Орфограммы слабых позиций, которые можно писать без проверки
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» Г. Стерлитамак Республика Башкортостан
Т.А. Горшенина
Тетрадь - справочник по русскому языку Для начальных классов
Предисловие для учителя Тетрадь-справочник предназначен для учителей и учащихся 1-4 классов, изучающих русский язык по программе развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) по учебникам русского языка, которые созданы авторским коллективом под руководством В.В. Репкина (В.А. Левин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова, И.П. Старагина, Л.В. Чеботкова). Опыт работы по учебникам В.В. Репкина показывает целесообразность создания учащимися своей тетради-справочника, в которой дети фиксируют свои находки, становящиеся затем для них опорой и подсказкой в будущих действиях. К такой тетради можно многократно обращаться как к источнику уже появившихся и устоявшихся правил, и как к источнику новых задач. Эту тетрадь-справочник мы заводим в 1 классе. В них фиксируем самое главное – открытия, гипотезы детей, которые появляются благодаря собственной практической и поисковой деятельности. В нашей тетради используются модели, схемы, которые выступают как «инструмент» совместной деятельности учащихся и учителя. В пособии записаны памятки, алгоритмы, помогающие при решении частных орфографических задач. В тетрадь-справочник заносят теоретический материал, который нужен при изучении каждой темы. Например, в 1 классе систематизируется материал о работе гласных и согласных букв, отвечаем на вопросы: чего больше – гласных звуков или гласных букв и т. д. Этот материал появляется у детей в справочнике. Тетрадь-справочник помогает обобщить сведения об орфограммах, разграничивая их по принципу «умею проверять» или «не умею проверять».
Во 2–4 классах работа в тетрадях продолжается. В 3 классе, когда начинается работа с замечательным пособием В.В. Репкина, Т. В. Некрасовой – рабочая тетрадь «Русская орфография», мы делаем в своей тетради ссылки на это пособие, чтобы детям было легче ориентироваться в новом пособии – лучше разобраться в особенностях новых орфограмм и привести знания об орфограммах в порядок. Например, при повторении орфограммы «разделительные ъ и ь знаки» смотри «Русскую орфографию» с 63 (Р.О. с 63). Ценность нашей тетради-справочника в том, что с 1 класса ученики создают свою тетрадь-справочник, куда записывают свои детские гипотезы, открытия, выводы. К этой тетради он может обратиться как к источнику правил. Она поможет лучше разобраться в изученных орфограммах, найти способы проверки орфограмм, освоить научные понятия и привести знания по русскому языку в систему. При составлении тетради справочника использован материал учебников русского языка В.В. Репкина и др., краткий методический комментарий к букварю и учебнику русского языка для 1 класса Е.В. Восторговой, краткий методический комментарий к учебнику 2 класса Т.В. Некрасовой, методический комментарии к учебнику русского языка для 3 классов Е.В. Восторговой, Л.В. Чеботковой, методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой, рабочую тетрадь ”Русская орфография” для 3-4 классов В.В. Репкина, Т.В. Некрасовой. Мы надеемся, что тетрадь-справочник по русскому языку заинтересует учителей, работающих по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, и поможет их ученикам. Список сокращений, принятых в пособии. Гл. – глагол; наст. Вр. – настоящее время (глагола); буд. Вр. – будущее время (глагола);
неопр. Ф. – неопределённая форма (глагола); прош. Вр. – прошедшее время; л. – лицо; ж.р. – женский род; м.р. – мужской род; ср. р. – средний род р. – род; сл.- слова.; ед. ч. – единственное число; мн. Ч. – множественное число; ч. – число; Р.О. – рабочая тетрадь «Русская орфография» В.В. Репкина, Т.В. Некрасовой; орф. – орфографический (словарь); одушевл. – одушевлённое (существительное); неодушевл. – неодушевлённое (существительное); см. – смотри; Т. – таблица; I спр. – I спряжение; II спр. – II спряжение; с. – страница. Названия падежей. И. – именительный; Р. – родительный; Д. – дательный; В. – винительный; Т. – творительный; П. – предложный; п. – падеж.
