Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика периода борьбы за независимость




Идеи Просвещения начали получать реальное воплощение в Америке в конце XVIII в. В отличие от Французской революции, причиной североамериканской революции были не экономический гнет или социальное ущемление, а вмешательство государства (Англии) в гарантированные законом права. Речь шла, прежде всего, о нарушении права, закрепленного в британском Обычном праве, на основании которого колонисты могли выступить против короля, если он нарушал закон, что по их убеждению и произошло.

Обострение противоречий привело к Войне за независимость 1775-1783 гг. По своему характеру со стороны колонистов она была справедливой, освободительной войной. Теория «общественного договора» и концепция «естественного права» человека обосновывали правомерность отделения колоний от метрополии. А принятая Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г. Декларация независимости США, основным автором которой был Т. Джефферсон, не только обосновала отделение 13 колоний от Великобритании, но прямо сформулировала право граждан на сопротивление власти и впервые представила права человека как основную программу свободного общества. Второй Континентальный конгресс принял Статьи конфедерации (первую конституцию США). Она вступила в действие 1 марта 1781 г., а в 1787 г. была пересмотрена. Конституционный конвент утвердил новую редакцию конституции США. Из союза отдельных независимых штатов США стали федеративным государством. В 1791 г. вступил в действие Билль о правах – десять поправок и дополнений к конституции: о свободе слова, печати, совести и других основных правах. Таким образом, идеи Просвещения получили практическое воплощение: бывшие английские колонии создали на огромной территории новое государство.

После победы в войне за независимость, при обсуждении проекта Конституции в среде политической элиты США возникают два течения, вошедшие в историю под названием федералисты и республиканцы. Федералисты во главе с А.Гамильтоном стремились создать сильное централизованное правительство с главенством общенациональных интересов. Их противники добивались ограничений полномочий центра, усиления власти штатов и местного самоуправления, поскольку опасались, что концентрация власти приведет к замене демократии аристократией. Лидером республиканцев стал Т.Джефферсон. Спор федералистов и республиканцев, по сути, был спором о будущей форме государственного устройства США. Федералисты отстаивали английскую модель государства, а республиканцы выступали за демократическое развитие Америки.

 

40) Бенджамин Франклин и Томас Пейн

Бенджамин Франклин (170б-1790 гг.) стал всемирно известным благодаря своим научным трудам по электричеству, а также сподвижничеству на ниве просветительства и дипломатии. Разносторонняя деятельность просветителя во многом напоминала жизненный путь Ломоносова. В 1769 году Франклин впервые назвал североамериканские провинции государствами (штатами).

Ему принадлежит одна из версий плана конфедерации штатов. он был активным участником составления статей конфедерации 1781г.‚ а также Декларации независимости и проекта федеральной конституции на Филадельфийском конвенте. Он не был сторонником радикальных политических преобразований. Франклин не был ни простодушным демократом, ни демагогом. При известии о начале революционных действий во Франции он высказывал большое беспокойство в связи с тем, что «огонь свободы может не только очищать, но и разрушать». Он неизменно отстаивал идею независимого и гармоничного развития своей страны как " страны труд а», к которой отсутствует резкая поляризация между богатых и бедных.

В глазах соотечественников Франклин и сегодня выглядит одним из великих умов своего времени и во всей американской истории. Некоторые исследователи считают его родоначальником утилитаризма (стремление извлекать из всего только непосредственную материальную выгоду) - более раннего, чем у Бентама, и более гибкого, чем у Гельвеция. Характерно, что усилиями Франклина и некоторых других деятелей американской революции идейное наследие греко-римской мысли было привлечено к защите американского республиканизма, который нуждался не только в учреждениях и правилах деятельности, но и в особой политической философии. Он стал одним из учредителей и первым президентом «общества политических изысканий», задачей которого провозглашалось развитие знания о государственном управлении и совершенствование политической науки в их взаимосвязи и взаимодействии. Слава Франклина удивительно быстро пришла в Россию. Им восхищались его современники - Ломоносов, Радищев, декабристы. Притчи и афоризмы Франклина на социально-политические темы, обличавшие расточительную праздность феодальной знати и превозносившие добродетели трудолюбивого мелкого собственника, были переведены в России в 1784 году и изданы под названием «Учение добродушного Рихарда».

