Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВОПРОС 10 Критерии эффективности протезирования




Оценка эффективности проводится путем изучения данных клинического об­следования, результатов обследования тканей протезного поля (протезное ложе, пародонт, сустав и мышцы), фиксации протеза, а также с учетом характера принимаемой пищи, восстановления внешнего вида больного, ясности речи и т. д. Дополнительно применяются жевательные пробы, кимограммы (осцилограм-мы) движений нижней челюсти и электромиография жевательных мышц.

ВОПРОС 11

Применение психо-диагностических методик в ортопедической стоматологии

Можно выделить следующие основные задачи, которые должна решать психологическая диагностика на приеме у ортопеда-стоматолога:

1) определение зависимости между личностными особенностями пациен­та и характером его реагирования на болезнь и ее лечение,

2) адекватное построение терапевтической программы, направленной на снижение эмоционального напряжения и коррекцию отношения к заболеванию и лечению, а также на исправление отношения пациента к своему врачу.

3) оценка премедикации по снижению напряженности и степени восста­новления психомоторных процессов, а также определение взаимосвязи меж­ду действием психотропного препарата и индивидуально-типологическими особенностями больного. Эти задачи не являются узко специфичными и ха­рактерны для многих медицинских специальностей.

Выбирая психодиагностические методики, следует идти по пути примене­ния доработанных, популярных тестов. Известные методики вполне прием­лемы для стоматологических больных поскольку, во-первых, по общему мне­нию проявления тревожности неспецифичны. Во-вторых, эти методики на­дежны и соответствуют тому, что они измеряют. Однако наряду с этим мож­но применять и приспособленные к стоматологическому приему (А.Ф.Бизя-ев с соавт., 1983; М.М.Соловьев с соавт., 1985) опросники.

Основными требованиями к психодиагностическим методикам на стома­тологическом амбулаторном приеме являются: минимальность количества применяемых тестов, их компактность, информативность и относительная простота толкования результатов, возможность получения полезных прак­тических рекомендаций на основе получаемых результатов. Этим требова­ниям отвечают методики Стилберга, САН, Уэссмана-Рикса.

Для оценки эмоционального напряжения на стоматологическом приеме, ограниченном во времени, достаточно информативен сокращенный вари­ант шкалы реактивной тревожности (по Стилбергу).

Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже пред­ложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент:

    нет, это совсем не так пожялуй,так верно совершенно верно
1. Я чувствую себя свободно        
2. Я нервничаю        
  Я не чувствую скованности.       4;
  напряженности        
4. Я доволен        
5. Я очпбочен        

На заполнение бланка уходит 10-15 секунд. Отмеченные пациентом бал­лы суммируются. При этом 2-й и 5-й вопросы оцениваются количеством баллов, соответствующих зачеркнутому номеру ответа: 1-й, 3-й и 4-й воп­росы оцениваются в обратном порядке. Другими словами, если в этих воп­росах указана цифра "1", это приравнивается к четырем баллам, если цифра "2" - трем баллам, "3" - двум баллам и т.д. Такая система маскирует для пациента результаты опросника и его "тревожные" вопросы. Уровень тре­воги, таким образом, будет находиться в диапазоне от 5 до 20 баллов. По полученным результатам определяется уровень тревоги:

- низкая тревожность - 5-8 баллов.

- умеренная тревожность -9-11 баллов,

- высокая тревожность - 12-17 баллов.

- очень высокая тревожность - 18-20 баллов.

Описанная методика может являться письменным продолжением клини­ческого обследования, дополняя и уточняя его.

Вопрос 12 Диагноз в ортопедической стоматологии, его

Этиологический, патогенетический, морфологический и

Функциональный компоненты. Основное, сопутствующее заболевания. Осложнения

Обследование больного заканчивается постановкой диагноза, который отражает как морфологические, так и функциональные нарушения.

Диагноз следует формулировать так, чтобы, во-первых, охарактеризо­вать причину болезни, т.е. этиологию и патогенез; во-вторых, дать пред­ставление о патологоанатомической основе болезни, ее локализации; в-тре­тьих, указать на степень и характер функциональных расстройств; в-чет­вертых, уточнить особенности течения и форму заболевания.

