Применение современных культурных технологий в деятельности библиотек
Термин «библиотека» происходит от греческого слова «bibliothзkз», где «biblion» означает «книга», а «thзkз» ― «хранилище». Не надо Его содержание трактовалось представителями разных школ и эпох далеко не однозначно и менялось вместе с изменением представлений о месте и роли библиотеки в жизни общества. В разных языках это слово обозначает одно и тоже: книжный дом, книжный склад, книгохранилище, дом для книг и т. п., ― и отражает самое древнее представление о сущности и социальном предназначении библиотеки: сохранность книг. В Федеральном законе какой страны? «О библиотечном деле» дается следующее понятие: библиотека ― информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации. В соответствии с Федеральным законом в Российской Федерации функционируют несколько видов библиотек. Выделяются следующие основные виды библиотек: 1) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе: – федеральные библиотеки; – библиотеки субъектов Российской Федерации; – библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; 2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления; 3) библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений; 4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций; 5) библиотеки общественных объединений;
6) частные библиотеки; 7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации. С середины 90-х годов в библиотеке была начата автоматизация библиотечноинформационных процессов, организован доступ к интернету. В библиотеке функционирует зал доступа к электронным ресурсам и каталогам, в котором для слабовидящих читателей предусмотрена возможность масштабирования текста и изображений без потери качества. С 2015 года библиотека подключена к Национальной электронной библиотеке (НЭБ), является участником проекта «Межрегиональная аналитическая роспись статей» (МАРС). С 2016 года библиотека использует АИБС «МегаПро», обеспечивает бесплатный доступ пользователей к электронным библиотечным системам (ЭБС): «Лань», «Университетская библиотека онлайн», «Юрайт», а также к другим электронным ресурсам. На базе портала Кубанского государственного университета (http://www.kubsu.ru) создана единая информационно-образовательная среда, интегрированная с основными автоматизированными информационными системами, обеспечивающими образовательную и научно-исследовательскую деятельность вуза. Всем категориям читателей библиотеки присвоены уникальные идентификационные номера (ID), которые одновременно являются логинами для входа в личные кабинеты читателей на портале КубГУ. Таким образом, на основе информационных технологий осуществляются запись, учет и перерегистрация пользователей, ведение баз данных об их движении, проводится электронная книговыдача, организуется открытый доступ к фондам библиотеки, ее собственным электронным ресурсам, а также доступ к внешним и сетевым ресурсам образовательной информации. Кроме того, на сайте библиотеки размещена «Новостная лента», где постоянно анонсируются события о культурных мероприятиях, проводимых в библиотеке. Количество обращений к сайту ежегодно составляет более 31 тыс. посещений. Расширяя свои образовательные возможности и предоставляя дополнительные сервисы, библиотека содействует развитию интеллектуальных и творческих способностей научно-педагогических кадров и студентов вуза (бакалавров, магистров, аспирантов).
Образовательная и культуроформирующая деятельность библиотек заключается в организации кружков компьютерной грамотности, и вовлечение молодежи в информационное взаимодействие в информационной среде по областям интересов, в числе которых, например, прикладное искусство, сценическое творчество и др. Новые социальные роли юношеской библиотеки связываются с активизацией процессов модернизации, увеличением компьютерного парка, развитием службы доставки документов с использованием Интернет, осуществлением подготовки путеводителей по информационным ресурсам в Интернет. В современных научных статьях можно найти описания технологий проведения конкурсов компьютерного творчества, интернет-форумов, телемостов и другие примеры опыта, который в той или иной степени связан с феноменом мультимедиа культуры. Важнейшие события в области обслуживания юношества с использованием современной информационной среды находят отражение в информационных вестниках, в том числе размещенных на сетевых ресурсах. В библиотеках в современных условиях применяются новые информационные технологии и педагогические технологии в работе с юношеством поэтому, юношеские библиотеки используют в своей работе теоретические изысканиях в таких науках как педагогика и информатика. Применяемые в юношеских библиотеках информационные технологии представляют собой форму развития образовательного процесса на основе современных концепции, определяющих содержание и формы образовательного процесса и это также логически определенная совокупность действий по конкретной реализации содержания и процесса поиска и доставки информации. Здесь видится не только широкое использование информационных, но и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и возможности для обучения, поиска и доставки информации, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной информационной революции.