 

Наиболее последовательным представителем буржуазно-демократического направления в политической мысли США периода борьбы за независимость был Томас Пэн (Пейн) (1737–1809 гг.). Выходец из бедной фермерской английской семьи, он в 1774 г. эмигрировал в Америку, где очень быстро выдвинулся в среде борцов за независимость колоний.

Т. Пэн принимал активнейшее участие в освободительной войне волонтером в рядах революционной армии и выступал в печати против Англии, пропагандируя идею независимости. В 1781 г. он участвовал в делегации, ведшей от имени восставших колоний переговоры с французским правительством об оказании помощи в борьбе против Англии.

Т. Пэн приветствовал победу французской буржуазной революции, заставшую его в Англии. В вышедшей в свет в 1791–1792 гг. большой работе «Права человека» он дал подробный анализ французской Декларации прав человека и гражданина и, комментируя этот документ, резко критиковал английскую конституцию. Книга Т. Пэна подверглась запрету в Англии, а он сам был вынужден бежать в революционную Францию, где был избран членом Конвента.

Основные произведения: памфлет «Здравый смысл». Идеи памфлета нашли определенное отражение в Декларации независимости США 1776 г. Ряд прокламаций под общим названием «Американский кризис», «Права человека».

Государство.

Форма государства. Во всей своей деятельности и в своих произведениях Т. Пэн выступает как последовательный буржуазный демократ. Его политический идеал – это буржуазно-демократическая республика, суверенитет народа, всеобщее избирательное право. Он был страстным противником имущественного и других цензов, ограничивающих избирательные права граждан.

В основе политических взглядов Т. Пэна лежало демократическое истолкование доктрины естественного права, которую он использовал для теоретического обоснования права угнетенных на восстание, на вооруженное сопротивление тирании.

Он считал, что народ во все времена имеет присущее ему неотъемлемое право уничтожить любую форму правительства, которую он находит неподходящей (право на восстание). Т. Пэн последовательно проводит во всех своих работах мысль о правомерности народных революций против тиранических правительств.

В трудах «Здравый смысл» и «Права человека» он выступает с резкой критикой монархической формы правления, указывая, что она является прямым унижением человеческого достоинства, нарушением естественных прав и свобод человека, насилием над ним. Ссылаясь на опыт истории Англии и других стран, Т. Пэн подчеркивает, что монархия и наследственность короны покрыли кровью и пеплом не только Англию, но и целый мир. У свободного народа, говорит он, не должно быть иного монарха, кроме закона как выражения народной воли.

Исходя из тезиса, что все люди рождаются равными, обладающими одинаковыми и неотчуждаемыми естественными правами, Т. Пэн считает естественные права человека единственным источником и основанием его гражданских прав, возникающих из необходимости для него жить в обществе. Для Т. Пэна характерна трактовка правительства как политического учреждения, возникающего на базе общественного договора людей в интересах охраны их гражданских прав и свобод. Если бы не было этой необходимости, если бы все люди руководствовались в жизни принципами нравственности, то не нужно было бы и правительства.

Наилучшее правительство, по его мнению, то, которое осуществляет охрану гражданских свобод и безопасности с наибольшими выгодами для всех членов общества и с наименьшими издержками для них.

Наиболее целесообразной формой политической организации общества в этой связи Т. Пэн считал демократическую республику.

Политика правительств, заинтересованных в войнах и захватах чужой территории, в получении прибылей и военной добычи, указывает он в памфлете «Права человека», неизбежно истощает терпение народов: «В таком положении, – пишет он, – и, основываясь на существующих примерах, следует ожидать революций. Они стали предметом всеобщего обсуждения и могут считаться стоящими в порядке дня». Энергично и страстно Т. Пэн выступает против политики разжигания войн, проводимой реакционными правительствами. Он считает, что всеобщий мир и общественный прогресс могут быть осуществлены лишь путем революционного изменения в системе правления.

