Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и виды современных культурных технологий

 

Термин «технология» появился совсем недавно, однако прочно вошел в педагогический лексикон ип в терминологию социально-культурной сферы.

Понятие «технология» (techne) имеет греческие корни и переводится как искусство, мастерство + logos— мысль, разум, знание, и на первых этапах относилось к производственной сфере. Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения качественно нового продукта с заранее заданными свойствами.

В 60-е годы прошедшего столетия в связи с тем, что компьютеры проникли в образовательные системы и процесс образования понятие «технология» вошло не только в образовательную, но и в культурную и социальную сферы деятельности. Активно стали развиваться такие технологии как: педагогические, культурно-досуговые, социально-культурные и другие. Появилось значительное число специальных работ, анализирующих педагогические технологии от определения понятия до рассмотрения всего технологического процесса в целом или отдельных его компонентов.

Однако дискуссия по актуальным проблемам современных технологий не завершена, и сегодня ученые спорят и о самой категории «технология», и о критериях сферы ее воздействия. В формулировке понятия «технология» в педагогической науке существуют большие разночтения (встречается более 300 вариантов понимания категории «педагогическая технология»).

В обозримом прошлом, когда социальные технологии переживали эпоху своего первоначального проникновения в сфере культуры и досуга, предлагалось разделить их на три основы группы: общие, функциональные, или отраслевые и дифференцированные.

Общие технологии представляют собой группу технологий, ориентируемых на процессы, характерные для всей социально- культурной деятельности; они, как отмечают авторы, «охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности».

Функциональные, или отраслевые технологии (методики содержат, по мнению авторов, «обширный банк технологических данных, информации «ноу-хау» для отдельных видов развивающейся социально-культурной деятельности в области просвещен творчества, активного отдыха, спорта и развлечений».

Социально дифференцированные, или частные технологии представляют собой группу методик, охватывающих «технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных социально-демографических групп населения».

Категория «социальное» в названии социально-культурной технологии уточняет, что представленная технология относится к группе гуманитарных, то есть она обращена к определенной социальной общности или к отдельно взятой личности. В качестве целевой установки такая технология предполагает достижение позитивных изменений в сфере образа жизни, культуры, повседневного досуга личности (группы). Понятие же «культурное» очерчивает содержательные границы данного вида технологий, обозначает культурную наполненность тех средств, форм и методов, с помощью которых человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал.

Ученые считают, примером использования первых технологий в практике социально-культурной деятельности можно считать национальные традиционные обрядово-ритуальные формы. В современной практике свидетельством подобных технологий являются экспериментальные школьные программы эстетического и художественного воспитания, комплексные программы развития народного творчества, охраны памятников истории и культуры, организации семейного досуга и т.д.

Наука и практика социально-культурной деятельности не стоит на месте, находятся в постоянном развитии, и многие актуальные проблемы требуют внимания ученых и дальнейшей разработки научном плане, где необходимо разрабатывать научные концепции цели, задачи, содержание и формы социально-культурной деятельности.

Но, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия.

Хотелось бы обратить внимание на концепцию Г.К. Селевко. По его мнению, педагогическая технология функционирует: в научном плане, исследующем наиболее рациональные пути обучения; как система способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении; в качестве реального процесса обучения. С позиций многофункциональности педагогической технологии он выводит ее определение, вычленяя три аспекта.

Прежде всего — научный аспект, где педагогическая технология выступает как часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующей педагогические процессы. Далее процессуально-описательный, который базируется на описании (алгоритме) процесса и включает в себя совокупность целей, содержания, методов и средств, для достижения планируемых резуль­татов обучения. И третий аспект процессуально-действенный, где происходит осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств.

Таким образом, в этом определении педагогической технологии мы видим важные для понимания ее сущности общие положения. Во-первых, педагогическая технология понимается как проектная часть педагогического процесса. Во-вторых, как совокупность последовательных алгоритмов, направленных на достижение планируемых результатов, и, в-третьих, как процесс функционирования личностных, инструментальных и методологических средств. Я не поняла к чему про пед технологию.

