Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы формирования в России конкурентной среды

 

Для цивилизованной конкуренции почва в нашей стране образовалась крайне неблаго­приятная. Административно-командная систе­ма фактически культивировала монополизм, более того, довела его до невиданной степени. К началу 1990 г. доля государственной собст­венности в основных производственных фон­дах превышала 86%1, внешняя торговля была монополизирована полностью, существовала и валютная монополия.

По-видимому, лидеры первых реформа­торских устремлений рассчитывали на то, что трансформация собственности в сочетании с либерализацией всех сфер экономики возро­дит и активизирует конкуренцию как бы авто­матически. Однако сейчас уже ясно, что на деле так не получилось. Несмотря на появление аль­тернативных форм собственности доля госу­дарственного сектора в ВНП России все еще остается значительной (по различным оцен­кам, в пределах трех четвертей, а то и еще боль­ше). Лишь в очень небольшой степени удалось расшатать мощную корневую систему моно­полизма. Она основывается на самой организации производства. Индустриальное развитие СССР шло под знаком ориентации на создание крупных предприятий с вытекающей отсюда громадной концентрацией производ­ства, неизбежно приводящей к монополизму. Непомерной оказалась и концентрация сель­скохозяйственного производства, построен­ного на полном искоренении индивидуальных хозяйств (исключая так называемые личные подсобные).

В 1993 г. одна пятидесятая часть промыш­ленных предприятий России, каждое из ко­торых имело свыше 5 тыс. работников, вы­пустила более 40% всего объема продукции и получила свыше половины всей принесенной российской индустрией прибыли. В большин­стве отраслей промышленности 80% продук­ции (а иногда и еще больше) выпускается одним-двумя предприятиями.1 Немало приме­ров концентрации всего российского произ­водства того или иного изделия всего лишь на одном предприятии. Так, мотороллеры полно­стью выпускает Тульский машиностроитель­ный завод, киносъемочные любительские ап­параты — Красногорский механический завод, трамвайные рельсы — Новокузнецкий метал­лургический комбинат, электромоторы для подъемных кранов — московский завод «Дина­мо», все типы машин для контактной сварки — завод «Электрик» (Санкт-Петербург). Точно такая же картина с производством троллейбу­сов, картофелеуборочных комбайнов, врубо­вых машин, проходческих комбайнов, кинофо­топленки и ряда других видов продукции. Во всем этом множестве случаев мы имеем дело, по существу, с абсолютными монополистами.

Еще более распространена олигополия, при которой выпуск значительной части одно­родной продукции сосредоточен всего лишь на двух — четырех крупнейших предприятиях. К примеру, динамную сталь производят три предприятия, полистирол — четыре, шины для сельхозмашин — тоже четыре, магнитную лен­ту — два, автогрейдеры — три предприятия.

Существует и своеобразная двусторонняя монополия, складывающаяся тогда, когда на рынке определенной продукции выступают один продавец и один покупатель, т.е. здесь со­четаются монополия и монопсония. Такая ситуация сложилась в выпуске двигателей для газовых автомобилей (производит Заволж­ский моторный завод, а единственный потре­битель ПО «ГАЗ»); магистральных электрово­зов (изготовляет только Новочеркасский элек­тровозостроительный завод, полностью заку­пается МПС России). В некоторых случаях ны­нешняя ситуация в российском монополизме даже хуже той, что была в прежнем СССР: в нем какие-то предприятия-дублеры были, а сейчас они оказались за границей.

Усугубляется положение спецификой сложившихся в СССР технологических и хо­зяйственных связей между предприятиями. В материальном производстве подавляющая их часть жестко привязана друг к другу и факти­чески не имеет возможности выбирать пос­тавщиков сырья, комплектующих изделий, оборудования и других средств производства. В такой ситуации складываются идеальные ус­ловия для произвольного взвинчивания цен по всей технологической цепочке, причем для этого даже не требуется вступать в какой-то сговор. В конечном счете происходит непре­рывное удорожание как промежуточных про­ектов, так и продуктов конечного потребле­ния, что, естественно, еще более отягощает современную экономическую ситуацию.