Оценивая политические и правовые взгляды Джефферсона и Гамильтона, необходимо отметить весьма существенный момент. Впервые идеи западноевропейских мыслителей были конкретизированы в Конституции и Декларации независимости. Так, в Декларации независимости закреплены развитые Джефферсоном идеи народного суверенитета и право народа на революцию, а взгляды Гамильтона, сложившиеся под влиянием Локка и Монтескьё, стали теоретической основой конституции США 1787 г.

 

41) Томас Джефферсон (1743-1826 гг.) родился в штате Виргиния в семье фермера. Получил образование в колледже, по окончании которого с 1767 занимался юридической практикой. В 1769-1774 гг. – член Виргинского законодательного собрания. В 1775-1776 гг. – член Континентального конгресса. В 1779-1881 гг. - губернатор Виргинии. Впоследствии Джефферсон занимал должность государственного секретаря в правительстве Дж. Вашингтона, был послом США во Франции, избирался вице-президентом в 1796 и дважды - президентом США (1800 и 1804). В 1809 г. по истечении срока президентских полномочий он ушел из политики и последние 17 лет жизни провел в своем имении в Виргинии. Там Джефферсон создал университет, где была образована и кафедра права. Умер он в день 50-летия подписания Декларации независимости США.

Джефферсон отличался разносторонними интересами: знал шесть языков, занимался историей, философией, агрономией, геологией, был архитектором и писателем. Он учредил национальные метеорологическую и гидрологическую службы, основал библиотеку Конгресса.

Основные произведения: памфлет «Общий обзор прав Британской Америки», в котором доказывал, что британский парламент не имеет права навязывать колониям принимаемые им законы, «Декларация независимости», «Билль о всеобщем распространении знаний», «Заметки о штате Виргиния».

Т. Джефферсон навсегда вошел в американскую историю как автор Декларации независимости, которую написал в 33 года. Основные положения Декларации он заимствовал из сочинения Дж.Локка «Два трактата о правлении», в чем его порой упрекали.

Государство. Государство - продукт общественного договора. Поэтому власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, исходя из естественно-правовой доктрины, Джефферсон обосновывал не только правомерность отделения штатов от Англии, но и право народа изменить или элиминировать (удалить) правительство, если оно нарушает принципы общественного договора.

Форма правления. Идеалом для Джефферсона была децентрализованная республика, основанная на мелком фермерском хозяйстве. Он критиковал Монтескьё, считавшего, что для крупных государств больше всего подходит монархия. Как форму государственного устройства Джефферсон предпочитал конфедерацию, в которой широкие права штатов практически поглощали полномочия центральной власти. Подобно Локку он полагал лучшим то правительство, которое «меньше правит», выступал за сильную местную власть, развитое самоуправление.

Т. Джефферсон отмечал, что «среди людей существует природная аристократия. Почва, на которой она вырастает, - это духовные достоинства и таланты». Однако в человеческом обществе имеется и «искусственная аристократия, чье положение основано на богатстве, родстве и происхождении и не связывается ни с душевными качествами, ни с талантами». Поэтому лучшей формой правления является та, которая обеспечивает чистый отбор… естественных, природных аристократов для занятия правительственных должностей.

Разделение власти. Законодательная, исполнительная и судебная власти должны быть разделены.

Государство и церковь. Особое значение Джефферсон придавал религиозной терпимости, отделению церкви от государства. В 1786 г. его проект Статута о религиозной свободе стал законом в Виргинии. Закон утверждал не только религиозную свободу, но также право на свободомыслие.

