Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и правовой режим источников вторичного права ЕС.




СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА

ТЕМА 1. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА

ТЕМА 3. ИСТОЧНИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА И ГАРМОНИЗАЦИЯ ДОГОВОРНОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ТЕМА 4. ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ТЕМА 5. КОМПЕТЕНЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ТЕМА 6. ИНСТИТУТЫ, ОРГАНЫ, ВЕДОМСТВА И УЧРЕЖДЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ТЕМА 7. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА

ТЕМА 8. АГРАРНАЯ, ТРАНСПОРТНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ТЕМА 9. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВО КОНКУРЕНЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ТЕМА 10. КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ТЕМА 11. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ВАЛЮТНОГО СОЮЗА

ТЕМА 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ТЕМА 13. ОСНОВЫ ГАРМОНИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ ПРАВА ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ТЕМА 14. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ПОЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ТЕМА 15. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ТЕМА 16. ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

 

ТЕМА 1. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

 

Вопросы:

1. Предпосылки европейской интеграции после Второй мировой войны, основные идеи европейской интеграции

2. Институциональное объединение Европейских сообществ, иные изменения, внесенные в учредительные договоры Сообществ в 50 – 80 – е годы.

3. Общая характеристика процесса расширения Европейских сообществ и создания Европейского Союза. Афинский договор о присоединении 2003 года. Лиссабонский договор 2007 года.

4. Общая характеристика Европейского Союза.

 

Идея «объединенной Европы» особенно активно выдвигались после Второй мировой войны. Основные концепции развития интеграционных процессов в Европе были следующими:

1. Федералистское направление (предлагалось создание федерации либо Соединенных штатов Европы);

2. Сотрудничество европейских государств на международно-правовой основе, отвергая федералистское и конфедералистское начала.

3. Компромиссное течение – исполнение некоторых элементов наднационального сотрудничества при условии их сочетания с межнациональным сотрудничеством.

В условиях таких различных подходов была созвана первая международная конференция, которая должна была разработать первый акт. В результате противоречий на конференции осталось всего 6 участников (страны Бенелюкс, Франция Италия, ФРГ), которые и подписали в 1951 году договор о Европейском Объединении Угля и Стали (ЕОУС), вступивший в силу в 1952 году.

Формально его цель была: создание узкофункционального сообщества, обеспечивающего создание общего рынка угля и стали шести государств. Соответственно, ЕОУС наделялось для этого необходимыми полномочиями. С созданием ЕОУС также решались некоторые конкретные вопросы, связанные с подъемом производства в тяжелой промышленности этих 6ти государств. Однако значение этого договора выходит далеко за эти рамки. Главное то, что на основе ЕОУС отрабатывались те начала и принципы, которые следовало положить в основу европейской интеграции.

Для реализации принципов в основе договора создавался определенный механизм: институты руководства объединением и соответствующие правовые предписания в рамках ЕОУС. Договор о ЕОУС, заключенный сроком на 50 лет, предусматривал создание 4-х институтов:

1. Верховный руководящий орган (где были представлены все государства-члены, но их представители были независимы от своих правительств);

2. Специальный совет министров;

3. Парламентская ассамблея;

4. Суд.

Ведущее место в этой системе занимал верховный руководящий орган, он инициировал и принимал юридически обязательные решения. Совет министров обеспечивал связь верховного руководящего органа с национальными правительствами. Парламентская ассамблея состояла из делегаций национальных парламентов и обладала консультативными функциями. Суд осуществлял контроль за выполнением нормативных правовых актов объединения.

Акты, принимаемые верховным руководящим органом, имели обязательную юридическую силу и прямое действие:

1. решения – акт общего характера;

2. рекомендации – рамочного характера.

В 1956 году состоялась встреча руководителей государств Европы в Венеции и начались переговоры о создании Европейского экономического сообщества.

Уже в 1957 году в Риме два акта, призванных сыграть важнейшую роль в развитии процессов интеграции, были готовы к подписанию:

1) Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или договора об общем рынке);

2) Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Оба договора вступили в силу с 1 января 1958 г. 2 подписанных акта имели важное значение для развития процессов интеграции в Западной Европе. Евратом напоминал по своему функциональному назначению ЕОУС, т.е. регулировал сравнительно узкую, но очень важную (энергетическую) область международного сотрудничества.

