Европейский социально-экономический комитет (ЭСК)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Социально-экономический комитет – консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором. Состоит из 344 членов, называемых советниками. (У ЕС имеется большое число специализированных консультативных органов, компетенция которых охватывает отдельные виды деятельности (например, Комитет по вопросам занятости). ЭСК консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Решения по наиболее значимым вопросам могут быть приняты только после консультаций с ними. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций). Представитель каждой из групп избирается на пост Председателя Экономического и социального комитета, представители двух других - вице-председателями. В структуре образованы специализированные секции в соответствии с направлениями политики ЕС (по транспорту, сельскому хозяйству и др.). Комитет регионов состоит из представителей территориальных и местных коллективов. Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек. Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе. Комитет регионов также является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994.
Состоит из 344 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств – членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года. Комитет регионов консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов. Место проведения сессий. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год. Европейский уполномоченный по правам человека (Омбудсман) занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС. Решения этого органа не носят обязательной силы, но имеют значительное общественное и политическое влияние. Омбудсман назначается Европейским парламентом на срок его полномочий каждый раз после очередных выборов. Возможно повторное назначение одного и того же лица. Он покидает свой пост либо по истечении срока полномочий, либо по собственной просьбе об отставке, либо по решению Суда ЕС, принятому на основе представления Европейского парламента. Оно выносится, если омбудсман более не соответствует условиям, требуемым для исполнения его обязанностей. Омбудсман наделен правом принимать жалобы, исходящие от граждан ЕС или любого иного физического или юридического лица, находящегося под юрисдикцией государств – членов, в случае, если они обжалуют ненадлежащее управление со стороны институтов и органов Сообществ, за исключением жалоб, приносимых на деятельность Суда ЕС и СПИ. Омбудсман по собственной инициативе, или основываясь на поданных ему жалобах, проводит независимое расследование, если считает его оправданным. По результатам такого расследования составляется доклад, направляемый соответствующим институтам и органам, коих эта жалоба касается. Эти последние должны в течение трех месяцев по получении доклада омбудсмана представить свои замечания.
После этого итоговый доклад направляется Парламенту и другим заинтересованным институтам. Лицо, подавшее жалобу, информируется о результатах проведенного расследования. В целом деятельность омбудсмана обобщается в итоговом ежегодном докладе, который направляется Европейскому парламенту. Европейский парламент обладает определенными полномочиями в сфере внешних связей Сообществ и в более ограниченной мере в области ОВПБ. На практике Европейский парламент участвует в осуществлении внешнеполитических функций не столько за счет наделения правом вынесения самостоятельных решений, сколько путем довольно активного обсуждения различных проблем международного развития или ситуаций, складывающихся в отдельных районах мира, непосредственно на своих пленарных заседаниях и в парламентских комиссиях. В ЕС также есть еще 15 специализированных агентств и органов: Европейский мониторинг – центр по борьбе с расизмом и ксенофобией, Европол, Евроюст, а также действуют Специальные представители Европейского союза Институт Специальных представителей – особый институт для урегулирования международных конфликтов и реализации приоритетных программ международного сотрудничества. Специальные представители ЕС поддерживают работу Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, являющегося основным координатором и представителем общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза. Специальный представитель Европейского союза по Центральной Азии со штаб – квартирой в Брюсселе – особая должность, созданная в 2005 году в связи с возрастающей важностью этого региона, который связывает Европу и Азию. Европейский союз считал, что он таким образом укрепит и расширит свое дипломатическое присутствие по причинам международной стабильности, общей и энергетической безопасности, социально- экономического развития стран этого региона.
