конечно, выпускники не могут владеть всеми тонкостями различения понятий. В ряде случаев они пытаются самостоятельно определить то или иное понятие. Ниже приведены примеры таких попыток. - Надежда – это желание, мечта, вера в прекрасное будущее. - Надежда – это чувство, что все-таки произойдет то, чего ты ждешь. - Отчаяние – это чувство безвыходности. - Отчаяние – смертельный яд для человека. - Добро – это высшая нравственная деятельность. - Добро – это моральное совершенствование человека. - Зло – это моральная деградация человека. - Добро и зло – вечные спутники человечества. - Смирение – это принятие чего-либо. - Безответная любовь – это когда один человек любит другого безответно. - Любящие – это люди, которые испытывают любовь к другому человеку. - Ложь и эгоизм – это главное зло любви.
- Взаимопонимание – это отношение между людьми, у которых отсутствуют частые ссоры, ругань, недоверие. - Взаимопонимание – это чувство, которое не все испытывают к любимому человеку. - Герой произведения «Преступление и наказание» придумал совершенно безумную теорию и во что бы то ни стало решил воплотить ее в жизнь. Эта мечта так и осталась мечтой (выпускник отождествляет понятия «мечта» и «цель»). - «Дружба – это, несомненно, лучшее, на что способен человек». - «Вражда – это отношения людей, направленные на негатив». - «Бесчестие – это утрата целомудрия, а честь – это хорошая, незапятнанная репутация». - «Слово “честь” — значит чувство собственного достоинства, доблесть, преданность, нравственные принципы. Слово “бесчестие”, как синоним, обозначает эгоизм, грязь, вранье». - «Бесчестье – это безобразные поступки». - «Нравственность – это то, к чему стремится каждый человек, но не у всех получается». - «Разум и сердце – это две крепко связанные детали». - «Эмоция – это некая часть человека». - «Эмоции – это неконтролируемые действия, высказывания и неправильные поступки, что приводит к внутреннему сбою». - «Эмоции – это гамма чувств». - «Эмоции – это важнейшая сила внутреннего мира». - «Чувство – это совокупность эмоций человека, другими словами любовь» - «Разум – это высшая ступень познания, а чувства – это нравственная категория». - «Опыт – наследие ошибок». - «Ошибки – это неправильность в мыслях, отклонение от правильных решений». - «Опыт и ошибки – два неполярных понятия». - «Ошибка – это удел сильного человека». - «Победа – это когда считаешь себя победителем, победив менее развитого физически противника или выиграв партию в шахматы». - «Эмоции – это разум и чувства человека». - «Товарищи – это те люди, которые окружают тебя в повседневной жизни». - «Опыт – враг ошибок трудных».
Иногда авторы сочинений не видят различий даже между положительными (радость, удовольствие, интерес и др. ) и отрицательными (гнев, печаль, страх и др. ) чувствами и эмоциями. Отсутствие такого понимания приводило к тому, что, в основном, они писали о негативных последствиях эмоций и, как следствие, отдавали предпочтение разуму, хотя и понимали, что «человек не машина». Например: «Чувства трудно поддаются упрёкам разума, в порыве этих чувств мы готовы делать необдуманные и порой очень глупые поступки, которые в конечном итоге не приносят нам счастья. Примером таких чувств может послужить произведение М. А. Шолохова «Тихий Дон» (подчёркнуты речевые ошибки). Далее участник кратко пересказывает историю любви Григория и Аксиньи, которые «сбегают из родного хутора, не задумываясь о последствиях». Вот здесь-то и нужно было рассуждать о силе чувств героев (тема «Какие чувства неподвластны разуму? »), однако далее участник пишет: «Но «метания» Григория не приводят их к человеческому счастью и стабильной семейной жизни. Когда умирает Аксинья, Григорий признаёт, что вместе с ней умирает его душа». Затем следует ряд примеров, ничего не прибавляющих к раскрытию темы. Возможность собственного осмысления проблемы упущена. Заключение также неубедительно, в нем приводится цитата из Интернета («Когда от любви и страсти поет сердце, разум должен не подпевать, а дирижировать») и выражается согласие с ней. Приведем фрагменты сочинения на тему «В чем смысл утверждения Ф. Шиллера «Голова должна воспитывать сердце»? » Непонимание разницы между понятиями «чувства» и «эмоции» уже во вступлении ведет выпускника по ложному пути. «Я абсолютно согласен с этим изречением, ведь каждый человек в своей жизни может попасть в экстремальную ситуацию, справиться с которой он сможет только в том случае, если будет принимать заблаговременно обдуманные решения. Очевидно, что принятие важного решения под влиянием чувства может привести к непредсказуемым последствиям. Сгоряча человек принимает решение, которое ему диктует сердце, игнорируя предостережение разума». Ошибка заключается в том, что чувства, в отличие от эмоций, которые имеет в виду выпускник, отличаются относительной устойчивостью.
Надо отметить, что, несмотря на неточность в понимании психологических терминов, выпускник приводит удачный пример того, как под влиянием эмоций Владимир Ленский вызывает Евгения Онегина на дуэль и как это оборачивается для него трагедией. Автор сочинения делает вполне логичный вывод о том, что «человек должен действовать обдуманно, полагаясь на разум и лишь прислушиваясь к сердцу».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|