-звук; - гласный звук; - согласный; - согласный глухой, твёрдый звук; - согласный глухой мягкий звук; - согласный звонкий, твёрдый;
- сонорные звуки (,,,,); - модель слова; - слова, называющие предметы (имена существительные); - слова, называющие действия (глагол); - слова, называющие признаки (имена прилагательные);
- слово; - корень слова; - префикс (приставка); - суффикс; - окончание.
Класс Составляем таблицу гласных букв. При заполнении этой таблицы учащиеся еще раз восстанавливают способ обозначения твердости – мягкости согласных с помощью гласных.
Т.№ 1
[А] [О] [Э] [У] [Ы, И]
Обобщаются знания о работе гласных букв и ученики заносят данный материал в справочник.
Т. № 2
При систематизации знаний о работе согласных букв учащиеся составляют списки согласных букв. Анализируют ряд слов и вспоминают о важной особенности большинства русских согласных букв: одна такая буква может обозначать как твердый, так и мягкий согласный. Итог своей работы записывают в виде таблицы № 3
Согласные звуки и буквы б, в, г, д, з, л, м, н, р к, п, с, т, ф, х ж й ш, ц ч, щ
согл. Зв. > согл. Б.
Далее идёт систематизация знаний учащихся о разных способах обозначения звука [Й']. После выполнения групповой работы при общеклассном обсуждении результатов работы появляется таблица № 4 в справочниках у учащихся.
Обозначения звука [Й']
[Й'] [Й'] [Й']
я, е, ё, ю ь ъ + я ё е ю Й ю ла с ъе л за й ка фе я крыл ья ла й
Затем обобщаем сведения об орфограммах. Ребята записывают свои примеры после таблиц. Таблица № 5.
Орфограммы
Затем разграничивают их по принципу
умею проверять не умею проверять
Итог работы записываем в справочник. Таблица № 6. Орфограммы умею проверять не умею проверять …цы (ци…)… жи, ши шип. + (О) ча, ща чу, щу о? ё [Й'] си, чн, чт, щн разд. Ь? Ъ … цы
Класс Во 2 классе работа со справочником продолжается. Работа начинается с повторения и на помощь приходит справочник, т. к. за лето дети много забыли. Затем идет раздел «Позиционное чередование гласных звуков». Он предназначен для того, чтобы второклассники осознали особенности русского письма, его принцип. Желание понять, почему в изменениях одного и того слова звуки могут меняться, приведёт второклассников к обнаружению фонетических законов русского языка и установлению факта позиционного чередования звуков.
В одной из позиций «выходят на работу» все известные ученикам звуки – это сильная позиция, в другой некоторые звуки работать не могут – слабая позиция. Итогом групповой работы по выявлению принципиальных отличий между двумя обнаруженными позициями гласных звуков станет таблица №7. Гласные звуки
Сравнивая количество гласных звуков ученики видят, что есть позиция гласных звуков, где возможны любые известные звуки и есть такая позиция, где любые звуки невозможны. Первую из них назовем сильной позицией, а вторую – слабой. Признаком сильной позиции для гласных звуков дети назовут местоположение в ударном слоге, признаком слабой позиции – безударность слога. Эти значения дети фиксируют в таблице № 8.
Какими буквами могут обозначаться звуки в слабой позиции? Свои наблюдения дети записывают в виде схем. Таблица № 9.
[А] [И] [Ы] [У]
О А И Е Ы Е У
[сл а ны] [к и ты] [с ы ры] О И Ы [гр а чи] [л и щи] [ш ы сты] А Е Е
Уточняется таблица № 8
Появляется таблица № 10
Далее идет важная орфографическая задача отмечать пропусками буквы соответствующие звукам в слабой позиции, учатся видеть орфограммы слабых позиций гласных. Продолжаем наблюдения над позиционным чередованием согласных звуков. С помощью составленных схем позиций парных по звонкости – глухости ученики заполняют таблицу Сам Самыча, предложенную в учебнике Русский язык 2 класс с. 73 и заносят в справочник.
Позиции согласных звуков парных по звонкости-глухости Т. № 11.
Работая с орфографическим словарем в справочник записывают памятку «Как проверить орфограмму по словарю» (Репкина В.В., Некрасовой Т. В. (при участии Левина В. А.) из учебника Русский язык 2 класс, Ч.1. упр. 102 с. 102).