ТЕМА 7. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА
Вопросы: 1. Содержание понятия «внутренний рынок», принципы внутреннего рынка. 2. Правило четырех свобод: свобода движения товаров; свобода движения лиц; свобода предоставления и получения услуг; свобода движения капитала. Под внутренним рынком понимается пространство без внутренних границ, на котором обеспечивается соблюдение правила 4 свобод: свобода передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов. Можно выделить два основных элемента, на которых основывается внутренний рынок: 1. создание внутреннего экономического пространства в рамках ЕС в целях реализации свободы передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов путем устранения любых барьеров для этого в отношениях между государствами – членами; 2. принципы внутреннего рынка (экономические свободы) основываются на правиле 4 свобод: свобода передвижения товаров, свобода передвижения лиц, свобода предоставления услуг и свобода передвижения капиталов. Единый внутренний рынок является составным компонентом экономического и валютного союза, который в свою очередь наряду с общим рынком составляет «средства» достижения целей Сообщества. Создание и обеспечение деятельности внутреннего рынка, общего рынка и единого рынка входят в исключительную компетенцию ЕС. Принципы внутреннего рынка – это четыре взаимодополняющих принципа (принцип взаимного признания, гармонизации, недискриминации, страны происхождения): - Принцип взаимного признания стандартов и норм государств-членов. С другой стороны государство – член не может запретить продажу на своей территории товара, законно произведенного и выпущенного в торговое обращение в другом государстве – члене. - Становление единого внутреннего рынка сопровождает процесс гармонизации или другими словами согласования и выравнивания национальных стандартов и норм. - Принцип недискриминации (Ограничения четырех свобод): общественная мораль; защита здоровья и жизни; защита национальных сокровищ, имеющих художественную и историческую ценность; защита промышленной или коммерческой собственности правила, принимаемые государствами – членами для защиты своих потребителей, должны быть разумными, то есть не должны затруднять взаимную торговлю или маскировать протекционистские действия.
- Принцип страны происхождения. Отмена контроля на границах не означает отказа от сопроводительных документов или отмены контроля вообще; просто контроль переносится в место происхождения товара. Ответственность за некачественный товар несет производитель, ответственность же за запрет на импорт ложится на национальные органы принимающего государства. Правило четырех свобод Свобода движения товаров. В частности, данное правило обеспечивало примерно 25% объема внутрирегиональной торговли промышленными товарами, но именно теми, от которых не может исходить угроза здоровью людей или экономической безопасности государств – членов. Что касается продуктов, к которым предъявляются жесткие требования в отношении качества, таких как, например, детские товары или напитки, то в этих случаях вступает в силу принцип гармонизации: торговля возможна только в том случае, если товары удовлетворяют гармонизированным стандартам и нормам. Однако в сегментах рынка технических сложных товаров, где гармонизация не завершена или куда она не поспела, нередки проблемы. Вопреки базовым принципам страны происхождения и взаимного признания государственные органы добиваются от экспортера повышения качества предложения до уровня, принятого в стране-импортере. В 2001 г. появилась Директива Европарламента и Совета о безопасности товаров. Согласно данной норме товар считается безопасным или вызывающим незначительные риски, если он соответствует регламентам государства, на территории которого осуществлялось его производство. В текст Директивы специально включено положение о «презумпции соответствия» товара в случае, если он произведен по национальным стандартам, совпадающим с опубликованными в «Официальном журнале» стандартами ЕС. Свобода предоставления и получения услуг. Услуги составляют 70%ВВП Договор о Европейском союзе, провозгласивший свободу предоставления услуг гражданами и компаниями одних государств-членов на территории других государств-членов, тем не менее, не либерализовал разом всю сферу. В статье 52 говорится о необходимости достройки единого рынка услуг через посредство вторичных правовых актов – директив, которые – то и обяжут тех, кому адресованы, гарантировать свободу доступа и предоставления конкретного вида услуг. Сфера услуг общеэкономического значения – электро – и газоснабжение, предоставление средств транспорта и связи, доставка почты и т.п., согласно статье 86 Договора о ЕС тоже должна подчиниться единому внутреннему рынку. Соответственно, с середины 1980-х гг. здесь проводится поэтапная либерализация.
