Тема. Подготовка педагогических кадров за рубежом.
Цель: ознакомить студентов с тенденциями развития и опытом реформирования педагогического образования за рубежом.
Вопросы для обсуждения: 1. Современные тенденции развития педагогической профессии. 2. Подготовка педагогических кадров во Франции. 3. Особенности педагогического образования в США. 4. Подготовка педагогов в Японии. 5. Современное педагогическое образование в Германии. 6. Подготовка педагогов в Великобритании. Темы докладов/рефератов: 1. Педагогическая практика как составная честь подготовки будущего учителя. 2. Западные педагоги об идеальном учителе (модель, качества, необходимые для успешной работы). 3. Система повышения квалификации учителей за рубежом (на примере одной или нескольких стран). 4. Особенности развития современной педагогической науки за рубежом. Формы текущего контроля знаний: опрос, беседа, дискуссия, реферат. Темы для самостоятельного изучения: 1. Частные направления реорганизации педагогического образования. 2. Реформы педагогического образования в РФ в конце XX в. 3. На основе изученного материала подготовьтесь к круглому столу по проблеме подготовки педагогических кадров в мире. Выберите страну, опыт которой в этой области показался вам наиболее удачным и подберите аргументы для защиты своей точки зрения.Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 1. В чем состоит социальная сущность педагогической профессии? 2. Назовите основные тенденции развития педагогической профессии в современном мире. 3. Каким образом оплачивается учительский труд? 4. В чем суть унификации и диверсификации педагогического образования за рубежом? 5. Чем была вызвана необходимость реформ педагогического образования за рубежом в последней четверти XX в.?
6. Каковы общие направления реорганизации педагогического образования в мире? 7. Охарактеризуйте содержание реформ педагогического образования на примере отдельных стран мира. 8. Почему при подготовке будущего учителя такое большое внимание. уделяется педагогической практике? Какие виды педагогической практики вы знаете? Формы контроля самостоятельной работы студентов: опрос, беседа, дискуссия, реферат, круглый стол.
Основная литература: 1 Дополнительная литература: 1,2,4,7,8
Практическое занятие № 8 Семинар Тема. Зарубежный опыт и отечественная система образования. Цель: ознакомить студентов с тенденциями использования зарубежного опыта в отечественной системе образования.
Вопросы для обсуждения: 1. Значение зарубежного опыта для реформ системы образования в России. 2. Особенности государственной политики в сфере образования в Российской Федерации на современном этапе. 3. Реформы среднего образования в РФ. 4. Реформы высшего образования в РФ. 5. Подготовка педагогических кадров в РФ. Темы докладов/рефератов: 1. Плюсы и минусы заимствования зарубежного опыта для отечественной системы образования. Формы текущего контроля знаний: опрос, беседа, дискуссия, реферат. Темы для самостоятельного изучения: 1. Деятельность международных культурных и образовательных центров в России. 2. Адаптация зарубежного опыта в образовательных учреждениях России. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний 1. Охарактеризуйте современную образовательную ситуацию в России. 2. Какие заимствования из системы образования развитых стран используются в современном российском образовании. 3. Что, на ваш взгляд, следовало бы позаимствовать из системы образования западных стран?
Формы контроля самостоятельной работы студентов: опрос, беседа, дискуссия, реферат, круглый стол.
