В зависимости от характера выполняемых функций органы юридического лица подразделяются на органы управления (руководящие и исполнительные) и контрольные. 15 глава
Следует заметить, что реорганизация кредитной организации может быть не только добровольной, но и принудительной. В последнем случае реорганизация представляет собой меру воздействия или меру по предупреждению банкротства, осуществляемую в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Как отмечает А.Я. Курбатов, "в этих случаях реорганизация проводится в форме слияния и присоединения, то есть в формах, направленных на объединение (укрупнение) кредитных организаций" <1>. -------------------------------- <1> Курбатов А.Я. Банковское право России: Учебник. М., 2013. С. 141.
Таким образом, в зависимости от финансового положения кредитной организации ее реорганизация может свидетельствовать либо об укреплении ее положения, либо, наоборот, о наличии угрозы устойчивости этой кредитной организации и, соответственно, интересам ее кредиторов и вкладчиков.
Ликвидация кредитной организации
Ликвидация кредитных организаций может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация осуществляется по инициативе учредителей кредитной организации на основании принятого общим собранием решения. Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России <1>. -------------------------------- <1> Данные вопросы регулируются Положением Банка России от 16 января 2007 г. N 301-П "О порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России" // Вестник Банка России. 2007. N 11 (с посл. изм.).
Принудительная ликвидация осуществляется по инициативе Банка России. Основанием для начала процедуры ликвидации кредитной организации является отзыв у нее лицензии на осуществление банковских операций. Закон о банках и банковской деятельности устанавливает исчерпывающий перечень случаев (ст. 20), когда Банк России может или обязан отозвать у кредитной организации лицензию. Сам по себе отзыв лицензии является мерой воздействия, применяемой Банком России на основании ст. 74 Закона о Банке России. Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в издании "Вестник Банка России". Вопросы отзыва лицензии Банком России становились предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В частности, интерес представляют вопросы, связанные с правом Банка России отзывать у банков лицензии без обращения в суд, а также проблемы соотношения отзыва лицензии и ликвидации кредитных организаций. Так, Конституционный Суд РФ в свое время обратил внимание на то, что отзыв лицензии на осуществление банковских операций - это решение Банка России, принимаемое в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством. Он не влечет прекращения деятельности кредитной организации как юридического лица, а означает лишь запрет совершать какие-либо банковские операции и представляет собой исключительную меру воздействия, которая применяется к кредитной организации, допускающей нарушения требований федеральных законов, регламентирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России.
Однако в силу особенностей правового положения кредитных организаций отзыв лицензии является начальным этапом процедуры банкротства или ликвидации банка. Что касается внесудебного порядка отзыва лицензии у кредитных организаций, то, по мнению Конституционного Суда РФ, исходя из особого конституционно-правового статуса Банка России, законодатель вправе урегулировать вопросы лицензирования кредитных организаций специальными законами, каковыми в настоящее время являются Законы о банках и банковской деятельности и о Банке России <1>. -------------------------------- <1> См.: Определения Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 268-О и от 5 ноября 1999 г. N 182-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 2; 2000. N 2.
В течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Если ко дню отзыва лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией, то Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом). Арбитражный суд в течение одного месяца принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Ликвидация кредитных организаций в случае их несостоятельности (банкротства) осуществляется в соответствии с нормами специального Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Имущественная основа деятельности кредитных организаций
Уставный капитал кредитной организации
Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Как было отмечено, минимальный размер уставного капитала кредитных организаций значительно выше в сравнении с другими хозяйственными обществами. На сегодняшний день он установлен на уровне 180 млн. руб. для действующих банков (300 млн. руб. для вновь регистрируемых банков) и 90 млн. руб. для расчетных небанковских кредитных организаций, а также 18 млн. руб. для депозитно-кредитных и платежных небанковских кредитных организаций (ст. ст. 11, 11.2 Закона о банках и банковской деятельности). Следует заметить, что требования к минимальному размеру и формированию уставного капитала кредитных организаций неоднократно пересматривались. Вместе с отказом от привязки минимального размера уставного капитала и собственных средств к иностранной валюте были также скорректированы требования по доведению данного минимального размера до определенного уровня. Ранее банк, зафиксировавший на 1 января 2007 г. определенный размер собственных средств (капитала) на уровне ниже минимально установленного, должен был поддерживать этот уровень в дальнейшем, не допуская его снижения. Теперь банк должен не только поддерживать размер собственных средств (капитала), достигнутый на 1 января 2007 г., но и планомерно увеличивать его, чтобы к 1 января 2012 г. довести его до общего уровня минимального размера собственных средств (капитала) - 180 млн. руб., а к 1 января 2015 г. - до 300 млн. руб. Представляется, что мера по увеличению и фиксации уставного капитала в масштабах всей банковской системы позволит в конечном счете очистить рынок от кредитных организаций, которые не только не имеют достаточной капитализации, но и в ряде случаев не могут обеспечить гарантийную функцию своего уставного капитала. Законом (ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности, ст. 62 Закона о Банке России) предъявляются также требования к составу уставного капитала кредитной организации. Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации. В течение достаточно длительного времени этот предельный размер составляет 20% уставного капитала. Банком России также ограничивается перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. Это принадлежащее учредителю кредитной организации на праве собственности и подлежащее обязательной денежной оценке:
