Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интеллектуальный театр жана ануя»




1. Общая характеристика.

2. Пьеса «Горностай - сенсация парижской сцены.

3. Трагическая вершина творчества Ануя - пьеса «Антигона».

4. Национальная история и национальный характер в драме «Жаворо­нок».

5. Послевоенные пьесы.

Жан Ануй - самый популярный драматург Франции XX столе­тия. Великолепное чувство сцены, ее игрового начала и условности, блеск диалогов, изящество построения пьесы - все приемы направлены у него на то, чтобы как можно более полно донести до них конфликт выражаемых персонажами идей. Не характеры людей, а идеи, их столкновение и борьба составляют стержень пьес Ануя.

Его творчество - это "интеллектуальный театр, откровенно условный, где игра ума воплощается в трагическом или комическом гротеске. Через его философские притчи зритель приобщается к ведущим течениям мысли XX столетия, в первую очередь к экзистенциализму.

Ануй любит использовать знакомые всем сюжеты из мифологии или истории. Миф нужен драматургу как универсальная ситация, полигон для испытания идей на прочность. Ануй наполняет старую форму мифа новым содержанием: он смешивает исторические эпохи, его герои заранее знают исход трагедии, они говорят современным языком.

Главная тема Ануя - столкновение романтического идеала с пошлостью, жестокостью, грязью реальной жизни. Бескомпромиссный герой гибнет - тогда это трагедия. Но можно все превратить в веселую игру, тогда это комедия с подчеркнуто условным счастливым концом. Любимые герои автора всегда молоды. С юношеским максимализмом они не принимают унылую прозу жизни и выбирают бунт, пусть бессмысленный и разрушительный, зато честный и благородный.

Первый успех пришел к автору в 1932 г. - его пьеса "Горностай" стала сенсацией парижской сцены. Главный герой, молодой Франц, нищий воспитанник богатой герцогини, жаждет денег, "чтобы быть счастливым", так как удел бедняков - убожество тяжелого и безрадостного труда, неприемлемого для тонкой натуры. Юноша благороден и товергает "грязные" деньги, но все же убивает старуху, чтобы, получив наследство, жениться на ее внучке, в которую он романтически влюблен.

Трагическая вершина творчества Ануя - пьеса «Антигона» (1943). По­ставленная в разгар войны и оккупации, она поднимает проблему выбора, проблему совести, проблему сопротивления власти Однако считать пьесу антифашистской - упрощение. Это не агитка, а трагедия, в которой каж­дый прав по-своему.

В пьесе два трагических героя, две идеи - государственный порядок (правитель Креонт) и бунт (Антигона). Старая греческая трагедия переос­мыслена, но сюжет сохранен. Сыновья царя Эдипа убили друг друга в борьбе за власть. Креонт, чтобы укрепить расшатанное государство, одно­го из них объявляет национальным героем, другого же - погубителем оте­чества. И под страхом смерти запрещает его хоронить. Запрет нарушает сестра погибших Антигона, детской лопаткой насыпавшая горсть земли на труп брата. Антигона бунтует против закона, который ей кажется бесче­ловечным, против соображений здравого смысла и политики.

Что делать Креонту, который воспитал Антигону, подарил ей первую игрушку, а теперь собирается женить на ней своего сына и наследника? Креонт понимает, что мир зол и жесток, и хочет его улучшить, делает «грязную работу» из чувства долга, видя в этом государственную необхо­димость. Он убеждает Антигону раскаяться, пытается спасти ее. Но де­вушка непреклонна. Все доводы разума здесь бессильны. Она и сама по­нимает, что не знает, за что отдает жизнь.

Парадоксально, но упрямая Антигона оказывается права: жеская государ­ственная власть губительна для человека, общества и самого государства. В финале пьесы после казни Антигоны сын Креонта плюет отцу в лицо и закалывается. Все дело государственного строительства рухнуло. Креонту ничего не остается, кроме как, занимаясь привычными делами правления, дожидаться смерти.

Бунт другой героини - знаменитой Жанны д/Арк из пьесы «Жаворо­нок» (1953) - исполнен смысла: она восстает против ограниченности лич­ных интересов, во имя спасения Франции.

В 1429 г. юная крестьянка из Домреми, встала во главе французской армии и за год изменила ход Столетней войны между Францией и Англи­ей. Переломным событием стало снятие осады с Орлеана. Вдохновляемые Жанной, солдаты одержали ряб блистательных побед и отвоевали часть Франции, захваченной англичанами.

Однако многим пришелся на по нраву стремительный взлет девушки из народа; став жертвой предательства, Жанна попадает в плен к сторонни­кам англичан и предстает перед церковным судом. В этот тяжелый для нее час зритель и встречается с героиней пьесы. Вот уже девять месяцев в Руане длится процесс: английский граф Варвик, французский епископ Кошон, Фискал и Инквизитор пытаются во что бы то ни стало опорочить Жанну и заставить ее отречься от своих деяний.

