Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как построить фонемную запись?




Производимые операции Фиксация результата операции на письме (или через проговаривание)
1. Произнеси слово  
2. Составь звуковую запись этого слова   [м а л а д' б а]
3. Определи, какие звуки находятся в сильной позиции [м а л а д' б а]
4. Обозначь в фонемной записи известные фонемы буквами, неизвестные – точками <м. л.. б а>
5. Определи, из каких значимых частей состоит слово [м а л а д' б а]
6. Приведи звук, находящийся в слабой позиции, к сильной позиции путем подбора слова с той же частью [м о л а т о]   [м а л о т' и т]
7. Обозначь в фонемной записи на месте пропусков найденные фонемы <м о л о т' б а>  

Именно фонема способствует различению одинаково звучащих разных фонем. Уточняется представление о сильных и слабых позициях фонемы (см. Р. О. с. 13)

В справочниках ученики записывают такие схемы №32.

Фонемы < з > < с >

 

< 3 > = [ 3 // с' // 3]

< с > = [ с // с // с' // 3]

з
с
>
<


Фонема   

 


здесь                сделал                      сзади

з
с
>
<
з
с
>
<

 


дрозд               воск

 


поезд               крест

(поезда)          (кресты)

 

Рекомендую этот материал посмотреть в Р. О. с 16-17, Р. О. с 23.

Работая с фонемами < Д > и < Т >, < З > и < С > выходим на орфограмму слабой позиции непроизносимые согласные. как их проверить записываем в справочник. Таблица №33.

Непроизносимые согласные

- проверяем по сильной позиции

- по орфографическому словарю

Начинается работа над темой: «Зачем словам нужны окончания?» Уместно вспомнить:

Таблица 34 Окончания - омонимы

>
<
>
<


                                               на траве – на дворе

 

≠         = ≠

ед. ч.
м.р.
Р.п.
ед. ч.
ж.р.
И.п.


                                               трава              двора

 

м.р.
ед. ч.
ж.р.
Окончания - синонимы

>
<
>
<
ед. ч.


Т.п.
Т.п.
                                              травой             рожью

 

≠           ≠   =      

 

ед. ч.
ж.р.
                                               трава                рожь О

 

Изменение слова по падежам называется склонением. Дети записывают название падежей в справочник, чтобы лучше запомнили. Это можно сделать дома.

 

Изменение по падежам – склонение

Таблица №36.

(есть) стена – именительный падеж (И. п.)

(нет) стены – родительный падеж (Р. п.)

(рад) стене – дательный падеж (Д. п.)

(вижу) стену – винительный падеж (В. п.)

(доволен) стеной – творительный падеж (Т. п.)

(думаю о) стене – предложный падеж (П. п.)

 

Далее идет таблица №37.

 

Наборы окончаний

И. п.   ж. р. а я (стена, земля) 1

       м. р. о ср. р. о, е (стол о, окно) 2

       ж. р. о (рожь) 3

                 мн. ч. ы, и, а, я (стены, поля)

Разные наборы падежных окончаний обязательно отличаются друг от друга в именительном падеже ед. числа. Если в именительном падеже ед. ч. у слов одно и то же окончание, то и весь набор падежных окончаний у них одинаков.

Ученики составляют свою таблицу, просклоняв слова каждого набора, и записывают в справочник.

Наборы окончаний

М. Р. Ж. Р. Ед. Ч. М. р. Ср. Р. Ед. Ч. Ж. Р.

Мн. Ч.

дядя стена земля папа стол окно рожь степь стены степи поля склоны
И А Я О О О ЫИ АЯ
Р Ы И А Я И О ОВ ЕЙ
Д Е Е У Ю И АМ ЯМ
В У Ю О А,Я О ЫИ АЯ
Т ОЙ ЁЙ ОМ Ё М ЬЮ АМИ ЯМИ
П Е Е Е Е И -АХ -ЯХ

 юноша             дедушка

У окончаний В. п. (иногда только во мн. ч.) есть особая работа: они указывают, что называет слово – живое существо или неживой предмет. (Дается понятие одушевленные и неодушевленные существительные). Способ определения данных слов записываем в справочник.