Технологии социально-культурной деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к любым условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников уточняют понятие «технология социально-культурной деятельности», характеризуя ее как совокупность общей, функциональной и социально-дифференцированных методик, постоянно пополняющихся за счет исторического и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта, досуга народами множества стран и континентов.

А.Д. Жарков рассматривает технологию на основе анализа составляющих культурно-досуговой деятельности, выделяя «организацию» и «методику». По мнению А.Д. Жаркова, организация и методика наиболее полно характеризуют производное понятие технологии как профессиональной деятельности, направленной на объекты (посетителя учреждения культуры и домашнего участника) и обусловленной влиянием социально-экономических и культурных факторов. Понятие «технология культурно-досуговой деятельности», по мнению А.Д. Жаркова, идентично понятию «педагогическая технология» и представляет собой целостный процесс, обусловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм, взаимодействием с педагогической технологией, основанным на взаимопроникновении их друг в друга.

Однако технология объединяет средства, формы, методы не только с определенной целью, но и в определенной последовательности, логике, что возможно при научно-объективном прогнозе, выраженном в определенном проекте, программе, на реализацию которых и направлена система форм, средств, методов.

По мнению Г.Н. Новиковой, социально-культурные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгоритмических организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и методологи­ческих средств, направленных на достижение планируемых результатов.

По определению Е.И. Григорьевой, «Технология — это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания».

Данное определение вбирает в себя понимание социально-культурной деятельности как совокупности педагогических технологий, вбирающих весь комплекс процессуальной деятельности от замысла до осуществления. В нем отражено понимание системности и последовательности технологических процессов, включающих важнейшие алгоритмы действий от разработки концептуальной основы предполагаемого социокультурного проекта через диагностику прогноз четкое формулирование целей и задач отбор форм, методов, средств условий организацию и управление, способствующих достижению прогнозируемого результата с конкретным субъектом в конкретной среде.

В современном мире информация представляет собой один из важнейших ресурсов и, в то же время, одну из движущих сил развития человеческого общества. Информационные процессы, происходящие в материальном мире, живой природе и человеческом обществе изучаются всеми научными дисциплинами от философии до маркетинга.

В справочных изданиях, таких как «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Большой энциклопедический словарь» А. М. Прохорова, «Большая Российская энциклопедия», в современных толковых словарях русского языка, «информация» рассматривается, как ― сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); с середины XX в. термин «информация» превратился в общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом и т.д.

К основным видам технологий социально-культурной деятельности относятся: культуроохранные, культуротворческие, рекреативные, образовательные, социозащитные, управленческие, исследовательские, проектные, информационные, коммуникативные, этнокультурные, альтернативные (инновационные) и другие технологии.

Поскольку социально-культурная деятельность представляет собой особого рода воспитательную деятельность, то и технологии социально-культурной деятельности направлены на развитие личности, включение ее в культурно-ценностные социально-значимые отношения как главный смысл воспитания.

Поскольку сфера культуры и досуга отличается динамизмом, имеет социально открытый характер и в ней действует множество разнопрофильных социальных институтов, то разработка и реализация технологий в этой сфере, с одной стороны, связана с определенными сложностями, а, с другой – позволяет выделить и подчеркнуть особенности, отличающие их социально-культурные технологии не только от производственных, но и от других социальных технологий.

1.Технологии социально-культурной деятельности имеют дело с людьми и поэтому их результат не всегда предсказуем, отсутствуют методы и средства, способные гарантировать результат.

2. Существует необходимость периодического проведения контроля и коррекции по параметру, на который направлено воздействие технологии.

3. После каждой реализации технологии требуется выявление и отбор групп, негативно или плохо воспринимающих воздействие и возникает необходимость проведения дополнительной диагностики причин и разработка новых технологий.