Судьи предлагают Жанне рассказать свою историю, и та погружается в воспоминания. В детстве она впервые услышала голоса святых. Сначала они призывали ее быть послушной и молиться Богу, а когда она выросла, приказали идти на помощь королю и вернуть ему королевство, раздирае­мое на куски англичанами. Отец Жанны, что дочь его собирается стать во щаве армии и отправиться в поход спасать Францию, приходит в ярость и избивает ее. Мать тоже нЬ одобряет намерения Жанны. В слезах девушка жалуется голосам святых...

Вдохновленная свыше, Жанна отправляется в ближайший городишко Вокулер, идет к коменданту Бодрикуру и просит у него мужской костюм, коня, эскорт до Шинона, где находится резиденция дофина Карла, с кото­рым ей непременно надо встретится.

Бодрикур не прочь поразвлечься с симпатичной девицей, но дать ей коня и прочее - нет уж, увольте! Однако Жанне удается уломать самолю­бивого солдафона. Всем известно, что часть французской знати перешла на сторону англичан, Орлеан в осаде, а французские солдаты совсем при­уныли из-за постоянных поражений. Им нужен кто-нибудь, кто вдохновит их. И этим человеком станет она, Жанна. А Бодрикур, направивший Жан­ну ко двору, будет замечен и награжден. Пораженный ее рассуждениями Бодрикур отправляет девушку в Шинон.

В мрачном шпионском замке сидит некоронованный король - дофин Карл. Король, его отец, был безумен, сын же гадает, что лучше - быть бастардом или сумасшедшим. Сомневающийся в своем происхождении Карл превратился в пешку в руках различных политических партий.

Карлу сообщают, что какая-то деревенская девушка хочет его видеть; она заявляет, что пришла спасти Францию и короновать его. Дофин реша­ет ее принять - хуже не будет. Тем более что можно еще и посмеяться: простушка никогда не видела короля, поэтому он посадит на трон пажа, а сам затеряется в толпе придворных. Вот и посмотрим, действительно ли она ниспослана ему свыше, или это просто дурочка.

Вошедшая Жанна безошибочно находит дофина. Она заявляет ему, что Господь приказал ей встать во главе французской армии, снять осаду с Орлеана и короновать его в Реймсе. Изумленный Карл выгоняет всех при­дворных и остается с Жанной наедине. Он хочет знать, почему же Бог раньше не вспомнил о нем? «Бог не любит тех, кто боится», - просто отве­чает девушка. Потрясенный простотой и ясностью ее ответов, Карл назна­чает ее командующей французской армией.

Воспоминания Жанны прерывает Варвик. Он заявляет, что Карл просто воспользовался Жанной, как талисманом. Хотя - вынужден он признать -действительно, Орлеан был освобожден, а французы одержали победу. Может быть, им помог Бог, а может, «жаворонок, поющий в небе Фран­ции над головами пехотинцев». Но теперь жаворонок попался - Жанна в плену, голоса ее умолкли, король и двор от нее отвернулись, а лет через десять вообще никто не вспомнит об этой истории.

Кошон вкрадчиво предлагает Жанне отречься от своих голосов и своих побед. «От содеянного мною никогда не отрекусь», - гордо заявляет девушка.

Раздается зловещий голос Инквизитора. Он указывает на главно­го врага церкви - человека, верящего в свои силы, одержимого любовью к людям. Инквизитор требует отлучить Жанну от церкви, передать ее в руки светских властей и казнить.

На сцену выходит руанский палач. Но Жанна страшится не его, а от­лучения, ведь для нее церковь и Бог нераздельны. Еще больше увеличивает страдания Жанны речь Карла. Став королем, он больше не нуждается в ее помощи, напротив ему неприятны напоминания о том, что своей коро­ной он обязан простой деревенской пастушке. Нет-нет, он больше не же­лает даже слышать о ней.

Жанна окончательно падает духом - все, кто был дорог ей, отвернулись от нее. Она соглашается надеть женское платье и отречься от всех своих свершений. Не умея писать, Жанна ставит под отречением крестик.

Варвик поздравляет Кошона: казнь Жанны стала бы «торжеством французского духа», а в отречении есть «что-то жалкое». Действительно, маленькая одинокая Жанна в тюремной камере вызывает сострадание. Она тщетно взывает к голосам, они молчат, на хотят ей помочь. Приходит Варвик поздравить Жанну. В сущности, она ему глубоко симпатична, ему совершенно не хочется ее казнить, это только простолюдины дают убить себя ни за что.

