Неумение формулировать главную мысль сочинения, содержащую в свернутом виде ответ на вопрос темы
Неумение формулировать главную мысль сочинения, содержащую в свернутом виде ответ на вопрос темы В абсолютном большинстве работ, даже заслуживающих высокой оценки, при переходе от вступления к основной части отсутствует формулировка главной мысли сочинения, которая могла бы быть возможным заголовком его основной части, что показывает на поверхностное понимание темы выпускниками. Вместо этого авторы работ употребляют шаблонный переход, который может быть сформулирован по-разному, но имеет общий смысл: «обратимся к произведениям художественной литературы». Экзаменуемые забывают о том, что сюжетные элементы и поступки героев произведений сами по себе аргументами не являются. Аргументы нужно сформулировать, а обращение к текстам можно рассматривать только как примеры, подтверждающие аргументацию. Ниже приведены примеры таких неудачных переходов Тема 202. Окончание вступления: По моему мнению, человек не должен отчаиваться, не должен опускать руки. Он должен верить и бороться до победного конца. Тот, кто борется, получает свое. Начало основной части: Для подтверждения своего мнения приведу аргумент из русской литературы произведения «Алые паруса». Тема 313. Окончание вступления: Раскрыть данную проблему поможет читательский опыт. Начало основной части: Приведем пример поднятой проблемы из произведения А. Платонова «Юшка». Тема 407. Окончание вступления: Попробуем разобраться с этим вопросом на примере литературных героев в творчествах писателей. Начало основной части: Рассмотрим произведение великого русского писателя Андрея Платоновича Платонова «Юшка». Тема 503. Окончание вступления:
Так что же мешает взаимопониманию в отношениях? Чтобы ответить на этот вопрос, приведу пример из русской литературы. Начало основной части: Вспомним произведение «Олеся» Александра Ивановича Куприна. Использование схемы, трафарета Большинство работ построено по одной схеме: 1) вступление (заранее заготовленное для данного тематического направления); 2) два-три предложения-парафразиса или очень простой тезис; 3) два примера (не аргумента) на тему; преимущественно пересказ сюжета без комментариев; 4) заключение-заготовка для тематического направления. Приведем пример неудачного сочинения, в котором заложена описанная выше схема. Над какими чувствами разум может быть не властен? А что такое чувство и разум? Чувство – это состояние человеческой души. Каждый человек что-то чувствует, это может быть чувство страха, чувство долга, чувство симпатии к кому-либо или к чему-либо и наконец, самое главное чувство любви. Чувство любви это самое лучшее, что может испытывать человек. И совсем не важно, будь то человек, или же что-нибудь совершенное иное. Ну а что же такое разум? В моём понимании разум – это сознание своих действий и поступков. И я думаю, что над чувством любви разум может быть не властен. В доказательство своего мнения я приведу пример из поэмы Куприна «Гранатовый браслет». Мелкий чиновник Георгий Желтков влюбляется в главную героиню поэмы Анну. На протяжении долгих лет он пишет ей письма с признаниями своих чувств к ней. Анна будучи замужем не отвечает взаимностью. На именины к Анне Желтков приносит ей письмо и коробочку с подарком. Но Анна не успевает застать его на месте. Прочитав письмо и открыв коробочку, Анна находит там гранатовый браслет. После именин Анна рассказывает мужу об очередном письме Желткова к ней. Муж отправился со своим другом к Желткову. Желтков им сказал, что не сможет жить, зная, что Анна не отвечает ему взаимностью, но и забыть её он не сможет. После беседы Анна получает последнее письмо от Желткова о любви. После этого Анна узнает, что он покончил жизнь самоубийством.
В этой поэме чувство любви Желткова к Анне взяли верх над разумом. В поэме Островского «Гроза» противоположный случай. Героиня поэмы Катерина, будучи замужем, влюбляется в молодого человека. Муж Катерины постоянно в разъездах, свекровь Катерины, постоянно не довольна ей. И чтобы обрести спокойствие в душе Катерина заводит роман. Она осознает, что у неё есть любящий муж, но чувство любви к другому берут верх над разумом. Когда муж узнает об измене своей жены, он прощает её. Возлюбленный Катерины собирается уезжать и зовёт её с собой, но Катерина не соглашается. Вскоре Катерина понимает, что не сможет жить с этим грехом и бросается в реку с моста. В заключении я хотела бы сказать, что чувство любви не подвластно разуму.
