Социокультурная коммуникация и субкультуры
Коммуникация может характеризоваться по тому, какой тип коммуникативной компетенции конвенционально задействован в коммуникативном событии. Под коммуникативной компетенцией при этом понимается знание используемых при коммуникации символьных систем и правил их функционирования, а также принципов коммуникативного взаимодействия. Для социальной коммуникации это схемы и сценарии поведения в соответствующих обыденных ситуациях; для профессиональной коммуникации это сфера знаний, связанных с профессиональной деятельностью на рабочем месте. В отличие от указанных видов коммуникации, межличностная коммуникация опирается на индивидуальный опыт и возможна только при определенной степени его общности у участников общения. Исходя из этого, можно говорить и о разных функциональных сферах межкультурной коммуникации: межличностная, социальная, публичная, межгрупповая, профессиональная, массовая коммуникация и коммуникация внутри малых групп. В любом случае отличительной чертой межкультурной коммуникации является факт принадлежности отправителя и получателя сообщения к разным культурам. Для нее также необходимо осознание участниками коммуникации культурных отличий друг от друга. Межкультурная коммуникация основывается на процессе символического взаимодействия между индивидуумами и группами, которое обусловлено культурной спецификой. Каждый участник культурного контакта оперирует своей собственной системой правил, функционирующих таким образом, чтобы отосланные и полученные послания могли быть закодированы и раскодированы. Межкультурные различия могут быть интерпретированы как различия вербальных и невербальных кодов в специфическом контексте коммуникации. На процесс интерпретации, помимо культурных различий влияют возраст, пол, профессия, социальный статус коммуниканта.
Таким образом, межкультурная коммуникация выступает как способ существования языковой личности в межкультурном диалоге, где на первый план выступают эмпатические дискурсивные стратегии и специальные языковые коды, формирующиеся под влиянием смены культурно-ценностной парадигмы. Эмпатия рассматривается как способность людей проникать в психологические состояния, переживания друг друга. Под межкультурной компетенцией понимается знание используемых при коммуникации символьных систем и правил их функционирования, а также принципов коммуникативного взаимодействия в межкультурном формате. Между культурами существуют значительные различия в том, как и какие средства коммуникации используются при общении с представителями других культур. Так, представители индивидуалистских западных культур больше внимания обращают на содержание сообщения, на то, что сказано, а не на то, как сказано. Поэтому их коммуникация в слабой степени зависит от контекста. Для таких культур характерен когнитивный стиль обмена информацией, при котором значительные требования предъявляются беглости речи, точности использования понятий и логике высказываний. Представители подобных культур стремятся развивать свои речевые навыки. Такой тип коммуникации характерен для американской культуры. Большинство американцев в повседневном общении используют small talk (разговор ни о чем): они задают друг другу вопросы, на которые не предполагают получить ответы («Как дела?», «Прекрасный денек, не правда ли?» и т.п.). Индивидуализм американской культуры заставляет их выказываться ясно и четко, выдвигать сразу свои аргументы, чтобы вызвать ответную реакцию у оппонента.
И напротив, в коллективистских культурах восточного типа при передаче информации люди склонны в большей степени обращать внимание на контекст сообщения, на то, с кем и при какой ситуации происходит общение. Эта особенность проявляется в придании особой значимости форме сообщения, тому, как сказано, а не тому, что сказано.На этом основании коммуникация в условиях восточных культур характеризуется расплывчатостью и неконкретностью речи, изобилием приблизительных форм высказывания (типа «вероятном, «может быть» и т.п.). Именно поэтому японцы в деловых взаимоотношениях обычно ведут разговор «вокруг да около», долго рассуждая обо всем, только не об основном предмете общения. Эта стратегия позволяет им лучше узнать о намерениях партнеров, чтобы настроиться на главную тему, либо противостоять, не уронив при этом достоинства своих партнеров. Большое количество наблюдений и исследований в области межкультурной коммуникации позволяет сделать вывод о том, что ее содержание и результаты также во многом зависят от господствующих в какой-либо культуре ценностей, норм поведения, установок и т.д. Во взаимосвязи культуры и коммуникации происходит их взаимное влияние друг на друга. Так, например, в каждой культуре существуют свои представления о вежливости. Во многих арабских странах считается крайне невежливым спрашивать о чем-то партнера по сделке, если нет уверенности, что он может дать точный ответ. Если американцы прямо говорят, что думают, то для японцев или арабов важно не допустить, чтобы их партнер покраснел из-за того, что у него спросили нечто такое, на что он не смог ответить. Поэтому в Японии, а также во всем арабском мире считается крайне невежливым однозначно ответить кому-либо «нет». Если человек не хочет принимать приглашение, то он отвечает, что он не знает, поскольку у него много дел. На Западе таким путем также стремятся избежать конкретных ответов, но там все же чаще ожидается определенность в коммуникации. В азиатских культурах столь прямое поведение может служить причиной прекращения отношений. Однако в прямолинейной американской культуре существует табу, запрещающее называть физические недостатки другого человека. Вероятно, это обусловлено постоянным стремлением американцев всегда быть в отличной форме и молодо выглядеть.