В 1998 завершена либерализация в секторе автомобильного транспорта. Предприятия – перевозчики действуют в соответствии с принципом свободы учреждения на территории единого внутреннего рынка, что, однако, не отменяет необходимость получения транспортной лицензии сообщества. Наднациональное регулирование водного транспорта, либерализованного уже к 1993 г., осуществляется посредством принятия специальных мер борьбы со случаями тарифной дискриминации, установления единых норм сообщества для судов, перевозящих опасные грузы, и т.п. Гармонизация большого числа правил и норм позволила учредить для операторов воздушного транспорта систему единой лицензии, определить условия доступа к воздушным сетям, а также распространить на данную сферу принцип взаимного признания персональной квалификации работников. Приняты правила борьбы со случаями тарифной дискриминации, оговорены также правила компенсации и помощи пассажирам. Важнейшей составляющей свободы движения услуг является взаимное признание свидетельств об образовании и профессиональной квалификации. В отношении устройства на постоянную работу прописаны следующие правила. За признанием диплома необходимо обращаться в специальные органы принимающего государства-члена. Если специальность соискателя ранее уже регламентировалась секторальными директивами, то срок рассмотрения дела будет минимальным – до трех месяцев. Обладатель диплома, выданного в одном государстве-члене, имеет право на постоянную работу в любом другом государстве-члене только по прошествии двух-пяти лет занятости по специальности (в директиве установлены сроки по каждой специальности) в случае, если национальные нормы не допускают иного. Иностранец к тому же обязан информировать потребителей о том, где получен его профессиональный диплом. Свобода движения капитала. Используемые в одной стране платежные карты не всегда принимались в другой (например, с этим сталкивались владельцы дебетных карт, не относящихся к международным платежным системам Visa или Maestro), а денежные переводы из одной страны в другую занимали время (часто – до пяти рабочих дней) и приводили к уплате комиссии в несколько процентов. Некоторые страны не разрешали компаниям выплачивать зарплаты сотрудникам в банковские счета в других странах, если у компаний в других странах нет филиалов. По этой причине многие европейцы во время поездок в другие страны ЕС предпочитали использовать наличные, чтобы избегать высоких издержек из-за фрагментированных платежных систем. Новое законодательство коснулось всех стран и валют ЕС, упростило использование кредитных и дебетных карт европейских потребителей, а также позволило осуществлять быстрые и бесплатные банковские переводы из одной страны в другую. Так, с 2012 года все межстрановые платежи по пластиковым картам осуществляются в течение одного дня, а платежи с одного банковского счета в ЕС на другой осуществляются бесплатно. «Фактически это означает, что национальные правила платежных систем переносятся на общеевропейский уровень, что делает использование банковских транзакций более удобным как для потребителей, так и для компаний. Право ЕС запрещает любые ограничения движения капиталов, причем не только между государствами – членами ЕС, но и в отношениях с третьими. Указанный запрет не абсолютен. Применительно к единому внутреннему рынку ЕС свобода движения капиталов не лишает государства – члены ЕС права: - применять положения национального налогового права, устанавливающие различия между налогоплательщиками в зависимости от их налогового домициля или места вложения капитала; - принимать все необходимые меры по предотвращению нарушений национальных законов и актов исполнительной власти, особенно в области налогообложения и контроля за деятельностью финансовых организаций, а также устанавливать процедуру декларирования данных о движении капиталов для административных или статистических целей или принимать меры, которые являются оправданными с точки зрения общественного порядка и государственной безопасности; - сохранять ограничения свободы учреждения, совместимые с учредительным договором. Свобода учреждения – это свобода индивидуальной предпринимательской деятельности, свобода создания предприятий и управления ими, а также связанная с этим свобода движения лиц. Под «лицами» в рамках указанной свободы подразумеваются не только граждане государств – членов ЕС, но и компании и фирмы, учрежденные в соответствии с законодательством государства-члена, если их местонахождение, центральное управление и основная деятельность находятся на территории ЕС. Применительно к банковской деятельности свобода учреждения касается открытия кредитными организациями филиалов и представительств, создания дочерних компаний, а также лицензионного порядка совершения банковских операций в государствах – членах ЕС иных, нежели страна происхождения.
ТЕМА 8. АГРАРНАЯ, ТРАНСПОРТНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Вопросы: 1. Общая аграрная политика Европейского Союза и политика в сфере рыболовства. 2. Общая транспортная и энергетическая политика Европейского Союза. 3. Политика Европейского Союза в области окружающей среды. 4. Социальная политика Европейского Союза.
