история зарубежных литЕРАТУР втоРоЙ Половины ХХ вЕКА
⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
40-е – 50-е – Идеологическая радикализация: «холодная» война, маккартизм, крушение колониальной системы, успехи европейских социал-демократических и коммунистических партий и подавление «антикоммунистических восстаний» в Берлине, Будапеште.
60-е – 70-е – Победа нонконформизма как утверждение права не убивать и не отдавать свои жизни за «идеалы». Феномен 1968 года: Париж, Прага, Вудсток. Социальная и культурная эмансипация.
80-е – 90-е – Конец холодной войны, крушение социалистической системы, объединенная Европа, глобализация и антиглобализм, англоязычная культурная экспансия, новые политические реалии однополярного мира.
***
40-е – 50-е – поиск ответов на «проклятые» вопросы эпохи – история как трагедия, история как порочный круг (Г. Казак, Э. Юнгер), исторический сбой (отклонение европейской цивилизации от прогрессивного пути); острая конфронтация идей – усиление религиозного мировоззрения (особенно католического – Э. Ланггессер, Г. Марсель, Г. Грин, У. Голдинг) противостоит популярности левых идей и атеизму. Национальная и эстетическая специфика решения антивоенной темы (Г. Грасс, Г. Белль, Н. Мейлер, А. Зегерс, 3. Ленц, И. Шоу, Дж. Джонс, Р. Мерль, У. Голдинг). Поиски самоидентификации личности – национально-культурная, социальная идентичность (мы – они) уступает место осознанию индивидуальной инакости (я – они) – оказывается одной из характеристик, определяющих литературный прогресс вплоть до конца 60-х годов. (Т. Пинчон, Дж.П. Донливи, Дж. Сэлинджер, Дж. Апдайк, «рассерженные молодые люди», «битники», М. Дюрас, А. Моравиа).
50-е годы – период сближения и взаимовлияния литератур, как в сфере идей, так и в эстетической практике. Раздвигаются не только национальные, но и временные границы. Во Франции и Великобритании открывают театр Фриша и Дюрренматта, возрождают интерес к немецкоязычному роману Т. Манна, Р. Музиля, Г. Гессе (популярность Гессе не спадает до середины 70-х годов). Особенно популярен в Европе и США Дж. Оруэлл («1984», «Скотный Двор»). Германия вновь открывает литературу США: Джон Дос Пассос, Уильям Фолкнер. Популярность «современных» американских писателей (Э. Хемингуэй, У. Сароян, Т. Капоте, Дж. Сэлинджер) становится знаковой в общеевропейских культурных изменениях.
«Антитрадиционалистские» тенденции в конце 50-х – 60-е годы. Французский «новый роман» (А. Роб-Грийе, Н. Саррот, М. Бютор, К. Симон). «Новый журнализм», эстетические поиски Джона Барта, Т. Пинчона в США, У. Голдинга, А. Мердок, Дж. Фаулза. «Театр абсурда». Противоречие теоретических манифестаций (обвинение традиционной литературы в использовании стереотипных приемов, скрывающих реальность) и художественной практики (сужение репертуара приемов, гипертрофия авторского самосознания, литературная игра). «Открытие» эстетически родственных тенденций в литературе 30-40-х годов (Х.Л. Борхес, Брайон О'Нолон, В. Набоков). Закат европоцентризма и феномен латиноамериканского романа (Х. Кортасар, Г. Маркес). Сдвиг в традиционных понятиях «статус художника», «статус художественного текста». Новое осмысление традиционной дихотомии «искусство – реальность».
70-е – 80-е годы – «карнавализация» литературы: параллельное сосуществование и взаимопроникновение «пара-культуры» и «интеллектуального романа». Сдвиги в осознании статуса художественного произведения и роли художника. Расширение сферы объектов изображения. Реальность, включая внутренний мир, перестает быть главным и «достойнейшим» для изображения. Возможные миры (воображаемые, галлюциногенные, аллегорические конструкты, фэнтаси и т.д.) более не расцениваются как признак маргинальной литературы. Маркированная сотворенность художественного мира (наличие автора-творца, фиктивность, интертекстуальность), его зависимость от конвенций осознаются читателем как необходимый признак современности (постмодернистичности) литературного произведения. (И. Кальвино, Дж. Барт, У. Эко, Дж. Фаулз, Г. Маркес).