4. Содержание в социально-культурных технологиях находится в постоянном движении, допускает разнообразие оценок тех или иных фактов и событий.

5. Социально-культурные технологии строятся с учетом живого эмоционального человеческого общения и имеют свои психологические обоснования.

6. Социально-культурные технологии на всех этапах требуют творческой активности субъекта и объекта влияния и перевода их с уровня субъект-объектных отношений на субъект-субъектные.

7. Результативность процесса реализации социально-культурных технологий зависит от влияния совокупности следующих параметров: уровня мастерства специалиста социально-культурной деятельности; психологического настроя обоих сторон взаимодействия; уровня развития и степени подготовленности к социально-культурной деятельности каждого человека; психологического климата учреждения и конкретного коллектива; материально-технической базы и др.

Любая технология сложна по своей структурной организации. Определяющим элементом в ней является цель, чье формирование и реализация зависит, с одной стороны, от социального заказа, а с другой – от конкретных задач региона, специфики и возможностей социально-культурных институтов, запросов и интересов различных социально-демографических групп и др. С учетом всех этих позиций цель выступает как некий идеал, т.е. становится нечеткой и размытой (например, культурная, социально активная, всесторонне и гармонически развитая личность). Поэтому необходима конкретизация цели, что даст полное представление о конечном результате деятельности и представит возможность для его диагностики. В свою очередь, диагностирование предполагает:

1. определение проблемного поля,

2. выявление качеств, свойств, умений, которые необходимы для конкретной личности, коллектива,

3. разработку диагностического инструментария, который поможет объективно выявить качество, свойство или умение, определить уровень и степень его развития, сравнить его с промежуточным или конечным результатом.

На этом этапе появляется необходимость в соединении цели, содержания, форм, методов и средств в единое целое, которое выражается в прогнозировании как процесса, так и результатов. Исходя из этого, Г.Н. Новикова предлагает следующую схему структурных составляющих технологического процесса в социально-культурной деятельности.

1) Концептуальная часть социально-культурной технологии предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей (постановка цели).

2) Диагностическая часть направлена на уточнение проблемного поля региона, отдельных социальных групп, коллективов, личности (изучение объекта).

3) Прогностическая часть социально-культурной технологии ориентирована на выработку предложений и конечных результатов, к которым должны прийти специалисты в результате осуществления технологии (создание алгоритма).

4) Проектная часть включает в себя отбор и формирование содержания, организация его в конкретную форму (составление проекта).

5) Процессуальная часть реализует на практике технологический процесс и предполагает организацию и управление процессом создания и реализации проекта (реализация проекта).

6) Аналитическая часть предполагает диагностику и экспертную оценку полученных результатов (анализ результатов).

Таким образом, социально-культурные технологии тогда будут эффективны, когда будут основаны на целеполагании, планировании, проектировании, включать поэтапную диагностику, использовать весь спектр методов и средств поиска оптимальных вариантов достижения поставленной цели.

Для социально-культурных технологий характерны два вида функций: основные (первичные), сущностные и прикладные (вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе исторического развития общества. Первичные и вторичные функции социально-культурных технологий связаны друг с другом, предполагают и дополняют друг друга.

Социально-культурные технологии отвечают определенным методологическим требованиям или, как их часто называют, критериям:

- Целенаправленность технологической системы, указывающая на то, что полученный результат не случаен, а проектировался, и для его достижения была создана конкретная программа или проект;

- Системность, указывающая на то, что социально-культурные технологии — это определенная система действий, средств и методов, соединенных определенной целесообразной логикой их использования в конкретных условиях, которая позволяет добиваться достижения запланированных результатов;

- Актуальность, проявляющаяся в решении конкретных воспитательных проблем и затруднений, которые удается преодолеть в практике, используя данную технологию;

- Эффективность, гарантирующая достижение определенных стандартов, заложенных в заявке и задании на выполнение социально-культурного проекта или программы.