Общая аграрная политика является сферой компетенции, разделенной между Европейским союзом и странами – членами Союза. Его целями являются поддержание доступных для европейских потребителей цен и достаточных прибылей фермеров, в частности посредством создания общей организации сельскохозяйственных рынков и через гарантию соответствия принципам единой цены, финансовой солидарности и превалирования интересов Сообщества. Общепризнанным стал тот факт, что проведение единой сельскохозяйственной политики дало очень мощный толчок процессам интеграции не только в агросфере, но в целом ряде параллельных ей отраслей экономики. Общая политика в области сельского хозяйства – сфере, традиционно не принадлежащей планированию, администрированию и прогнозированию, во всяком случае в конце 50-х – начале 60-х годов, – объективно подтолкнула и другие отрасли к осознанию полезности международной интеграции. Примечательно, что, проповедуя либерализацию внешней торговли, Евросообщество, по мнению некоторых критиков, попыталось подчинить сельское хозяйство плановым началам. Однако рассмотрение главных задач общей политики в области сельского хозяйства рассеивает это заблуждение. Эти задачи включают обеспечение: резкого роста объемов сельхозпроизводства; высокого уровня жизни сельхозпроизводителей; стабильных рынков сельхозпродукции; гарантированных поставок сельхозпродукции; приемлемых для потребителя цен на сельхозпродукцию. Как видно, предпочтение отдается рынку, а не административно-командным методам. Важнейшим составляющим элементом общей сельскохозяйственной политики является эффективный механизм ценообразования, разработанный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региона. Были установлены несколько категорий цен: индикативные цены, определяемые как желательные, минимальные цены импорта, или пороговые; минимальные продажные цены, гарантированные производителю с помощью обоснованных и необходимых интервенций официальными организациями. Использование пороговой цены защищает рынок от необоснованного импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10 – 15 лет пройти путь от чистого импортера сельхозпродукции до почти полного самообеспечения в основных ее видах и превращения в «чистого второго» мирового экспортера сельскохозяйственных и продовольственных товаров. По мере решения поставленных задач стало очевидно, что общая сельхозполитика в прежнем ее виде стала не столько способствовать интеграции и подталкивать другие сферы к взаимопереплетению, сколько тормозить поступательное движение. Общая аграрная политика уже достигла своей главной цели, а именно достижения самообеспечения продуктами питания ЕС. Тем не менее, вскоре подтвердилась необходимость значительных изменений в политике для корректировки дисбаланса и перепроизводства, явившегося следствием общей аграрной политики. Реформа в июне 2003 г. привела к значительному развитию общей аграрной политики. Были воплощены в жизнь следующие инновации: - Система единых выплат фермерам ЕС, вне зависимости от производства; - Приведение выплат в соответствие со стандартами, относящимися к окружающей среде, безопасности пищевых продуктов, здоровья растений и животных, благосостояния животных; - Усиленная политика развития села с одновременным сокращением прямых выплат большим хозяйствам для финансирования новой политики; - Механизм финансовой дисциплины В июне 2007 г. министры сельского хозяйства Совета Европы достигли политического соглашения по предложению Европейской комиссии относительно Организации общего рынка для фруктов и овощей. Эта реформа должна была привести плодоовощной бизнес в соответствие с другими секторами, которые уже реформированы согласно новой Общей сельскохозяйственной политике. Общая рыболовная политика является областью совместной ответственности Европейского Союза и государств – членов. В ходе нескольких реформ изначальные цели Общей рыболовной политики были дополнены и охватывают теперь помимо прочего следующие моменты: разумное использование ресурсов, защита окружающей среды, обеспечение высокого уровня охраны здоровья, а также экономическое и социальное единение. Объективной потребностью экономического развития ЕС в 1990-е годы стало открытие единого транспортного рынка ЕС, что способствовало значительному падению потребительских цен, которое сочеталось с улучшением качества предоставляемых услуг и более широким их выбором. В настоящее время стратегия развития транспорта в ЕС подразумевает уже не только беспрепятственное функционирование единого рынка, но и создания современных транспортных систем, соответствующих достигнутым уровням и изменениям в структуре европейского и мирового хозяйства. Одно из важнейших направлений современной транспортной политики ЕС заключается в решении актуальных проблем в транспортной