В отличие от Евратома, создание Европейского экономического сообщества имело чрезвычайно важное не только энергетическое, но и политически – правовое значение. Речь шла о создании интеграционного объединения универсального характера. Выдвигалась задача создания общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, основанного на таможенном союзе. В ходе построения общего рынка должна была быть обеспечена экономическая интеграция государств, создана основа для будущего экономического и валютного сообщества, создан сам механизм для управления интеграционными процессами.

Договор о ЕЭС также предусматривал:

1) создание материальных ресурсов, необходимых для функционирования сообществ;

2) а равно и права членов сообществ, т.е. создание правового инструментария.

В договорах о ЕЭС и Евратоме предусмотрено, что оба объединения являются юридическими лицами, они обладают юридической правосубъектностью. Таким образом, в лице ЕЭС была создана широкая, универсальная международная организация, которая приобрела черты и государственно-правовой, и международно-правовой организации.

Договор предусматривал поэтапное строительство общего рынка. Реализация 3 последующих этапов, в ходе которых создается единая внешняя таможенная граница, ликвидируются внешние торговые границы. Сообщества наделялись необходимыми институтами и материальными средствами.

Были предусмотрены 4 главных института:

1) Совет (состоял из официальных представителей правительств государств-членов на уровне министров);

2) Комиссия;

3) Парламентская ассамблея, чьи полномочия несколько расширены по сравнению с ЕОУС;

4) Суда Европейских сообществ.

Одновременно с подписанием римских договоров там же в Риме подписана Конвенция об объединении парламентов и судов всех объединений (соответственно, ЕОУС, Евратома и ЕЭС).

В 1965 году был подписан договор о слиянии советов и комиссий 3 – х сообществ. Он вступил в силу в 1967 году.

К началу 70 – х годов стало ясно, что основные требования, связанные с созданием единого таможенного союза и формированием общего рынка были в основном выполнены. Необходимо было наметить дальнейшие рубежи сотрудничества.

Однако сообщества столкнулись с острым мировым финансовым и экономическим кризисом начала 70 – х. В этих условиях основное внимание стран Европейских сообществ было сосредоточено на преодолении именно экономических и финансовых трудностей, с чем сообществам удалось справиться.

В начале 80 – х годов встал вопрос о программировании дальнейшего развития процесса интеграции. Под руководством восьмого председателя Еврокомиссии Жака Делора была создана специальная комиссия, которая подготовила сборник проектов и предложений о переходе от общего к единому внутреннему рынку. Суть этих предложений, их главная цель – ликвидация препятствий и барьеров на пути свободного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. В этих условиях необходимо было урегулировать огромное число технических, количественных и качественных проблем. Требовалось также решить и ряд проблем институционального характера, например, расширить юрисдикцию Европейских сообществ.

Для выполнения этих задач было решено созвать межправительственную конференцию, которая и подготовила к подписанию новый документ – Единый европейский акт (далее – ЕЕА). ЕЕА – это учредительный договор, содержащий изменения и поправки, вносившиеся в действующие акты европейских сообществ. Он был принят в 1986 году и довольно четко сформулировал трехэтапную программу построения единого внутреннего рынка. Оно должно было быть завершено к началу 1992 года. ЕЕА также подтвердил и закрепил расширение сферы ведения сообществ. Их полномочия теперь распространялись также на защиту окружающей среды, расширение сотрудничества в социальной сфере, научные исследования и создание новейших технологий, защиту прав потребителей. До подписания ЕЕА Европейские сообщества в той или иной мере осуществляли эти полномочия по решениям Европейского суда (он ссылался на ст.235 договора о ЕЭС, которая позволяла предпринимать меры, прямо не предусмотренные этим договором, но необходимые для достижения целей).

Суммируя экономические положения нового документа, нужно обратить внимание на то, что они должны были обеспечивать переход к новому этапу сотрудничества, т.е. к единому экономическому и валютному союзу. Что касается институционализации, то происходит формализация деятельности Европейского Совета (т.е. встречи глав государств и правительств). Европейский совет становится главным и ведущим органом сообществ.

