Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Месяц ты, месяц. Волосень. Смерть одна, да болезней тьма




Месяц ты, месяц

 

Однажды случилась у меня неприятность. Был я в этнографической экспедиции в Зауралье, в староверческом поселении. И вдруг разболелся зуб, да так сильно, что совсем невмоготу стало. Что тут делать? До города путь далекий, до зубного врача, пожалуй, и за несколько дней не доберешься. Приуныл я. Приметила мои страдания хозяйка, у которой в доме на постое стоял, и говорит:

– Сходи‑ ка ты, сынок, к Сафронихе. Она у нас знахарничает… – И показала, куда идти.

Пришел я к Сафронихе на двор. Нашел ее на огороде. Сафрониха старенькая, маленькая, с большими ясными глазами на морщинистом, обветренном лице. Посмотрела она на мою распухшую щеку и, ничего не спрашивая, сказала:

– Как засмеркается под зарю, так пособлю.

 

...

Проекция внутренних органов и участков мозга на лицо.

 

Пришлось ждать вечера. Сафрониха тем временем надавила чесноку, нарезала корешки подорожника, перемешала, положила в тряпочку. Потом приложила тряпочку к моей руке на самый сгиб, где пульс врачами прощупывается. Я недоверчиво подумал: «При чем тут рука? Да еще не со стороны больного зуба? » На улице смеркалось. Сафрониха вывела меня на крыльцо. Окунула палец в кружку с водой, как потом сказала – с «наговорной», просунула палец мне в рот к больному зубу и прижала к распухшей десне. Поглядывая на только что появившийся месяц, стала быстро, почти шепотом приговаривать слова:

«Месяц ты, месяц, серебряные рожки, золотые ножки! Первым разом, добрым часом – с облаков сойди, зубную скорбь сними…»

Когда Сафрониха закончила, к моему большому удивлению и радости, боль стала утихать. Утром зуб уже не болел.

 

Волосень

 

После этого случая, вместе со старинными песнями и обрядами, я стал записывать заговоры, рецепты всевозможных лекарственных снадобий, стал искать встреч с сельскими знахарями. А наблюдать и записывать было что. Пришлось мне в начале семидесятых годов пробыть все лето в деревне Чудовка Вологодской области. И вот что там произошло. У пастуха распух большой палец на ноге, появилась рана. Обернул он больную ногу тряпицей, сверху кожей обмотал, перевязал и ходит по деревне. У плетня мужики сидят и говорят ему:

– Эй, Сидорка, иди‑ ка к Ефросинье Беловой. Она тебе с пальца выдавит, волосень вытянет.

А он в ответ:

– Да что она понимает!

– Ну, дурень! – кричат мужики. – Смотри, ногу потеряешь, отрежут!

Не верил Сидорка в старушечьи наговоры. Лег в больницу. Врачи лечили ему ногу, лечили, и ничего не помогло. Отрезали. Вернулся Сидорка в деревню на культяпке, колтыхает по дороге. А в соседнем селе у одного мужика под коленом такая же рана случилась, и у врача он был, и лекарством лечил, ничего не помогает, не залечивается. Пришел он к Ефросинье Беловой. Посмотрела она на рану и велела приходить к утренней заре. Пришел мужик. Повела она его за околицу и спрашивает по дороге:

– Веришь ли, что излечу?

– Верю, бабушка! – отвечает мужик.

И так пока шли, три раза выпытывала. Пришли и встали на самую середину сжатого пшеничного поля. Ефросинья Белова говорит:

– Ох, боюсь, увидишь, испугаешься. Закрой‑ ка глаза.

И завязала ему платком глаза. Как только солнце из‑ за леса показалось, заря разыгралась, взялась она лечить: заговор читать, наговорной водой рану промывать, из раны дурную кровь в пузырек сливать, под конец смоляную лепешку налепила. И так три дня по утренним и вечерним зорям мужика лечила и все глаза ему завязывала. А когда на третий день закончила, развязала глаза и показывает ему пузырек. Мужик как поглядел, даже ахнул от удивления: в пузырьке в слизи плавал длинный, свитый в клубок, толстый черный волос. Рана у мужика быстро зажила.

 

Смерть одна, да болезней тьма

 

Сельского знахаря очень трудно разговорить, что‑ либо выведать у него – дело бесполезное. Обычно ни целительских секретов своих не раскроет, ни заговоров не расскажет, ни состав лечебного снадобья не покажет. И отговорка есть: «Тайное в явное не должно прибывать, иначе болезному не станет вспомогать». И все же Ефросинье Беловой я в доверие вошел. Увидев, что я сведущ в знахарских делах, знаю много заговоров, неведомых ей, она имела явное ко мне расположение. И вот что она рассказала:

– Смерть одна, да болезней тьма. Кто‑ то их должен вылечивать, изгонять. У меня это делала и мать, и бабушка, и прабабушка. Я знахарство по наследству приняла. Они меня учили: на живом все заживет, потому хворь‑ болесть изгонима. Да и на всякую болесть зелье вырастает. Чтобы поиметь силу‑ мочь и болезному помочь, нужно верить в Бога и умело свое дело справлять. Хвори‑ болести бывают напосыльные: от неба и земли, воздуха и воды. Они в белое тело входят. Те мной изгоняются. А есть от духа: от своего же худого помысла возникают, от сердечной злобины, от завидков и недоброты или от кручины‑ тоски. Болесть духа без покаяния, без сердечного усердия самого болезного – не уйдет. Каждый хворый может изогнать из себя худой недуг своей волей, верой‑ духоборием: своим духом болесть уйдет пухом! Хворь‑ болесть имеет свои имена. Вот в лихорадке «трясовице» есть двенадцать зловредных старух. Они приходят ночью во сне. Одну зовут Трясея: она испуг наводит и трясцой изводит. Другую – Огнея: как печь смоляными дровами распаляется, так Огнея жжет тело человеческое. У третьей имя Ледея: она как лед студеный, знобит человека, и не может от него человек и на печи согреться. Четвертая – Глядея: и та всех ужасней, в ночи человеку сна не дает, и в уме он мешается. Самая проклятая – Невея: поймает человека и не может тот человек жив быть…

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...