Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 4. Контрактные отношения




План занятия:

4. Понятие контракта. Контракт в юридическом и экономическом смысле. Понятие совершенного контракта. Причины неполноты контрактов.

5. Типы асимметрии информации (скрытые характеристики, скрытые действия/ скрытая информация и скрытые намерения) и виды оппортунистического поведения.

6. Неблагоприятный отбор и методы его предотвращения (подача сигналов и просеивание). Неблагоприятный отбор на рынке труда. Неблагоприятный отбор на рынке кредита и методы его предотвращения (рационирование кредитов).

7. Асимметрия информации после подписания контракта. Какие факторы и почему обусловливают возникновение морального риска? Приведите пример морального риска на рынке труда и на рынке страхования. Каковы причины его возникновения? Проиллюстрируйте на примерах различия между моральным риском со скрытыми действиями и моральным риском со скрытой информацией.

8. Методы противодействия моральному риску. В чем проявляется моральный риск в отношениях преподавателя и студента? Какая из сторон может вести себя оппортунистически? Почему в их отношениях возможно возникновение морального риска? Какие механизмы решения проблемы морального риска доступны участникам взаимодействия в этой ситуации?

9. Опишите влияние такого механизма, как эффективная зарплата, на стимулы работника к оппортунистическому поведению. С какими недостатками связано использование этого механизма для фирмы? Чем отличаются внешние и внутренние способы борьбы с моральным риском? Какое влияние на стимулы агентов к оппортунистическому поведению оказывает репутация на рынке труда? Оцените эффективность этого механизма.

10. Факторы, влияющие на выбор типа контракта. Понятие специфичности ресурсов. Классификация специфических активов. Квази-рента и вымогательство. Типы контрактов (классический, неоклассический и отношенческий) и альтернативные способы организации сделки: рынок, гибридные формы и иерархия. Гибридные формы: проблема гарантий специфических капиталовложений.

Основные понятия: Контракт. Разнообразие контрактов. Асимметрия информации. Скрытая информация и скрытые действия. Агентские издержки. Неблагоприятный отбор. Сигналы. Фильтрация. Рационирование. Эффективная заработная плата. Проблема «принципал – агент». Моральный риск. Отлынивание. Стимулирующие контракты. Пластичный ресурс. Вымогательство. Гибридные формы.

Вопросы для самопроверки:

1. Почему допущение оппортунизма может приниматься только при наличии предпосылки ограниченной рациональности? Какие свойства человеческого поведения вызывают проблему асимметричности информации?

2. Объясните, как по причине скрытой информации о типе продавца рынок подержанных автомобилей может выродиться в рынок «лимонов».

3. В каком случае асимметричность информации о типе продавца может привести к исчезновению рынка?

4. В каком смысле проблема неблагоприятного отбора может рассматриваться как частный случай (как отрицательных, так и положительных) внешних эффектов?

5. Почему при подборе работников работодатель во избежание найма плохого работника должен устанавливать как можно больше параметров?

6. Почему для сохранения тех или иных видов страховых услуг может требоваться введение обязательного страхования?

7. Почему банкиры в ответ на увеличение спроса на кредиты могут предпочесть рационирование кредитов вместо повышения ставки процента? В чем здесь проявляется проблема неблагоприятного отбора?

8. Почему возраст человека не может быть сигналом на рынке труда?

9. В чем, на ваш взгляд, заключаются причины ограниченных возможностей правовой системы по предотвращению оппортунистического поведения?

10. «Дженерэл Моторс» и «Тойота»: сравнение американской и японской модели решения проблемы гарантий специфических ресурсов

11. Существует история – возможно, вымышленная – о том, как в XIX веке англичанин, путешествовавший по Китаю, был шокирован жестокостью надсмотрщика, хлеставшего кнутом гребцов из экипажа лодки, в которой находился путешественник, когда они начинали грести медленнее. Еще большее потрясение он испытал, когда узнал о том, что хозяевами лодки были сами гребцы, нанявшие избивавшего их надсмотрщика! Какое объяснение можно дать этому факту?

12. Кодекс чести Стэндфордского университета запрещает преподавателям наблюдать за студентами во время экзаменов. Как, по вашему мнению, этот запрет должен влиять на поведение студентов и на отношения между студентами и преподавателями?