- Воспроизводимость, подразумевает возможность неоднократного их применения, повторения, воспроизведения в учреждениях и организациях, обладающих статусом социально-культурного центра.

В подходах к классификации социально-культурных технологий существует несколько уровней. Так, на самом распространенном уровне можно говорить о разделении этих технологий на два больших вида: нормативные и институциональные. К нормативным относятся социально-культурные технологии, представляющие совокупность исторически сложившихся норм поведения и деятельности групп населения.

При этом масса нормативных социально-культурных технологий, например, ассоциируется с такими явлениями духовной культуры, как фольклор, игра, народные промыслы и ремесла, нравственные или эстетические нормы и принципы и т. д.

К институциональным социально-культурным технологиям относятся технологии, которые обязаны своим рождением тому или иному социально-культурному институту, учреждению, центру или профессиональному объединению людей, занимающихся конкретным видом социально-культурной деятельности. Источником для возникновения, обогащения и использования таких технологий являются организационно оформленные и признанные обществом крупнейшие социальные институты - искусство, наука, образование, спорт, армия, церковь, сеть средств массовой информации и коммуникации и другие.

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно выделить:

- крупномасштабные технологии на уровне страны, рес­публики, региона;

- макротехнологии в отдельных городах, трудовых объе­динениях, социальных и общественных институтах и т.д.;

- микротехнологии направленные на конкретные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

Однако, данные классификации представляются довольно обобщенными и не отражают всю специфику и многообразие социально-культурных технологии. В связи с этим современные исследователи в области социально-культурной деятельности предлагают свои подходы к систематизации и классификации социально-культурных технологий.

Е.И.Григорьева придерживается традиционного подхода и в основу классификации кладет методический признак. В предложенной ею классификации социально-культурные технологии подразделяются на три группы.

Общие технологии – это группа технологий, ориентированных на процессы, характерные для всей социально-культурной деятельности и охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности (пример: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга).

Функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления социально-культурной деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга. К данной группе автор относит:

- технологию информационно-познавательной и просветительной деятельности;

- технологию организации самодеятельного творчества и любительских объединений;

- рекреативно-оздоровительные технологии социально-культурной деятельности.

Дифференцированные (частные) технологии представляют собой систему мер, направленных на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами и подразделяются на:

- технологии организации досуга детей и подростков;

- технологии организации молодежного досуга;

- технологии организации досуга;

- технологии организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.

Г.Н.Новикова творчески переосмыслив систему упорядоченных образовательных технологий, разработанную Г.К.Селевко, предложила классифицировать социально-культурные технологии по уровню применения.

Группа 1 – крупные методико-технологические структуры. К ним относят структуру целостного технологического процесса; последовательно реализуемые структурные блоки организации коллектива; структурные звенья организации различных видов деятельности. К этой группе можно отнести структуры целостных региональных проектов и программ, в которых реализуются структурные блоки и звенья одного из направлений деятельности или отрасли знания. Пример – отраслевая программа «Культура против наркотиков».

Группа 2 – технологические микроструктуры. Они используются в разнообразных формах социально-культурной работы. Подобные микроструктуры представляют собой своеобразный организационный каркас, определяет путь к достижению намеченной цели. Пример – каркасные сценарии в разговорных шоу, презентациях и других формах, имеющих жесткую структуру.

Группа 3 – технологические системные формообразования. В эту группу входят социально-культурные технологии, основанные на передовой, новаторской практике и используются при разработке какой-нибудь комплексной темы. Например, празднование Дня Победы предполагает устойчивую, последовательную систему форм деятельности (встречи с ветеранами, походы по местам боевой славы, праздничные концерты и др.). Таким образом, можно сказать, технологические системы, объединенные в данной группе, представляют собой подборку взаимосвязанных, последовательно взаимодействующих форм, направленных на формирование общественно значимых идеалов, свойств личности, черт характера.