90-е годы – расширение художественного репертуара, возвращение традиционных конвенций в условиях неоспоримого права литературы на фиктивность. Конец 20 века – период «мирного сосуществования» большинства ярких тенденций художественной жизни трех последних веков. (М. Эмис, П. Акройд, И. Уэлш).
ЛИТЕРАТУРА 50-70гг. Единство исторического процесса: рост благосостояния, утверждение демократии. Особое время со своими ориентирами: эпоха революционная, везде стремительные изменения, менялись люди и государство, мода и музыка. Рухнула колониальная система, на территориях возникали независимые государства. Шли антиколониальные войны в Африке, в Латинской Америке расцветало насилие, диктатура в Парагвае, Сальвадоре, Никарагуа, на Кубе шла партизанская война. Военные перевороты формировали облик «пылающих континентов». События в развитых странах тоже революционны: борьба за расслое равноправие, сексуальная революция, борьба женщин за свои права, молодежные движения. В 60-е конфликты достигли своего апогея. Хотя в 60х расовое равноправие уже юридически было закреплено, но социально – нет. 1957 году в Арканзасе попытались устранить расизм, туда для защиты негров были направлены войска. Эту борьбу возглавлял Мартин Лютер Кинг. В 1964-1964гг. конгресс запретил расовую дискриминацию, но напряжение не спало, в 1965-1968гг. – волна расовых беспорядков. Кинг был убит в 1968 г. В 60-е годы женщины борются за свои права: улучшилось медицинское обслуживание, легализованы аборты, запрет на дискриминацию при трудоустройстве, складываются радикальные направления феминизма. 28 июня 1969г. полиция проверяла кафе, где собирались секс меньшинства, они атаковали полицию, писали на стенах лозунги в поддержку геев. Молодежное движение считают основой всех направлений: требуют права жить так, как им хочется самим, а не так, как требуют. Меняется мода, секс и музыка, рок становится философией жизни. Появляются террористические организации.
Пик революционности – 1965-1967 гг. Появляется альбом Битлз «НЕLP», в 1967 убит Чегевара, революции в Праге, убийство Кеннеди, 1969 г. – терроризм «Черных пантер». Марш мира, митинги, демонстрации, протесты. Контестация - Несогласие было широким, неорганизованным движением, состоянием умов. Неприятие тоталитаризма и реалий массового общества, всего, что подавляет человеческую личность. Нападают на агрессивные, дегуманизированные СМИ, на безликую демократическую политику. Движение было антигуманистическим. Идеологами движения были Сартр, Адорно, Маркузо, основывалось на иллюзиях буржуазного гуманизма: сохранить в массовом обществе личностную уникальность. Итог мало соответствовал ожиданиям. В 70е годы социальное напряжение ослабевало. Похищение в 1978 итальянского примьера АльтоМора «Красными Бригадами» и дальнейшее его убийство. В 60е террористам симпатизировали, в 70е – возмущались и считали этот акт анахронизмом, напряжение борьбы спало. В 70-80 гг. даже диктатуры снимались мирным путем. Сексуальная революция теряет размах. Цели борьбы достигнуты, мир стал демократическим, утратил идеологическую предопределенность. Демократия сама оказалась пролемой, а не решением проблем, появился СПИД и наркотики. Многообразие жизненных форм обернулось утратой стиля и пафоса. Идеология отразилась в литературе: кинематограф и литература неореализма в Италии, новый кинематограф во Франции, движение сердитых молодых людей в Англии, многие художники сами по себе. Идеи контестации моло отражают правду. Важно негативное и позитивное: исходила из идеи личности (была фундаментом классического реализма), сохраняет верность классическому реализму. Многие писатели экспериментируют с формой, но в основном форма традиционная. Присутствует элемент сатирического обличения форм западного общества. Широкие рамки, в них многое возможно.
ИДЕИ ЭКЗИСТЕНЦИОЛИЗМА Это не просто философская доктрина, но и особое виденье мира. Эта философия антропоцентрична. Э. интересует не только бытие, но и существование. Важная категория существования – свобода, это всегда выбор. Человек себя выбирает, руководствуясь собственным субъективизмом. Чтобы быть свободным, нужно освободиться от норм, которые навязывает общество. Человек на пути отзверя к ангелу благодаря цивилизации просто застрял. Э критичен: он помогает выбраться из плена предопределенности. Камю – «чистое искусство», Сартр – «ненужная щедрость».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|