Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение и динамика численности малых предприятий по экономическим регионам страны в 1994 —1996 гг.

  1994г., тыс. 1994г., % к итогу 1995г., тыс. 1995г., % к итогу Сентябрь 1996 г., тыс. Сентябрь 1996 г., % к итогу Сентябрь 199бг. к 1994г. абсолют­ный при­рост (со­краще­ние), тыс.
Российская Федерация 896,9 100 877,3 100 829,5 100 -67,4
Северный регион 26,4 2,9 25,7 2,9 17,6 2,1 -8,8
Северо-Западный регион 78,6 8,8 84,6 9,6 96,9 11,7 +18,3
Центральный район 269,6 30,1 267,6 30,5 270,3 32,6 +0,7
в том числе г. Москва 159,4 17,8 175,8 20,0 183,1 22,1 +23,7
Волго-Вятский регион 26,6 2,9 25,4 2,9 27,8 3,4 +1,2
Центрально-Черноземный              
регион 26,9 3,0 23,7 2,7 23,1 2,8 -3,8
Поволжский регион 88,4 9,9 84,6 9,6 72,4 8,7 -16,0
Северо-Кавказский регион 79,5 8,9 86,5 9,9 68,9 8,3 -10,6
Уральский регион 101,5 11,3 93,7 10,7 73,1 8,8 -28,4
Западно-Сибирский регион 100,9 11,2 91,7 10,5 90,2 10,9 -10,7
Восточно-Сибирский              
регион 45,0 5,1 45,4 5,2 43,9 5,3 -1,1
Дальневосточный регион 47,7 5,3 43,8 5,0 39,3 4,7 ^,4
Калининградская область 5,8 0,6 4,7 0,5 6,0 0,7 +0,2

Таблица 3.3

Распределение и динамика численности постоянно работавших на малых предприятиях по ведущим отраслям в 1994 —1996 гг.

  1994г. млн. чело­век 1994г. %к итогу 1995г., млн. чело­век 1995г., %к итогу Сен­тябрь 1996r., Сен­тябрь 1996r., %к итогу Сентябрь 1996r. к 1994г., абсо­лютный прирост (со­кращение), млн. человек
Всего постоянно работавших 8,48 100 8,94 100 6,01 100 -2,47
В том числе по отраслям:              
Промышленность 2,38 28 2,59 29,0 1,37 22,8 -1,01
Строительство 2,63 31 2,62 29,3 1,55 25,7 -1,08
Торговля и общественное питание 2,1 25 2,20 24,6 1,77 29,4 -0,33
Наука и научное обслужи­вание 0,2 2 0,23 2,6 0,17 2,8 -0,03

3) усложненность процедуры доступа к ресур­сам, обусловливающая существенные потери времени и финансовых средств.

Вторая группа негативных факторов по­рождена характером взаимоотношений важней­ших рыночных институтов и агентов с малым предпринимательством. Отношение к нему го­сударства характеризуется, во-первых, отсутст­вием должного протекционизма. Во-вторых, госорганы различных уровней возводят соответствующие административные барьеры, проявляющиеся в сложности и высокой стои­мости регистрации малых предприятий, несо­вершенстве системы лицензирования и в «уду­шающем» контроле со стороны многочислен­ных и дублирующих друг друга органов.

Следующая, третья, группа негативов сопряжена с состоянием правовых, социокультурных и политических отношений. Дест­руктивное влияние на малый бизнес сложившей­ся правовой среды проявляется: в нестабильности законодательства, в существенных законодательных пробелах, в отсутствии чет­кой регламентации того, какие правоотно­шения следует регулировать различными кате­гориями правовых актов.

Какова эффективность сложившей­ся к настоящему времени в России системы поддержки малого бизнеса?

Во-первых, эта система практически не защищает малый бизнес от деструктивного воз­действия негативных факторов, о чем свидетель­ствует вышеизложенное.

Во-вторых, она (система) не смогла задей­ствовать в интересах рассматриваемого сектора народного хозяйства два важнейших процесса, а именно: приватизацию и конверсию. Не сек­рет, что ставший результатом приватизации «передел собственности» обогатил главным об­разом крупные хозяйственные образования. В секторе же малых предприятий в выигрыше ока­зались лишь те из них, что были рождены на ос­нове государственных и муниципальных струк­тур. Вновь же созданные малые частные пред­приятия могут рассчитывать только на собст­венные производственные ресурсы. Как прави­ло, они располагают устаревшим оборудовани­ем с высокой степенью износа, что делает их продукцию и услуги неконкурентоспособными. Отсутствие финансовых средств не позволяет оперативно проводить ремонт и замену обору­дования и повышать его уровень, не говоря уж о закупках необходимой техники.