- здание (помещение), завершенное строительством (в том числе включающее встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация; - имущество в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения. Следует отметить также предусмотренный законом запрет на использование привлеченных денежных средств для формирования уставного капитала кредитной организации. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации также не допускается. В целях соблюдения требований законодательства, предъявляемых к финансовому положению учредителей кредитной организации, которое позволяло бы вносить собственные, а не привлеченные средства в уставный капитал банка, Законом о банках и банковской деятельности устанавливаются особые требования к приобретению более 1% акций (долей) кредитной организации. Приобретение и (или) получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, свыше 1% акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20% - предварительного согласия Банка России. Причем данный порядок действует как на момент создания кредитной организации, так и в процессе ее деятельности. Законом и нормативными актами Банка России установлены случаи, когда Банк России имеет право или обязан отказать в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации <1>. -------------------------------- <1> Инструкция Банка России от 21 февраля 2007 г. N 130-И "О порядке получения предварительного согласия Банка России на приобретение и (или) получение в доверительное управление акций (долей) кредитной организации" // Вестник Банка России. 2007. N 16.
Акции кредитной организации
В связи со специфическим правовым положением кредитных организаций определенными особенностями обладает и процедура эмиссии акций банков, созданных в форме акционерных обществ. Одной из законодательно установленных функций Банка России является регистрация эмиссии ценных бумаг кредитных организаций. Помимо соответствующих федеральных законов, данные вопросы регулируются Инструкцией Банка России от 10 марта 2006 г. N 128-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" <1>.
-------------------------------- <1> Вестник Банка России. 2006. N 25 (с посл. изм.).
Существенной спецификой обладает эмиссия акций банка при его учреждении. Вместе со всеми документами, представляемыми учредителями в Банк России для принятия решения о регистрации банка, направляются также документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций банка. Таким образом, государственная регистрация банка при его учреждении сопровождается регистрацией выпуска его акций, которую также осуществляет Банк России. В связи с принятием Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" (далее - Федеральный закон о мегарегуляторе) на Банк России были возложены полномочия по регулированию фактически всех сегментов финансового рынка. Поэтому и для иных акционерных обществ регистрирующим органом является Банк России. Учредители иных акционерных обществ представляют в Банк России документы на регистрацию выпуска акций в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества (п. 1 ст. 19 и п. 1 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг). В рамках преодоления последствий мирового финансового кризиса в целях повышения капитализации банков был принят Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ "Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков" <1>. Согласно данному Федеральному закону государство получило возможность путем обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции банков осуществлять меры по повышению капитализации последних. До 31 декабря 2014 г. банки могут заключить договоры мены с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который должен быть определен Правительством РФ. С даты завершения размещения привилегированных акций дополнительно к правам акционера - владельца привилегированных акций Российская Федерация получит право назначать своего представителя в совет директоров кредитной организации, право вето в отношении отдельных решений банка, а также с 1 января 2020 г. - право отчуждать привилегированные акции. При этом после 1 января 2020 г. привилегированные акции могут быть приобретены у Российской Федерации, но в порядке приватизации. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3618.
Нельзя не обратить внимание на то, что данный Федеральный закон, по существу, является специальным законом по отношению к целому ряду основополагающих для рассматриваемых отношений федеральных законов. Так, с учетом положений данного Федерального закона теперь применяется п. 1 ст. 102 ГК РФ, устанавливающий 25-процентный барьер доли привилегированных акций в общем объеме уставного капитала акционерного общества. Аналогичная ситуация складывается и с применением Закона об АО, Закона о рынке ценных бумаг, Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <1>, Закона о приватизации, Закона о Банке России и Закона о защите конкуренции. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813 (с посл. изм.).
Особенности правового регулирования корпоративного управления и контроля в кредитных организациях
Структура и компетенция органов управления кредитных организаций являются традиционными для соответствующих организационно-правовых форм. Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров, директор и правление. Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется директором и правлением <1>. -------------------------------- <1> Рекомендации по распределению полномочий между органами управления банка, по управлению банковскими рисками и иные вопросы корпоративного управления в кредитных организациях определены в письме Банка России от 13 сентября 2005 г. N 119-Т "О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях" // Вестник Банка России. 2005. N 50.