К сожалению, многие выпускники, не зная содержания изученных произведений, создают подобного рода псевдотексты, в которых проявляется неумение создавать подлинный текст, имеющий авторский замысел, обращенный к читателю.
Неоправданное расширение темы до уровня тематического направления В 2019/20 учебном году отмечается положительная тенденция: все меньшее число участников расширяют границы темы до открытого направления. Большинство обучающихся высказываются по предложенной теме, обозначая связь с ней на протяжении всей работы. Чаще всего «берега» темы теряются во вступлении из-за попытки дать определения понятиям или порассуждать о жизни «вообще», и в заключении, где многие выпускники напрямую обращаются к читателю с призывами или наставлениями. - Для начала хотелось бы разъяснить, что такое добро и зло. Не существует полностью злых и добрых людей. В каждом зле есть частичка добра, ровно как и в каждом добре есть частичка зла. - Добро – это взаимопомощь, хорошее отношение к окружающим, а зло – высокомерие, заносчивость. Эти понятия являются антонимами. В мире они существуют в равновесии. Каждый сам выбирает, какое качество в себе воспитывать и кто выйдет из битвы победителем. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?
- Что такое духовные искания человека? Я думаю, что это поиск своего жизненного предназначения, истинной цели, смысла существования. Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека? - Размышляя над этим утверждением, возникает вопрос, а что такое добро и зло. Добро – это поступки, которые совершаются во благо и от души человека, не требуя ничего взамен. Зло – это противоположность добру, какое-то намеренное причинение вреда человеку. Об этой проблеме писали многие писатели. - Добро и зло – вечные спутники человечества. С ранних лет нас учили быть добрыми. Родители направляли нас на путь добра. Зло рождается там, где на первом месте встают деньги. Люди ненавидят зло. Считаете ли Вы смирение добродетелью? - Что такое смирение и добродетель? На это вопрос каждый человек ответит по-своему. Для меня смирение – это принятие происходящих обстоятельств, направленных к вам, которые часто оказываются не очень-то и верными, также оно помогает человеку понять свои ошибки и в будущем, хотя бы, попытаться исправить их. А добродетель – это тот, кто помогает человеку в трудную пору и направляет его на правильный путь, не причиняя вред окружающим. Что мешает взаимопониманию между любящими? - Что же такое любовь? Я считаю, это одно из самых светлых чувств, которое может испытывать человек. Безусловно, влюбленным часто приходится проходить через трудности и проблемы, способные испортить их отношения. Но что же именно мешает взаимопониманию между любящими людьми? - Взаимопонимание – это чувство, которое не все испытывают к любимому человеку. Но что же мешает взаимопониманию между любящими людьми? Этим вопросом задаются многие люди. Причин может быть много, но я считаю, что это все из-за разности характеров у любящих друг друга людей. За ответом на это вопрос можно обратиться к некоторым писателям…
В 2019/20 учебном году неоправданное расширение границ темы проявилось наиболее очевидно в сочинениях на тему «Всегда ли он достоин её? » Практически во всех перепроверенных сочинениях, рассуждая о препятствиях к пониманию, выпускники переключались на мысль о причинах, разрушающих отношения в целом. Можно сказать, что большинство сочинений на самом деле написано на тему «Что разрушает любовь? » или «Отчего расстаются любящие? ». При этом даже удачно подобранные примеры получают не совсем точное истолкование. Так, говоря о героях «Капитанской дочки», ребята отмечают их взаимную верность и готовность идти на все друг для друга, но не поясняют истоки их неразрывной связи и глубокого внутреннего единства – общность нравственных ценностей, одинаковое отношение к чести, долгу, достоинству. Приводя в пример неудачных отношений Татьяну и Онегина, Обломова и Ольгу, Одинцову и Базарова, ребята порой игнорируют тот факт, что эти герои очень неплохо понимают друг друга, но этого оказывается недостаточно, чтобы быть вместе. В этих недочетах проявляется, возможно, следующая закономерность: отсутствие необходимости глубоко анализировать литературный источник приводит к поверхностному истолкованию изображенных в нем коллизий, характеров в контексте рассуждений обучающегося на моральную тему. Сочинения, в которых обучающиеся проявляют хорошую филологическую подготовку, обычно содержательнее и глубже и с точки зрения философских размышлений.