Интересно отметить тот факт, что Европейский Совет ни в этом, ни в последующих актах не был назван институтом Европейских сообществ. Дело в том, что к числу институтов относят инстанции с правом принятия юридически обязательных актов, а Европейский Совет мыслился в первую очередь как орган политического сотрудничества с политическими, а не юридическими решениями. Это отличает статус Совета и статус его решений. Он как бы выделен особо, не включен в систему институтов, хотя по характеру своих решений совет играет важную роль.

Другие изменения в институциональные структуры сообществ:

a) демократизация в процедуре принятия решений

b) Европарламент получил доступ к принятию решений по ряду вопросов;

c) на основе ЕЕА расширяется сфера принятия решений в Совете квалифицированным большинством голосов;

d) был внесен ряд других изменений: уточнялась процедура принятия новых членов в состав Европейских сообществ, также уточнялись условия членства, были приняты решения о расширении юрисдикции и уточнении структуры Суда Европейских сообществ.

ЕЕА содержал решения, выходившие за рамки 3–х предыдущих договоров (соответственно ЕОУС, Евратом и ЕЭС). ЕЕА предусматривал соответствующие обязательства по координации внешней политики, наметил контуры принятия решений в сфере ВП.

ЕЕА, конечно, не решал всех вопросов создания экономического, валютного и политического союзов, но он предусматривал созыв международной конференции во исполнение ЕЕА. Такая конференция была созвана и ей был подготовлен договор о Европейском Союзе. Этот договор был подписан 7 февраля 1992 г. в Маастрихте и соответственно получил название «Маастрихтский договор».

Его ратификация прошла далеко не безболезненно, процедура затянулась, но в конечном итоге все члены сообществ одобрили договор, и он вступил в силу с ноября 1993 года.

Главное, что характеризует этот договор: он оформил и положил начало существованию Европейского Союза. Согласно Маастрихтскому договору Европейский Союз основан на Европейских сообществах, дополненных политиками и формами сотрудничества, предусмотренными этим договором.

О каких политиках и формах сотрудничества шла речь? Речь шла о двух новых важных сферах сотрудничества государств – членов Европейских сообществ:

1) сотрудничество в области выработки и проведения единой ВП и политики безопасности;

2) сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел.

Что касается сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел, то эта общая формулировка была детализирована в Амстердамском договоре (в нем это сформулировано как «сотрудничество полиции и судов в уголовно-правовой сфере»).

Та структура ЕС, которая закреплена в Маастрихтском договоре получила название структуры «трех опор»:

1) Первую опору образуют Европейские сообщества;

2) Вторую – сотрудничество в области выработки и проведения единой ВП и политики безопасности;

3) Третью – сотрудничество полиции и судов в уголовно – правовой сфере (как сформулировано в Амстердамском договоре).

В сфере экономического и социального развития основная задача, которая определяется Маастрихтским договором – это задача создания экономического и валютного союза (далее – ЭВС). В экономической сфере – это возрастание экономического единения, сотрудничества и сплоченности. В валютной сфере - это создание единого валютного союза. Валютный союз надлежало создать не позднее 1 января 1999 года с введением единой валюты (евро) и включением в союз государств, отвечающих требованиям ЕС (Греция этим требованиям не отвечала; Англия, Ирландия и Дания сразу выразили не совсем позитивное отношение к единому валютному рынку, они позднее и не вошли в него).

В 1997 году был подписан Амстердамский договор, который внес некоторые изменения в развитие ЕС. Уточнена структура и система институтов валютного союза, Европейский центральный банк (далее – ЕЦБ) получил право издания нормативных актов. В отношении прав и свобод граждан ЕС: союз превращается в «пространство свободы, безопасности и справедливости, в рамках которого принимаются меры по повышенной защите прав, свобод и интересов граждан».

Ратификация Договора поспособствовала дальнейшему развитию интеграции внутри союза.

Следующим важным шагом в развитии Европейского Союза стал Ниццский договор. Договор был подписан 26 февраля 2001 г. после одобрения на правительственной конференции в 2000 г., а также на заседании правительственной верхушки в Ницце, проходившем с 7 по 11 декабря 2000 г. Его, однако, не получилось сразу ратифициро­вать.