Как практически обстоит дело с созда­нием в России цивилизованной конкурентной среды? В ряде сфер, прежде всего в розничной торговле, конкуренция обнаруживается все бо­лее явственно: не одинаковы цены на одни и те же товары в разных торговых предприятиях, больше разнообразия в ассортименте по каче­ству, видам, фасонам, расцветкам и т.п. Поку­патель обрел достаточно реальное право выбо­ра, к пользованию которым начинает привыкать.

Несомненное оживление конкурентных начал отмечается и в сфере услуг, хотя ее исключительно низкое развитие в советское время и оказывает весьма сильное влияние: крайне мало соответствующих предприятий, они не осна­щены минимумом необ­ходимого оборудования и т.п. Все это продлевает жизнь системе «бери что дают».

Конкуренция доволь­но настойчиво пробивает себе дорогу и в банковской сфере. Количество бан­ковских учреждений очень резко возросло, и это уже само по себе вызывает борьбу за клиентуру с вы­текающими отсюда пос­ледствиями в ее обслуживании.

Активизацию конкуренции любой житель России легко устанавливает по рекламе. Если раньше, до становления рыночных начал, она практически вообще отсутствовала, то сейчас, пожалуй, даже «вышла из берегов», вызывая справедливые нарекания из-за ее неотвяз­ности, усугубляемой и тому же очень часто крайним примитивизмом. Но при всем этом несомненно: реклама ширится и ведет насту­пательные бои за покупателя и клиента.

Важный аспект рассматриваемой в темы — конкуренция между отечествен­ными и зарубежными товаропроизводителями на российских рынках. В условиях преимуще­ственно закрытой экономики и государствен­ной монополии внешней торговли такая кон­куренция была крайне ограничена. Теперь обстановка стала существенно иной. В резуль­тате либерализации внешней торговли на российский рынок хлынули иностранные това­ры. Их везут и крупные оптовые торговые фир­мы, и непрерывно снующие между Россией и зарубежьем «челноки», которые действуют в порядке индивидуального предприниматель­ства. За 1998 г. в Россию было завезено 116 тыс.т. масла (животного и растительного), 2,5 млн.т. сахара, 103,5 тыс.т. мяса, на 1,7 млрд. долл. одежды и обуви.1

Последствия такого импорта для россий­ских производителей не однозначны. С одной стороны, появление на наших рынках ино­странных товаров расширило базу конкурен­ции; следовательно, чтобы сохранить свои позиции, отечественные производители долж­ны повышать качество предлагаемых покупа­телям товаров, снижать издержки их произ­водства, гибче маневрировать ценами, короче, делать все, что требуется для противостояния достойному конкуренту. Но справиться с такой задачей наши участники конкуренции могут далеко не всегда, и это другая сторона дела, означающая возможность (и отнюдь не только гипотетическую) выбытия, по крайней мере частичного, российского товаропроизводите­ля из «игры». В данной связи весьма остро вста­ет вопрос об осуществлении государством действенных протекционистских мер во благо отечественного предпринимательства.

Активная государственная политика, на­правленная на формирование и развитие здо­ровой конкурентной среды, служит также мощным средством преодоления монополиз­ма. Главная цель государственной антимоно­польной политики состоит в поддержании оптимального сочетания стихийных и админи­стративно-регулирующих сил на основе анти­монопольного законодательства. Как извест­но, еще 22 марта 1991 г. был принят Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельно­сти на товарных рынках».1 По своему характеру этот закон примыкает к антимонопольным за­конам западноевропейского типа, построен­ным на принципах регулирования и ограни­чения монополистической деятельности.