Право. Джефферсон считал очевидным, что все люди сотворены равными и имеют неотъемлемые права: на жизнь, свободу, стремление к счастью. Первоначальный текст Декларации содержал осуждение рабства и работорговли, однако это положение было вычеркнуто по настоянию южан-работорговцев. Хотя сам Джефферсон был крупным работорговцем (имел более 100 рабов и на волю их не отпустил), он называл рабство «отвратительным преступлением» и полагал, что оно противоречит естественному праву.

В Декларации среди неотъемлемых прав отсутствовало право частной собственности, т.к. идеолог Декларации Т. Пейн относил частную собственность к приобретенному, а не естественному праву.

 

42) 2. Политические взгляды федералистов. А. Гамильтон

Под общим названием «федералисты» истории известна группа американских политиков и юристов, обосновавших в конце XVIII в. идею дальнейшего развития США как союзного государства с сильной властью федерального центра (отсюда и термин). Это - Дж. Вашингтон, Дж. Адамс, А. Гамильтон, Дж. Мэдисон.

Конституция 1787 г. во многом была воплощением их идей. Когда же нависла угроза срыва ратификации Конституции отдельными штатами, А. Гамильтон вместе с другими лидерами федералистов Дж. Мэдисоном и Дж. Джеем выступили в ее поддержку. Они опубликовали ряд статей (позднее вошедших в сборник «Федералист»). Авторы считали, что сильная центральная власть не приведет к тирании. Возражая опасениям республиканцев, вслед за Монтескьё полагавшим, что республика может существовать только на малой территории, они доказывали, что система представительной власти и разделение властей сохранят республику и свободы граждан. Только принятие Билля о правах, содержавших гарантии основных прав (свобода совести, собраний, организаций, неприкосновенность жилища) помогло федералистам добиться ратификации конституции штатами.

Александр Гамильтон (1757-1804гг.) родился на острове Невис (Виргинские острова). Его родители хотя и относились к местной аристократии, но были бедны и не смогли дать детям образования. С 11 лет Гамильтон зарабатывал на жизнь, служа приказчиком. В 1772 г. приехал в Нью-Йорк, c 1774 по 1775 г. на средства спонсоров обучался в Королевском колледже (будущий Колумбийский университете) Нью-Йорка. После окончания занимался юридической практикой, а с началом Войны становится ее активным участником. Быстро прошел путь от артиллериста до адъютанта Вашингтона. В 1782-1783 гг. и 1787-1788 гг. - член Конгресса, участвовал в работе Конституционного конвента. В 1789-1895 занимал пост министра финансов. Умер от ранения, полученного на дуэли.

Наиболее полно взгляды Гамильтона были изложены в выступлениях на Конституционном конвенте, а также в сборнике статей "Федералист".

Государство.

А.Гамильтон был сторонником элитистского подхода [1]к политике и считал, что общество разделено на две группы: избранная элита (богатые и родовитые) и большинство (основная масса народа).

Идеалом политического устройства для Гамильтона была Англия с разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную. На Конституционном конвенте, собравшемся для выработки конституции, он предложил создать авторитарное правительство во главе с пожизненно избираемым президентом, наделенным почти неограниченными полномочиями (исполнительная власть – главная). Это, по его мнению, должно было защитить республику от «неблагоразумия демократии», иначе – защитить интересы меньшинства от посягательств большинства. Федералисты не предполагали создавать деспотичное общество, где немногие будут управлять большинством. Они видели цель государства в поддержании социального мира во благо всей нации.

По мысли Гамильтона законодательная власть должна представлять собой двухпалатный парламент, где верхняя палата (сенат) должна быть ключевой. Сенаторы избираются пожизненно, а нижняя палата избирается на три года прямыми выборами, участие в которых принимают все белые мужчины.

Фактически Гамильтон был сторонником республики с олигархической формой правления, от наследственной конституционной монархии модель власти Гамильтона отличало только два момента: ее выборный характер и возможность импичмента. Поэтому такой проект с чрезмерной концентрацией власти в руках правителя (он являлся верховным главнокомандующим, имел право назначения должностных лиц, абсолютного вето, ему полагалось огромное жалованье и т.д.) не получил поддержки в ходе составления конституции. Однако Гамильтону удалось реализовать свой другой проект – необходимость судебного конституционного контроля.