Так, население Ирландии на первом же референдуме неожидан­но отказалось от его одобрения. После второго, теперь уже позитив­ного референдума, Договор смог вступить в силу только с 1 февраля 2003 г. Здесь стоит проводить различия между изменениями, которые действуют с момента вступления в силу Договора с 1 февраля 2003 г., и такими, которые стали действительными только в процессе расширения на дальнейшие государства – участники на основе Протокола о расширении Европейского Союза, а также Актов о вступлении от 16 апреля 2003 г.

Институциональные изменения, последовавшие в результате Ниццского договора к 1 февраля 2003 г., затрагивали в значительной части расширение возможности принятия решений при голосовании квалифицированным большинством голосов, назначение и роль президентов Комиссии, а также распределение компетенции между Европейским судом и Европейским судом первой инстанции. Верхняя граница количества членов Европейского парламента была повышена уже по состоянию на 1 февраля 2003 г. с 700 до 732.

В Договор о Сообществе введена также новая глава об экономической, финансовой, технической совместной деятельности с государствами, не являющимися членами ЕС. К тому же была расширена компетен­ция ЕС по заключению договоров в области совместной торговой по­литики, в областях торговли и услуг, а также в сфере торговых аспек­тов интеллектуальной собственности.

Лейтмотивом договора являлась подготовка ЕС к расширению, обозначил число стран – кандидатов (13) на вступление в ЕС и определил время проведения конференции, в ходе которой должны быть выработаны и утверждены условия и приблизительная дата присоединения новых членов. Ниццкий договор обозначил дату первой волны расширения.

Ниццкий договор внес важные поправки в Договор об учреждении ЕС, нацеленные на подготовку институтов ЕС к работе в расширенном Союзе:

1) расширены возможности институтов Союза по контролю за соблюдением государствами – членами демократических принципов общественного строя (см. новый параграф 1 ст. 7, а также новый пункт «е» ст. 46);

2) в рамках общей внешней политики безопасности (раздел V) возросло количество вопросов, решаемых Советом на базе квалифицированного большинства вместо единогласия (см. параграф 2 ст. 23 и параграфы 3–4 статьи 24); исключены положения об участии Западноевропейского союза (ЗЕС) в формировании общей оборонной политики ЕС (новая редакция ст. 17); уточнен порядок заключения и применения международных договоров Союза с третьими странами и международными организациями (ст. 24); на месте существовавшего ранее Политического комитета создан Комитет по вопросам политики и безопасности с более широкой компетенцией (ст. 25);

3) применительно к сотрудничеству полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (раздел VI) добавлены положения о новом правоохранительном органе Союза – Евроюст (ст. 29 и ст. 31);

4) с учетом предстоящего расширения Союза упрощен и уточнен порядок пользования государствами-членами механизма «продвинутого сотрудничества» (см. новую редакцию раздела VII и ст. 40 – ст. 40В, регулирующие продвинутое сотрудничество в уголовно-правовой сфере). Аналогичное сотрудничество может теперь осуществляться в рамках общей внешней политики и политики безопасности (ст. 27 – ст. 27Е), что не допускалось прежней редакцией Договора о ЕС.

5) принят Билль о правах – очень прогрессивный документ по правам человека. Полное название – Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 года.

Лиссабонский договор, известный также, как Договор о реформе (официальное название – «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества», Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community) – международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 года.

Лиссабонский договор был призван заменить проект европейской Конституции, от которой руководители стран ЕС решили отказаться после выраженного ей недоверия на национальных референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 году.

Со времени отклонения проекта Конституции ЕС выдвигалось немало вариантов возрождения документа. На протяжении 2007 г ЕС готовил документ, призванный заменить нератифицированный проект Конституции. Целью Лиссабонского договора является повышение эффективности Евросоюза, укрепление его демократической легитимности и унификация деятельности ЕС. Лиссабонский договор вступил в силу после того, как его ратифицировали все 28 государств – членов Евросоюза.

Принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., наряду с социальными целями становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д. (см. предыдущие лекции)

Договор о реформе вносит изменения в Договор о ЕС в отношении следующих институтов Союза:

1) Европейский Парламент. Введена новая система распределения мест в Парламенте. Число членов ограничивается 750 + 1 (председатель Парламента); места распределяются по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум – 96. Эта система распределения мест вступила в силу в 2014 году.

2) Европейский Совет. Европейский Совет стал полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств-членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности. Если раньше председатель назначался по принципу ротации каждые полгода, то теперь Европейский Совет будет избирать его квалифицированным большинством на срок два с половиной года. Председатель Европейского Совета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности.