Хотя указанный закон во многом учиты­вал особенности перехода к рынку, более чем двухгодичный опыт его применения показал, что в нем не предусмотрено регулирование многих проявлений монополизма произво­дителей и торговцев. Уже к концу 1991 г. стало ясно, что основную угрозу успешному осуще­ствлению реформы несут монопольно высо­кие цены, устанавливаемые при уменьшении объема и снижении качества производимых товаров. В таких условиях становится целесо­образным непосредственное воздействие го­сударства на уровень цен. Ничего по сути «антирыночного» в такое мере нет. Известно, что к ней прибегают во многих развитых госу­дарствах с рыночной экономикой. Например, во Франции законодательство о свободе цен и конкуренции предусматривает возможность их прямого регулирования в тех случаях, когда ценовая конкуренция ограничена, а также су­ществует неоправданное повышение цен. Прерогативой правительства Франции является установление цен на энергоносители, услуги общественного транспорта, телефонной свя­зи, правительство же ввозит тарифы на проезд по автодорогам. По многим другим ценам ус­танавливаются пределы роста.

Характерным и интересным явлением отечественной экономической жизни последних лет предстает либерализация условий хозяйствования в такой традиционной от­расли естественной монополии, как телефония. Многие развитые страны мира объявили большинство подотраслей связи областью свободной конкуренции. Аналогичный характер носят предпринима­емые государством попытки существенно сузить границы естествен­ной монополии в области железнодорожного транспорта и электро­энергетики. Означает ли это, что проблема ценообразования в отрас­лях с убывающими издержками автоматически отпадает и одновре­менно обесцениваются теоретические построения, связанные с ана­лизом "провалов рынка" в случае естественной монополии? Попро­буем более детально рассмотреть данную проблему.

Общей характеристикой отраслей естественной монополии, к числу которых относятся многие виды коммунальных услуг, метро­политен, почта, услуги общедоступной электрической связи, железнодорожные перевозки, транспортировка нефти и газа по трубопроводам и пр., является то, что все они относятся к народнохозяйствен­ной инфраструктуре. Начав формироваться более 100 лет назад, современная хозяйственная инфраструктура как цементирующая ос­нова экономили изначально служила опорой экономической власти государства. Сектор экономики, практически свободный от бремени трансакционных издержек, отличался высокой степенью управляе­мости и прогнозируемости. Особенность целевой функции развития естественных монополий с ориентацией на полное удовлетворение спроса на стандартизированные услуги в условиях заданной техно­логии их производства обеспечивала эффективность системы цент­рализованного управления.

Тенденции 70-х — 90-х годов, связанные с насыщением спроса на коммунальные, транспортные и телефонные услуги в развитых стра­нах, а также устойчивым снижением спроса на услуги железнодо­рожных перевозок и почтовой связи, нарушили сложившиеся в тече­ние десятилетий приоритеты функционирования отраслей естествен­ной монополии, что требовало пересмотра стратегии их развития. В этих условиях крупные масштабы производства в отраслях естест­венной монополии с опорой на бюрократизированные функциональ­ные структуры управления стали служить фактором экономического регресса. Кроме того, но аналогии с моделью дезорганизации совет­ской экономики, приведенной выше, естественные монополии в за­падных странах превратились в механизм давления на государствен­ную власть с целью лоббирования определенных экономических интересов.

Одновременно, на 70-е — 90-е годы приходится период научно-технического прогресса, беспрецедентный характер которого опреде­ляется невиданными масштабами роста производительности труда и общественных преобразований. На современном этапе прогресса, характеризующегося комплексной заменой электрических и механи­ческих машин электронными, внедрением программно управляемых аппаратов и процессов, получили импульс инновационные процессы ко всех отраслях народного хозяйства, причем в наибольшей степени это коснулось телекоммуникаций. Сравнительный анализ потреби­тельских свойств традиционных телефонных и новых информацион­ных и мультимедийных услуг позволяет сделать вывод о том, что сегодня связь переживает смену жизненного цикла технологии.