Кардинальные перемены во всех областях человеческой деятельности, которые несут с собой эти информационные и коммуникационные технологии и новые модели деятельности вкупе с новыми социальными требованиями мирового сообщества, требуют иного уровня грамотности, соответствующего запросам информационного общества. Для этого необходимо не только создать принципиально новую технологию приобретения научных знаний, новые педагогические подходы к преподаванию и усвоению знаний, новые курсы обучения и методики преподавания, но и дать непосредственный активный опыт их актуального использования, в том числе в стенах современных юношеских библиотек. Все это должно способствовать активизации интеллекта обучаемых, формированию их творческих и умственных способностей, развитию целостного мировоззрения индивида – полноправного члена информационного общества, а также формировать информационные, исследовательские и коммуникативные компетенции, необходимые в любой области деятельности. В современных социально-экономических условиях библиотечная деятельность приобретает значение фундаментальной категории социума. Это, прежде всего, связано с тем, что библиотека - уникальный социальный институт, отличительными чертами которого являются востребованные сегодня в высокой степени адаптационный характер библиотечной деятельности, стабильность и общедоступность библиотек, создаваемые бесплатностью использования информационно-библиотечных ресурсов. Библиотекам отводится особая роль в формировании нового человека - человека XXI века. Библиотеки могут влиять на общественное сознание, культуру, представление людей о жизни, о самих себе, оказывая существенное влияние на формирование и развитие культурно-информационной среды. Библиотеки занимают ведущие позиции в решении глобальной задачи построения информационного общества. Совокупность этих факторов определяет, что библиотека вступает в стадию усложнения как собственно информационно-библиотечного обслуживания, так и функциональной направленности библиотечной деятельности. Рождаются новые направления и формы библиотечной деятельности, способствующие удовлетворению потребностей пользователей библиотек, усложняющихся под влиянием интеллектуализации социально-экономической жизни России.
Последнее десятилетие отмечено формированием таких важных направлений, как интеграция информационных ресурсов библиотек; становление библиотек в качестве региональных центров культуры и досуга; создание на базе библиотек информационных центров в области права, экологии и других областей деятельности. Все вышеперечисленные тенденции обусловливают огромное значение библиотек в социокультурном развитии каждого региона России. «Уникальность и своеобразие роли библиотек в общественной жизни России,- пишет Кармовский В.В.,- предопределяют необходимость разработки новых подходов к управлению библиотечной деятельностью. Особую актуальность данной проблематике придает принципиально изменившийся характер внешней среды библиотеки в условиях информационной эры: от стабильной, определенной - к нестабильной, отличающейся беспрецедентными темпами и сложностью изменений. Существовавшие ранее принципы управления библиотечной деятельностью становятся малоэффективными. Чрезмерная типизация и регламентация организационных структур явились одной из причин слабой адаптации библиотек к новым условиям. Сегодня требуется намного большее разнообразие управленческих структур, их потенциальная гибкость, способность быстро приспосабливаться как к внешним, так и внутренним изменениям. В связи с этим повышение разнообразия систем управления является на современном этапе основной тенденцией развития библиотеки». В.В. Кармовский отмечает важность системного подхода к библиотечному менеджменту. Он представляет библиотеку как социотехническую систему высочайшего порядка сложности. Для неё характерны: - сложная внутренняя организация (сочетание социальной, технической, экономической и информационной составляющих); - наличие подсистем; - наличие большого числа внутренних связей между элементами в подсистеме и внешних связей между подсистемами; - наличие большого числа связей между системой в целом и элементами внешней среды (пользователи, источники комплектования, государство, конкуренты и т.д.); - циркуляция внутри системы информационных и материальных потоков;
