Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правильщики и рудометы




...

Артериальная система по универсальному медицинскому словарю (1743 г. ).

 

«От перепуга, от переполоха – травку‑ сполошку больному дают пить. Да заговор знаем как говорить. На порог скатерть стелю, больного сажаю. Положу на голову не владанный веничек. Тогда в одну руку возьму чашку с топленым жиром (лучше бараньим), в другую возьму чашку со святой водой. В воду медленно выливаю жир и читаю: „Выливаю я переполох из буйной головы, из черной печени, из желтых костей, из ногтей, подногтей. Выливаю, выливаю и за порог выметаю! “ Застывший жир в воде, от него фигурки получаются того, от кого сделался испуг, отчего больной испугался. И проделать так три раза. Когда он вылечится, жир отдать собачке».

«Когда у ребенка испуг, он не спит, сильно кричит – это криксы, плаксы, уросы. Несут в курятник под курей – этих криксов‑ плаксов отговаривать. Куры там на на шесточках (жердочках) сидят. Понесут в двенадцать часов ночи. Подсовывают ребенка под курей, берут в одну руку хлеб‑ соль и кричат: „Куры, куры, кочеты, возьмите криксы‑ плаксы под черты! Крик, крик, выйди из младенца! Куры‑ курушки, возьмите у Ваньки покрикушки“. Двенадцать раз так надо сказать. Отговорить и бросить хлеб‑ соль куренку. И получшит, пройдет хвороба».

«У ребенка бессонница, пяточки делаются блестящие, красные, и он сучит ножками пеленки. Это ночница щекочет его за пяточки и не дает спать. Тогда ему пяточки мазали сажей, а в молоко или молочную кашу добавляли мак. И выносили на крыльцо на три зари – две вечерних и одну утреннюю. Хорошо в одеяльце закутаешь, откроешь дверь. Вот заря стала, поднялась алая такая, бордовая. Понесла на порог, носишь его по округ „по солнцу“» и трижды проговариваешь заговор: «Заря‑ заряница, красная девица, возьми бессонницу, безугомонницу, утяни за околицу! А дай нам сон‑ угомон и доброе здоровье! » И ребенок засыпает».

«Болезнь „ношник“ – бессонница. Когда человек по ночам не спит, пятки у него жаром пылают и блестят, то еще говорят „ночница бьет“. Для излечения выпекают колобан, колоб на дрожжах, и дают есть больному, запивать он должен квасцы. Потом помелом в печке подметешь уголья и под кроватью, где он, болезный, лежит, этим помелом с искрами кадишь. И три раза так повторишь: „Ночная полуночница, денная полуночница, ходи, гуляй, бессонницей страдай. А раба божьего Андрея не май, не хватай! По ночам не ходи, раба божьего Андрея не буди! " И еще над больным все повторяли слова: „Днем живи, а ночью спи! Днем живи, а ночью спи! “ Потом плеснешь родниковой водой на стекла, соберешь ее в ковшик и обмываешь больного, а остатки через левое плечо выплескаешь. Глядишь, и ладится, сон приходит“.

 

Правильщики и рудометы

 

Среди знахарей встречаются костоправы. Они обладают искусством различать вывихи и вправлять некоторые из них, например вывих плеча, а также помогают при переломах костей.

Еще знахари лечат при растяжении связок, ушибах суставов; при переломе суставных концов костей они устраняют их смещение, потом накладывают повязку. Технические приемы при вправлении вывихов у знахарей различные. При вывихах встряхивают вывихнутую конечность, стараясь придать ей естественное положение, и растирают ушибленное место, моют и ставят компрессы. Костоправы, имеющие дело с вывихом, определяют его выражением – «хребеток расшибен» и лечат, как ушиб, примочками, припарками из трав, при этом произносят таинственные заговоры. Повязки при переломах костоправы накладывают из лубков, бересты и т. п. Большинство переломов, особенно верхних конечностей, стараются лечить без всяких повязок. Знахарь уверяет, что кость срастается без всякой помощи, по одному его наговору. И часто так и происходит.

 

...

Попытки переливания крови от животных в кровяное русло человека оканчивались, как правило, неудачей.

