Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Участие дофаминовых нейронов покрышки в работе больших полушарий.




2. Участие дофаминовых нейронов покрышки в работе больших полушарий.

Дофамин в ядрах вентральной покрышки:

аксоны идут в кору больших полушарий, регулируя скорость обработки сенсорной информации, скорость мышления, положи-тельные эмоции, связанные с получением новых знаний, творчеством.

При чрезмерно активных влияниях покрышки (гене-тически заданный избыток DA-рецепторов в коре и др. ): расстройства восприятия и мышления, галлюцина-ции (слуховые, обонятельные), шизофрения (1% населения).

Антагонисты дофамина (нейролептики): препараты для ослабления симптомов шизофрении и психозов.

Аминазин – вещество, с которого началась современная психофармакология; антагонист рецепторов к NE и DA; легко вызывает симптомы акинезии и эмоциональную тупость, вырабатывается привыкание и зависимость.

Галоперидол – D2-антагонист; легче контролировать и прогнозировать эф-фекты; в настоящее время продолжается поиск мягко действующих нейролептиков

Таким образом, воздействуя на систему дофамина, мы оказываемся «между двух огней»: нейролептики, ослабляя симптомы шизофрении и психозы, приводят к паркинсоноподобным измененим работы мозга;

агонисты дофамина и L-дофа, подавляя проявления паркинсонизма, способны вызвать бред и галлюцинации.

Кроме того, во всех случаях формируется привыкание и зависимость.

Тем не менее, альтернативы нейролептикам пока нет.

Психозы и шизофрения – очень распространенные и самые тяжелые психические заболевания. Если страдающий шизофренией нередко осознает, что болен, сотрудничает с врачом [ «Игры разума» ], то при психозе пациент обычно считает, что с ним всё в порядке, и это окружающий мир следует «подправить»… [ Психоз – патологически высокая значимость какой-либо биологич. потребности: агрессия, секс («маньяки»), страх, жажда власти, «груминг» и др. ). ]

 

3. Модификация синапсов как основа обучения: сравнительный анализ процессов, наблюдаемых в коре больших полушарий и коре мозжечка.

Сначала происходит ассоциативное научение (пример с крысой, которую учат прыжком реагировать на звонок, иначе удар током. ) Чтобы приблизить эту схему к реальности надо добавить еще один фактор: влияние центров положительного подкрепления. Эти влияния должны одновременно с сенсорными стимулами подействовать на обучающиеся нейроны и тогда начнется синтез Glu-рецепторов. Таким образом, произошло формирование нового канала для передачи информации. Данный механизм – главной способ формирования долговременной памяти, которая по сути заключается в ассоциациях между сенсорными стимулами и двигательными реакциями.

Подобного рода обучение идет медленно (часы и сутки). Но это не единственный путь формирования канала для передачи информации. Есть еще один способ – выбивание Mg2+ - пробок (NMDA-рецепторы). Этот путь малостабильный (кратковременная память), но зато очень быстрый. Поэтому, как правило, информация сначала записывается на кратковременную память, а затем происходит «перезапись» в долговременную.

Кроме синтеза дополнительных рецепторов и активации NMDA-рецепторов, есть и другие способы повысить эффективность синапсов.

-Фосфорилировать постсинаптические рецепторы

-Синтезировать больше медиатора

-увеличить число кальциевых каналов

-увеличить размер синапса.

 

Билет № 20.

1. Впсп и Тпсп и Пд.

Открывание Na+-каналов «разрешает» вход Na+ в клетку; развивается волна деполяри-

зации – «возбуждающий постсинаптический потенциал»(ВПСП).

Длит-ть ВПСП: 10-20 мс; амплитуда 5-10 мВ. Одиночного ВПСП, как правило, не хватает, чтобы достичь порога запуска ПД. ПД может быть запущен повторной стимуляцией одного

и того же синапса («временнá я суммация»). Данное событиеозначает, что сигнал, пришедший по аксону, подтвердил свою значимость и «достоен» передаваться дальше

по сети нейронов; он успешно миновал синапс.

Кроме «временнó й» выделяют также пространственную суммацию. В этом случае накладываются друг на друга ВПСП, обусловленные одновременным срабатыванием нескольких соседних синапсов.

Ситуация пространственной суммации соответствует логической ячейке по типу «И»: сигнал будет передаваться дальше, если выполнено несколько условий.

По такому принципу идет, например, опознавание сенсорных образов. При этом каждый синапс сообщает о наличии определенного признака: «вижу черный объект»,

«вижу квадрат», «вижу белый фон». Какой образ опознаем?

Открывание К+-каналов «разрешает» выход К+ из клетки; развивается волна гиперполяризации – «тормозный пост- синаптический потенциал» (ТПСП).

Будем активировать синапс, в котором идет экзоцитоз меди-атора, открывающего хемочувствительные К+-каналы, и регистрировать изменения заряда в клетке.

Параметры ТПСП близки к ВПСП: длит-ть 10-20 мс; амплитуда 5-10 мВ.

ТПСП взаимо-действуют с ВПСП по принципу пространственной суммации, вычитаясь из них и мешая запуску ПД.

Роль ТПСП в работе нейронов соответствует логической ячейке по типу «НЕ»: сигнал не будет передаваться дальше, если активны тормозные синапсы.

Число тормозных и возбуждающих синапсов в ЦНС примерно одинаково. Это означает, что торможение («не проводить лишние сигналы») не менее важный процесс, чем возбуждение («проведение сигналов»).

Например, такие важнейшие функции мозга, как внимание и двигательный контроль, основаны на работе тормозных синапсов и медиаторов. Вернемся к ТПСП. Не только открывание К+-каналов, но и Cl-каналов ведет к развитию торможения.

Ионов Cl- в межклеточной среде в 10-30 раз больше, чем в цитоплазме; следовательно, равновесный потенциал (по уравнению Нернста) составляет от -60 мВ до -90 мВ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...