Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ образовательной программы высшего образования – программы ординатуры по специальности 04. 01. 25 «ФТИЗИАТРИЯ»
г. Владикавказ, 2012 г. Практика является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных врачей-специалистов. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение ординаторами умений и навыков практической работы по квалификации и избранной специальности. В программе практики изложены цели, задачи, организация практики в качестве врача-специалиста ФТИЗИАТРА.
СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ по разработке программы практики по ординатуре для специальности 31. 08. 51 Фтизиатрия
Рецензенты: Профессор кафедры внутренних болезней №5 д. м. н. З. Г. Басиев
Зав. каф. инфекционных болезней доцент Б. И. Отараева
СОДЕРЖАНИЕ 1. Цели практики 4 2. Задачи практики 4 3. Компетенции ординатора, формируемые в результате прохождения практики 5 4. Содержание и объем практики врача ординатора фтизиатра 14 5. Место практики в структуре основной профессиональной образовательной программы 22 6. Место и время проведения практики 22 7. Порядок прохождения практики 22 8. Учебно-исследовательская работа ординаторов во время практики 23 9. Санитарно-просветительная работа 24 10. Формы отчетности 24 11. Формы аттестации 25 12. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики 25 13. Материально-техническое обеспечение практики 26 14. Экзаменационные вопросы по практике 26 15. Приложение 1. Дневник работы врача-ординатора 28 16. Приложение 2. Сводный отчет о выполненных практических навыках и манипуляциях 40
17. Приложение 3. Отчет по санитарно-просветительной работе 43 18. Приложение 4. Критерии знаний ординаторов 44
Ординатор в процессе подготовки должен овладеть диагностикой, дифференциальной диагностикой, лечением, оказанием неотложной медицинской помощи и профилактикой распространенных заболеваний по выбранной специальности; при этом в процессе обучения врач-ординатор должен углубить или закрепить общие и специальные знания и умения в объеме требований квалификационной характеристики специалиста врача-специалиста фтизиатра. I. Цели практики: Общая цель – закрепить знания и практические умения, полученные в процессе изучения специальности на лекциях и практических занятиях на кафедре фтизиатрии с лучевой диагностикой и лучевой терапией. Углубить навыки самостоятельной работы в качестве врача-специалиста в различных отделениях фтизиатрического профиля лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), выполнения санитарно-гигиенического режима и соблюдения вопросов биоэтики и деонтологии. Профессиональная цель – подготовить врачей-специалистов соответственно квалификационным характеристикам специальности, с учетом современных знаний и умений на этапе последипломного профессионального образования, ориентирующихся в условиях работы учреждений практического здравоохранения. Воспитательная цель – сформировать у ординаторов личностную и гражданскую мотивацию необходимости владения определенным объемом знаний и навыков для выполнения своего профессионального долга. В процессе производственной практики ординаторы должны закрепить: · практические умения и навыки в освоении дополнительных методов обследования больных туберкулезом легких и других локализаций, · практические умения и навыки в использовании медицинского оборудования и инструментария, · ознакомиться с работой стационара и поликлиники путем непосредственного участия в деятельности стационара и поликлиники, а также развитие компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.
II. ЗАДАЧИ практики: Освоить следующие виды деятельности и соответствующие им персональные задачи: 1. закрепление навыков физикального обследования больных; 2. закрепление умений обоснования, правильной формулировки и оформления предварительного и окончательного диагнозов на основе собранной информации о больном; 3. освоение методики проведения дифференциального диагноза по ведущему синдрому; 4. получение навыков самостоятельного оформления медицинской документации больного (медицинских карт больных, выписок из истории болезни, больничных листов и т. д. ); 5. закрепление и продолжение освоения основных этапов лечебно-диагностической работы у постели больного в процессе самостоятельной врачебной деятельности при постоянном контроле и коррекции ее преподавателем; 6. закрепление навыков составления плана обследования больных и интерпретации его результатов; 7. закрепление умений и навыков лечения и профилактики наиболее частых заболеваний внутренних органов, оказания неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях; 8. организация и проведение противоэпидемической и санитарно-просветительной работы среди населения. III. Компетенции ОРДИНАТОРА, формируемые в результате прохождения практики Настоящие требования сформулированы с учетом действующих профессиональных стандартов и квалификационных характеристик врача-фтизиатра. В результате освоения программы ординатуры у выпускника должны быть сформированы универсальные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции. Выпускник программы ординатуры должен обладать следующими универсальными компетенциями (УК): - готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1); - готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2); - готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3).