Группа 4 – технологические приемы, которые входят в состав той или иной технологической системы и являются частными способами решения конкретных социально-культурных задач. Так, при организации культурно-досуговой программы, используя приемы драматургии можно поставить программу как сказку, мюзикл, театрализованный суд или др.

Группа 5 – технологические звенья. Все технологические структуры состоят из отдельных частей – звеньев (целей, диагностики, методов и др.), которые тесно взаимосвязаны между собой. Несмотря на то, что каждое звено может иметь самостоятельное педагогическое значение, нужно помнить, что при потере хотя бы одного звена, вся деятельность может стать неуправляемой.

Группа 6 – методико-технологические цепочки, представляющие собой сумму взаимосвязанных, последовательно взаимодействующих приемов, методов, способов, заданий, которые обеспечивают закрепление различных знаний, умений, навыков, социально-значимых форм и привычек поведения через творческие работы (постановку спектаклей на актуальную тему, организацию выставки творческих работ, отражающих острые, конфликтные ситуации). Подобные действия (задания) выстраиваются в своеобразную методико-технологическую цепочку, формирующую определенный стиль деятельности. Режим работы кружков, работа с активом, система поручений и др. так же могут быть выстроены в технологическую цепочку, отрабатывающую алгоритм активной общественной жизни.

Группа 7 – технологизированные формы учета результатов деятельности, к которым относятся анкеты, листки отчетности, тесты, опросы, наблюдения, самоанализ выполненной работы и оценка ее качества. Подобный учет дает возможность при необходимости проводить коррекцию работы.

Группа 8 – технологические средства. Они могут быть включены в процесс как отдельные звенья (компьютеры, принтеры, сканеры, приборы и аппараты), так и в качестве самостоятельной технологической цепочки (компьютерные клубы, интернет-кафе и др.).

В качестве логических оснований для классификации социально-культурных технологий Т.Г.Киселева и Ю.Д.Красильников выдвинули три их наиболее общих, характерных признака:

1) исторически сложившийся содержательный признак;

2) функциональный или процессуальный признак;

3) демографический, специализирующийся на субкультурных стратах.

Историко-содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие подгруппы.

1. Оздоровительные технологии. К ним относятся медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные.

2. Культуроориентированные технологии: изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.

3. Культуротворческие технологии: технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых.

4. Экологические или природоориентированные технологии: технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга.

5. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные.

По функциональному или процессуальному признаку объединены еще несколько подгрупп.

1. Образовательные, обучающие и просветительные технологии.

2. Информационно-рекламные и коммуникативные технологии.

3. Творчески развивающие и формирующие технологии.

4. Рекреационные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии.

5. Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные.

6. Технологии социального прогнозирования, программирования, проектирования, творческого моделирования.

Согласно третьему признаку – социально-демографическому – выделяют следующие подгруппы технологий.

1. Индивидуально ориентированные технологии (авторские, частные и др.) в социально-культурной среде.

2. Специализированные или групповые технологии, ориентированные на различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические).

3. Массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности и технологии общественных связей.

В отдельную группу авторы выделяют технологии, которые объединяются по признаку инноватики и механизма осуществления нововведения. Сюда входят следующие подгруппы.

1. Традиционные и нетрадиционные, или альтернативные, инновационные технологии.

2. Технологии, построенные с учетом распространенности нововведений: единичные, осуществляемые на одном из объектов, распространенные более широко и охватывающие ряд объектов, распространенные на весь процесс деятельности.

3. Завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные нововведения.

Классификации подразделяют функциональные технологии на следующие группы:

-технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности;

технологии самодеятельного творчества;

- креативно-оздоровительные технологии.

К дифференцированным технологиям исследователь относит:

- методику организации досуга детей и подростков;

методику молодежного досуга;

методику семейного досуга;

- методику организации досуга лиц среднего и пожилоговозраста.