- организационная структура управления с вертикальными и горизонтальными связями. В такой системе важен эффект синергии (целое в системе является большим, чем сумма его частей). То есть отдельные подразделения внутри библиотеки являются более продуктивными, когда они кооперируются и взаимодействуют. Модернизация районных, юношеских и школьных библиотек это, прежде всего организация медиатеки. Мы понимаем медиатеку, как часть инфраструктуры образовательного и культурологического процесса, своего рода центр, в котором новые информационные технологии представляют собой как новые объекты и ресурсы, так и новые функции для их создания, поиска и использования. В медиатеке реализуются новые формы организации познавательной, креативной и коммуникативной деятельности ее пользователей за счет создания индивидуальных информационных ресурсов, новых для учащихся видов работы с информацией на традиционных и нетрадиционных носителях, а также за счет возможности использования удаленных ресурсов других библиотек и информационных структур. В медиатеках используются ресурсы Интернета, СD-RОМ, аудио - и видеодокументы. На базе медиатек могут проводиться отдельные уроки, требующие использования документов на указанных выше носителях. Здесь же проходит работа по молодежным Интернет-проектам. Одно из направлений применения информационных технологий в современной юношеской библиотеке является медиа-образование, как отображение современных тенденций и закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиа-образования — подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий. Вместе с тем мультимедиа – это особый вид компьютерной технологии, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую – речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т. п. Мультимедиа позволяет преодолевать физическое пространство и через интенсификацию обмена информацией способствует нивелированию разрыва между центром и периферией в культурной жизни. Такие технологии позволяют образовательному сообществу все более свободно интегрироваться в мировые культурные процессы, так как они обладают постоянно развивающимся креативным потенциалом, позволяющим находить самые разнообразные и действенные формы и методы самореализации. Установка на прогресс и на инновацию позитивно воздействует на образование и культуру. Технические ресурсы – компьютеры с доступом в Интернет, принтер, множительная техника, цифровые фото и видеокамеры, мультимедийный проектор используются в работе библиотек, например, при работе по проектным технологиям. Мотивационный аспект проектной деятельности связан как с интересом к созданию собственных проектов в интересующей молодое поколение сферах, так и избранным для их реализаций информационным технологиям. В ходе реализации проекта перед всеми участниками открываются новые горизонты, рождаются новые идеи, которые хочется воплотить, выявляются новые темы, и использовать новые средства, которые хочется развивать дальше, призванных изменить рутинную работу в библиотеке на яркую и творческую профессиональную жизнь. В результате появились электронные выставки, библиотечные представительства в Сети. Мультимедийные технологии значительно оживили мероприятия, предоставляя новые возможности для иллюстрирования, усиливая эффективность наглядностью. Все мероприятия проводились на основе социальных интернет-сервисов, при переходе к которым по-новому ставится вопрос об информационном взаимодействии в современном образовании. Одним из ведущих признаков информационного общества является поворот от репродуктивной деятельности, к исследовательской деятельности с использованием компьютеров. Соответственно, существенные изменения в информационной образовательной среде и в деятельности, опирающейся на информационные технологии и компьютерные средства требуют изменений в содержании информационно-компьютерной подготовки. В этой связи следует ставить вопрос также и о развитии инфраструктуры компьютерной образовательной среды, и научной организации информационного пространства печатных изданий. Широкие возможности для организации профессиональной среды в целом и для оформления культурно-досуговой деятельности предоставили за счет использования веб-дизайна в оформлении буклетов Клубов «Молодежь за здоровый образ жизни», «Молодой семьи», «Молодежный Интернет- клуб», «Юношеская галерея взгляд», «В мире профессий» и «Клуб юных журналистов» и фото альбомов «А у нас в библиотеки», «Молодежь Москвы сегодня». Интерес у молодежи вызывает подготовка виртуальных экскурсий по Москве, а также работа в клубах «Молодой семьи» и «Молодежном Интернет- клубе», использующих такие экскурсии в досуговой деятельности, наряду с конференциями, встречами с интересными людьми, вечерами вопросов и ответов и т. д. Результатами стала реализация создание локальной рабочей сети в библиотеке; установка и оптимизация сетевого оборудования и программного обеспечения; организация выделенного канала связи; обеспечение открытого доступа в интернет и обучение навыкам работы читателей библиотеки. База данных по краеведению, географии Москвы, экологии, истории района «БирюлевоВосточное» и «Царицино». Приоритетными направлениями автоматизации являются: расширение количества рабочих мест пользователей; обеспечение качества доступа пользователей в Интернет; оказание пользователям информационных услуг и консультативной помощи по работе с Интернетом и офисными программами; обеспечение функционирования локальной сети библиотеки; обеспечение работы вычислительной техники библиотеки, а также периферийных устройств; сайта библиотеки; установка и внедрение средств автоматизации в структурные подразделения библиотеки. Новый этап в автоматизации был весьма плодотворным для отдела абонемента. В 2006 г. началась электронная