В-третьих, имеющая место помощь от­дельным предприятиям мизерна и бессистемна. По данным опроса 1600 руководителей малых предприятий, проведенного Рабочим центром экономических реформ при Правительстве РФ, 42,7% опрошенных вообще не догадываются, что бизнесу в нашей стране кто-либо помогает, 15,5% руководителей прямо заявили, что от местных властей помощи нет, а 18,7% выразили твердое убеждение: поддержка оказывается лишь «своим» фирмам. Результаты действия закона о господдержке малого бизнеса, равно как и итоги пер­вых соответствующих федеральных программ, к сожалению, ощущаются очень слабо. В 1996 г. на поддержку малого бизнеса из федерального бюджета было запланировано 386,6 млрд.руб. Однако средства были выделены только в феврале 1997 г.[2]

Заключение

 

В данной работе была рассмотрена специфика и тенденции рыночных отношений в России. В результате можно сделать следующие выводы.

Для цивилизованной конкуренции почва в нашей стране образовалась крайне неблаго­приятная. Административно-командная систе­ма фактически культивировала монополизм, более того, довела его до невиданной степени. К началу 1990 г. доля государственной собст­венности в основных производственных фон­дах превышала 86%, внешняя торговля была монополизирована полностью, существовала и валютная монополия.

Сегодня можно считать установленным, что эффективно регулируемый государством крупнокорпоративный сектор призван высту­пить основой становящейся в России рыночной экономики современного типа. Разновидно­стью развивающихся российских корпоратив­ных структур являются финансово-промышлен­ные группы, способные решить ряд ключевых антикризисно-реформационных задач, а одной из необходимых форм госрегулирования этих структур служит их антимонопольный конт­роль.

Малый бизнес является своего рода фундаментом рыночной экономики, связывая воедино все ее звенья. Кроме того мелкие фирмы постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысоким ценам, низким издержкам.

В контексте приведенных в работе аргументов представляется возможным сделать вывод о не­эффективности существующей системы под­держки российского малого бизнеса и о необ­ходимости изменения этого положения. Выяв­ленные деструктивные факторы внешней среды, а также внутренние проблемы малых пред­приятий задают основные направления повы­шения действенности функционирования дан­ной системы и требует активизации обеих ее подсистем: государственной (государственно-общественной) и интеграционной (связанной с интеграцией малых предпринимательских струк­тур с крупными).

 

Список использованной литературы

 

1. Алексеев И. К концепции третьего этапа промышленной реформы в РФ (структурная перестройка в отраслях промышленности) // РЭЖ — 1998. — №4.

2. Батчиков С. Корпоративный сектор в переходной российской экономике //РЭЖ. – 1997. - №12.

3. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 годы //Вопросы экономики. – 1997. - №1.

4. Куликов А. Место финансово-промышленных групп в экономике //Экономист. – 1998. - №3.

5. Куликов В. Не корректировка, а переход к новой модели реформирования //РЭЖ — 1997. — №1.

6. Куликов В. Не торможение приватизации, а изменение ее концептуальной основы // РЭЖ — 1997. — №9.

7. Петров Ю. Формирование финансово промышленных групп и государство // РЭЖ — 1998. — №2.

8. Розинский И. Приватизация, фондовый рынок и перспективы «директорской модели» // РЭЖ — 1997. — №9.

9. Алимова Т. Диверсификация деятельности малых предприятий //Вопросы экономики. – 1997. - №6.

10.Афанасьев В. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости //РЭЖ. – 1997. - №10.

11.Брагина Е. Малый бизнес: состояние и перспективы //Свободная мысль. – 1997. - №11.

12.Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. – М., 1998.


1 См.: Батчиков С. Корпоративный сектор в переходной российской экономике //РЭЖ. – 1997. - №12. – с.37

1 См.: Куликов В. Не корректировка, а переход к новой модели реформирования //РЭЖ — 1997. — №1. – с.44

2 Там же. – с.44

1 Розинский И. Приватизация, фондовый рынок // РЭЖ — 1997. — №9. – с.75

1 Алексеев И. К концепции третьего этапа промышленной реформы в РФ (структурная перестройка в отраслях промышленности) // РЭЖ — 1998. — №4. – с.7

1 Куликов В. Не корректировка, а переход к новой модели реформирования //РЭЖ — 1997. — №1. С.59

1 Куликов В. Не корректировка, а переход к новой модели реформирования //РЭЖ — 1997. — №1. – с.64

1 Собрание законодательства РФ. – 1991. - №11.

[1] Брагина Е. Малый бизнес: состояние и перспективы //Свободная мысль. – 1997. - №11. – с.55-61

[2] Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы //ВЭ. – 1997. - №4. – с.132

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...