Среди анализируемых работ оказалось немало таких, которые соответствуют не конкретной теме, а, скорее, открытому тематическому направлению. Избрав объектом подготовки то или иное направление, выпускники оказываются не в состоянии (или желая «обмануть» проверяющих) скорректировать заученный материал в соответствии с более частной формулировкой темы. В итоге получается текст о чести «вообще», дружбе «вообще» и т. п. В ряде случаев можно наблюдать частичное соответствие материала заданной теме: вступление отвечает поставленной задаче, а литературный материал (а значит, и аргументация) – нет. Попадаются и такие работы, текст которых подвергнут вторичной авторской правке, призванной скорректировать материал в сторону заданной темы (вписанные между строк фразы и «пришитая» в конце сентенция, выполненные мелким шрифтом, свидетельствуют о том, что автор «спохватился» и попытался исправить положение с помощью нескольких коротких вставок). Эта категория сочинений наиболее многочисленна среди тех, за которые выставляется незачет по критерию № 1. При подготовке к сочинению учителя, очевидно, отрабатывают философские понятия, обусловленные направлением, таким образом ориентируя выпускника на работу, раскрывающую данные категории. Выпускник с плохой образовательной подготовкой в такой ситуации подменяет заданную на экзамене тему той, которая была отработана в классе. Приведем пример интересной, композиционно сбалансированной работы с хорошим анализом, однако тема подменена. Вероятные формулировки, по которым шла подготовка «Что в большей степени управляет человеком – разум или чувства? » и «Что преобладает – разум или чувства? »
В чем смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»? - Смысл утверждения Ф. Шиллера в том, что человек может прожить только разумом, не поддаваясь чувствам. Но это будет тусклая и безрадостная жизнь. - Могут ли разум и чувство владеть человеком одновременно или это разные понятия, исключающие друг друга? Верно ли, что в порыве сильных чувств человек может совершить низменные поступки или совершить поступок, говорящий о его великодушии? - На страницах литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» представляют два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, а с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и её брат, черствый Анатоль. - Многие конфликты в романе происходят именно от того, что герои зачастую слушаются своего сердца. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является измена Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго. Могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Разум и чувства героини ставят её перед выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаваться порыву и дождаться Андрея. В пользу сердца был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Я не могу осуждать Наташу Ростову, зная её нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его. - Высказывание древнего философа совершенно справедливо: человек может прожить только разумом, но это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная. Только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя живые эмоции. Как писал Лев Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управлять разумом, то уничтожится сама возможность жизни». Только разумный человек может управлять своими чувствами и жить разумной жизнью.
Авторы таких сочинений не пытаются рассуждать в рамках сформулированного конкретного вопроса, а воспроизводят по памяти (или списывают) готовые шаблоны под открытое направление. Используя на экзамене домашнюю заготовку к тематическому направлению, участник оказывается не в состоянии изменить ее, «приспособив» к ракурсу избранной темы. Показательно и то, что в приведенных ниже сочинениях экспертами неправомерно поставлен зачет по критерию № 1 «Соответствие теме». Когда непонимание между людьми приводит к вражде? Однажды мне попалась книга, рассказывающая о жизни и судьбе А. С. Пушкина. Обычно такие книги не очень интересно читать, но эта книга была так увлекательна, что я ею зачитался. Мне запомнились страницы, рассказывающие о дуэли Пушкина. По пути к месту дуэли он напевал песню: «Знакомых тьма, а друга нет». Эти строчки меня поразили. Как же так? Известный всей стране поэт, человек, воспевающий дружбу, к друзьям-лицеистам ехал (возможно, он понимал, что может погибнуть), не чувствуя плечо своего друга. И я подумал, как был он одинок среди большого количества поклонников его творчества, людей, именующих себя его лучшими друзьями. И тут я задумался над словом «дружба». Действительно, что же такое дружба? Дружба – это общность взглядов, искреннее желание прийти на помощь, разделить с другом и печаль, и радость. Дружба – это когда в тебе нуждается друг, а ты нуждаешься в нем. Дружба – это когда ты верен до конца. Я пишу эти строчки, и мне на память приходит история дружбы японского профессора и его собаки Хатико. Действительно, поразительная история дружбы и преданности между человеком и животным. Собака, привыкшая провожать своего друга на работу и каждый день встречавшая его, никак не могла привыкнуть к тому, что ее друга не стало. Несмотря на все попытки друзей и родственников профессора пристроить ее, она неизменно продолжала приходить на станцию и ждать возвращения своего друга. Эти отношения между собакой и профессором стали символом верности, преданности и настоящей дружбы. А я счастлив, потому что у меня много настоящих друзей. (236 слов)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|