Как построить фонемную запись?
Именно фонема способствует различению одинаково звучащих разных фонем. Уточняется представление о сильных и слабых позициях фонемы (см. Р. О. с. 13) В справочниках ученики записывают такие схемы №32. Фонемы < з > < с >
< 3 > = [ 3 // с' // 3] ≠ < с > = [ с // с // с' // 3]
Фонема
здесь сделал сзади
дрозд воск
поезд крест (поезда) (кресты)
Рекомендую этот материал посмотреть в Р. О. с 16-17, Р. О. с 23. Работая с фонемами < Д > и < Т >, < З > и < С > выходим на орфограмму слабой позиции непроизносимые согласные. как их проверить записываем в справочник. Таблица №33. Непроизносимые согласные - проверяем по сильной позиции - по орфографическому словарю Начинается работа над темой: «Зачем словам нужны окончания?» Уместно вспомнить: Таблица 34 Окончания - омонимы
на траве – на дворе
≠ = ≠
трава двора
≠ ≠ =
Изменение слова по падежам называется склонением. Дети записывают название падежей в справочник, чтобы лучше запомнили. Это можно сделать дома.
Изменение по падежам – склонение Таблица №36. (есть) стена – именительный падеж (И. п.) (нет) стены – родительный падеж (Р. п.) (рад) стене – дательный падеж (Д. п.) (вижу) стену – винительный падеж (В. п.) (доволен) стеной – творительный падеж (Т. п.) (думаю о) стене – предложный падеж (П. п.)
Далее идет таблица №37.
Наборы окончаний И. п. ж. р. а я (стена, земля) 1 м. р. о ср. р. о, е (стол о, окно) 2 ж. р. о (рожь) 3 мн. ч. ы, и, а, я (стены, поля) Разные наборы падежных окончаний обязательно отличаются друг от друга в именительном падеже ед. числа. Если в именительном падеже ед. ч. у слов одно и то же окончание, то и весь набор падежных окончаний у них одинаков. Ученики составляют свою таблицу, просклоняв слова каждого набора, и записывают в справочник. Наборы окончаний
юноша дедушка У окончаний В. п. (иногда только во мн. ч.) есть особая работа: они указывают, что называет слово – живое существо или неживой предмет. (Дается понятие одушевленные и неодушевленные существительные). Способ определения данных слов записываем в справочник.
Т. №38
одушевленные (живые) неодушевленные (неживые)
В. п. = Р. п. В. п. = И. п. поставь во мн. ч.!
Работаем с орфограммой буква ь после шипящих в конце слова (см. Р. О. с. 61.) Уточняем последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций в окончании слова, составляем алгоритм и записываем в справочник.
Т. №39 Как проверить орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях? 1. Определить, что называет слово.
предмет признак
2. Выбрать проверочное слово с тем же набором падежных окончаний.
стена слон окно пустой рожь
3. Подставь проверочное слово в высказывание.
4. Определить фонему в проверяемом окончании.
5. Выбрать букву для обозначения фонемы. Те окончания, в которых есть звуки, неприводимые к сильной позиции задаются для запоминания списком. Этот список постепенно составляется учениками вместе с учителем. Появляется таблица №40.
Запомни!
«В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?» В справочник записываем таблицу № 41. Посмотри Р. О. с 44.
Нарушают закон письма м. р. ж. р. ср. р. 1. в И. п. - ии - - ия - - ие –
< Э > [ …ИЙ ]
е пишется И в Д. п. и П. п. в Росси и, в гербари и, о собрани и
2. < ой >
ой – ый, ий м. р. И., В. п.
о – ы, и
3. определить род
< В > тёмного
< В > осеннего ог о (ег о)
Не путай ?
Большова Димы снова, заново
4.
о е
Слова – двойники записываем в тетрадь.
Т №42 Слова - двойники в молчанье – в молчании об угощенье – об угощении в отдаленье – в отдалении Марье – Марии писал Наталье – писал Наталии
Как проверить орфограммы в окончаниях глаголов? Проверяем изменения слов называющих действия обращаемся к справочнику. См.Т. №14
Вывод о работе окончаний известных ученикам изменений слов называющих действия записываем в виде таблицы моделей №46.
Наст. буд. вр. л (1, 2, 3) ч (ед. мн. ч.) Прош. вр Р (м., ж., ср. р.) –ед. ч. Ч (ед. мн. ч) инф Л Ч Р Вр
Составляем таблицу какие глаголы относятся к I спр., а какие – ко II спр.
Таблица №47.
I спр. II спр.
У НУ У
и, е – н / у и е
о, у, а, я после шип. а
зть, сть
ти, чь
1. –ить У 2-е спр.
! (стелить – стлать, 1) (брить-ну, 1)
2. -еть У 2-е спр.
! (хотеть ед.1, мн. - 2)
3. шип -ать У 2-е спр. гнать
Закрепить орфограммы в личных окончаниях глаголов рекомендуем по учебнику Русский язык 3 кл. Часть 2, М.: Вита-Пресс, 2005 с. 53, 56, 60 и проработать по Р. О. с 42-43. При проверке орфограмм в высказывании пользуемся Р. О. и планом, данным в учебнике (с. 132). В 4 классе работа со справочником продолжается.
Класс
Фиксируем в справочнике. Работая над частями речи наши модели конкретизируются и в обобщённом виде записываем в справочник, используем методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой. Имя существительное Т. №49
Л.3, ОГЗ – предмет.
Имя прилагательное Т. №50
Л.З. – назыв.
О.Г.З. – обозн.
Глагол Т.№51
наз. действия Обозн. процесс.
Л.З. О.Г.З.
Части речи Т №52
Часть речи -1. О.Г.З. - 2, Частные грамматические значения.
Гр. кат. П. Т№53
Гр. ф. П. Т.№54
Все русские падежи многозначны.
Повторение изученного о падежах. Т.№55
Склонение Т.№56 1) скл.-им. сущ. ж. р. а, я м.р. а, я 2) скл.-им. сущ. м. р. ф.р. о, е 3) скл.-им. сущ. ж.р.└ └ Путь, сущ.-на мя (время, знамя)-разносклоняемые.
Число им. сущ. Т.№57.
Собирательные им. сущ. Т.№58. Гр. знач. Ч – нет Лекс. зн.- указывает на множ. однородных предметов.
Весь материал по имени существительному обобщается в таблице №1 «Грамматические категории имён существительных» (Русский язык 4 класс, часть 1, 2 изд. – М. Вита – Пресс 2003 г. С 154-157). Эти таблицы можно отсканировать и подклеить в справочник, т.к. учебники сдаются в библиотеку. Затем работаем с грамматическими категориями имён прилагательных. Сводная таблица №2 дана в учебнике (Русский язык 4 класс, часть 1 с. 158-159), которая также необходимо записать в справочник, когда ученик сам записывает он запоминает лучше, а затем рассказывает родителям.
Далее идёт работа с глаголом. Можно составлять таблицы отдельно по грамматическим категориям. Например Т.№59
гр. ф. лица (1,2,3) Гр. кат. Лица гр. зн.(тот кто говорит, тот кому говорят, тот о ком говорят) Светает, холодает, знобит, захочется – безличные глаголы стоят в форме 3 лица, ед. ч., наст., буд. вр.
Затем учащиеся работают со сводной таблицей №3 «Грамматические категории глаголов» (Русский язык, 4 класс, часть 4.1., стр. 175-177), которую переносят в тетрадь справочник. В справочник ученик записывает порядок грамматической характеристики слов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|