Новая идея
Все грэмовские «суперинвесторы» изначально учились перескакивать с одной дешевой акции на другую дешевую акцию. Результаты были обычно превосходными, а вероятность убытка – небольшой. Конечно, большинство из этих компаний нельзя было назвать хорошими, но они нередко выглядели соблазнительно дешевыми, и приличная доходность для покупателей портфеля их ценных бумаг практически гарантировалась, учитывая уплаченные цены. Баффетт, анализируя практику товарищества за 12 лет, заметил, что «на протяжении многих лет это была наша лучшая категория акций с точки зрения средней доходности, к тому же она давала самый высокий процент прибыльных сделок. На данном подходе я учился ведению дел, и на него в прошлом приходилась большая доля всех наших инвестиционных идей. Наша совокупная прибыль в этой категории на протяжении 12‑ летней истории BPL, пожалуй, в 50 раз больше совокупных убытков». С той поры Баффетт называет категорию плюсовых акций и другие ультрадешевые ценные бумаги в целом «сигарными окурками». До настоящего дня он описывает эти зачастую крайне малоприбыльные компании как отвратительные с деловой точки зрения, но все же очень привлекательные для инвестирования по той простой причине, что они сулят «бесплатную затяжку» (прибыль) при незначительном риске безвозвратного убытка. В наши дни частичное участие в компании вроде Nam Tai Property даже при совокупной стоимости всей компании $220 млн мало интересно Баффетту, которому нужны многомиллиардные инвестиции. Nam Tai попросту ничего не меняет для него, даже если бы он мог купить компанию целиком по текущей цене. В годы существования товарищества, когда его активы росли, а взгляды эволюционировали, Баффетт постепенно двигался в сторону расширения понятия «стоимость» и все более склонялся к диверсификации приемлемых форм защиты от убытка. Он начал уделять больше внимания качеству компании при определении того, насколько устойчивыми и, следовательно, ценными могут быть ее прибыли, и все дальше отходить от статистического подхода к выявлению физических активов при оценке «сигарных окурков».
Самое ясное объяснение этого эволюционного перехода Баффетт представил в своем письме для партнеров осенью 1967 г. В нем он отмечал:
«Оценка компаний и ценных бумаг в инвестиционных целях всегда основывается на сочетании качественных и количественных факторов. На одном полюсе аналитик, ориентирующийся исключительно на качественные факторы, сказал бы: „Покупай хорошую компанию (с хорошими перспективами, внутриотраслевыми условиями, руководством и т. п. ), а цена сама позаботится о себе“. На другом полюсе сторонник количественных методов сказал бы: „Покупай по хорошей цене, а компания (и акция) сама позаботится о себе“. Однако, как нередко бывает в мире ценных бумаг, деньги можно делать и на том, и на другом подходе. Конечно, любой аналитик сочетает эти подходы в определенной мере – его классификация при любой школе должна зависеть от относительных весов, которые он присваивает различным факторам, а не от исключительной приверженности одной группе факторов и отбрасывания другой. Как ни странно, хотя я считаю себя приверженцем количественной школы (и, похоже, остался единственным представителем этого класса), на протяжении многих лет реально сенсационные идеи, рождавшиеся у меня, очень сильно зависели от качественного аспекта, иначе говоря, от «правильного понимания глубинных взаимосвязей». Именно это заставляло кассовый аппарат по‑ настоящему стрекотать. Вместе с тем такое случается нечасто – озарения вообще явление редкое, а для количественных оценок озарения не нужны, – цифры очевидны, они просто валятся вам на голову. Поэтому реально большие деньги обычно делают инвесторы, которые принимают правильные качественные решения, однако, по крайней мере на мой взгляд, больше гарантий дают очевидные количественные решения».
