Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Тьюторское сопровождение.




Необходимым условием получения качественного образования в инклюзии является тьюторство. В переводе с латинского слово «тьютор» означает наблюдаю, забочусь, в переводе с английского – наставник, опекун. В Россию понятие тьюторства пришло из Великобритании, где оно рассматривается как исторически сложившаяся педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования [32]. В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.

Задание. Дайте свое определение понятиям «тьюторство» и «тьютор».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание. Сформулируйте какими профессиональными компетентностями должен владеть тьютор?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы тьютора состоит в создании условий для успешного включения ребенка с ОВЗ в среду школы. Успешность включенности ребенка в школьную жизнь, по мнению Н.Н. Зыбаревой, И.В. Карпенковой, Е.В. Кузьминой, должна определяться с точки зрения развития его [32]:

• когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков;

• коммуникативной сферы: умения общаться;

• эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в школьной среде;

• самостоятельности.

Задание. Сформулируйте основные задачи тьюторского сопровождения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание. Заполните таблицу «Этапы организации тьюторского сопровождения».

Этапы Краткое содержание
     
     
     
     
     

Деятельность по развитию своей профессиональной компетентности

№ п/п Какие профессиональные задачи буду решать Какие знания и умения необходимы Что предполагаю для этого сделать Какие результаты ожидаю получить
         

Литература

1. Андреева, Л.В. Педагогические условия осуществления интеграции детей с проблемами в развитии в общеобразовательную школу / Л.В. Андреева // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб: Образование, 1996.

2. Бут, Т. Показатели инклюзии. Практическое пособие.// Тони Бут, Мэл Эйнскоу/ Под ред. Марка Вогана. Перевод: И. Аникеев, науч.ред. Н. Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2007.

3. Волкова, Л.С. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе / Л.С. Волкова, Н.Е. Граш, А.М. Волков // Дефектология. – 2002. – № 3.

4. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995.

5. Гончарова, Е.Л. Нарушения в психофизическом развитии детей / Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/

6. Дягтерёв, А.Н. Рекомендации парламентских слушаний по теме «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества» / А.Н. Дягтерёв. – М., 12 апреля 2012 г.

7. Зотова, А.М. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации / А.М. Зотова // Дефектология. – 1997. – № 6.

8. Инклюзивное образование в России. – М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011.

9. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.

10. Инклюзивное образование. Выпуск 2. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.

11. Инклюзивное образование. Выпуск 3. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.

12. Инклюзивное образование. Выпуск 5. Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.

13. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Редкол.: С.В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011.

14. Кесарев, Е.Д. Интеграция детей со специальными нуждами в Швеции / Е.Д. Кесарев // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). – СПб.: Образование, 1996.

15. Кизима, А. Интеграция детей-инвалидов в массовую школу: преодоление психологических барьеров и особенности обучения и воспитания / А. Кизима, Е. Есикова // Научно-методический журнал «Директор школы». – №. 3. – 2008.

16. Колесникова, Г.И. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

17. Колков, В.В. Интеграция и проблемы включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальное и образовательное пространство: роль неправительственных организаций / В.В. Колков, Е.Н. Ким // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001.

18. Косарева, У.В. Образование детей с особыми потребностями в Самарской области: на пути к интеграции / У.В. Косарева // Дефектология. – 2008. – № 6.

19. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. K.С. Лебединской. – М.: Просвещение, 1982.

20. Леонгард, Э.И. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума / Э.И. Леонгард // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001.

21. Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1.

22. Малофеев, Н.Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – № 2. – 2008.

23. Малофеев, Н.Н. Методические рекомендации по осуществлению интегрированного обучения в условиях специальных образовательных учреждений / Н.Н. Малофеев, Т.С. Зыкова, Н.Д. Шматко. – М., 2006.

24. Малофеев, Н.Н. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001.

25. Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями / Н.Н. Малофеев // Начальная школа: плюс-минус. – 2000. – № 12.

26. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 1997. – № 4.

27. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009.

28. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. Учеб. пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2010.

29. Митчелл, Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. Перевод с англ. И.С. Аникеев, Н.В. Борисова. – РООИ «Перспектива», 2011.

30. Образование инвалидов: от интеграции к инклюзии: учебно-метод. пособие / Г.С. Птушкин, Т.А. Поленова, Г.И. Расторгуев, Е.В. Траулько. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008.

31. Пер, Ч. Гюнваль. От «школы для многих» к «Школе для всех» / Пер Ч. Гюнваль // Дефектология. – 2006. – № 2.

32. Профессия тьютор. Информационно-методический бюллетень. // Н.Н. Зыбарева, И.В. Карпенкова, Е.В. Кузьмина. – М.: МГППУ, 2012.

33. Сабельникова, С.И.Развитие инклюзивного образования / С.И. Сабельникова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009. – № 1.

34. Семаго, Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов / Под научн. ред. М.М. Семаго. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

35. Семаго, Н.Я. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е./ Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1.

36. Сиротюк, А.С. Организация полисубъектной деятельности специалистов в системе инклюзивного образования. – М.: Вестник высшей школы. – 2012. – № 4.

37. Смолин, О.Н. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения / О.Н. Смолин // Дефектология. – № 4. – 2007.

38. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012.

39. Хафизуллина, И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки [Текст]: дис….канд.пед.наук: 13.00.08: защищена 22.03.08 / Хафизуллина Ильмира Наильевна. – Астрахань, 2008.

40. Хильдегунн, Ольсен «Включенное» образование – стратегия для достижения образования для всех / О. Хильдегунн // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001.

41. Хугебум, Ф. Интернальная интеграция в специальном образовании в Нидерландах / Ф. Хугебум // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). – СПб.: Образование, 1996.

42. Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н.Д. Шматко // Дефектология. – 1999. – № 2.

43. Шматко, Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушением слуха в России / Н.Д. Шматко // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). – СПб.: Образование, 1996.

44. Шматко, Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии / Н.Д. Шматко // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 3.

45. Ярская-Смирнова, Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. / Социологические исследования. – 2003 – № 5.

Интернет-ресурсы:

1.Библиотека ОмГПУ - http://www.omgpu.ru

2.Сайт Института коррекционной педагогики РАО www.ikprao

3.http://www.international.edu.ru. // Аналитические обзоры: Система образования Великобритании: Реформы образования в индустриально развитых странах.

4.http://www.inclusive-edu.ru/ Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования.

5.http://edu-open.ru/ Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию.

6.http://www.ccp.org.ru/ Центр лечебной педагогики.

7.http://www.perspektiva-inva.ru. // Материалы РООИ «Перспектива».

8.http://www.suvorov.reability.ru. // Сайт Суворова А.В.

9.http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf./

Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года.

10.http://psyjournals.ru/sdXXI/2011/n1/47744.shtml Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности // Синдром Дауна XXI век. 2011. №1. – C. 34-41.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...