Подобная классификация недостаточно широко охватывает сферы социально-культурной деятельности, что делает ее уязвимой и отражает деление принципиально не различающихся технологий по различным основаниям, коих может быть необозримое множество. Позднее коллектив авторов предложил новый подход к классификации социально-культурных технологий, дав ей новое, логическое обоснование. В основу этой классификации положен ряд признаков, позволяющих охватить широкий спектр социально-культурных технологий

Историко-содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие подгруппы.

Подгруппа оздоровительных технологий включает в себя: медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные.

Вторая подгруппа объединяет культуроориентированные технологии, в которые включены технологии изучения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.

Третья подгруппа объединяет в себе культуротворческие технологии, направленные на создание и развитие культурных ценностей, а также технологии творческого развития детей, подростков взрослых.

Четвертая группа объединяет экологические, или природо-ориентированные технологии, изучающие, осваивающие и охраняющие природную среду и ее ресурсы в процессе досуга.

Пятая группа технологий объединяет на основе историко- содержательного признака коммерческие и некоммерческие, маркетинговые, рекламные, благотворительные и социально-защитные технологии, т.е. технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере.

Специализированные, или групповые технологии, ориентированные на различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные, этнические).

В эту группу входят также массовые общедоступные технологии социально-культурной деятельности и технологии общественных связей.

Отдельную группу составляют технологии, объединенные по признаку инноватики и механизма осуществления нововведения. Здесь также можно выделить несколько подгрупп.

В первой подгруппе объединены традиционные и нетрадиционные, или альтернативные, инновационные технологии.

Вторая подгруппа объединяет технологии, построенные с учетом распространенности нововведений - единичные, осуществляемые на одном из объектов, звенья процесса или диффузные, распространенные более широко и охватывающие ряд объектов, звеньев или распространенные на весь процесс и его звенья.

Третья подгруппа включает завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные нововведения.

К современным технологиям, используемым учреждениями культуры, относятся:

- технологии изучения;

- технологии сохранения;

-  технологии восстановления;

- технологии освоения;

- технологии использования культурных ценностей;

- технологии использования культурного наследия современного общества;

- технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.

- различные виды творчески формирующих, развивающих технологий.

- организация самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения;

- развитие авторского творчества, авторских школ;

- повышение интереса к коллекционно-собирательской, аналитической, исследовательской деятельности, рок-творчеству и т.д.

- возрождение традиций бытового музицирования, семейной самодеятельности;

- расширение сети творческих лабораторий, мастерских, художественно-творческих товариществ, студий, школ, центров, объединений эстетического воспитания и технического творчества;

- активное внимание к художественному моделированию одежды, текстильному творчеству, ковроткачеству, вышивке, макраме, художественной обработке дерева, камня, кости и т.д;

- технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта, метод символических и фантастических аналогий;

- мозговая атака как способ развития творческого, образного мышления.

- сущность программно-ролевого метода, его значение для выработки у учащихся способности действовать в предлагаемой ситуации в соответствии с выбранной ролевой функцией;

- использование метода объектов и метода морфологического анализа для социально-культурной деятельности;

- активизация поиска оригинальных творческих идей с помощью метода наводящих контрольных вопросов;

- тенденции к расширению культуротворческих процессов в открытой социальной или экологической среде;

- закрепление права участников самодеятельного творчества на художественный плюрализм.

Таким образом, мы рассмотрели несколько представленных классификаций социально-культурных технологий, и несмотря на их многообразие и многозначность они все же не охватывают всю их палитру. Возможны и другие варианты разработки классификаций социально-культурных технологий, такие, как по основным видам деятельности и направлениям формирования сфер общественной жизни и др.

Итак, социально-культурные технологии, представляя собой одну из разновидностей педагогических технологий, должны быть «направлены на повышение прикладного, организационно-методического управленческого потенциала педагогики.

Широкий спектр современных социально-культурных технологий следствие смены социокультурной парадигмы, обновления содержания, подходов, менталитета социально-культурной деятельности. Многообразие социально-культурных технологий обусловлено необходимостью освоения современного информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...