 

Не совсем исчезли в деревне такие специалисты‑ знахари, как «рудометы». Они открывают кровь «жильную», кидают, мечут и бросают кровь «баночную или роговую» (то есть кровь, извлекаемая банками или рожками). Рудометы обучаются своему искусству по преемству, передается опыт от отца к сыну. Мечут кровь и бабки‑ знахарки. При кровопускании – выпускают дурную кровь, считая, что ее накопилось много. Есть верование и убеждение, что может быть тяжко человеку от переизбытка крови, особенно весной.

Некоторые сельские жители считают: «вытащить худую кровь» – опять человеком сделаться, себе сил прибавить. Знахарь острым ножом или бритвой делает на спине, возле лопатки, продольный разрез, настолько глубокий, чтобы кровь шла струей, и выпускает ее, приблизительно с чайную чашку. Когда, по мнению знахаря, дурная кровь вся вышла, он прикладывает к ране тряпку, намоченную в холодной воде. Если кровь не идет струей, а только едва просачивается, знахарь ее высасывает и сплевывает. После кровопускания показывают больному – какая эта кровь черная, худая; она‑ то, по словам знахаря, и тяжелит человека. В некоторых местах, еще в недалеком прошлом, пускали кровь из «соколка», [74] то есть из вены на тыле большого пальца, собирающей кровь с этого пальца и переходящей в головную вену (v. caephalica). Знахарь наставлял долото на месте прохождения этой вены между сухожилиями разгибателей большого пальца и ударом кулака пересекал вену.

Чаще всего кровь пускалась «рожками». Для этого брался коровий рог, широкий конец которого был ровно обрезан, чтобы плотно прилегал к спине, а на узком конце делалась небольшая дырочка, закрывающаяся снаружи клапаном. Знахарь делал на спине небольшой разрез, накрывал его широким концом рожка, а через узкий вытягивал воздух: рожок закрывался клапаном и наполнялся кровью.

 

 

* * *

 

Есть также среди сельских целителей особые «правильщики». Они вправляют пуп, который оказывается сорванным от тяжелой работы, подъема или просто от того, что человек оступится или сделает неловкое или резкое движение. Достигается это чаще всего накидыванием горшка. При этой операции знахарка кладет больного, намазывает ему живот гущею или мылом, берет горшок, зажигает немного льну, бросает его в горшок и опрокидывает на живот больному. Горшок играет роль большой сухой банки. Эта операция иногда болезненна, живот часто сильно вытягивает в горшок, и последний приходится иногда разбивать. Знахарка проделывает это раза два‑ три, всегда натощак, а когда операция заканчивается, дает больному выпить вина с солью или сажей. Накидывание горшков предпринимается также с целью разогнать дурную кровь, но едва ли не чаще всего производится у женщин для производства выкидыша и у маленьких детей от грыжи, причем горшок заменяется стаканом.

Существуют и другие способы лечения знахарями «пупных болезней». При одном из таких способов «рвут пуп пальцами», то есть большим и серединой согнутого указательного пальца захватывают складку кожи и поднимают ее, стараясь перекрутить. Иногда щипание кожи пальцами производится по всему животу и представляет вид массажа. Употребляется также «завертывание пупа» палкой: берут коротенькую палку, середину ее кладут на пупок и начинают производить круговые движения палки по животу, с целью «закрепить» сорванный пуп.

В тех случаях, когда «катает пупом», то есть сильные боли в животе, производится операция «сдергивание пупа». Больной, с оголенной спиной, ложится вниз животом на лавку, а знахарь, согнув у себя на руках по три пальца и оставив свободными остальные два, указательные кладет поперек спины больного, а большими захватывает кожу на спине и сильно тянет до тех пор, пока в спине «что‑ то не щелкнет»; это пуп сдернулся с того места, на котором ему быть не следует, и попал опять на свое.

Аналогичная операция называется «защипыванием пупа». Эта операция применяется к тем случаям поясничной ломоты, когда она является результатом «срывания пупа». Больной также ложится спиной вверх. Знахарка защипывает пуп, забрав кожу на спине, против пупа, в складку, она вытягивает ее до тех пор, пока не послышится хрустенье: это опять, значит, пуп попал на свое место. Нередко бабки‑ лекарки таких больных заставляют ложиться вниз животом, кладут под него какой‑ нибудь предмет и стараются возможно больше выгнуть ему спину.