Основная литература: 1 Дополнительная литература: 1,2,4,7,8
Примерный перечень тем докладов/рефератов по дисциплине «Сравнительная педагогика» 1. Концепции сравнительной педагогики и их влияние на современную практику образования (на основе изученного материала). 2. Сравнительная педагогика в Российской Федерации. 3. ЮНЕСКО: история создания и современное состояние. 4. Управление системой образования: современные подходы (на конкретных примерах). 5. Основные направления развития образования в мире на рубеже XX – XXI веков. 6. Дифференциация обучения в разных странах: понятие и особенности (на примере одной или нескольких стран). 7. Тестирование учащихся как инструмент дифференциации (на примере одной или нескольких стран). 8. Обучение одаренных детей как направление дифференциации (на примере одной или нескольких стран). 9. Приоритеты школьного воспитания в разных странах мира (на примере одной или нескольких стран). 10. Поликультурное воспитание: анализ современных подходов 11. Поликультурное воспитание: концепция, содержание, формы и методы. 12. Поиски новой модели школьного образования за рубежом. 13. Разработка стандартов школьного образования: зарубежный опыт. 14. Педагоги о современной школе. 15. Характеристика частной школы одной из стран (по выбору). 16. Частное образование: плюсы и минусы. 17. Характеристика одного из частных зарубежных вузов (Стэнфордский университет, Штутгартский институт менеджмента и технологий и др.).Формы текущего контроля знаний: опрос, беседа, дискуссия, реферат. 18. Многоуровневая система подготовки кадров в странах Запада (на примере одной или нескольких стран). 19. Инновационные процессы в высшей школе развитых стран Запада. 20. Многоуровневая система подготовки кадров: сравнительный анализ мирового опыта. 21. Проблема качества образования в высшей школе: подходы и решения. 22. Педагогическая практика как составная честь подготовки будущего учителя. 23. Западные педагоги об идеальном учителе (модель, качества, необходимые для успешной работы). 24. Система повышения квалификации учителей за рубежом (на примере одной или нескольких стран).
25. Особенности развития современной педагогической науки за рубежом. 26. Плюсы и минусы заимствования зарубежного опыта для отечественной системы образования.
Контрольная работа/точка Контрольная точка № 1 Вариант 1. 1. Восстановите определение понятия: Сравнительная педагогика – это ____________________________________. / национальной и региональной специфики / выявляет способы и формы взаимообогащения национальных образовательных систем /область педагогической науки, которая / развития педагогической теории и практики / путем использования ими зарубежного опыта / изучает в сопоставительном плане / состояние, закономерности и тенденции / в различных странах и регионах мира / соотношение их всеобщих тенденций /
2. Выберите несколько правильных ответов: Синонимом термина «сравнительная педагогика» являются: а) сравнитология; б) компаративистика; в) сравнительное образование; г) наука о сравнении образовательных систем.
3. Выберите правильный ответ: Как называется первый период в развитии сравнительной педагогики как науки? а) донаучный; б) архаичный; в) вводный.
4. Выберите правильный ответ: В каком университете мира был впервые прочитан курс лекций по сравнительной педагогике? а) Берлинском; б) Оксфордском; в) Колумбийском; г) Сорбонна.
5. Установите соответствие: Время и автор: Смысл сравнительной педагогики: 1) До XX века а) изучая образовательную систему 2) Кэндело и Хэнс (XX в.) другой страны, мы лучше понимаем ее 3) XX век, последователи политический и экономический строй, социальных наук менталитет народа, его традиции, общую модель развития; б) изучении зарубежной практики образования и внедрении ее отдельных элементов в национальную систему образования для усиления ее эффективности; в) развитие образования как вклад нации в социальное, экономическое и политическое будущее.
6. Выберите правильный ответ: Какая из европейских программ ориентирована на повышение мобильности студентов?
а) ЛИНГВА; б) ВИСБИ; в) ТЕМПУС; г) ЭРАЗМУС.
7. Выберите правильный ответ: Классическим образцом децентрализованной системы образования является: а) США; б) Германия; в) Франция; г) Япония.
8. Выберите правильный ответ: В какой стране развитие дошкольного воспитания является приоритетной задачей XXI века и принята программа «Изначальный старт»? а) США; б) Франция; в) Великобритания; г) Индия.
9. Установите соответствие: Страна Документ о реформе образования 1) США а) «За модернизацию школьной системы»; 2) Франция б) «Нация в опасности»; 3) Великобритания в) «Учиться преуспевать».
10. Выберите правильный ответ: Какая страна по праву считается родиной сравнительной педагогики: а) Великобритания; б) США; в) Франция; г) Германия; д) Япония.
11. Выберите правильный ответ: В какой стране система образования имеет вид 6+3+3? а) Великобритания; б) США; в) Франция; г) Германия; д) Япония.
12. Выберите правильный ответ: Лицей во Франции – это: а) старшие классы; б) неполная средняя школа; в) начальная школа.