Читая этот комментарий, помните – плюсовые и ультрадешевые акции в основном исчезли к 1967 г., и, хотя Баффетт подозревал, что в сфере количественного подхода он, «похоже, остался единственным представителем этого класса», такое явление было лишь временным. Количественные возможности появляются часто, особенно на дне рыночного цикла, и, несмотря на то, что явные ультрадешевые акции попадаются все реже от цикла к циклу, стоимостные инвесторы, склонные к количественным оценкам и чуть более свободно трактующие понятие «дешевого», по‑ прежнему делают неплохие деньги на своих находках. Далее Баффетт отмечает в своем письме 1967 г.:
«Октябрь 1967 г. Такие статистически дешевые сделки с годами исчезают. Возможно, это результат постоянного причесывания и перелопачивания инвестиций, которое происходило в последние 20 лет в отсутствие экономических потрясений вроде депрессии 1930‑ х гг., породившей недоверие к акциям и появление сотен новых дешевых ценных бумаг. Или это результат нового общественного признания и, следовательно, распространения (а может быть, и наоборот – я оставляю эту тему бихевиористам) сделок по полной покупке компаний, в которых внимание, естественно, фокусируется на цене. Не исключено также, что это результат взрывного роста рядов фондовых аналитиков, в сферу внимания которых стали попадать выпуски, остававшиеся незамеченными еще несколько лет назад. Как бы то ни было, следствием стало фактическое исчезновение дешевых с количественной точки зрения выпусков, а значит и нашего хлеба с маслом. Конечно, время от времени они по‑ прежнему могут попадаться. Существуют также некоторые ценные бумаги, в отношении которых я могу дать реально квалифицированную качественную оценку. Это повышает наши шансы на хорошую прибыль. К сожалению, такие случаи редки. В значительной мере наши хорошие показатели в последние три года являются результатом всего одной идеи такого сорта»{59}.
Здесь мы можем видеть две отчетливые тенденции, которые развиваются одновременно. Во‑ первых, по мере формирования бычьего рынка становится все труднее и труднее находить дешевые акции – это явление наблюдается во время каждого цикла. Во‑ вторых, и это более интересно, поскольку здесь нет связи с рыночными циклами, Баффетт начинает все более признавать качества, которые делают компанию «хорошей», а не просто дешевой. Когда он говорит, что «в значительной мере наши хорошие показатели в последние три года являются результатом всего одной идеи такого сорта»{60}, речь идет об огромной позиции в акциях American Express, высококачественной компании, которая не была статистически дешевой по Грэму, однако обладала невероятным потенциалом генерирования прибыли. Это был франчайзинговый бизнес. С ростом активов Баффетту не оставалось ничего другого, кроме как отказаться от стратегии «сигарных окурков», – он перерос ее в финансовом смысле. Перескочим вперед и взглянем на письмо Баффетта инвесторам Berkshire, датированное 2014 г., где он оглядывается назад и отмечает достоинства и недостатки прежней стратегии «сигарных окурков»:
«Моя стратегия сигарных окурков работала очень хорошо, пока я управлял небольшими суммами. Многие десятки „бесплатных затяжек“, полученные мной в 1950‑ е гг., сделали это десятилетие без сомнения лучшим в моей жизни, с точки зрения как относительных, так и абсолютных результатов… Однако постепенно стал очевиден очень большой недостаток этого подхода: инвестирование в сигарные окурки поддавалось масштабированию лишь до определенного предела. При крупных суммах оно никогда не работало хорошо. Кроме того, хотя малодоходные компании, приобретаемые по низким ценам, могли быть привлекательными для краткосрочного инвестирования, их нельзя брать за основу при строительстве крупного и устойчивого предприятия. К выбору пары для семейной жизни определенно нужно подходить более строго, чем к выбору объекта для свиданий. (Berkshire, следует заметить, была бы очень хорошим «объектом для свиданий»: если бы нас поглотили [представили бы тендерное предложение], то средневзвешенная годовая доходность инвестиции BPL в Berkshire составила бы примерно 40 %. )»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|