Закон о банках и банковской деятельности не предоставляет альтернативных вариантов формирования органов управления банка (ст. 11.1), как это делают Закон об АО (п. 1 ст. 69) и Закон об ООО (п. 1 ст. 41). Много спорных моментов возникает и в связи с трактовкой понятия "руководитель кредитной организации", к которым Закон о банках и банковской деятельности относит, помимо директора, также его заместителей и членов правления банка. Например, неоднозначные ситуации могут возникать при определении круга лиц, имеющих право выдавать доверенности от имени банка. Так, ст. 22 Закона о банках и банковской деятельности устанавливает, что руководители филиалов и представительств назначаются руководителем создавшей их кредитной организации и действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности. Заметим, что при таком широком понимании термина "руководитель кредитной организации" возникают разночтения не только с Законом об АО (п. 2 ст. 69) и Законом об ООО (п. 3 ст. 40), но и с ГК РФ, п. 4 ст. 185.1 которого устанавливает, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Возникает вопрос: как в данном случае определить приоритеты, и расширяет ли Закон о банках и банковской деятельности, являясь специальным законом по отношению к Закону об АО и Закону об ООО, круг лиц, имеющих право действовать от имени банка без доверенности? Представляется, что термин "руководитель кредитной организации" предусмотрен Законом о банках и банковской деятельности в основном для целей отграничения круга лиц, которые должны удовлетворять определенным требованиям, и не затрагивает регулирование вопросов полномочий данных должностных лиц по выдаче доверенностей от имени банка. В данном случае целесообразно применять ограничительное толкование Закона, руководствуясь общими нормами Законов об АО и об ООО о единственном лице, имеющем право действовать от имени общества без доверенности, а следовательно, выдавать доверенности не в порядке передоверия. Как было отмечено, к руководству кредитных организаций предъявляются дополнительные требования.
Квалификационные требования к должностным лицам кредитной организации
Законом о банках и банковской деятельности предъявляются квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров, директора, его заместителей, членов правления, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Для того чтобы удовлетворять квалификационным требованиям, помимо отсутствия судимости, наличия опыта работы и соответствующего образования, в отношении данных должностных лиц в течение определенного времени до согласования их кандидатур должны отсутствовать факты: - привлечения к административной ответственности; - увольнения по инициативе администрации и по определенным основаниям; - предъявления требований о замене данного должностного лица в качестве руководителя другой кредитной организации; - несоответствия деловой репутации кандидата требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. При этом Банк России контролирует соответствие кандидатов на руководящие должности кредитной организации не только при принятии решения о ее государственной регистрации. В процессе своей деятельности кредитная организация должна согласовывать с Банком России предполагаемые кандидатуры на указанные в Законе о банках и банковской деятельности должности путем направления в Банк России письменного уведомления, а Банк России, в свою очередь, в месячный срок со дня получения указанного уведомления дает согласие на соответствующие назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме на предусмотренных законом основаниях. За кредитной организацией также закреплена обязанность в письменной форме уведомлять Банк России об освобождении соответствующих должностных лиц от занимаемых должностей.
Ограничения на совмещение должностей
К должностным лицам кредитной организации, которых Закон о банках и банковской деятельности относит к руководству банка (директор, его заместители и члены правления), а также к главному бухгалтеру и руководителю филиала банка, помимо квалификационных требований, установленных банковским законодательством и нормативными актами Банка России, предъявляются также особые требования, связанные с запретом на совмещение должностей в других организациях, в частности, кредитных или страховых (ст. 11.1 Закона о банках и банковской деятельности). Исключение из данного ограничения составляют случаи, когда кредитные организации являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами. В такой ситуации директор дочернего банка имеет право занимать должности (за исключением директора) в правлении основного банка.
Особенности корпоративного контроля
Среди органов корпоративного контроля, которые характерны для всех хозяйственных обществ, в структуре банка особое место занимает служба внутреннего контроля. Представляется, что в рамках функционирования кредитных организаций функции данной службы выходят за рамки корпоративного контроля. Внутренний контроль в кредитных организациях является также инструментом банковского регулирования и направлен на обеспечение стабильности банка путем выявления и минимизации различных банковских рисков <1>. Служба внутреннего контроля, имеющая широкие полномочия в различных областях деятельности кредитной организации, гарантируемые ее независимостью от органов управления банка, создается в целом для обеспечения эффективного и стабильного функционирования всей кредитной организации. -------------------------------- <1> Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" // Вестник Банка России. 2004. N 7 (с посл. изм.).
