Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения




Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения

Российской Федерации

  УТВЕРЖДАЮ   Ректор ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России, профессор ___________________ Т. М. Гатагонова «2» _июля_ 2012 г, протокол № 11

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

образовательной программы высшего образования – программы ординатуры

по специальности 04. 01. 25 «ФТИЗИАТРИЯ»

 

 

г. Владикавказ, 2012 г.


Практика является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных врачей-специалистов. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение ординаторами умений и навыков практической работы по квалификации и избранной специальности.

В программе практики изложены цели, задачи, организация практики в качестве врача-специалиста ФТИЗИАТРА.

 

 

СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

по разработке программы практики по ординатуре

для специальности 31. 08. 51 Фтизиатрия

 

№ п/п Фамилия, имя, отчество Ученая степень, звание Занимаемая должность Место Работы

Рабочая группа:

1. Малиев Батарбек Мусаевич   докт. мед. наук, проф. зав. каф. фтизиатрии с лучевой диагностикой и лучевой терапией СОГМА
2. Хетагурова Светлана Борисовна   канд. мед. наук доц. кафедры фтизиатрии с лучевой диагностикой и лучевой терапией СОГМА

 

Рецензенты:

Профессор кафедры внутренних болезней №5 д. м. н. З. Г. Басиев

 

Зав. каф. инфекционных болезней доцент Б. И. Отараева

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели практики                                                                                                             4

2. Задачи практики                                                                                                          4

3. Компетенции ординатора, формируемые в результате прохождения практики                                                                                                                         5

4. Содержание и объем практики врача ординатора фтизиатра               14

5. Место практики в структуре основной профессиональной образовательной программы                                                                              22

6. Место и время проведения практики                                                              22

7. Порядок прохождения практики                                                                       22

8. Учебно-исследовательская работа ординаторов во время практики 23

9. Санитарно-просветительная работа                                                                24

10. Формы отчетности                                                                                                   24

11. Формы аттестации                                                                                                   25

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики     25

13. Материально-техническое обеспечение практики                                    26

14. Экзаменационные вопросы по практике                                                        26

15. Приложение 1. Дневник работы врача-ординатора                                  28

16. Приложение 2. Сводный отчет о выполненных практических навыках и манипуляциях                                                                                                            40

17. Приложение 3. Отчет по санитарно-просветительной работе             43

18. Приложение 4. Критерии знаний ординаторов                                          44

 


Ординатор в процессе подготовки должен овладеть диагностикой, дифференциальной диагностикой, лечением, оказанием неотложной медицинской помощи и профилактикой распространенных заболеваний по выбранной специальности; при этом в процессе обучения врач-ординатор должен углубить или закрепить общие и специальные знания и умения в объеме требований квалификационной характеристики специалиста врача-специалиста фтизиатра.

I. Цели практики:

Общая цель – закрепить знания и практические умения, полученные в процессе изучения специальности на лекциях и практических занятиях на кафедре фтизиатрии с лучевой диагностикой и лучевой терапией. Углубить навыки самостоятельной работы в качестве врача-специалиста в различных отделениях фтизиатрического профиля лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), выполнения санитарно-гигиенического режима и соблюдения вопросов биоэтики и деонтологии.

Профессиональная цель – подготовить врачей-специалистов соответственно квалификационным характеристикам специальности, с учетом современных знаний и умений на этапе последипломного профессионального образования, ориентирующихся в условиях работы учреждений практического здравоохранения.

Воспитательная цель – сформировать у ординаторов личностную и гражданскую мотивацию необходимости владения определенным объемом знаний и навыков для выполнения своего профессионального долга.

В процессе производственной практики ординаторы должны закрепить:

· практические умения и навыки в освоении дополнительных методов обследования больных туберкулезом легких и других локализаций,

· практические умения и навыки в использовании медицинского оборудования и инструментария,

· ознакомиться с работой стационара и поликлиники путем непосредственного участия в деятельности стационара и поликлиники, а также развитие компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.  

II. ЗАДАЧИ практики:

Освоить следующие виды деятельности и соответствующие им персональные задачи:

1. закрепление навыков физикального обследования больных;

2. закрепление умений обоснования, правильной формулировки и оформления предварительного и окончательного диагнозов на основе собранной информации о больном;

3. освоение методики проведения дифференциального диагноза по ведущему синдрому;

4. получение навыков самостоятельного оформления медицинской документации больного (медицинских карт больных, выписок из истории болезни, больничных листов и т. д. );

5. закрепление и продолжение освоения основных этапов лечебно-диагностической работы у постели больного в процессе самостоятельной врачебной деятельности при постоянном контроле и коррекции ее преподавателем;

6. закрепление навыков составления плана обследования больных и интерпретации его результатов;

7. закрепление умений и навыков лечения и профилактики наиболее частых заболеваний внутренних органов, оказания неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях;

8. организация и проведение противоэпидемической и санитарно-просветительной работы среди населения.

III.   Компетенции ОРДИНАТОРА, формируемые в результате прохождения практики

Настоящие требования сформулированы с учетом действующих профессиональных стандартов и квалификационных характеристик врача-фтизиатра.

В результате освоения программы ординатуры у выпускника должны быть сформированы универсальные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

Выпускник программы ординатуры должен обладать следующими универсальными компетенциями (УК):

- готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);

- готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);

- готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3).