13. Выберите правильный ответ: В какой стране в XX в. предпринята попытка создания комбинированной школьной модели, объединившей младшую и старшую средние школы? а) Великобритания; б) США; в) Франция; г) Германия; д) Япония.
14. Выберите правильный ответ: В какой стране для оценки знаний учащихся приняты две шкалы: в начальной школе от 0 до 10 баллов, а в средней от 0 до 20? а) Великобритания; б) США; в) Франция; г) Германия; д) Япония.
15. Выберите правильный ответ: В какой стране для получения аттестата зрелости необходимо выдержать 4 экзамена, 2 из которых сдаются по предметам, изучавшимся на углубленном уровне, письменно, а 2, изучавшиеся на базовом уровне, — только устно? а) Великобритания; б) США; в) Франция; г) Германия; д) Япония.
Вариант 2. 1. Выберите правильный ответ: Кто является основоположником сравнительной педагогики? а) П. Сандифорд; б) И.Г. Песталоцци; в) М.А. Жульен; г) Геродот.
2. Установите соответствие: Функции сравнительной Их содержание: педагогики: 1) аккумулирующая а) освоение 2) координирующая позитивных наработок, форм и 3) избирательно-адаптивная методов их переноса в национальную систему образования, границ возможного использования; б) работа с первоисточниками, углубленный анализ собранных материалов, изучение позитивных и негативных аспектов зарубежного опыта, вычленение общих, региональных и локальных тенденций развития образовательных систем и их звеньев; в) установление контактов и связей между специалистами и учреждениями образования, обмен опытом, выработку общих подходов, что облегчает интеграцию национальной системы образования в мировое образовательное пространство.
3. Выберите правильный ответ: Кто начал систематическое изучение зарубежных систем образования в России: а) А.С. Макаренко; б) К.Д. Ушинский; в) Н.П. Померанцев.
4. Выберите несколько правильных ответов: Характерные черты образования конца XX—начала XXI в.: а) переход большинства стран от элитарного к массовому образованию; б) углубление межгосударственного сотрудничества в образовании; в) снижение фундаментальности содержания образования; г) превращение образования в сферу услуг.
5. Выберите правильный ответ: Классическим образцом централизованной системы образования является: а) США; б) Германия; в) Франция; г) Япония.
6. Выберите правильный ответ: Департамент образования в США был создан: а) в 1961 г.; б) в 1979 г.; в) в 1946 г.
7. Выберите несколько правильных ответов Сокращение государственного финансирования образования на западе привело к: а) росту различных экономически выгодных образовательных услуг; б) сокращению количества учебных заведений; в) созданию фондовых кафедр; г) созданию предпринимательских университетов.
8. Выберите правильный ответ: В какой стране правительством разработана программа «Комплексная служба развития ребенка»? а) США; б) Франция; в) Великобритания; г) Индия; д) Германия.
9. Выберите правильный ответ: В какой стране был впервые прочитан курс по сравнительной педагогике? а) США; б) Германия; в) Франция; г) Великобритания; д) Япония.
10. Дайте определение понятия: Сравнительная педагогика – это ____________________________________.
11. Выберите правильный ответ: В какой стране в школьном образовании есть учебные заведения под названием «реальное училище» и «гимназия»? а) Великобритания; б) США; в) Франция; г) Германия; д) Япония.
12. Выберите правильный ответ: Колледж во Франции – это: а) старшие классы; б) неполная средняя школа; в) начальная школа.
13. Выберите правильный ответ: В какой стране первые два года обучения в начальной школе оценки не ставят? а) Великобритания; б) США; в) Франция; г) Германия; д) Япония.
14. Выберите правильный ответ: В какой стране основным способом проверки и контроля заний являются письменные тесты? а) Великобритания; б) США; в) Франция; г) Германия; д) Япония.
15. Выберите правильный ответ: В какой стране в старших классах средней школы практикуется выделение общеобразовательных и технологических секций с буквенно-цифровыми обозначениями? а) Великобритания; б) США; в) Франция; г) Германия; д) Япония.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|