запись читателей. Были приближены на кафедры записи и выдачи литературы, автоматизированные рабочие места и в целях экономии рабочего пространства приобретены жидкокристаллические мониторы. С появлением электронного каталога намного упростился процесс поиска информации пользователем. Электронный каталог пополняется в первую очередь новыми поступлениями и периодическими изданиями за текущий год по актуальным темам, что постоянно используется как отдельными читателями, так и молодежными сообществами, объединяющимися в работе клубов в юношеской библиотеке №158 ЦБС №1 ЮАО города Москвы: Клуб «Молодежь за здоровый образ жизни», Клуб «Молодой семьи», «Молодежный Интернет- клуб», Клуб «В мире профессий» и «Клуб юных журналистов».: Клуб «Молодежь за здоровый образ жизни», Клуб «Молодой семьи», «Молодежный Интернет- клуб», Клуб «В мире профессий» и «Клуб юных журналистов». Читатели и участники обозначенных клубов библиотеки стали полноправными пользователями Интернета, активность работы в среде которого непрерывно возрастает. В Медиотеке и «Молодежном Интернет - клубе», библиотеки постоянно работает консультант, который обучает новых пользователей методике поиска информации в Интернете. Здесь же предоставляются такие сервисные услуги чернобелая печать, сканирование, набор и редактирование текста, аренда компьютера, создание слайд-презентаций. Все услуги отличают высокое качество. Так как приоритетной задачей работы Интернет-клуба является обеспечение пользователя качественной и быстрой связью, все техническое обеспечение (компьютеры, принтеры, сканер) и скорость доступа к Интернету отвечают самым последним требованиям. Немалую роль играет сайт библиотеки, который называется «Юношеская библиотека №158», в нем два основных блока: «Для всех» и «Для членов клубов библиотеки №158». Библиотека размещает на сайте все наработанные материалы, предназначенные как для пользователя библиотеки, так и для коллег-библиотекарей. Посетитель сайта найдет тут электронные версии справочников для поступающих в учебные заведения района, новостями клубной жизни, интересными конкурсами, фестивалями, выставками, творческими работами членов клубов библиотеки. На сайте можно ознакомиться с отчетом о работе библиотеки, обслуживающих юношество. Коллеги смогут также ознакомиться с издательской деятельностью нашей библиотеки №158; в этом разделе представлена информация о том, как отражена деятельность шести клубов библиотеки в СМИ; на каких профессиональных мероприятиях выступают специалисты; по каким программам и проектам работает библиотека. Задача клубов в библиотеке №158 познакомить юношества с лучшими произведениями художественной литературы и кино, научить полнее и глубже воспринимать прочитанное, побудить к творчеству, развивая их литературные и творческие способности. Занимаясь в клубах, дети повышают культуру устной и письменной речи, овладевают навыками выразительного чтения. Они сами читают художественные произведения, смотрят фильмы, участвуют в литературных играх, викторинах. Руководитель клубов и библиотекари понимает подростков, умеет с ними общаться и разбирается в молодежном литературном творчестве. Клубы работают для читателей разного возраста. Домашнее задание, которое дается участникам клуба в конце каждого занятия, не ограничиваясь прочтением определенной книги, а обязательно содержать творческую часть. Творческое задание соответствует возрасту детей, учитывать их психологические особенности. Подростки уже могут составить отзыв о книге, придумать сказку, рассказ, написать сочинение, продолжение книги или сочинить стихи. Занятие в клубах воспитывают у подростков любовь к художественной литературе, формируют навыки самостоятельного анализа литературного произведения, расширяют кругозор, побуждают к творчеству. Необходимость создания молодежного Интернет клуба при библиотеке № 158 возникла в связи с актуальной задачей развития подрастающего поколения в условиях информационного общества. Участие в работе клуба помогает освоить знания компьютерных программ, повысить информационную культуру и грамотность, обрести новых друзей. Каждый член клуба участвует в оформлении стендов, имеющихся в библиотеке, осуществляет поиск сайтов по молодежной социальной политике, молодежных союзов, объединений, клубов, движений, наполняет этими сведениями молодежное досье библиотеки, ведет поиск информации о молодежных конкурсах, викторинах, фестивалях, мониторингах, проводимых для молодежи и принимает участие в них. Членом клуба становится учащийся в возрасте от 14 до 24 лет. Весьма активным в информационном пространстве представляется Клуб юных журналистов. Необходимость создания Клуба юных журналистов в юношеской библиотеке возникла в связи с актуальной задачей развития личности ребёнка в условиях информационного общества. Резкое возрастание влияния СМИ на подрастающее поколение, возникновение и широкое применение в быту новых компьютерных технологий, Интернета, видео, аудио - техники, делают необходимым ознакомление с особенностями воздействия СМИ, основными