Функция контроля над соответствием законодательства конституции возлагалась на судебную власть, исходя из того, что конституция - высший закон, и все противоречащие ей законы должны быть признаны судом недействительными.

Гамильтону принадлежит также идея расширительного толкования Конституции. Когда Гамильтон занимал пост секретаря казначейства (министра финансов), возникла необходимость учреждения национального банка. По поводу полномочий правительства на этот счет Конституция безмолвствовала, и Гамильтон смог доказать, что кроме перечисленных в конституции полномочий «существуют и полномочия подразумеваемые, столь же реально делегируемые государству». Таким образом, возникают дополнительные полномочия, но только при условии, что в конституции не содержится прямого запрета. Это положение стало классическим для ныне существующего способа толкования конституции.

43) Американская политическая мысль второй половины 19в.

Согласно другой, более распространенной точке зрения, академическая политическая наука возникла с открытием в 1857 г. американским профессором истории и политической экономии Френсисом Либером в Колумбийском колледже (переименованном позже в Колумбийский университет) кафедры политической теории и истории. В 1880 г. на базе этой кафедры преемник Либера Джон Берджес создал Школу политических наук.

 

В конце XIX — начале XX вв. учебные и исследовательские политологические центры пояились в Йельском, Гарвардском, Принстонском и других американских университетах. С 1889 г. в США начала действовать Национальная ассоциация политической и социальной науки, а в 1903 г. учреждена Американская ассоциация политической науки (АППН).

44) Американская геополитическая мысль

Американская геополитическая школа сформировалась под влиянием идей военно-морского историка адмирала Альфреда Мэхена. В работах «Влияние морской силы на историю (1660—1783)» и «Заинтересованность Америки в морской силе» Мэхен выдвинул концепцию «морской силы» как фактора, обеспечивающего безусловное геополитическое превосходство. Именно обеспеченность страны морскими базами и торговым флотом, а также мощь военного флота делают её великой державой, решающей судьбы мира, а морская цивилизация обеспечивает более благоприятные условия для развития. Видя в истории противостояние морских и сухопутных держав, Мэхен предложил использование в качестве глобальной геополитической стратегии «принципа Анаконды» — удушения противника путём морской блокады его стратегических объектов.

 

В концепции Николаса Спикмэна были объединены идеи Мэхена и Маккиндера. Разрабатывая геополитику в рамках концепции стратегической безопасности США, он выдвинул принцип «интегрированного контроля над территорией», который должен осуществляться Америкой по всему миру в целях недопущения усиления геополитических конкурентов. Придерживаясь идеи противостояния моря и суши (СССР и Америки), Спикмэн, однако, считал геополитической осью мира не неподвижный Хартленд, а зону противостояния Римленд — пограничную зону Суши и Моря, тянущуюся вдоль границ Хартленда через Европу, Ближний и Средний Восток, Индию и Китай. Держава Хартленда осуществляет давление на эту зону, пытаясь объединить её под своим контролем, в то время как США должны осуществлять политику сдерживания и «удушения» континентальной державы, насыщая Римленд своими военными базами и создавая там военно-политические союзы. Концепция Спикмэна повлияла на принципы американской внешней политики и в особенности стратегии в холодной войне, прежде всего в 1950—1960 годы (доктрина Трумэна и т. д.).

Под влиянием идей Саула Коэна развилась концепция региональной геополитики, основанной на иерархическом принципе. Он выделял четыре геополитических иерархических уровня:

геостратегические сферы — Морская и Евразийская, имевшие первостепенное значение для прежней геополитики;

геополитические регионы — сравнительно однородные и имеющие свою специфику части геополитических сфер (Восточная Европа, Южная Азия и т. д);

великие державы — Россия, США, Китай, Япония и интегрированная Европа, имеющие свои ключевые территории;

новые державы — вошедшие в силу сравнительно недавно страны третьего мира, такие как Иран, и не оказывающие ещё решающего воздействия на глобальный геополитический порядок.