3) Совет («Совет министров»). Изменения коснулись новой системы голосования по принципу квалифицированного большинства. Начиная с 1 ноября 2014 года, квалифицированным большинством считаются голоса как минимум 55 % членов Совета (как минимум 15 стран), которые представляют как минимум 65 % населения Союза. Блокирующим меньшинством становятся четыре государства-члена Совета. Председательство в Совете будет осуществляться заранее определенными группами в составе трех государств – членов на протяжении 18 месяцев. Члены Совета, в свою очередь, занимают пост председателя каждые 6 месяцев.

4) Европейская Комиссия. До 2014 года Комиссия состояла из одного представителя от каждого государства – члена, в том числе и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности. С ноября 2014 года Комиссия состоит из числа представителей, соответствующего 2/3 количества стран-членов ЕС, «в случае, если Европейский Совет единогласно не примет иного решения». Члены Комиссии будут избираться на основе системы равной ротации между государствами-членами. Председатель Комиссии избирается большинством голосов в Европарламенте по предложению от Европейского Совета.

5) Высокий представитель по внешней политике и политике безопасности. Европейский Совет по согласованию с председателем Еврокомиссии, квалифицированным большинством назначает высокого представителя Союза по внешней политике и политике безопасности. Высокий представитель осуществляет Общую внешнюю политики и политику безопасности Европейского Союза путем внесения предложений и фактической реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне уже достигнутых договоренностей. Он возглавляет Cовет по международным отношениям. Высокий представитель одновременно также является одним из вице – председателей Комиссии, в сферу компетенции которого входят внешние связи ЕС с миром.

Компетенции Союза и национальных правительств. ЕС обладает исключительной компетенцией в вопросах определения и проведения общей внешней политики и политики безопасности, определения действий для поддержки, координации или дополнения действий, предпринимаемых государствами-членами, но без ущемления их компетенций в этих областях. Вопросы функционирования таможенного союза, внутреннего рынка; монетарной политики государств – членов, официальной валютой которых является евро; общей торговой политики и заключения международных договоров в ряде случаев также относятся к ведению Союза. К сферам совместной компетенции Договор относит функционирование внутреннего рынка, социальную политику, экономическую, социальную и территориальную политику сплочения, сельское хозяйство и рыболовство, проблемы окружающей среды, защиту потребителей, транспорт, энергетику, пространство свободы, безопасности и правопорядка, общие проблемы здоровья населения, исследования, технологическое развитие, космическое пространство, развитие сотрудничества и гуманитарной помощи, координацию вопросов занятости и социальной политики в странах-членах. В следующих областях Союз будет оказывать поддержку государствам – членам: защита здоровья населения, промышленность, культура, туризм, образование, проблемы молодежи и спорт.

Политика обороны. Договор о реформе прописывает обязательную коллективную ответственность стран – членов ЕС. Если государство стало жертвой агрессии, другие государства «обязаны» оказать помощь и поддержку «всеми возможными средствами».

6) Гражданская инициатива. Граждане ЕС получили право выступать с предложением Европарламенту или Совету изменить законодательства. Для этого необходимо заручиться поддержкой данной инициативы со стороны миллиона граждан. Комиссия сохраняет за собой право решать, следует ли предпринимать действия для удовлетворения этого запроса

7) Еврозона. ЕС получил право определять модели координации экономической политики стран – членов еврозоны. Комиссия может выступить с предупреждением государства о том, что его экономическая политика не соответствует общим рамкам экономической политики ЕС.

8) Выход из Союза. В Договоре оговаривается возможность и выхода из состава Союза. Статья 35 Договора о ЕС предусматривает условия и процедуру выхода из Союза (в соответствии с законодательством страны; уведомление Евросовета и по решению Совета, принятого квалифицированным большинством).

Основными событиями в истории европейской интеграции являются (перечисление по временному критерию):

1951 – подписание Парижского договора о создании Европейского объединения угля и стали.

1957 – подписание Римского договора о создании Европейского экономического сообщества и Евратома.

1965 – подписание договора о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трёх европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома. Вступил в силу с 1 июля 1967 года.