профессиями в СМИ детей среднего и старшего возраста. Юношескими библиотеками Москвы накоплен значительный опыт, наработаны различные модели традиционного и нетрадиционного обслуживания различных категорий населения в области предоставления информации и организации интеллектуального досуга по различным направлениям и для различных групп пользователей. В библиотеках города открыты центры муниципальной, правовой, деловой, экологической, краеведческой и иной информации, на базе библиотек, работают литературные клубы, объединения, музеи, студи и др. Опыт работы одной из юношеских библиотек №158 Москвы, где работают шесть молодежных кубов по разным направлениям применяющие новые информационные технологии. Клубы по интересам при юношеской библиотеке оказывают большое влияние на формирование и развитие личности подрастающего поколения. Их значение трудно переоценить. Они поддерживают, расширяют и углубляют интерес к книге и чтению, помогают с пользой проводить свободное время, предоставляют возможность интеллектуального общения, дают возможность проявить и развить организаторские и лидерские качества, создают условия для самовыражения, помогают выявить и развить творческие способности. Применение и использование инновационных, информационно-просветительных технологий, мультимедийных средств и услуг Интернета открывает возможности в подготовке интересного, эстетического дидактического материала, который может быть самым разнообразным: презентации, слайды, анкеты, консультации, конспекты непосредственно образовательной деятельности, досуга и развлечения. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности. Процесс подачи знаний становится более современным, разнообразным, насыщенным. За последние годы варианты использования Интернет в информационнопросветительных технологиях социально-культурной деятельности стали крайне разнообразными. Широкое распространение в Интернет получили такие средства распространения культурной и образовательной информации, как буктрейлеры - это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов ― пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. БАММ ― общественное объединение молодёжи, созданное в ноябре 2012 года в Центральной городской библиотеке города. За три года БАММ провел много нестандартных акций, выиграл и реализовал несколько грантовых проектов, стал участником и инициатором многих мероприятий. В своём ежедневном блоге «ВКонтакте» БАММ освещает не только молодежные, но и общегородские события. Для большинства современной молодежи Интернет стал домом, работой, местом отдыха, можно сказать, даже семьей, поэтому виртуальное пространство стало важной областью для продвижения книги и чтения в молодежной среде. В 2015 году был реализован совместный проект Центральной городской библиотеки и участниками БАММа по созданию мультимедийных видеофильмов и буктрейлеров по мотивам отечественной и зарубежной классики (Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, У. Шекспир). Созданные буктрейлеры выставлены в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/minus_bam). В апреле 2015 года ребята поставили мини-фильм по произведению Фонвизина «Недоросль». В последние годы большой популярностью в библиотеках пользуются такие формы продвижения книги и чтения, как флешмобы, игры по квест- ориентированию, фотокроссы, фестивали в формате «open-air». Преимущество этих мероприятий ― широкий общественный резонанс при минимальных затратах. В современном мире, на одном уровне с традиционной формой работы муниципальных библиотек, связанной с живым общением, просветительная информация поступает и в электронном виде. Развитие информационно-компьютерных технологий идет настолько быстро и настолько ускоряет процесс передачи информации, что современное общество уже не сможет существовать без этих технологий. Перед современными библиотеками стоит задача не только содействовать в выборе информации, но и стать путеводителем в электронном мире, помогая пользователям в поиске и выборе информации, способствующей духовному развитию населения и его отдельных групп, среди которых молодежь является наиболее частым пользователем информации в сети Интернет Активизировать творческую деятельность членов клубов юношеских библиотек возможно, применяя современные методы и информационные технологии. Новые компьютерные технологии, СМИ оказывают в современном информационном обществе на подрастающее поколение все большее влияние, поэтому особенно актуальным становится использование в обучении, развитии и воспитании высокотехнологичных технологий педагогики. Теоретический анализ нового направления в работе юношеских библиотек в области информатизации деятельности молодежных клубов позволил выделить наиболее существенные принципы, на которых стоится работа по активизации деятельности подростков и молодежи. Практическим обоснованием возможности активизации деятельности клубов юношеских библиотеках путем применения информационных технологий можно считать опыт работы клубов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|