Слова Варвика глубоко ранят душу девушки: она сама из народа! Жан­на вдруг осознает, что совершила ошибку: она никогда не сможет забыть того, что совершила! Пусть голоса молчат - она все берет на себя! Она от­казывается от отречения.

Раздаются крики: «В огонь еретичку! Смерть!» Все сидящие на сцене действующие лица хватают охапки хвороста и сооружают костер. Жанну привязывают к столбу. Она просит дать ей крест, и какой-то английский солдат подает ей крестик, связанный из двух палочек. Кто-то поджигает хворост, Жанна смело и прямо смотрит перед собой.

Внезапно с громким криком на сцену врывается Бодрикур. Нельзя за­канчивать пьесу, ведь они еще не сыграли коронование! «Настоящий ко­нец истории Жанны - радостный. Это - жаворонок в небе! Это - Жанна в Ремсе, во всем блеске ее славы!»

Все бросаются растаскивать костер. Жанне приносят ее меч, стяг и плащ. Раздается звон колоколов, звучит орган. Все опускаются на колени. Архиепископ возлагает на голову Карла корону. Жанна стоит, выпрямив­шись, улыбаясь небесам, как на картинке из хрестоматии по истории для школьников. «История Жанны д/Арк - это история со счастливым кон­цом!»

В послевоенных пьесах Ануя его вчерашние герои превратились в ре­зонеров и ворчунов, поскольку из идеального пространства мифа они пе­реместились в обыденную жизнь. Так появились сатирические комедии «Колючие пьесы» (1956). Автор с печальной иронией смотрит на совре­менный мир В пьесе «Сумасброд, или Влюбленный реакционер» (1959) герой, старомодный идеалист, отвергает общество потребления», с его комфортом и представлениями о жизни как о сплопшом удовольствии, где нет места трагическому героизму. Эта его «старомодность» вдруг приоб­рела актуальность в XXI веке. И Ануй, как жаворонок, стал ее предвест­ником.

Жан Ануй (Jean Anouilh) 1910-1987

Жаворонок (L'Alouette)

Пьеса (1953)

В 1429 г. Жанна д'Арк, юная крестьянка из Домреми, встала во главе французской армии и за год изменила ход Столетней войны между Англией и Францией. Переломным событием стало снятие осады с Орлеана. Вдохновляемые Жанной, солдаты одержали ряд блистательных побед и отвоевали часть Франции, захваченной англичанами.

Однако многим пришелся не по нраву стремительный взлет девушки из народа; став жертвой предательства, Жанна попадает в плен к сторонникам англичан и предстает перед церковным судом. В этот тяжелый для нее час зритель и встречается с героиней пьесы. Вот уже девять месяцев в Руане длится процесс: английский граф Варвик, французский епископ Кошон, Фискал и Инквизитор пытаются во что бы то ни стало опорочить Жанну и заставить ее отречься от своих деяний.

Судьи предлагают Жанне рассказать свою историю, и та погружается в воспоминания. В детстве она впервые услышала голоса святых. Сначала они призывали ее быть послушной и молиться Богу, а когда она выросла, приказали идти на помощь королю и вернуть ему кородевство, раздираемое на куски англичанами. Отец Жанны, узнав, что дочь его собирается стать во главе армии и отправиться в поход спасать Францию, приходит в ярость и избивает ее. Мать тоже не одобряет намерений Жанны. В слезах девушка жалуется голосам святых...

Вдохновленная свыше, Жанна отправляется в ближайший городишко Вокулер, идет к коменданту Бодрикуру и просит у него мужской костюм, коня и вооруженный эскорт до Шинона, где находится резиденция дофина Карла, с которым ей непременно надо встретиться.

Бодрикур не прочь поразвлечься с симпатичной девицей, но дать ей коня и прочее — нет уж, увольте! Однако Жанне удается уломать самолюбивого солдафона. Всем известно, что часть французской знати перешла на сторону англичан. Орлеан в осаде, а французские солдаты совсем приуныли из-за постоянных поражений. Им нужен кто-нибудь, кто вдохновит их. И этим человеком станет она, Жанна. А Бодрикур, направивший Жанну ко двору, будет замечен и награжден. Пораженный ее рассуждениями Бодрикур отправляет девушку в Шинон.

В мрачном шинонском замке сидит некоронованный король — дофин Карл. Король, его отец, был безумен, сын же гадает, что лучше — быть бастардом или сумасшедшим. Сомневающийся в своем происхождении Карл превратился в пешку в руках различных политических партий.

Карлу сообщают, что какая-то деревенская девчонка хочет его видеть: она заявляет, что пришла спасти Францию и короновать его. Дофин решает ее принять — хуже не будет. Тем более что можно еще и посмеяться: простушка никогда не видела короля, поэтому он посадит на трон пажа, а сам затеряется в толпе придворных. Вот и посмотрим, действительно ли она ниспослана ему свыше, или это просто дурочка.