Как проверить орфограмму по словарю Т.№ 12. 1. Запишите слово, пропуская орфограммы слабых позиций. 2. Найдите слово в словаре и подчеркните орфограммы. 3. Прочитайте слово по слогам орфографически, то есть выделите голосом слоги с орфограммами (читайте эти слоги так, как будто все звуки находятся в сильной позиции). 4. Не глядя в словарь, повторите слово орфографически. 5. Диктуйте и записывайте слово по слогам проговаривая каждый слог орфографически точно. 6. Проверьте, все ли слоги вы записали. Для этого прочитайте написанное слово и отметьте дужкой каждый прочитанный слог. 7. Подчеркните в написанном слове орфограммы. 8. Сверьте орфограммы в слове с теми орфограммами, которые вы подчеркнули в словаре.
Конструируем способ проверки орфограмм слабых позиций по сильной позиции. Появляется модель общего способа работы при проверке орфограмм.
1 буква
Устанавливаем типы изменений названий предметов и проверка орфограмм слабых позиций с помощью этих изменений. Узнают об изменениях слов, называющих предметы, и с помощью этих изменений находят сильные позиции для проверки орфограмм слабых позиций. В справочник записываем как изменятся слова, называющие предмет?
Т.№ 13.
Изменение по падежам И. есть кто? что? кот коты Р. нет кого? чего? кота котов Д. рад кому? чему? коту котам В. вижу кого? что? кота котов, стол столы Т. доволен кем? чем? котом котами, столом столами П. думаю о ком? о чём? о котах о коте, о столе о столах
Как изменяются слова называющие действия? Как изменяются слова Т. № 14 1) по лицам 1л я мы 2л ты вы 3л он она оно они 2) по числам ед. ч. мн. ч. 3) по временам наст. вр. прош. вр. 4) по родам он м. р. в пр. вр. она ж. р. оно ср. р. 5) неопр. ф. Л Ч Вр Р Как изменяются слова названия признаков? Т. № 15.
Ученики пользуются этими изменениями при проверке орфограмм слабых позиций. Вводятся правила, регулирующие выбор некоторых букв без обращения к закону письма или орфографическому словарю. Ученики записывают в справочник в виде таблицы. Т. № 16. Орфограммы слабых позиций, которые можно писать без проверки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
мн. ч. (есть) -ы (-и) -а (-я) | рыб ы, книг и окн а, деревь я | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ж. р. кошка | ж. р. петля | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ж. р. смотрела | мн. ч. (есть) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
мн. ч. (нет) | Поёте, пьёте | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ж. р. -я, а ж. р. -а | …т (ть) поё т, пе т ь |
При прохождении данного материала встречается орфограмма Ь после шипящих в конце слова.
Выводы в виде таблицы в справочнике.
Орфограмма Ь после шипящих в конце слова Т. № 17.
Ь пишется
ж. р. | ? как? | ? | |
ночь | стричь | вскачь | лишь |
дочь | моешься | настежь | |
вещь | видишь |
Идет работа с синонимами и омонимами. Чтобы дети не путали эти понятия и умели грамотно пользоваться ими на письме и в речи составляем такие модели в справочник. Таблица № 18, 19.
Синонимы малыш
= ≠ ≠ ≠
сл «приятели» карапуз
Омонимы лук зеленый
= = = =
сл «близнецы» лук – стрела
ключ двери
ключ-родник
Орфографическое действие состоит из умения видеть орфограмму, выбирать способ проверки и применять выбранный способ проверки на практике. Ученики записывают в справочник Таблицу № 20.
Проверка орфограмм.
1.) по сильной позиции
чтобы проверить, изменяю слово по…
ч п ч л вр р (в пр. вр.) ч' п' р'
2.) по словарю
изменяю слово так:
есть ед. ч. что делать?
есть м. р. ед. ч.
Ищу его в словаре
3.) по правилу.
При изучении раздела VI. “Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабых позиций” вместе с учителем ученики сконструируют способы нахождения в словах основы и окончания. Выводы запишут в справочник. Таблица № 21.