Обновление технологии связи в развитых странах было подготов­лено периодом научно-технических инноваций 40-х — 70-х годов, к числу которых в первую очередь следует отнести создание цифровой электронно-вычислительной машины (1944 г.), появление транзи­сторов (1947 г.) и полупроводниковых схем, создание интегральной микросхемы (1959 г.), запуск искусственных снутников Земли (1957-1965 гг.), изобретение лазера (1954 г.), появление волоконно-оптических линий связи (1972 г.). Длительный процесс адаптации достижений НТР к потребностям массового гражданского производ­ства, требующий больших капитальных вложений, протекал на базе естественной монополии в области связи, которая обеспечивала бла­гоприятный для этих целей набор социально-экономических условий. В результате к середине 80-х годов в США, Великобритании и ряде других стран Европы и Юго-Восточной Азии сформировались гибкие телекоммуникационные инфраструктуры, использовавшие в отличие от телефонии принцип свободной распределенной нумера­ции и позволявшие увязывать воедино в пределах населенного пунк­та сети телефонной связи, передачи данных, интерактивного телеви­дения и пр. независимо от их топологии.

Появление новых операторов на рынке услуг связи развитых стран изначально было связано с развитием корпоративных сетей, обслуживавших информационный обмен внутри отдельных предпри­ятий, и их интеграцией в действующую систему связи по принципу наложения. В телекоммуникационной инфраструктуре наложенные сети выполняют роль надстройки, дополняющей существующую ар­хитектуру сети базового оператора, использование технологических ресурсов которого является важнейшим условием функционирова­ния новых операторов связи. Очевидно, что доступ к технологиче­скому ресурсу монополиста и цена, взимаемая за его использова­ние, — факторы, определяющие функцию предложения услуг. Именно поэтому стержнем антимонопольной политики в этих стра­нах было и остается обеспечение равноправного доступа операторов связи к базовой телекоммуникационной сети и установление спра­ведливого уровня цен за ее использование.

Технико-экономический эффект, извлекаемый базовой сетью от сдачи своих ресурсов в аренду новым операторам связи, равнозначен непосредственному оказанию услуг конечным потребителям, поэто­му по мере наращивания технологической базы наложенных сетей и увеличения объема производимых ими телекоммуникационных ус­луг, возрастает масштаб производства самой монополии. Вследствие того, что электронная технология связи обладает определенной пре­емственностью по отношению к старой электромеханической техно­логии, производство в новых условиях также характеризуется устой­чивым эффектом экономии на масштабе производства и, следова­тельно, обладает существенным признаком естественной монополии. Интернационализация бизнеса в области связи и интеграция нацио­нальных телекоммуникационных систем в глобальную сеть связи приводит к расширению экономических границ естественной моно­полии в области связи как отрасли со снижающимися предельными издержками до международных масштабов, вследствие чего бенефициарием положительного эффекта от масштаба производства стано­вится вся мировая экономика.

Таким образом, происходящие сегодня процессы по либерализа­ции хозяйственной деятельности в некоторых отраслях естественной монополии нельзя отождествлять со снижением уровня организован­ности и ростом энтропии. Задействование рыночных сил в процессе управления естественными монополиями реализует объективную потребность в активизации эффективных механизмов саморегуляции и саморазвития систем, вектор действия которых является однонаправленным с вектором государственной экономической по­литики. Кроме того, телекоммуникации как одна из таких отраслей сегодня все еще находятся на гребне научно-технического прогресса и оценить ее состояние в ближайшей перспективе не представляется возможным. Бизнес в этой области является инновационным, а сле­довательно, привлекает в значительных масштабах венчурный капи­тал. Очевидно, что ограничивать отрасль от конкуренции на этом этане было бы неразумно.