области, обусловленных отсутствием гармоничного развития общей транспортной политики. Прежде всего, речь идет о неравномерном росте использования разных видов транспорта. Политика ЕС в области интермодальных перевозок направлена главным образом на совершенствование объектов инфраструктуры, обеспечивающих сплочение европейского континента в области международных перевозок. Большое внимание при разработке транспортной политики уделяется формированию информационного обеспечения транспортных потоков. Спутниковая радионавигация – это технология, позволяющая получать сигналы, передаваемые множеством спутников, дающие информацию о точном расположении транспортного средства с позиций широты, долготы или высоты в любой момент времени. Эта технология пользуется всё большей популярностью, и постоянно обнаруживаются её новые применения. Вопросы энергетической политики впервые детализированы в договоре ЕС. ЕС вправе определять цели, которые включают в себя более успешное функционирование энергетического рынка, поставки энергоресурсов и разработку альтернативных источников энергии. Союз ответственен за определение и имплементацию программ по исследованию и разработкам в данной области, хотя здесь его компетенция пересекается с компетенцией национальных правительств. Энергетическая политика определяется Европарламентом и Советом в соответствии с обычной законодательной процедурой. В настоящее время ситуация, связанная с обеспечением энергией, остается стабильной, а эволюция рынков и техники приобретает новые очертания. Нефть остается самым востребованным сырьем, несмотря на устойчиво высокие цены на нее на мировых рынках. В странах Европы в целом снизился интерес к ядерной энергии, в то же время заметно увеличился интерес к разного рода возобновляемой (чистой) энергии. «Зелёная книга – Европейская стратегия безопасности обеспечения энергией», на сегодняшний день является наиболее комплексным документом, показывающим современное положение в европейской энергетике и ставящим цели дипломатии ЕС вплоть до 2020-2030 гг. Зелёная книга предлагает четкую стратегию управления спросом на энергию в европейских странах. Основной посыл данной стратегии заключается в том, что Европейский Союз располагает весьма ограниченными возможностями маневра в сфере энергообеспечения, в первую очередь, вследствие недостаточных объемов ресурсов, а в ряде случаев (если, к примеру, речь об угле) – их низкой конкурентоспособностью. Безусловные исключения в европейском праве конкуренции - это виды государственной помощи, не совместимые с принципами «общего рынка» Структура поставок природного газа в ЕС в настоящее время выглядит достаточно сбалансировано, ни одной из стран-поставщиков не принадлежит более трети рынка. При этом запасы природного газа основных европейских поставщиков или достаточно истощены, или несопоставимы с запасами российского газа. Значительное внимание в Зелёной книге уделено экологическим рискам, вызванным энергетикой: вероятность аварий на атомных электростанциях, разливы нефти, утечки метана и другие аварии на предприятиях топливной энергетики, а также эмиссии вредных веществ. Изменение климата является важнейшей причиной, которая вынуждает ЕС выбирать стратегию сокращения потребления энергии, искать разумный баланс между экономическим развитием и охраной окружающей среды. Европейский Союз в последние 50 лет осуществлял собственную политику в области охраны окружающей среды. Единая экологическая политика ЕС может служить примером институционально зрелой региональной политики. Её начало было положено на Парижском совещании глав государств и правительств Европейского экономического сообщества в 1972 году, на котором была принята декларация, ставшая концептуальным обоснованием общей европейской экологической политики. В начале были проведены значительные по масштабу мероприятия природоохранного характера, в том числе в рамках международного сотрудничества, создана правовая база для регулирования и координации экологической деятельности государств-членов, разработаны и внедрены новые подходы к защите и улучшению качества окружающей среды. Сегодня цели и задачи политики ЕС в отношении окружающей среды формулируются следующим образом: 1. сохранение, защита и улучшение состояния окружающей среды; 2. забота о защите здоровья людей; 3. достижение рационального использования природных ресурсов; 4. содействие на международном уровне мерам, направленным на решение региональных и глобальных проблем охраны окружающей среды. В область правового регулирования защиты окружающей среды, осуществляемого ЕС, вошли такие меры, как: экологическая стандартизация, оценка антропогенных и техногенных воздействий на окружающую среду, сбор и обработка экологической информации, мониторинг состояния окружающей среды, экологическая