Значимость указанного инструмента переоценить сложно, ведь эффективность и добросовестность службы внутреннего контроля банка свидетельствует о надежности и эффективности деятельности самой кредитной организации; и наоборот, неудовлетворительное качество деятельности указанной службы, выражающееся в основном в низком показателе обнаруживаемых нарушений, практически всегда дает законные основания полагать, что банк не может эффективно обнаруживать и управлять своими рисками.
§ 2. Особенности правового положения корпораций в сфере инвестиционной деятельности
Особенности правового положения корпораций в сфере инвестиций.
Общие положения о корпорациях в сфере инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Само по себе инвестирование средств может осуществляться на нерегулярной основе лицами, не являющимися предпринимателями. Поэтому инвестирование само по себе может и не являться предпринимательской деятельностью. Например, гражданин, приобретающий акции Сбербанка или другого публичного общества, может не быть предпринимателем. Что касается инвестиционной деятельности, то она является систематической деятельностью по осуществлению вложений и направлена на получение прибыли как основной своей цели, а потому является деятельностью предпринимательской <1>. -------------------------------- <1> См.: Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 2-е изд. М., 2010. С. 780 (автор главы - И.С. Шишкина).
Инвестиционная деятельность может осуществляться в различных формах. Например, по мнению одних исследователей, на финансовом рынке России в настоящее время действуют следующие коллективные инвесторы: - страховые компании; - негосударственные пенсионные фонды; - инвестиционные фонды (паевые и акционерные); - кредитные союзы; - общества взаимного страхования <1>. -------------------------------- <1> См.: Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: Учеб.-практ. пособие. М., 2006. С. 208.
По мнению других, к категории коллективных инвесторов следует отнести следующих субъектов: - коммерческие банки; - управляющие компании инвестиционных фондов; - акционерные инвестиционные фонды; - негосударственные пенсионные фонды; - доверительные управляющие <1>. -------------------------------- <1> См.: Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М., 2006. С. 110.
Однако нас интересуют организаторы инвестирования, корпорации, осуществляющие инвестиционную деятельность, причем те корпорации, к правовому положению которых инвестиционное законодательство предъявляет особые требования в сравнении с Законами об АО и об ООО. При таком понимании к "специальным корпорациям" в сфере инвестиционной деятельности можно отнести акционерные инвестиционные фонды. Одним из центральных в сфере регулирования инвестиций является на сегодняшний день Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", регулирующий правовое положение акционерных и паевых инвестиционных фондов. Кроме того, необходимо назвать Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Инвестиционный фонд определяется как находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления. При этом можно выделить два вида таких инвестиционных фондов. Акционерный инвестиционный фонд (АИФ) - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и в предусмотренные федеральным законом объекты и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд". Паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Как видно из определений указанных фондов, юридическим лицом является только АИФ. В паевом инвестиционном фонде собственно инвестиционную деятельность осуществляют их управляющие организации, имеющие соответствующие лицензии управляющей компании, т.е. являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Хотя к управляющим компаниям Федеральным законом "Об инвестиционных фондах" предъявляется значительное количество дополнительных требований, приоритет данного Закона по отношению к Закону об АО установлен именно в отношении АИФ как корпораций, осуществляющих инвестиционную деятельность (ст. 2). Для осуществления инвестиционной деятельности АИФ должен получить лицензию акционерного инвестиционного фонда, которую согласно Федеральному закону о мегарегуляторе выдает Банк России (ст. 60.1 Федерального закона "Об инвестиционных фондах"). Служба Банка России по финансовым рынкам является одним из подразделений Банка России, созданных в связи с упразднением с 1 сентября 2013 г. Федеральной службы по финансовым рынкам. Более того, помимо данной деятельности, АИФ не имеет права осуществлять другие виды деятельности.
Особенности создания и прекращения акционерных инвестиционных фондов
Учреждение акционерного инвестиционного фонда
В отличие от кредитных организаций государственная регистрация АИФ осуществляется в общем порядке. Однако для того чтобы получить лицензию, АИФ должен выполнить ряд требований. Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" ограничивает перечень субъектов, которые могут стать учредителями АИФ. Акционерами АИФ не могут являться специализированный депозитарий, регистратор, аудитор, а также оценщик, если данные лица заключили соответствующие договоры с этим АИФ. Существуют дополнительные требования к составу документов, которые должен иметь АИФ для получения соответствующей лицензии, а также к содержанию устава. Последний в дополнение к положениям, предусмотренным Законом об АО, должен содержать положение о том, что исключительным предметом деятельности этого АИФ является инвестирование в имущество, определенное в соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционных фондах" и указанное в его инвестиционной декларации. Для АИФ необходимо иметь инвестиционную декларацию, которая должна содержать (ст. 35 Федерального закона "Об инвестиционных фондах"):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|