Выпускник программы ординатуры должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду профессиональной деятельности, на который ориентирована программа ординатуры:

профилактическая деятельность:

- готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

- готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);

- готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);

- готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков (ПК-4);

диагностическая деятельность:

- готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-5);

лечебная деятельность:

- готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании фтизиатрической медицинской помощи (ПК-6);

- готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);

реабилитационная деятельность:

- готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);

психолого-педагогическая деятельность:

- готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);

организационно-управленческая деятельность:

- готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10),

- готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);

- готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).

Выпускник программы ординатуры должен обладать профессионально-специализированными компетенциями (ПСК), соответствующими специализации программы ординатуры.

Формирование профессиональных компетенций врача-специалиста фтизиатра предполагает овладение врачом системой профессиональных умений, владений и навыков.

 

3. 2. Перечень умений и владений ординатора-фтизиатра

Врач-специалист по фтизиатрии должен уметь:

 

- осуществлять диспансеризацию здоровых лиц и больных туберкулезом в соответствии с группами диспансерного наблюдения и учета, с учетом критериев перевода из одной группы в другую, критериями снятия с учета;

- анализировать эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу и социально-демографическую характеристику в районе обслуживания, заполнять действующие учетные и отчетные формы по туберкулезу, определять основные показатели по туберкулезу на участке обслуживания и оценить их, сравнив с данными других районов, города, области и т. д.;

- организовать проведение профилактических мероприятий на участке;

- организовать противоэпидемические мероприятия в районе обслуживания;

- составить комплексный перспективный и текущий план противотуберкулезных мероприятий на участке;

- организовать и провести осмотры населения декретированных контингентов, групп риска заболевания туберкулезом;

- получить информацию о заболевании, применить объективные методы исследования больного, оценить тяжесть состояния, оказать необходимую экстренную помощь;

- назначить в необходимой последовательности лабораторные анализы и оценить их результаты, интерпретировать данные прямой и боковой рентгенограмм грудной клетки, а также томографии легких и средостения;

- определить показания к бронхоскопии и другим эндоскопическим исследованиям, оценить их результаты;

- сформулировать диагноз туберкулеза органов дыхания в соответствии с клинической классификацией, определить его форму и фазу течения, установить осложнения, провести дифференциальную диагностику со сходными заболеваниями органов дыхания и других локализаций туберкулеза;

- диагностировать в амбулаторных условиях туберкулез и провести на основании клинико-рентгенологических данных и лабораторных анализов дифференциальный диагноз с нетуберкулезными заболеваниями;

- назначить комплексную терапию, определить схему для лечения противотуберкулезными химиопрепаратами, дозировки, методы введения, а также продолжительность курса химиотерапии в соответствии с действующими стандартами;

- назначить и провести в амбулаторных условиях лечение больных активным туберкулезом, а также противорецидивные курсы химиотерапии угрожаемым контингентам из III группы учета;

- определить срок завершения стационарного лечения больного, лечения больного в санаторных и амбулаторных условиях и дать соответствующие врачебные рекомендации врачу санатория или диспансера, определить трудоспособность больного;

- определить характер остаточных изменений после клинического излечения, риск реактивации туберкулеза;

- организовать госпитализацию выявленных больных туберкулезом в противотуберкулезный стационар;

- организовать госпитализацию диагностических больных, требующих дообследования в стационарных условиях, в специализированное диагностическое отделение;

- определить показания к хирургическому вмешательству;

- выявить внелегочные локализации туберкулеза, решить вопрос об их лечении;

- выявить сопутствующие туберкулезу заболевания, определить тактику их лечения;

- решить вопрос трудоспособности больного, составить документы для МСЭ;

- проводить противотуберкулезную пропаганду и санитарное просвещение с населением и среди больных, их родственников и лиц, контактирующих с больными туберкулезом;

- проводить туберкулинодиагностику, вакцинацию и ревакцинацию;

- проводить оздоровительную работу по санации очагов туберкулезной инфекции,  изоляцию бациллярных больных, детей, провести химиопрофилактику контактов;

- осуществлять методическое руководство и контролировать проведение противотуберкулезных профилактических мероприятий в учреждениях, производствах, на участке обслуживания.

Врач-специалист по фтизиатрии должен владеть:

- методиками клинического исследования системы органов дыхания (анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация);

- методикой постановки туберкулиновых проб и их оценки;

- методикой постановки пробы с аллергенами туберкулезными рекомбинантными

(Диаскинтест) и ее оценки;

- методикой забора мокроты и промывных вод бронхов для исследования на МБТ, другую неспецифическую флору – грибы, вирусы, бактерии;

- методиками профилактики и выявления туберкулеза;

- методикой эпидемиологического анализа ситуации по туберкулезу в районе обслуживания населения и составление плана по улучшению неблагоприятной эпидситуации;

- методами организации диспансерного наблюдения за больными активным туберкулезом и группами риска по этому заболеванию (контактные лица, больные определенными хроническими заболеваниями и другие группы населения в соответствии с перечнем);

- технологиями этиотропного, патогенетического лечения туберкулеза органов дыхания и сочетанных с ним заболеваний;

- методиками оказания экстренной помощи больному туберкулезом при развитии осложнений туберкулеза или нежелательных реакций на противотуберкулезные препараты;

- методикой проведения постурального и позиционного дренажа бронхов;

- методам реабилитации больных туберкулезом.

 

-

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...