2. Участие дофаминовых нейронов покрышки в работе больших полушарий.
2. Участие дофаминовых нейронов покрышки в работе больших полушарий. Дофамин в ядрах вентральной покрышки: аксоны идут в кору больших полушарий, регулируя скорость обработки сенсорной информации, скорость мышления, положи-тельные эмоции, связанные с получением новых знаний, творчеством. При чрезмерно активных влияниях покрышки (гене-тически заданный избыток DA-рецепторов в коре и др. ): расстройства восприятия и мышления, галлюцина-ции (слуховые, обонятельные), шизофрения (1% населения). Антагонисты дофамина (нейролептики): препараты для ослабления симптомов шизофрении и психозов. Аминазин – вещество, с которого началась современная психофармакология; антагонист рецепторов к NE и DA; легко вызывает симптомы акинезии и эмоциональную тупость, вырабатывается привыкание и зависимость. Галоперидол – D2-антагонист; легче контролировать и прогнозировать эф-фекты; в настоящее время продолжается поиск мягко действующих нейролептиков Таким образом, воздействуя на систему дофамина, мы оказываемся «между двух огней»: нейролептики, ослабляя симптомы шизофрении и психозы, приводят к паркинсоноподобным измененим работы мозга; агонисты дофамина и L-дофа, подавляя проявления паркинсонизма, способны вызвать бред и галлюцинации. Кроме того, во всех случаях формируется привыкание и зависимость. Тем не менее, альтернативы нейролептикам пока нет. Психозы и шизофрения – очень распространенные и самые тяжелые психические заболевания. Если страдающий шизофренией нередко осознает, что болен, сотрудничает с врачом [ «Игры разума» ], то при психозе пациент обычно считает, что с ним всё в порядке, и это окружающий мир следует «подправить»… [ Психоз – патологически высокая значимость какой-либо биологич. потребности: агрессия, секс («маньяки»), страх, жажда власти, «груминг» и др. ). ]
3. Модификация синапсов как основа обучения: сравнительный анализ процессов, наблюдаемых в коре больших полушарий и коре мозжечка. Сначала происходит ассоциативное научение (пример с крысой, которую учат прыжком реагировать на звонок, иначе удар током. ) Чтобы приблизить эту схему к реальности надо добавить еще один фактор: влияние центров положительного подкрепления. Эти влияния должны одновременно с сенсорными стимулами подействовать на обучающиеся нейроны и тогда начнется синтез Glu-рецепторов. Таким образом, произошло формирование нового канала для передачи информации. Данный механизм – главной способ формирования долговременной памяти, которая по сути заключается в ассоциациях между сенсорными стимулами и двигательными реакциями. Подобного рода обучение идет медленно (часы и сутки). Но это не единственный путь формирования канала для передачи информации. Есть еще один способ – выбивание Mg2+ - пробок (NMDA-рецепторы). Этот путь малостабильный (кратковременная память), но зато очень быстрый. Поэтому, как правило, информация сначала записывается на кратковременную память, а затем происходит «перезапись» в долговременную. Кроме синтеза дополнительных рецепторов и активации NMDA-рецепторов, есть и другие способы повысить эффективность синапсов. -Фосфорилировать постсинаптические рецепторы -Синтезировать больше медиатора -увеличить число кальциевых каналов -увеличить размер синапса.
Билет № 20. 1. Впсп и Тпсп и Пд. Открывание Na+-каналов «разрешает» вход Na+ в клетку; развивается волна деполяри- зации – «возбуждающий постсинаптический потенциал»(ВПСП). Длит-ть ВПСП: 10-20 мс; амплитуда 5-10 мВ. Одиночного ВПСП, как правило, не хватает, чтобы достичь порога запуска ПД. ПД может быть запущен повторной стимуляцией одного
и того же синапса («временнá я суммация»). Данное событиеозначает, что сигнал, пришедший по аксону, подтвердил свою значимость и «достоен» передаваться дальше по сети нейронов; он успешно миновал синапс. Кроме «временнó й» выделяют также пространственную суммацию. В этом случае накладываются друг на друга ВПСП, обусловленные одновременным срабатыванием нескольких соседних синапсов. Ситуация пространственной суммации соответствует логической ячейке по типу «И»: сигнал будет передаваться дальше, если выполнено несколько условий. По такому принципу идет, например, опознавание сенсорных образов. При этом каждый синапс сообщает о наличии определенного признака: «вижу черный объект», «вижу квадрат», «вижу белый фон». Какой образ опознаем? Открывание К+-каналов «разрешает» выход К+ из клетки; развивается волна гиперполяризации – «тормозный пост- синаптический потенциал» (ТПСП). Будем активировать синапс, в котором идет экзоцитоз меди-атора, открывающего хемочувствительные К+-каналы, и регистрировать изменения заряда в клетке. Параметры ТПСП близки к ВПСП: длит-ть 10-20 мс; амплитуда 5-10 мВ. ТПСП взаимо-действуют с ВПСП по принципу пространственной суммации, вычитаясь из них и мешая запуску ПД. Роль ТПСП в работе нейронов соответствует логической ячейке по типу «НЕ»: сигнал не будет передаваться дальше, если активны тормозные синапсы. Число тормозных и возбуждающих синапсов в ЦНС примерно одинаково. Это означает, что торможение («не проводить лишние сигналы») не менее важный процесс, чем возбуждение («проведение сигналов»). Например, такие важнейшие функции мозга, как внимание и двигательный контроль, основаны на работе тормозных синапсов и медиаторов. Вернемся к ТПСП. Не только открывание К+-каналов, но и Cl-каналов ведет к развитию торможения. Ионов Cl- в межклеточной среде в 10-30 раз больше, чем в цитоплазме; следовательно, равновесный потенциал (по уравнению Нернста) составляет от -60 мВ до -90 мВ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|