Вошедшая в тронный зал Жанна безошибочно находит дофина. Она заявляет ему, что Господь приказал ей встать во главе французской армии, снять осаду с Орлеана и короновать его в Реймсе. Изумленный Карл выгоняет всех придворных и остается с Жанной наедине. Он хочет знать, почему же Бог раньше не вспомнил о нем? «Бог не любит тех, кто боится», — просто отвечает девушка. Потрясенный простотой и ясностью ее ответов, Карл назначает ее командующей французской армией.

Воспоминания Жанны прерывает Варвик. Он заявляет, что Карл просто воспользовался Жанной, как талисманом. Хотя — вынужден он признать — действительно, Орлеан был освобожден, а французы неожиданно одержали ряд значительных побед. Может быть, им помог Бог, а может, «жаворонок, поющий в небе Франции над головами пехотинцев...». Но теперь жаворонок попался — Жанна в плену, голоса ее умолкли, король и двор от нее отвернулись, а лет через десять вообще никто не вспомнит об этой истории.

Епископ Кошон и фискал хотят запутать Жанну коварными вопросами. Верит ли она в чудеса, сотворенные Господом? Да, верит, но главные чудеса творит человек при помощи смелости и ума, данных ему Богом. Кошон обвиняет Жанну в том, что ей нравится воевать. Нет, просто война — это труд, а чтобы выгнать англичан из Франции, надо как следует потрудиться. Перед взором Жанны возникает один из ее капитанов, Лаир. Теперь она знает, что обжора, богохульник и забияка Лаир столь же угоден Богу, как епископы и святые, потому что он простодушен и сражается за правое дело. Жанна уверена: Ааир придет и освободит ее. Нет, отвечает ей Кошон, Лаир стал вожаком банды и теперь промышляет разбоем на дорогах Германии. Видя, как потрясло девушку предательство ее боевого товарища, Кошон вкрадчиво предлагает Жанне отречься от своих голосов и от своих побед. «От содеянного мною никогда не отрекусь», — гордо заявляет девушка.

Раздается зловещий голос Инквизитора. Он указывает на главного врага церкви — человека, верящего в свои силы, одержимого любовью к людям. Инквизитор требует отлучить Жанну от церкви, пер9* дать ее в руки светских властей и казнить.

На сцену выходит руанский палач. Но Жанна страшится не его, а отлучения, ведь для нее церковь и Бог нераздельны. Еще больше увеличивает страдания Жанны речь Карла. Став королем, он больше не нуждается в ее помощи, напротив, ему неприятны напоминания о том, что своей короной он обязан простой деревенской пастушке, которую вдобавок собираются объявить еретичкой. Нет-нет, он больше не желает даже слышать о ней.

Жанна окончательно падает духом — все, кто был дорог ей, отвернулись от нее. Она соглашается надеть женское платье и отречься от всех своих свершений. Не умея писать, Жанна ставит под отречением крестик.

Варвик поздравляет Кошона: казнь Жанны стала бы «торжеством французского духа», а в отречении есть «что-то жалкое». Действительно, маленькая одинокая Жанна в тюремной камере вызывает сострадание. Она тщетно взывает к голосам, они молчат, не хотят помочь ей. Приходит Варвик поздравить Жанну. В сущности, она ему глубоко симпатична, ему совершенно не хочется казнить ее, это только простолюдины дают убить себя ни за что.

Слова Варвика глубоко ранят душу девушки: она сама из народа! Жанна вдруг осознает, что допустила ошибку: она никогда не сможет забыть того, что совершила! Пусть голоса молчат — она все берет на себя! Она отказывается от отречения!

Раздаются крики: «В огонь еретичку! Смерть!» Все сидящие на сцене действующие лица хватают охапки хвороста и сооружают костер. Жанну привязывают к столбу. Она просит дать ей крест, и какой-то английский солдат подает ей крестик, связанный из двух палочек. Кто-то поджигает хворост, Жанна смело и прямо смотрит перед собой.

Внезапно с громким криком на сцену врывается Бодрикур. Нельзя заканчивать пьесу, ведь они еще не сыграли коронование! «Настоящий конец истории Жанны — радостный. Это — жаворонок в небе! Это — Жанна в Реймсе, во всем блеске ее славы!»

Все бросаются растаскивать костер. Жанне приносят ее меч, стяг и плащ. Раздается звон колоколов, звучит орган. Все опускаются на колени. Архиепископ возлагает на голову Карла корону. Жанна стоит, выпрямившись, улыбаясь небесам, как на картинке из хрестоматии по истории для школьников. «История Жанны д'Арк — это история со счастливым концом!»

Е. В. Морозова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...