На стадии становления рынка новых телекоммуникационных и информационных услуг в России (в чем состоит коренное се отличие от западных стран) их производство обеспечивается множеством мелких и средних предприятий, каждое из которых внедряет уни­кальную технологию передачи информации. В то время как базовая телефонная сеть, отягощенная бременем старого электромеханиче­ского оборудования, оказывается неспособной конкурировать с новы­ми участниками на рынке связи, многие платежеспособные клиенты, испытывающие потребность в новых услугах, отказываются от поль­зования традиционной связью и переключаются в телекоммуника­ционные сети новых операторов. Интенсивность процесса привлече­ния абонентов последними определяется соотношением спроса и предложения новых услуг. Очевидно, что состояние рынка не явля­ется статичным, зафиксированным в точке долгосрочного равнове­сия. Его движение обусловлено, с одной стороны, смещением вниз кривой предложения в силу постепенного удешевления производства новых услуг, с другой стороны, что более существенно, перемещени­ем вверх кривой спроса.

Сегодня состояние российской экономической системы таково, что она еще не готова в полной мере воспринять позитивный эффект от внедрения информационных технологий. Развитие технологии передачи информации происходит настолько быстро, что потребите­ли — физические лица и предприятия — не успевают адаптировать­ся к данному новшеству. Несмотря на то что изменение потребитель­ских предпочтений происходит экспоненциальным образом, оно тре­бует определенного времени, в течение которого поступательно рас­тет готовность потребителей платить за новый вид товаров (услуг). Кривая спроса в том виде, в котором она существует сегодня, свиде­тельствует о том, что объективные условия для обеспечения массового производства и потребления новых телекоммуникационных услуг еще не сложились. Ее постепенным смещением вверх вдоль оси цен достигается вовлечением все большего количества клиентов в сферу потребления новых услуг.

По мере расширения абонентской базы новых операторов связи все в большей степени проявляется технологическая неспособность базовой телефонной сети служить в качестве интегрирующей основы телекоммуникаций, выполнять функцию транспортного уровня (пользуясь телефонным профессионализмом) передачи информации. В этих условиях операторы наложенных сетей стремятся создать свои собственные транспортные уровни и по возможности макси­мально отделить технологический процесс от базовой сети. Как по­казывает опыт развития рынка услуг связи в Москве, где сегодня наряду с АО МГТС функционирует полтора — два десятка независи­мых операторов, топология их транспортных сетей практически по­вторяет друг друга, опоясывая в виде кольца центральные районы города. В результате создаются избыточные мощности, нерациональ­но используются значительные инвестиционные ресурсы.

Вследствие хронического технологического отставания от новых операторов связи, базовая телефонная сеть начинает испытывать нарастающее сужение объема собственных финансовых средств, что в свою очередь порождает сокращение ее инвестиционных возмож­ностей. Возникает замкнутый круг, в рамках которого предприятие базовой телефонной сети обречено на техническую деградацию и постепенное вытеснение с рынка услуг связи. Перспективу такого развития событий трудно спрогнозировать, поскольку развал нацио­нальной общедоступной телефонной сети чреват для страны серьез­ными негативными последствиями. Единственным разумным выхо­дом из складывающейся ситуации является коренная смена государ­ственной политики в области регулирования телекоммуникаций.

На сегодняшний день в России подобно развитым западным стра­нам взят курс на полную либерализацию и ограничение монополиз­ма рынка услуг связи, при этом механизмами либерализации высту­пают лицензионная, сертификационная и тарифная политика. В рамках действующего регулирования оператор базовой телефонной сети. оказывается в крайне неравных условиях по сравнению с новы­ми участниками рынка услуг связи, так что любые попытки финан­сово-хозяйственного маневра, нацеленные на преодоление техноло­гического отставания, наталкиваются на непреодолимые ограниче­ния. В результате государственная политика оказывает дезорганиза-ционное и дезинтегрирующее воздействие на рынок услуг связи, не говоря уже о том, что теряется положительная экономия от масшта­ба производства.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...