Т. №38

 

 


одушевленные (живые)                               неодушевленные (неживые)

 

В. п. = Р. п.                                                     В. п. = И. п.

поставь          во мн. ч.!

 

Работаем с орфограммой буква ь после шипящих в конце слова (см. Р. О. с. 61.)

Уточняем последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций в окончании слова, составляем алгоритм и записываем в справочник.

 

 Т. №39

Как проверить орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях?

1. Определить, что называет слово.

 


     предмет                            признак

 

2. Выбрать проверочное слово с тем же набором падежных окончаний.

 


стена

слон

окно                                      пустой

рожь

 


3. Подставь проверочное слово в высказывание.

 

4. Определить фонему в проверяемом окончании.

 


5. Выбрать букву для обозначения фонемы.

Те окончания, в которых есть звуки, неприводимые к сильной позиции задаются для запоминания списком. Этот список постепенно составляется учениками вместе с учителем. Появляется таблица №40.

 

Запомни!

 

 

мн. ч. Р. п. о вв) Т. п. ами (ями) ед. ч. И. п. –ая (яя)     –ое (ее) мн. ч. И. п. ые (ие) Т. п. ыми (ими)

 

«В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?» В справочник записываем таблицу № 41. Посмотри  Р. О. с 44.

 

Нарушают закон письма

                            м. р.       ж. р.     ср. р.

1.         в И. п. - ии -      - ия -    - ие –

 

            < Э >    [  …ИЙ ]

 


               е пишется И в Д. п. и П. п.

в Росси и,     в гербари и,         о собрани и

 


2. < ой >

 


ой – ый, ий              м. р. И., В. п.

 

о – ы, и

 

 

3. определить род

 

З.П.
[ т' о м н а в а ]

          < В >

тёмного

 

З.П.
[ ас' эн' ива ]

        < В >

осеннего

ог о (ег о)

 

Не путай   ?

 

Большова Димы

снова, заново

 


4.

З.П.
З.П.
шип.,   ц + <о>

                       о е

 

Слова – двойники записываем в тетрадь.

 

Т №42

Слова - двойники

в молчанье – в молчании

об угощенье – об угощении

в отдаленье – в отдалении

Марье – Марии

писал Наталье – писал Наталии

 

Как проверить орфограммы в окончаниях глаголов? Проверяем изменения слов называющих действия обращаемся к справочнику. См.Т. №14

 

        Вывод о работе окончаний известных ученикам изменений слов называющих действия записываем в виде таблицы моделей №46.

 

Наст. буд. вр.

л (1, 2, 3)

      ч (ед. мн. ч.)

Прош. вр

Р (м., ж., ср. р.) –ед. ч.

                                      Ч (ед. мн. ч)

 
 
 
 


                                      инф       Л Ч Р Вр

 

Составляем таблицу какие глаголы относятся к I спр., а какие – ко II спр.

 

Таблица №47.

 

              I спр.                                                                     II спр.

 

           У НУ                                                                У

 


      и, е – н / у                                                               и е        

 


      о, у, а, я                                                            после шип. а

 

      зть, сть         

 

         ти, чь

 


1. –ить             У            2-е спр.

 

                ! (стелить – стлать, 1)

                      (брить-ну, 1)

 


2. -еть             У            2-е спр.

 

               ! (хотеть ед.1, мн. - 2)

 


3. шип -ать     У            2-е спр.

                                                           гнать

 

Закрепить орфограммы в личных окончаниях глаголов рекомендуем по учебнику Русский язык 3 кл. Часть 2, М.: Вита-Пресс, 2005 с. 53, 56, 60 и проработать по Р. О. с 42-43.

При проверке орфограмм в высказывании пользуемся Р. О. и планом, данным в учебнике (с. 132).

В 4 классе работа со справочником продолжается.