Распад СССР и прекращение жёсткого противостоянии Суши и Моря привели к дестабилизации мировой системы и её регионализации. В регионах идёт интеграция, и они постепенно становятся ведущим геополитическим уровнем, формируя многополярный мир. Однако этот многополярный мир все больше расслаивается по уровням развития, для дифференциации которых Коэн предложил использовать понятие энтропии — степени хаоса, неопределённости. К регионам с низким уровнем энтропии относят страны Запада и отчасти Хартленд и Средний Восток; регионы с высоким уровнем энтропии — Африка и Латинская Америка. По Коэну, именно низкоэнтропийные формируют мировой геополитический баланс, а высокоэнтропийные выступают в качестве постоянного источника проблем и нестабильности.

 

Концепция Коэна даёт две возможности для своего дальнейшего развития.

 

Идея доминирования низкоэнтропийных стран ведёт к формированию концепции однополярного мира, центрами которого выступают США, Европа и Япония как три силы, обладающие одинаковой политической системой, высокоразвитой экономикой и интересами, исключающими их войну друг против друга. Айр Страус выдвинул концепцию глобального униполя, основанного на дружелюбии, сотрудничестве и общих демократических ценностях. По мнению Страуса, прочность этого униполя зависит от вхождения в него России, без которой база для глобального униполярного лидерства становится ограниченной. Для геополитиков этого направления характерна идея долговременности сложившегося после окончания холодной войны геополитического порядка, идея «конца истории», предложенного Френсисом Фукуямой.

Иное направление связано с ростом «оборонного сознания» в США и констатацией того факта, что регионализация ведёт к утрате геополитического доминирования США. Яркое выражение это нашло в концепции столкновения цивилизаций Сэмюэля Хантингтона. По его мнению, для настоящего времени характерна тенденция к десекуляризации — возвращению к религиозной идентичности больших регионов, а значит, ведущую роль отныне играют локальные цивилизации, противостоящие глобальной цивилизации Запада. Иллюстрацией этой концепции является рост исламского фундаментализма. В этих условиях Западу придётся предпринять большие усилия для сохранения своего доминирования в противостоянии сразу нескольким конкурирующим цивилизационным центрам.

Практически американские геополитики вынуждены учитывать новые реалии. США проявляют сдержанное отношение к Евросоюзу, который потенциально приближается к статусу конфедерации, считается формирующейся потенциальной сверхдержавой и имеет единую валюту евро, которая уже жёстко конкурирует с долларом, ранее единственной мировой валютой. В связи с тем, что с начала XXI века Китай де-факто приблизился к статусу сверхдержавы, геополитики США стали уделять ему повышенное внимание. В 2010 годы устами американского истэблишмента была озвучена адресованная китайскому руководству идея оформления из США и Китая «Большой двойки» сверхдержав (G2)[6][7], однако Китай пока остался верен концепции многополярного мира и отклонил данное предложение, усмотрев в нём прежде всего средство разделения ответственности за доминирующую американскую внешнеполитическую деятельность, с которой часто не согласен[8][9].

 

Распространение новых технологий коммуникаций также отразилось на геополитических подходах. Главный редактор журнала «Геополитика» Леонид Савин предложил термин «кибергеополитика» для описания новой сферы политической активности и особенностей географической локализации этого трансграничного феномена. В одной из статей по этой теме Леонид Савин пишет, что неологизм кибергеополитика нужно понимать «одновременно как новую дисциплину, изучающую то, что происходит с помощью интерфейса человек-машина в контексте политики и географии, включая, но не ограничиваясь, интерактивным взаимодействием социальных сетей, виртуальным пространством, дипломатией web. 2.0, так и текущую деятельность, затрагивающую и включающую в себя принципы обратной связи в социальном, политическом и военном секторах, и где императивом является установление и распространение власти, пусть и более изощренным способом».