Вопросы для обсуждения:

1. На рынке подержанных компьютеров имеются две группы продавцов: одна группа обладает компьютерами, которые мало эксплуатировались и находятся в очень хорошем состоянии. Продавцы не уступят их менее, чем за 1,2 тыс. долл. А потенциальные покупатели готовы заплатить за них не более 1,4 тыс. долл. Вторая группа продавцов предлагает к продаже «лимоны», т.е. компьютеры, которые почти полностью выработали свой ресурс. Они готовы отдать их за любую цену выше 600 долл. Покупатели же готовы уплатить за них не более 800 долл. Количество «лимонов» и хороших компьютеров одинаково. Какая продажная цена компьютеров установится на рынке, и к каким последствиям это приведет?

2. Почему бы продавцам фальсифицированных и низкокачественных товаров не давать покупателям гарантии при их реализации? Ведь предоставление гарантий свидетельствует о высоком качестве продукта, и недобросовестным торговцам это помогло бы легче сбывать их товары. Вы согласны с последней фразой?

3. Насколько значим для различных профессий высокий уровень потребления как сигнал о способностях человека? Почему, например, известный ученый, занимающийся фундаментальной физикой, не видит ничего непристойного в том, что он приезжает в свой институт на стареньких «Жигулях», а для работника, стремящегося добиться успеха в известном банке, было бы ошибкой появиться перед своим клиентом на подобном средстве передвижения?

4. Какие из перечисленных ниже видов ресурсов являются, на ваш взгляд, общими (универсальными), специфическими, интерспецифическими (идиосинкразическими): а) знание таблицы умножения, б) знание основ теории игр, в) умение делать массаж, г) стандартная марка стали, д) умение презентовать научную исследовательскую работу, е) умение водить автомобиль, ж) акробатический трюк, выполняемый группой из трех акробатов, з) специальное оборудование для установки колокола на Храме Христа Спасителя, и) опыт прохождения службы в армии, к) умение играть на музыкальном инструменте.

5. Стимулы к заключению долгосрочного контракта увеличиваются, если трансакция отличается: а) специфическим характером, б) общим характером, в) регулярной повторяемостью, г) мимолетностью, трудной измеряемостью, д) легкой контролируемостью исполнения.

6. На семинаре по институциональной экономике два студента спорят. Один утверждает: «Для уверенности в том, что обязательства по контракту будут выполнены, сторонам надо учесть и предвидеть все возможные обстоятельства, которые могут произойти, внести их в контрактное соглашение и заверить его у нотариуса. Такой контракт и называется термином «фирма». Другой возражает: «В таком случае существование фирм как таковых вообще невозможно». Кто прав, на ваш взгляд, в этом споре?

7. «Фирма – это долгосрочный контракт, следовательно, долгосрочный контракт – это фирма». Вы согласны с таким ходом рассуждений?

8. Задолго до работ представителей НИЭТ Эдгар А. По в своем рассказе «Надувательство как точная наука» писал: «Человек – это животное, которое надувает… Надувательство, если рассмотреть его в правильном свете, есть понятие сложное, его составными частями являются: мелкий размах, корысть, упорство, выдумка, дерзость, невозмутимость, оригинальность, нахальство и ухмылка». Какая поведенческая предпосылка, используемая в институциональном анализе, скорее всего, подошла бы к тому, что содержится в приведенной цитате. Аргументируйте конкретными формами такого поведения участников взаимодействий.

9. О каких типах асимметрии информации и видах оппортунистического поведения идет речь в следующих пунктах, либо данные контрактные проблемы отсутствуют: а) биржевой маклер точно предугадал изменение курсовой стоимости акций и получил большую прибыль, б) фирма, вступив в ценовую войну, разорила своего конкурента, в) фирма «Чара», собрав деньги у своих вкладчиков, объявила о своем банкротстве, г) кооператив «Озеро», устранив разными способами своих конкурентов, получает все государственные заказы, д) квалифицированный работник уговорил менеджера фирмы повысить ему заработную плату за счет расторжения трудового соглашения с двумя менее квалифицированными рабочими, объем работ которых он готов выполнять, е) человек, страдающий тяжелым заболеванием лимфатической системы, не предупредил об этом страховую компанию, приобретя у нее страховой полис.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...