 

 

* * *

 

Когда появляются боли в животе, знахари говорят, что он «отбит или надорван». Для лечения больного кладут с согнутыми ногами на спину и начинают обеими руками поглаживать живот снизу вверх. При этом прочитывают заговор. Потом берут больного за ноги и встряхивают три раза. После этого велят немного полежать и дают стакан водки (иногда с солью). Когда заболит шея и бывает нельзя повернуть голову, знахарь говорит, что она «развилась». Для исправления больного он берет его голову обеими руками, поворачивает то на одну сторону, то на другую, приказывая не задерживать поворачивания, и вдруг производит такое повертывание, что, по словам больных, «затрещит шея». Когда заболит от работы спина, знахарь также говорит, что она «развилась»: велит больному сложить руки на груди крест‑ на‑ крест, лечь вверх спиной и издавливает ее ногой.

Особые бабки – «трихи» (массажистки), или парильщицы, они занимаются исключительно растиранием больных в пару, то есть в печах и банях. Натирание производится редькою, деревянным маслом, керосином, вином, красным медом, сметаной и длится продолжительное время. Свои манипуляции они нередко сопровождают произнесением молитв и заговоров, а некоторые из них усиленно при этом втягивают в себя воздух, утверждая, что тем самым вдыхают и уничтожают болезнь.

Подобные же бабки‑ искусницы «ломают» глаз при «переломе» (язвах роговицы), то есть растирают через закрытые веки глазное яблоко. Особого рода треск, который слышится при этой манипуляции в глазу больными, очевидно, и дал повод назвать это глазное применение массажа «ломанием глаза». Такие же специалистки при попадании инородных тел в глаза, часто случающемуся во время молотьбы и веянии хлеба, вывертывают глаз на кольцо и достают соринку руками или вылизывают ее языком. Лизание языком пускается ими в ход и при других глазных болезнях, а иногда и при нарывах, флюсах. Знахари считают, что бельмо (катаракту) можно удалить без операции, если на ночь в глаз ежедневно закапывать по одной капле приготовленного снадобья. Для его изготовления разрезают печень живого налима на части, кладут в банку и заливают родниковой водой, настаивают неделю на солнце. Образовавшийся жир сливают в пузырек и смешивают с выпущенной из живой щуки желчью. Если такой состав приготовить невозможно, то закапывают по одной капле сока свежей живицы пихты. И застарелое бельмо рассасывается.

 

 

* * *

 

«Волосатик» – причина кариозного поражения костей. Существовали особого рода знахари, специальность которых – «гнать волос». Гонят они волос следующим образом: в горшок или кадку, на дно, кладут песку, заливают теплой воды, после чего знахарь читает заговор. Больной опускает руку или ногу в воду, и его накрывают холстом. Гной, вытекающий из свища, располагается в воде и на песке нитями и хлопьями. Это давало повод указывать, что это есть волосы, свернувшиеся клубками (нередко знахари уверяют своих пациентов, что при вскрытии нарыва, вместе с материей, вылезают волосы, либо седые, либо черные, смотря по тому, на что выливать волос – на рожь или на хвощ). Операция выливания волоса при ногноеде начинается с того, что знахарь обводит острием иглы вокруг ногтя, вскрывая таким приемом абсцесс, кладет на больной палец нехворощи (Artemisia campestris), выливает на больное место тридцать горстей теплой воды и читает заговор. В других случаях для «выливания волоса» приготовляют в кадке особого рода щелок, опуская в него 12 накаленных камней, взятых с 12 разных полей. Когда щелок остывает, погружают туда больную часть тела, соблюдая строгую тишину в доме, по их словам: «Волосатик боится шума и не пойдет из тела в щелок».

Есть специалисты, которые клещами «навлекают» (рвут) зубы и производят даже мелкие хирургические операции – вскрывают нарывы, вырезают мелкие кожные опухоли, по преимуществу на ногах, ампутируют пальцы и т. д.

Среди деревенских людей была упорная вера, что знахари лечат от сибирской язвы. Они верили в заговор от этой страшной болезни. Сибирская язва была нередко в селениях, жители которых занимались выделкою дубленых овчин. К ним иногда попадали шкуры с животных, павших от сибирской язвы. Обходились своими средствами. Сибирскую язву заговаривали и даже выжигали и вырезали.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...