Чтобы найти окончание:
1) изменить слово по числам (падежам)
2) сравнить изменения слова
3) выделить измененную часть (окончание)
в наст. вр.
1) измени по лицам, числам
в прош. вр.
1) измени по родам
в неопр. ф. –ти о ть
измени слово по числам, падежам, родам
Чтобы найти окончания в названии признака нужно изменить слово по числам (старый, старые), по падежам (старый, старого, старому, старым, о старом) и по родам (старый, старая, старое).
Таблица №22.
Чтобы найти основу:
1) выделить окончание
2) выделить всё слово без окончания (основу).
С помощью моделей ученики расскажут Сам Самычу о важном наблюдении (у разных слов – разные основы). Эти модели записывают в справочник. Таблица № 23.
= = ≠ | ≠ ≠ |
Изменения одного слова | Разные слова |
В справочник записываем модель и алгоритм Сам Самыча, в котором информация о родственных словах передана в виде последовательных действий.
Чтобы узнать являются ли слова родственными, нужно проверить:
Таблица № 24.
Чтобы узнать являются ли слова родственными нужно проверить:
1. Образованы ли слова от одного слова?
3 |
4 |
2 |
да нет
1 |
однокоренные неоднокоренные
гусёк |
гусятинка |
гусятница |
гусь |
В их основах есть общая часть корень. Найди его.
Чтобы подобрать однокоренные слова к данным нужно:
1. Объясняя значение слова, найти слово – «родитель».
2. Найти слова, образованные от данного слова и слова «родители».
3. Выделить в основах всех слов корень.
≠ = ≠
однокоренные слова
Ребята заносят в справочник сведения о чередовании звуков.
Чередование звуков Т. № 26
[CН'ЭК] [СН'ИГАВОЙ'] [Э] // [И] [ К ] // [Г]
сне г сн е г о вой позиционное чер.
[СН'ИГАВОЙ'] [СН'ИЖОК] [Г] // [Ж]
сн е г о вой снежо к непозиционное чер.
В справочник записываем последовательность действий по выделению в основе значимых частей, т. е. каким образом следует выделять в слове аффиксы. Таблица № 27.
Чтобы выделить в основе значимые части, нужно:
1. Выделить корень:
а) подобрать однокоренные слова
б) найти общую часть их основ
2. Выделить аффиксы
а) определить от какого слова образовалось данное, и найти ту часть, которой отличаются основы обоих слов
б) проверить, необразованно ли найденное слово от какого-либо другого слова, и выделить ту часть, с помощью которой оно образовалось.
Далее идет работа с орфограммой «Ъ и Ь – разделительные знаки». Таблица №28.
Разделительные Ъ, Ь
[Й']
[Й']… …[Й']
ъ (е, ё, ю, я) ь (е, ё, я, и)
Ъ | Ь |
подъезд | крылья |
объявление | бельё |
трехъярусный |
Итогом работы во 2 классе является схема – таблица №29.
Как проверять орфограммы
орфограмма слабой орфограммы сильной
позиции позиции
По сильной По По По словарю
позиции словарю правилу
Составление таблицы №30. Орфограммы сильных позиций
Орфограммы сильных позиций | Правило | Примеры |
1. жи – ши | жи – ши | |
2. ча – ща, чу – щу | ча – ща, чу – щу | |
3. шипящий + о, ё | ? | |
4.шипящий + ь | в конце слова - -ь ж. р., др. слова -? | |
5. ъ и ь знаки для обозначения звука [й'] | Ъ – корень начинается с е, ё, ю, я ь – остальные случаи | |
6. [цы]. …[цы]… | - цы -? |
Класс
В 3 классе работа с тетрадью справочником продолжается параллельно с рабочей тетрадью «Русская орфография» В.В. Репкина, Т.В. Некрасовой М.: Вита-Пресс, 2005. – 96 с.
В 3 классе достраивается понятие фонемы как особой звуковой единицы языка, служащей для различия значимых частей и слов.
Ученикам поможет таблица как построить фонемную запись, которую рекомендуют авторы учебника Русский язык 3 кл. Е.В. Восторгова, Л.В. Чеботкова, которая заносится в справочник.
|
|