45) Учение И. Канта о государственном и международном праве.

Государство.

Происхождение государства. Кант, так же как и Руссо, считал, что до образования государства люди находились в естественном состоянии и могли быть более счастли вы, чем в государственном. Однако правовая незащищенность, угроза насилия приводит людей к мысли учреждения государства посредством общественного договора. Государство есть результат соглашения, в силу которого каждый отказывается от естественной свободы, чтобы пользоваться свободой в качестве членов государства. Принимая в целом идею общественного договора, Кант называет его первоначальным договором. Этот договор, по его мнению, не исторический факт, а не более чем объяснение, одна из версий событий, о которых мы не можем иметь достоверных сведений.

Правовое государство. И. Кант рассматривал государство, как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам», но это определение не конкретного государства, а его идеи, т.е. каким оно должно быть. Благо государства, по Канту, состоит в высшей степени согласованности государственного устройства с правовыми принципами, и стремиться к такой согласованности нас обязывает разум через категорический императив.

Именно Канту принадлежит разработка ряда основополагающих начал правовой государственности: свобода и самостоятельность каждого члена общества как человека и гражданина; ограничение всеохватывающего вмешательства государства в частную жизнь; связанность государства и общества правом и законом; господство закона в жизни народа, общества, государства.

Разделение власти: законодательная (принадлежит суверенной «коллективной воле народа»), исполнительная (сосредоточена в руках законного правителя) и судебная. В отличие от Ш.Монтескьё Кант писал о разделении власти не как о системе сдержек и противовесов, а как о четкой субординации всех ее ветвей: верховная – законодательная власть, ей подчинена исполнительная, которая в свою очередь формирует судебную. Именно субординация и согласие всех ветвей власти, по мнению Канта, способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства.

Форма правления. В соответствии с количеством носителей высшей власти Кант выделял автократию (самодержавие), аристократию и демократию. Однако по критерию разделения властей он выделял две формы правления: республиканскую, где существует разделение власти и деспотическую, при которой происходит их слияние. Считал, что республика есть такое общественное устройство, в котором власть означает господство законов, а последние соответствуют интересам граждан, ибо «чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». Сам Кант был сторонником конституционной монархии, полагая, что самодержавие может быть и республикой, если в ней четко разделены законодательная и исполнительная ветви власти.

И.Кант осуждает право народа на восстание, т.к. все политические изменения должны проводиться плавно, путем реформ сверху.

Право. Право по Канту является реализацией свободы члена общества, ограниченной лишь свободой других его членов, т.е. право есть совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие всеобщих принудительных законов, равенство граждан перед такими законами, правовое гарантирование личных прав граждан, разрешение конфликтов через суд. То есть нормы права как бы очерчивают границы, внутри которых человек может действовать свободно.

Общая структура права согласно воззрениям Канта такова:

  • естественное (прирожденное), которое имеет своим источником явные априорные[1] принципы; оно делится на две части: частное (регулирует отношения индивидов как собственников) и публичное (отношения между людьми как членами общества);
  • положительное право, источник которого - воля законодателя;
  • справедливость – совокупность притязаний личности, которые не предусмотрены законами и поэтому не имеют обязательной силы.

Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным. Всеобщая обязательность права достигается принудительной силой. Придать праву принудительную силу способно лишь государство.

Международное право. Часть философии Канта – это идея вечного мира. Будущее развитие человечества он связывал с образованием мировой конфедерации суверенных республик, где международный правовой порядок основан на принципах равенства народов, невмешательства во внутренние дела друг друга. Это своего рода общественный договор на государственном уровне.

46) «Категорический императив» Канта и Идея «вечного мира»

Правовой категорический императив (Кант назвал его законом нравственной свободы) основан на чувстве долга и его можно сформулировать следующим образом: поступок будет моральным только в том случае, если он совершается единственно из уважения к нравственному закону.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...