1973 – первое расширение ЕЭС (присоединились Дания, Ирландия, Великобритания).

1978 – создание Европейской валютной системы.

1979 – первые общеевропейские выборы в Европейский парламент.

1981 – второе расширение ЕЭС (присоединилась Греция).

1985 – подписание Шенгенского соглашения.

1986 – третье расширение ЕЭС (присоединились Испания и Португалия).

1986 – Единый европейский акт – первое существенное изменение учредительных договоров ЕС.

1992 – подписание Маастрихтского договора о создании Европейского союза на основе Европейского экономического сообщества.

1995 – четвёртое расширение (присоединение Австрии, Финляндии и Швеции).

1999 – введение единой европейской валюты – евро (в наличном обращении с 2002 года).

2004 – пятое расширение (присоединение Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы, Кипра, Мальты) согласно Афинского договора о расширениии.

2007 – подписание Договора о реформе в Лиссабоне.

2007 – вторая волна пятого расширения (присоединение Болгарии и Румынии). Отмечается 50-летний юбилей создания ЕЭС.

2013 – шестое расширение (присоединилась Хорватия)

В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:

Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро. Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты. Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.

В настоящее время ЕС обладают такими специфическими характеристиками, которыми ни одна международная организация не обладает.

1) ЕС имеет свою территорию, которая слагается из территорий государств – членов. Территория ЕС – это предел действия и юрисдикции ЕС, например территория таможенного союза, единого внутреннего рынка, ЭВС и т.п.

2) ЕС обладает системой институтов, осуществляющих те права и полномочия, которые переданы союзу государствами – членами. В рамках ЕС созданы такие институты, которые выходят за пределы любой международной организации. В рамках ЕС функционирует Парламент, который избирается на основе всеобщих и прямых выборов гражданами ЕС. Это не характерно для международных организации (например, ООН состоит только из делегаций государств – членов).

3) в рамках ЕС функционирует Суд ЕС - независимый судебный орган. Это также свойственно только институтам ЕС.

4) В рамках ЕС существует институт гражданства. Ни одна международная организация собственным гражданством, порождающим права и обязанности, не обладает.

5) В рамках ЕС создан ЭВС, своя валютная система и денежная единица (применительно к 17 государствам-членам), которая заменяет национальную денежную систему. Это качества, присущие государственно –правовой организации. В результате и получается, что эти интеграционные объединения не могут быть идентифицированы ни с международной организацией, ни с национальным государством.

6) ЕС обладает автономным бюджетом, источниками его формирования. Бюджет ЕС в целом представляет собой систему доходов и расходов основных учреждений ЕС.

Одна из фундаментальных основ существования, функционирования и стабильности ЕС – приверженность их государств-членов общим идеалам, началам и принципам, образующим политический, моральный и правовой фундамент интеграции. К числу таких основных ценностей действующие учредительные акты относят уважение человеческого достоинства, прав и свобод, принципов демократии, равноправия, а рав­но принципов правового государства.

Статья 6 Договора о ЕС гласит: «Союз основан на принципах свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также господства права – принципов общих для государств-членов». К числу основных ценностей отнесены формирование и утверждение в странах, входящих в ЕС, плюралистического общества, терпимости (толерантности), справедливости и правопорядка, солидарности и недискриминации.

Среди важнейших ценностей выделяют приверженность свободной рыночной экономике; защиту национальной идентичности; содействие международному миру и сотрудничеству, обеспечению международной безопасности. Конечно, такого рода основополагающие принципы формулируются в самом общем виде, однако многие из них конкретизируются затем в постановлениях учредительных дого­воров и иных нормативно-правовых актах.

Так, нарушение принципов свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принципов, свойственных правовому государству и находящих свое выражение в господстве права, может повлечь за собой принятие мер со стороны ЕС по пресечению подобного развития или ситуации, складывающейся в том или ином государстве-члене.

Приверженность основополагающим принципам и их реализация –одно из непременных и обязательных условий членства и вступления государств-кандидатов в ЕС. Исходя из основополагающих ценностей, учредительные договоры и конституционный акт формулируют основные цели ЕС.

 

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА

 

Вопросы:

1. Европейское право как инструмент и следствие интеграционных процессов на европейском континенте.

2. Предметная юрисдикция Европейского права, действие Европейского права во времени и пространстве.