Выпускник программы ординатуры должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду профессиональной деятельности, на который ориентирована программа ординатуры: профилактическая деятельность: - готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1); - готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2); - готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3); - готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков (ПК-4); диагностическая деятельность: - готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-5); лечебная деятельность: - готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании фтизиатрической медицинской помощи (ПК-6); - готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7); реабилитационная деятельность: - готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8); психолого-педагогическая деятельность: - готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность: - готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10), - готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11); - готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12). Выпускник программы ординатуры должен обладать профессионально-специализированными компетенциями (ПСК), соответствующими специализации программы ординатуры. Формирование профессиональных компетенций врача-специалиста фтизиатра предполагает овладение врачом системой профессиональных умений, владений и навыков.
3. 2. Перечень умений и владений ординатора-фтизиатра Врач-специалист по фтизиатрии должен уметь:
- осуществлять диспансеризацию здоровых лиц и больных туберкулезом в соответствии с группами диспансерного наблюдения и учета, с учетом критериев перевода из одной группы в другую, критериями снятия с учета; - анализировать эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу и социально-демографическую характеристику в районе обслуживания, заполнять действующие учетные и отчетные формы по туберкулезу, определять основные показатели по туберкулезу на участке обслуживания и оценить их, сравнив с данными других районов, города, области и т. д.; - организовать проведение профилактических мероприятий на участке; - организовать противоэпидемические мероприятия в районе обслуживания; - составить комплексный перспективный и текущий план противотуберкулезных мероприятий на участке; - организовать и провести осмотры населения декретированных контингентов, групп риска заболевания туберкулезом; - получить информацию о заболевании, применить объективные методы исследования больного, оценить тяжесть состояния, оказать необходимую экстренную помощь; - назначить в необходимой последовательности лабораторные анализы и оценить их результаты, интерпретировать данные прямой и боковой рентгенограмм грудной клетки, а также томографии легких и средостения; - определить показания к бронхоскопии и другим эндоскопическим исследованиям, оценить их результаты; - сформулировать диагноз туберкулеза органов дыхания в соответствии с клинической классификацией, определить его форму и фазу течения, установить осложнения, провести дифференциальную диагностику со сходными заболеваниями органов дыхания и других локализаций туберкулеза; - диагностировать в амбулаторных условиях туберкулез и провести на основании клинико-рентгенологических данных и лабораторных анализов дифференциальный диагноз с нетуберкулезными заболеваниями; - назначить комплексную терапию, определить схему для лечения противотуберкулезными химиопрепаратами, дозировки, методы введения, а также продолжительность курса химиотерапии в соответствии с действующими стандартами; - назначить и провести в амбулаторных условиях лечение больных активным туберкулезом, а также противорецидивные курсы химиотерапии угрожаемым контингентам из III группы учета; - определить срок завершения стационарного лечения больного, лечения больного в санаторных и амбулаторных условиях и дать соответствующие врачебные рекомендации врачу санатория или диспансера, определить трудоспособность больного; - определить характер остаточных изменений после клинического излечения, риск реактивации туберкулеза; - организовать госпитализацию выявленных больных туберкулезом в противотуберкулезный стационар; - организовать госпитализацию диагностических больных, требующих дообследования в стационарных условиях, в специализированное диагностическое отделение; - определить показания к хирургическому вмешательству; - выявить внелегочные локализации туберкулеза, решить вопрос об их лечении; - выявить сопутствующие туберкулезу заболевания, определить тактику их лечения; - решить вопрос трудоспособности больного, составить документы для МСЭ; - проводить противотуберкулезную пропаганду и санитарное просвещение с населением и среди больных, их родственников и лиц, контактирующих с больными туберкулезом; - проводить туберкулинодиагностику, вакцинацию и ревакцинацию; - проводить оздоровительную работу по санации очагов туберкулезной инфекции, изоляцию бациллярных больных, детей, провести химиопрофилактику контактов; - осуществлять методическое руководство и контролировать проведение противотуберкулезных профилактических мероприятий в учреждениях, производствах, на участке обслуживания. Врач-специалист по фтизиатрии должен владеть: - методиками клинического исследования системы органов дыхания (анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация); - методикой постановки туберкулиновых проб и их оценки; - методикой постановки пробы с аллергенами туберкулезными рекомбинантными (Диаскинтест) и ее оценки; - методикой забора мокроты и промывных вод бронхов для исследования на МБТ, другую неспецифическую флору – грибы, вирусы, бактерии; - методиками профилактики и выявления туберкулеза; - методикой эпидемиологического анализа ситуации по туберкулезу в районе обслуживания населения и составление плана по улучшению неблагоприятной эпидситуации; - методами организации диспансерного наблюдения за больными активным туберкулезом и группами риска по этому заболеванию (контактные лица, больные определенными хроническими заболеваниями и другие группы населения в соответствии с перечнем); - технологиями этиотропного, патогенетического лечения туберкулеза органов дыхания и сочетанных с ним заболеваний; - методиками оказания экстренной помощи больному туберкулезом при развитии осложнений туберкулеза или нежелательных реакций на противотуберкулезные препараты; - методикой проведения постурального и позиционного дренажа бронхов; - методам реабилитации больных туберкулезом.
-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|