сертификация, экологический менеджмент и экологический аудит, развитие механизма финансирования и защита экологических прав. Принципы экологической политики ЕС: а) принцип высокого уровня охраны окружающей среды; б) принцип предосторожности; в) принцип превентивных действий; г) принцип устранения источников ущерба; д) принцип «загрязнитель платит». Принцип высокого уровня охраны окружающей среды – один из важнейших и основных принципов экологического права Сообщества. Принцип относится не только к деятельности Комиссии, но и к законотворческой деятельности Европейского парламента и Совета. Однако применение принципа ограничено большой разницей в возможностях различных государств-членов. Принцип предосторожности. Его сущность заключается в том, что если существует подозрение, что определенные действия могут иметь негативное влияние на окружающую среду, то лучше не совершать этих действий вовсе, чем дожидаться, когда научные исследования докажут причинную связь между данными действиями и негативными последствиями для окружающей среды. Принцип может в некоторых случаях оправдать слишком строгие протекционистские меры государствчленов, направленные на предотвращение экологического ущерба, даже при отсутствии причинноследственной связи между данными мерами и возможностью предполагаемого ущерба. Принцип превентивных действий. Его смысл заключается в подходе, при котором «лучше принять превентивные меры по охране окружающей среды, чем восстанавливать окружающую среду». Необходимость восстановления окружающей среды после нанесенного ущерба более не является первоочередной задачей. Вместо этого принцип предполагает принятие мер, которые вообще исключат возможность нанесения ущерба. Принцип устранения источников ущерба. В соответствии с данным принципом ущерб окружающей среде должен по возможности устраняться в самом начале его возникновения. Принцип предусматривает предпочтение законодателем устанавливать стандарты выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а не стандарты экологического качества продуктов, особенно когда речь идет о загрязнении воды и воздуха. Принцип «загрязнитель платит» – загрязнитель должен оплатить стоимость устранения причиненного им ущерба, что заставляет экологически небезопасные отрасли промышленности и отдельные предприятия использовать в производстве менее вредные вещества и технологии. Помимо использования штрафов, принцип работает и при введении экологических стандартов. Компании, которым приходится соответствовать принятым стандартам, начинают применять наилучшие существующие технологии и инвестировать в свой производственный процесс, делая его менее вредным для окружающей среды. Экологическая политика государств-членов не должна противоречить положениям соответствующих директив или регламентов. В случае, если определенная сфера не урегулирована актами вторичного права ЕС, государства-члены при принятии национальных мер обязаны руководствоваться положениями Договора. Тарифные барьеры. Статья 25 Договора о ЕС запрещает ввод таможенных пошлин на импорт (экспорт) и любых равнозначных сборов в торговле между государствами – членами. Это не означает, что любой сбор с целью охраны окружающей среды является нарушением права ЕС. Некоторые сборы не рассматриваются как «равнозначные таможенным пошлинам сборы» и вследствие этого не запрещены. Сборы, являющиеся составной частью национальной таможенной политики, часто не рассматриваются как «равнозначные сборы». Ни одно государство – член не вправе облагать прямо или косвенно продукцию других государств внутренними налогами любого характера в размерах, превышающих обложение, прямое или косвенное, которому подвергается аналогичная национальная продукция. Государства-члены не вправе облагать продукцию других государств-членов внутренними налогами с целью косвенной защиты другой продукции. Нетарифные барьеры. С целью гарантировать свободное движение товаров на общем рынке ст. 28 Договора о Сообществе содержит запрет количественных ограничений на импорт товара из других государств –членов, а также всех мер, чей эффект идентичен таким ограничениям. Статья 29 содержит подобное запрещение количественных ограничений и идентичных ограничениям мер в отношении экспорта товаров. В ст. 30 перечислены исключения из двух предыдущих запретов. Применение «правила здравого смысла». Прецедентное право, созданное Судом, добавило иные, помимо ст. 30, основания для исключений для некоторых мер, ограничивающих торговлю. «Правило здравого смысла» «работает» только в отношении мер, применяемых без различия и к национальным, и к иностранным товарам. Материальная сфера «правила здравого смысла» шире и тем самым позволяет государствам-членам принимать более разнообразные природоохранные меры. Однако любая национальная мера, для того