3. Система права Европейского Союза.

 

Европейское право имеет свой собственный объект регулирования – европейский интеграционный процесс, свой предмет – общественные отношения, вызванные к жизни и связанные с развитием европейской интеграции, свою систему права, объединяющую ряд отраслей права ЕС. По ряду основополагающих параметров оно автономно и самобытно. Официальная позиция ЕС по вопросу о природе интеграционной правовой системы была сформулирована Судом ЕС ещё в 60 – е годы XX в. и поддержана в учредительных актах. Европейский Союз на современном этапе представляет собой интеграционное сообщество, имеющее комплексную наднациональную структуру, а, следовательно, комплексную юридическую природу, что позволяет сделать вывод о том, что европейское право не может отождествляться ни с международным правом, ни с национальным правом государств – членов Европейского Союза. Развитие Европейского права осуществлялось параллельно с углублением интеграционных процессов в Европе.

По мере эволюции Европейских сообществ и ЕС заметно расширяются постановления, относящиеся к формулированию как ценностей ЕС, так и целей и задач, которые перед ним стоят. Применительно к действующим учредительным актам, они обычно излагаются в преамбуле, которая содержит мотивацию заключения данного договора и вытекающие из этого обяза­тельства государств – членов, а также в отдельных статьях учре­дительных договоров. Относительно скупые постановления первых учредительных актов существенно дополняются каждым из последующих учредительных договоров, особенно в том, что касается целей и задач, стоящих перед интеграционным объединением, расширения компетенции ЕС.

Европейское право представляет собой особую правовую систему, которая не может быть идентифицирована ни с национальной системой права, ни с международным правовым порядком. Европейское право начало формироваться с возникновением Европейских сообществ и дальнейшим осуществлением европейской интеграции.

 

Сфера ведения ЕС и государств – членов носит строго лимитированный характер. В основу распределения компетенции между ними положено два основополагающих принципа:

Принцип передачи полномочий: Союз обладает только той компетенцией, которая ему передана государствами – членами.

Принцип субсидиарности и пропорциональности, заключающийся в том, что органы ЕС располагают только теми полномочиями по изданию актов вторичного права, которые переданы им государствами-членами в соответствии с учредительными договорами. В праве ЕС су­ществует принцип ограниченного наделения компетенцией. Таким образом, отсутствует так называемая «компетенция компетенций», т. е. органы ЕС не имеют возможности изменять свою компетенцию, предусмотренную Договором..

В то же время согласно теории подразумеваемой в ЕП является общепринято то, что в отдельных случаях ЕС перенимает компетенцию, которая ему прямо не предоставлена, если таковая необходима для обоснования и реализации его полномочий, и если государства – члены не могут самостоятельно разрешить проблему.

Вопрос о временных рамках действия права Европейских Сообществ возник с подписанием Парижского договора 1951 г., учредившего ЕОУС. Он был заключен сроком на 50 лет. Никакой автоматической пролонгации не предусматривалось. Он уже прекратил свое существование. В Римских договорах содержалось указание о том, что они носят бессрочных характер.

Бессрочный характер всех последующих учредительных актов непосредственно в них закрепляется и распространяется на акты вторичного права, за исключением программных документов, содержащих конкретные мероприятия и сроки их выполнения. Например, срок введения евро и т.п.

Учредительные договоры устанавливают общий срок вступления в силу нормативно – правовых актов: регламенты (по общему правилу) вступают в силу на двадцатый день после опубликования.

Территориально нормы права Европейских сообществ действуют в рамках территории ЕС. Заморские территории государств – членов могут обладать особым статусом в отношении таможенного и валютного союзов. Так Франция включает в себя официально метрополию, заморские территории и заморские департаменты. По отношению к отдельным ее территориям установлен особый правовой режим и установлены привилегии в отношении импорта товаров, производимых в них. Формально их цель – способствовать развитию с/х и иных производств на бедных территориях.

В приложениях к учредительным документам ЕС определяется список заморских стран, с которыми ЕС заключает специальные соглашения об ассоциации. Это большая группа стран третьего мира (страны Азии, Африки), которым ЕС оказывает содействие в их развитии и предоставляет те или иные льготы и преимущества в торговых отношениях.

Система ЕП – это понятие, характеризующее внутреннее строение права Европейского Со

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...