 

 

Класс

 П
 Ч
   Р
В′
Ч
Л′  или Р′  
П′
Ч′
Р′
В 4 классе изучаем «Слово как часть речи». Вспоминаем известные знания и повторяем наши модели. Т №48

 

 

                                                        

 

Фиксируем в справочнике.

Работая над частями речи наши модели конкретизируются и в обобщённом виде записываем в справочник, используем методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой.

Имя существительное Т. №49

 

Л.3, ОГЗ – предмет.

предмет
носитель признаков
 П
 Ч
  Р

 


Имя прилагательное Т. №50

П′
Ч′
Р′  
признак предмета


Л.З. – назыв.  

предмета.


О.Г.З. – обозн.

 

Глагол Т.№51

В′
Ч
Л′  или Р′
процесс


наз. действия                              Обозн. процесс.

 


        Л.З.                                        О.Г.З.

 

                  Части речи Т №52

глаголы
имена
сущ.
прил.


Часть речи -1. О.Г.З.

              - 2, Частные грамматические значения.

 

Гр. кат. П. Т№53

 

гр. формы (И. п. Р. п.) 6 ед. ч. + 6 мн. ч. - 6 - гр. ф. - 12 - сл. ф.
гр. значения (действ. л.)
Гр. кат. П. им. сущ.

 


Гр. ф. П. Т.№54

гр. знач.
гр. знач.
≠  


Гр. ф. П.

гр. знач.
≠  

 

 


Все русские падежи многозначны.

 

Повторение изученного о падежах. Т.№55

Падежи Вопросы Предлоги
Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный Есть кто? что? Нет кого? чего? откуда? где? Рад кому? чему? куда? где? Вижу кого? что? куда? Доволен кем? чем? где? Думаю о ком? о чем? где?   без, у, от, до, из, ооло, возле, подле, с к,по в, за, на, про, через за, над, перед, под, с в, об, на, при, о

Склонение Т.№56

1) скл.-им. сущ. ж. р. а, я м.р. а, я

2) скл.-им. сущ. м. р. ф.р. о, е

3) скл.-им. сущ. ж.р.└

                          └

Путь, сущ.-на мя (время, знамя)-разносклоняемые.

 

Число им. сущ. Т.№57.

 

гр. ф. Ч.
 
рисунки много
гр. зн. Ч.
рисунок 1
гр. ф.  ед. ч.
гр. ф.  мн. ч.
две формы числа
гр. к. Ч.
 
гр. знач. (один и больше одного)
пр. ф. ед. ч., мн.ч.

 

 


Собирательные им. сущ. Т.№58.

Гр. знач. Ч – нет

Лекс. зн.- указывает на множ. однородных предметов.

       

   Весь материал по имени существительному обобщается в таблице №1 «Грамматические категории имён существительных» (Русский язык 4 класс, часть 1, 2 изд. – М. Вита – Пресс 2003 г. С 154-157). Эти таблицы можно отсканировать и подклеить в справочник, т.к. учебники сдаются в библиотеку.

Затем работаем с грамматическими категориями имён прилагательных. Сводная таблица №2 дана в учебнике (Русский язык 4 класс, часть 1 с. 158-159), которая также необходимо записать в справочник, когда ученик сам записывает он запоминает лучше, а затем рассказывает родителям.

                               Далее идёт работа с глаголом. Можно составлять таблицы отдельно по грамматическим категориям. Например Т.№59

 

                                 гр. ф. лица (1,2,3)

Гр. кат. Лица

                                 гр. зн.(тот кто говорит, тот кому говорят, тот о ком говорят)

Светает, холодает, знобит, захочется – безличные глаголы стоят в форме 3 лица, ед. ч., наст., буд. вр.

 

Затем учащиеся работают со сводной таблицей №3 «Грамматические категории глаголов» (Русский язык, 4 класс, часть 4.1., стр. 175-177), которую переносят в тетрадь справочник.

В справочник ученик записывает порядок грамматической характеристики слов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...