чтобы быть оправданной Судом, должна пройти тест на «пропорциональность», что означает доказательство отсутствия альтернативных мер для достижения природоохранной цели, имеющих меньшее ограничительное влияние на торговлю между государствами-членами Высокий уровень социальной защиты – особенность, отличающая европейскую социальную модель. В ЕС организация и финансирование этой сферы находятся в компетенции стран – членов. Каждая из них имеет коллективную систему защиты граждан, снижающую социальные риски, включая сокращение бедности. Соцзащита – интегральная часть системы занятости. Качество ее взаимодействия, например, с трудовым правом, политикой занятости и колдоговорным процессом влияет на продуктивность занятости. Реализация задач в социальной области осуществляется при помощи разветвленной структуры институтов, основная функция которых состоит в координации и гармонизации социальной политики, осуществляемой государствами-членами, и в использовании и перераспределении ограниченных финансовых ресурсов для осуществления социальных программ, представляющих общий интерес для государств-членов и содействующих развитию интеграции в целом. Деятельность Европейской комиссии в социальной сфере включает в себя три основных элемента: внедрение в жизнь документов социальной политики, управление Структурными фондами управление социальным диалогом. В разработке и осуществлении социальной политики Совету и Комиссии помогает целый ряд органов и специализированных учреждений. Первым среди них следует назвать Экономический и социальный комитет. В ЕС действуют также вспомогательные специализированные структуры в области социальной политики: Европейский центр развития профессиональной подготовки (CODEFOR), Фонд улучшения условий жизни и труда и целая сеть комитетов. Упомянутые организации в определенной мере являются научными центрами, сотрудничающими как с институтами ЕС, так и с государствами-членами. Для проведения в жизнь социальной политики и решения конкретных задач Европейский союз пользуется такими мощными инструментами, как Структурные фонды. В настоящее время действует 5 Структурных фондов, созданных в разное время: Европейский социальный фонд (ЕСФ), Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), секция ориентации ФЕОГА (Фонд ориентации и гарантий сельского хозяйства), Финансовый фонд ориентации рыболовства и Фонд сплочения. Целый ряд программ направлен на содействие изменениям в промышленности: ADAPT и ADAPT BIS (адаптация рабочей силы к меняющимся условиям производства). Положительным моментом этих программ является то, что они охватывают достаточно широкую социальную сферу, но, к сожалению, не всегда носят общезначимый для ЕС характер и зачастую отражают индивидуальные интересы государств – членов. Однако на фоне экономического спада в социальной политике ЕС появилось главные ориентиры: - европейская стратегия занятости, фокусирующаяся на удлинении трудовой жизни, введении непрерывного обучения в соответствии с задачами экономической реструктуризации; - реформирование системы социальной защиты, увеличение пенсионного возраста, сокращение расходов на выплату пособий по безработице; - поощрение социальной интеграции: осуществление инвестиций в детей и молодежь. Нынешняя социальная политика особое внимание уделяет пожилым и устойчивости пенсионного обеспечения, однако нельзя игнорировать тот факт, что в сегодняшней Европе значительная часть молодых людей, которые в будущем станут играть ведущую роль в обществе, сталкивается с риском нищеты (безработица до 50%); - предоставление родителям свободы в определении количества детей в семье; - развитие иммиграционной политики. - динамизация демографических процессов. Мировой опыт подтверждает, что демографический фактор является определяющим для динамичного развития общества. Соответственно, ЕС предстоит придать иммиграционной политике более селективный и интегрированный характер, поощрять молодые пары к рождению любого количества детей; Преодоление проблемы Старение населения С 1960 г. по 2000 г. продолжительность жизни в странах ЕС-15 повысилась на восемь лет. В новых странах – членах Евросоюза этот показатель ниже: 65-72 года - мужчины (по сравнению с 73 – 78 лет в ЕС-15), 75 –78 лет – женщины (79-83 года). В данном контексте для стран Евросоюза период с 2006 г. по 2010 г. – последний благоприятный период: в дальнейшем численность экономически активного населения начнет сокращаться. К 2015 г. относительный показатель количества граждан старшего возраста резко возрастет. Основные направления реформ в сфере здравоохранения в зарубежных странах. В европейских странах можно выделить два типа систем здравоохранения Государственная система здравоохранения (Швеция, Норвегия, Дания, Фи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|