Тема 8. Технологии организации инклюзивного образования
Для организации инклюзивного образования в образовательных организациях следует создать специальные условия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ [9-13]. Основным специальным условием является организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Некоторые обучающиеся с ОВЗ нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Возможно изменение содержания программы, т.е. введение специальных разделов или исключение сложных для восприятия тем, увеличение количества часов на прохождение той или иной темы. Весь материал должен представляться пошагово, четко формулируя цель и будущий результат. Обязательным в инклюзивном образовании становится изменение способов подачи информации и модификация. Изменение способов подачи информации предполагает предоставление детям с ОВЗ особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Например, незрячий ученик сдает тест, написанный по системе Брайля. Некоторым же учащимся на время выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе. Модификация предполагает некое изменение задания или теста, которое меняет стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ОВЗ. Примером модификации может служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы. Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
Организация инклюзивного образования предполагает индивидуализацию обучения в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка. В связи с этим следует тщательно подбирать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающие реализацию так называемых обходных путей обучения. Также следует позаботиться о беспрепятственном доступе в учебные кабинеты и места общего пользования, следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды. Без формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ невозможно создать условия для комфортного общения и взаимодействия особого ребенка с детским и взрослым коллективом. Рассмотрите общие подходы и рекомендации педагогам по обучению детей с ОВЗ инклюзивно. Рекомендуется: давать дополнительное время для написания контрольной, проверочной работы (разрешать дописать на перемене или после уроков); разрешать переписывание проверочной или контрольной работы; принимать работу позже установленного срока; оценивать собственный прогресс ребенка, сравнивать знания и умения ребенка не относительно некой усредненной нормы, а оценивать его собственные усилия; выдавать задания, четко разбитые по шагам, для облегчения их выполнения; разрешить выйти на пару минут или дать задание, связанное с передвижением по классу, тем детям, которым тяжело высидеть 45 минут. Все указанные рекомендации выполняются учителями параллельно с работой психологов по адаптации детей к выполнению стандартных школьных требований.
Дэвид Митчелл, говоря о развитии инклюзивного образования, считает важным наличие комплекса условий, выполнение каждого из которых является обязательным [29]. Эти условия представлены Д. Митчеллом в виде формулы: И.О.= В + О + 5К + П + Рс + Рк. Расшифруем ее и дадим определение каждому знаку. Задание. Запишите каждый компонент формулы в таблицу. «Такого рода образование, должно являться составной частью общей образовательной стратегии и, действительно, быть объектом новой социально-экономической политики. Это требует крупной реформы обычной школы» [29, с. 43]. Задание. Сформулируйте факторы, способствующие успешному развитию инклюзивного образования. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Технология организации инклюзии в образовательном учреждении В практическом пособии «Показатели инклюзии», разработанном Тони Бут и Мэл Эйнскоу представлены три взаимосвязанных аспекта (три оси), отражающие наиболее важные направления улучшения ситуации в образовательных учреждениях: создание инклюзивной культуры, развитие инклюзивной политики и внедрение инклюзивной практики [2]. Инклюзивная культура предполагает принятие школьным сообществом ценностей инклюзии, понимание необходимости поддержки индивидуальности, реализацию потребности в развитии каждого его участника независимо от «стартовых» возможностей. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Инклюзивная политика связана со стратегией развития образовательного учреждения, с необходимыми изменениями в управлении и педагогической деятельности, с уменьшением авторитарных подходов в воспитании и обучении и созданием условий для творческой продуктивной деятельности (как сотрудников образовательного учреждения, так и родителей и учащихся). _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инклюзивная практика содержит методический аспект, выбор содержания образования, форм, методов и технологий его реализации с опорой на активную позицию всех участников образовательного процесса – педагогов, детей, родителей. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание. Заполните таблицу, отражающую этапы включения образовательного учреждения в работу по развитию инклюзивной политики и практики, содержание деятельности администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива на каждом этапе.
Таблица составлена Т.П. Дмитриевой [11]. Тема 9. Организация и содержание работы междисциплинарной команды по психолого-медико-педагогическому сопровождению. Технология разработки индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения. Модель психолого-медико-педагогического сопровождения Психолого-медико-педагогическое сопровождение с позиции технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания и педагогической поддержки (автор О.С. Газман) является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а комплексной системой, особой культурой поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Целью психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях инклюзии становится непрерывная поддержка силами всех специалистов дошкольников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья через организацию диагностики, разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории для таких детей. Однако важно не только создавать условия для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, находящихся в инклюзивной дошкольной группе.
Для психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью нами была разработана организационная модель деятельности, построенная на командных формах работы, мультидисциплинарном и междисциплинарном принципах и позволяющая обеспечить инклюзивное дошкольное образование (Т.В. Волосовец, Е.В. Самсонова, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго) [10; 13; 34; 35; 38]. Реализация мультидисциплинарного принципа предполагает комплексность при оценке развития ребенка и равноправное включение всех специалистов. Междисциплинарный принцип предусматривает необходимость выработки согласованных (коллегиальных) мнений при разработке коррекционно-развивающих мероприятий. В психолого-медико-педагогическом сопровождении нами были выделены четыре основных направления (диагностика и информирование, консультирование, экспертиза, организация и методическое сопровождение) и созданы дополнительные структуры: - научно-методический совет; - инклюзивные дошкольные группы; - адаптационно-диагностический центр; - консультативный пункт для родителей и консультативная служба для педагогов; - центр педагогического мастерства и экспертная группа; - пресс-служба; - психолого-медико-педагогический консилиум. Задание. Заполните таблицу.
Задание. Перечислите основные критерии и показатели эффективности психолого-медико-педагогического сопровождения _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание. Кратко запишите в таблицу направление и алгоритм деятельности специалиста междисциплинарной команды.
Таблица составлена Т.П. Дмитриевой [11].
Технология разработки индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения Рассматривая понятие «технология» с позиции деятельностного подхода, мы полагаем, что это способ организации совместной деятельности субъектов образования, направленный на достижение обозначенных целевых установок, с привлечением дидактических средств обучения, создающий условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий развития обучающихся с учетом их индивидуально-личностных характеристик (Н.Н. Суртаева). В разработке индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения принимают все специалисты образовательного учреждения, члены психолого-медико-педагогического консилиума. Задание. Запишите основные этапы и содержание деятельности междисциплинарной команды специалистов по разработке индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание. Перечислите документацию, обеспечивающую индивидуальное психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|