Не всегда удается так сформулировать диагноз, чтобы он отражал все постав­ленные задачи. Например, при макрогнатии можно указать ее локализацию (вер­хняя, нижняя), нарушение функции, но нельзя определить причину ее возникнове-

_________________Гэб!___________,______

Ответы на экзаменационные вопросы

I часть

них Приведем примеры диагнозов в ортопедической стоматологии:

1. Открытый прикус (рахитический) с разобщением всех передних зубов; нарушение речи и жевания; макроглоссия. В данном случае диагноз наибо­лее полно отвечает клиническим требованиям, так как указы вает аричикы открытого прикуса (рахит), локализацию нарушений (передние зубы), изме­нение функции. Одновременно отмечается гипертрофия, мышц языка.

1. Частичная потеря зубов (правосторонний концевой дефект нижнего зубно­го ряда); деформация окклюзионной поверхности с нарушением движений ниж­ней челюсти. В данном случае указаны место патологического процесса, форма заболевания (деформация окклюзионной поверхности), нарушение функция.

ВОПРОС 13

План ортопедического лечения. Элементы его составляющие.

План ортопедического лечения составляют после обелебоеадая больного и поставки диагноза,

План ортопедического лечения предусматривает;

5. Определить, есть ли необходимость в специальной подготовке полос­ти рта к протезированию и установить ее характер.

2. Определение вида протезирования:

Непосредственное

При непосредственном (первичном) протезировании протез изготов­ляют до операции и накладывают на протезное ложе на операционном столе или в стоматологическом кресле, но не позднее 24 часов с момента опера­ции. Иногда этот вид протезирования называют послеоперационным, а про­тезы - непосредственными (иммедиат-протезы).

Ближайшее

Ближайшее протезирование осуществляется в первые 2 недели, в пе­риод заживления операционной раны и ее эпителизации.

Отдаленное

Отдаленное протезирование производят в более поздние сроки после того, как закончится формирование альвеолярной части, связанное с атро­фией кости, неизбежной в первые 1 - 2 месяца после удаления зубов.

3. Определение конструкции протеза

Пример: 14/0 — полный съемный протез на верхнюю челюсть.

От того, насколько правильно составлен и выполнен план ортопедичес­кого лечения, зависит успех решения задач протезирования: восстановле­ние утраченной функции жевания, нормализация деятельности жевательных мышц и височно-нижнечелюстного сустава, сохранение оставшегося зуб­ного ярда и предупреждение дальнейшего его разрушения.

Правильно составить план ортопедического лечения можно только при хорошем знании возрастной и функциональной анатомии, физиологии, эти­ологии, клинической картины и диагностики различных заболеваний и де­формаций жевательного аппарата.

Подготовка больных к протезированию (общемедицинекая,

Специальная)

К общей подготовке относится также снятие тревожного состояния боль­ного перед протезированием

Предварительное лечение при протезировании складывается из общеоз­доровительных и специальных мероприятий. Под первыми понимают сана­цию полости рта: удаление зубных осложнений, лечение заболеваний слизи­стой оболочки, кариеса, пульпитов, периодонтитов, удаление зубов и кор­ней, не подлежащих лечению. Вслед за санацией полости рта проводят и специальные мероприятия по строгим показаниям, обусловленным характе­ром предстоящего протезирования. Специальные мероприятия, проводимые перед протезированием, преследуют многие цели: облегчают проведение процедур, связанных с протезированием (например, устранение сужения ротовой щели облегчает снятие оттиска); ликвидируют нарушения окклю-зионной поверхности, без чего иногда невозможно разумное протезирова­ние; создают условия для крепления протеза (углубление предверия полости рта, устранение рубцов и тяжей слизистой оболочки, закрытие дефектов

твердого неба и др.).

Специальная подготовка представлена большим числом лечебных про­цедур, которые могут носить терапевтический (удаление пульпы интактных зубов), хирургический (удаление экзостозов, небного торуса, углубление преддверия полости рта, пластика альвеолярного отростка, устранение руб-цовых деформаций переходной складки и протезного ложа и др.) и ортопе­дический характер (поэтапное повышение межальвеолярной высоты, уст­ранение деформаций окклюзионной поверхности зубных рядов, устранение аномалий и др.).

Подробнее см. вопрос 2 раздел 7

ВОПРОС 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...