Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монополизм в российской экономике

Введение

 

В данной работе рассматривается специфика и тенденции рыночных отношений в России.

Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отра­жающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспе­чивающая обмен продуктами труда.

Единство всех вышеназванных категорий в том, что они выражают единую сущность — экономические связи между людьми в процессе движения товаров, а различие (помимо указанных выше) в том, что каждая категория находится в определенной субординации, в определенном приближении или отдалении от сущности (обмен — сущность первого порядка; обращение — второго; рынок — третьего порядка).

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (това­ропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетво­рению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но, так как рынок функциони­рует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей эконо­мической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования и т.д.). Наличие специфических черт у рынка (ассорти­мент товаров, организация рынка, традиций и т.д.) позволяет говорить о рос­сийском, американском, японском и других рынках.

Конкретной формой функционирования рыночных от­ношений является, как известно, конкуренция. Поэтому для исследования специфики рыночных отношений в РФ необходимо рассмотреть проблему конкуренции и монополизма в российской экономике. Кроме того в работе уделяется внимание специфике и тенденциям развития малого бизнеса. Малое предпринимательство, как обстоятельно пока­зано в литературе — существенная составля­ющая и массовая субъектная база цивилизован­ного рыночного хозяйства, неотъемлемый эле­мент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьез­ным фактором структурной перестройки и обес­печения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проб­лемы рыночного хозяйства. Вот почему станов­ление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) пред­ставляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

 

 

Монополизм в российской экономике

Корпоративный сектор, как известно, яв­ляется основой современной экономики. Толь­ко транснациональными корпорациями произ­водится от трети до половины мировой про­мышленной продукции, контролируется поло­вина международной торговли.1 Крупные кор­порации и их объединения прежде всего и обес­печивают технологический прогресс, экономи­ческий рост и социальную защищенность граж­дан в развитых странах; особенно весомы их по­зиции в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики. Конечно, индивидуально-предпринимательский сектор, наемные работники и профсоюзы, пот­ребители и их объединения, а также система го­сударственных институтов регулирования и содействия развитию экономики тоже суть необ­ходимые элементы эффективно функционирую­щего рыночного хозяйства. Однако по своей сущностной определенности последнее есть именно корпоративно-капиталистическая си­стема, базис которой составляют акционерные общества, банки, биржи, финансово-промыш­ленные группы и тому подобные институты. Вот почему стратегия рыночных реформ в России должна быть ориентирована в первую очередь на развертывание конкурентоспособного на ми­ровых рынках корпоративного сектора. Малый бизнес и индивидуальное предпринимательство должны поощряться государством лишь в опре­деленных, «естественных» для них областях: розничной торговле и бытовых услугах, производстве товаров народного потребления, НИОКР и т.п. «Челночество» же, становящееся существенной составляющей внешней торгов­ли, равно как и широкомасштабное оказание физическими лицами строительных, ростовщи­ческих, торгово-посреднических и риэлтерских услуг, — явления уродливые, вызванные недо­статками системы госрегулирования экономики и ее кризисом.

Экономика СССР имела весьма высокий уровень концентрации и централизации произ­водства. Крупные предприятия в качестве ее ос­новы и по сей день образуют фундамент рос­сийского народного хозяйства. Если в условиях закрытости по отношению к внешнему миру вы­сокая концентрация вела к монополизации про­изводства и торговли, то в условиях открытой экономики ситуация кардинально изменилась.

По международным меркам российские «гиганты», как правило, имеют весьма скром­ные размеры. Особенно это относится к пред­приятиям обрабатывающей промышленности, многократно сократившим обороты. Дроб­ление капитала и производства в обстановке за­вершенной либерализации внешней торговли (со всеми вытекающими для отечественных то­варопроизводителей последствиями) явно нера­ционально. К сожалению, мирохозяйственный аспект институциональных преобразований крайне слабо учитывается в нашей практике антимонопольного регулирования и приватиза­ции. Деструктивность стратегии «атомизации» промышленности очевидна в ситуации, когда резко усилилась конкуренция на мировых рын­ках, произошло несколько слияний крупнейших корпораций в аэрокосмической отрасли США, углубилась интеграция производителей в сфере производства компьютеров и в информатике. Для нормальной конкуренции в наукоемких отраслях достаточно наличие двух—трех ком­паний, тогда как соперничество нескольких де­сятков производителей ведет к многократному дублированию затрат на НИОКР и на создание товаропроизводящей сети, порождает падение конкурентоспособности отечественных товаро­производителей. Это произошло, в частности, в большинстве отраслей российской обрабатыва­ющей промышленности, на авиационном тран­спорте, в торговле и банковской сфере.

Известно, что структура экономики Советского Союза была недоста­точно рациональной, "утяжеленной", высоко монополизированной. И экономическая реформа должна была решать и эти задачи. На самом же деле за годы реформы структура экономики, и промышленности ухудши­лась. Об этом свидетельствуют данные табл. 1.1.

Как видно, структура промышленного производства значительно "потяжелела". Доля добывающей промышленности выросла на 60%1, а ма­шин и оборудования сократилась почти в полтора раза, непродовольст­венных товаров длительного пользования - почти в три раза.2 Сократился даже удельный вес продовольственных товаров. И все это при двукратном падении общего объема промышленного производства! Структура про­мышленного производства за годы реформы "перекосилась" настолько, что ее восстановление до уровня 1991 г., как следует из таблицы, пока что даже не предвидится и займет как минимум лет пятнадцать.

Причем разрушающее влияние на структуру экономики оказывали все три основных направления экономической реформы, массовое форсирова­ние приватизации, обвальная либерализация цен и форсированное откры­тие экономики.

Таблица 1.1

 

Структура производства промышленной продукции*, %

  1991 г. 1995 г. 2000 г.
Всего промышленность 100 100 100
В том числе:      
Добывающая 9,5 15,9 15
Обрабатывающая 90,5 84,1 85
В том числе:      
Материалы и полуфабрикаты, комплектующие изделия   44,5   51,3   51,8
Машины и оборудование 13,6 9,3 9,2
Непродовольственные товары на родного потребления   28,6   10,8   11,1
Продовольственные товары 13,3 12,7 12,9

* Структурная перестройка и экономический рост. Среднесрочная программа. Проект. С. 127.

 

Приватизация - самое глубинное преобразование экономики в процес­се реформы. Ее функции многоплановы. Но, к сожалению, пока что преоб­ладают разрушительные.

Целями приватизации, согласно действовавшей с 1992 г. Государственной программы приватизации государственных и му­ниципальных предприятий, были объявлены: формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики; повышение эффективности деятельности предприятий; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфра­структуры за счет средств, поступивших от приватизации; содействие процессу стабилизации финансового положения; создание конкурентной среды и содействие демонополизации народно­го хозяйства; привлечение иностранных инвестиций; создание условий и организационных структур для расширения мас­штаба приватизации в 1993 - 1994 гг.

К началу 1996 г. было приватизировано 125,4 тыс. предприятий. Него­сударственным сектором экономики производится около 70% ВВП.1 Но ни одна из первых шести поставленных программой приватизации целей не была достигнута. Среди них структурная перестройка даже не предусмат­ривалась. Зато в соответствии с односторонними представлениями о мо­нополизме допущена возможность создания крупных финансово-промыш­ленных структур, ставших основой экономики развитых стран и способ­ных решить ряд насущных задач построения смешанной экономики в Рос­сии.

Более того, был нанесен серьезный ущерб существовавшим промыш­ленным объединениям. Разукрупнялись предприятия, образующие единый технологический комплекс, разрывались сложившиеся технологические цепочки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...