Вольно или невольно на протяжении своей жизни люди входят в состав тех или иных социокультурных групп. Каждая такая группа обладает своей микрокультурой (субкультурой) в составе материнской культуры и имеет с ней как сходства, так и различия. 'Во всяком 'сложном обществе важную функциональную роль выполняют различные субкультуры. В широком плане под субкультурами в социологии обычно понимают те социальные образования внутри общества, которые отличаются от преобладающей 'и нормативной культуры по некоторым культурным признакам: обычаями, нормами, ценностными ориентациями, стилем поведения, а иногда и институтами. Образование субкультур может выражать общественную потребность в дифференциации духовной жизни и поведения, в выработке более адекватных форм поведения и деятельности, отвечающих либо типу профессии, либо особым социальным условиям, либо новым запросам развития. Использование этого термина не предполагает, что группа культур непременно конфликтует с. господствующей во всем обществе культурой. Особое внимание среди субкультур вызывают различные неконформные типы отношений молодежи к обществу, диссидентские или альтернативные движения. Эти движения могут различаться как по классовому признаку (рабочая молодежь или «богема»), так и по отношению к перспективам общественного развитая («движение зеленых»). К разряду субкультур следует причислить и миграционные группы из инородной этнической среды. нетрадиционные религиозные группы и т.д. Субкультурные отсеки культуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, например, не считают зазорным воровать у «чужих». Однако такой поступок, совершенный внутри табора оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Непочтительное отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель. В фильме «Мимино» есть замечательная реплика. Когда Мимино уезжает из поселка, старик говорит ему: «Если увидишь обидчика, не вздумай его убивать. Могут неправильно понять». Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, - арго, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.
Такого рода феномены мы называем субкультурами. При этом обозначении фиксируется герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практических установок. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь свои собственные законы в противовес господствующим в культуре, которую они воспринимают как «чужую». То же самое можно сказать о криминальном мире. Вот почему мы отмечали, что смеховая карнавальная культура остается субкулътурным образованием вовсе не стремится превратиться в официоз. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от «иного» культурного слоя. В современной культурологии и социологии понятие контркультуры имеет по крайней мере два значения. Во-первых, оно используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре. Во-вторых словосочетание отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критическое отношение к современной культуре и отвержения ее как «культуры отцов». Термин «контркультура» появился в западной литературе в 1960 г. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен – контркультуру. После «разбитного поколения» и наряду с ним в американской действительности обнаружились тинэйджеры. Так называли подростков от 13 до 19 лет, которые заявили о своем праве иметь самостоятельную субкультуру. В 60-е гг. проявился сложный спектр различных субкультурных феноменов. Назовем среди них рокеров – это одетые с ног до головы в кожу мотоциклисты, культивирующие «мужской дух», жестокость и прямоту межличностного общения. В их представлении социальные отношения характеризуются известным примитивизмом. Рокеры считают своей «музыкой», мускульную характерность раннего рок-н-ролла, символами которого были Элвис Пресли и Бадди Холли..
За последние десятилетия в развитых индустриальных странах Запада устойчивое признание получили феминистские движения. Эти движения не ограничиваются социальными требованиями (равенство при найме на работу) или политическими (соразмерное представительство в органах власти). Они выдвигают и требования изменения общего типа культуры, в котором, по их мнению, преобладают «патриархальная» и «мужская» субкультуры, способствующие доминированию соответствующих эмоций и ориентации. Молодежные движения с их рок-культурой, восточные мистические течения, феминистские, антирасовые, этнические и прочие движения оказывают заметное воздействие на культуру общества. Однако следует еще раз подчеркнуть, что все подобные движения могут существовать лишь в рамках субкультурной структуры, не подрывающей основополагающих принципов организации общества в целом. Конечно, такого рода субкультурная дифференциация возможна лишь при условии улаженности социокультурной регуляции в основных сферах жизни общества. Субкультурные различия могут быть вызваны социальными настроениями, образованием, традициями и другими причинами. Субкультуры основываются на взаимном самовосприятии своих членов, определяемом расовой, религиозной, географической, языковой, возрастной, половой, трудовой, семейной принадлежностью их членов. И в зависимости от такого рода принадлежности они придерживаются той или иной модели поведения. Определяющим фактором в коммуникативном поведении может служить принадлежность к какой-либо общественной организации, обладающей своими нормами, правилами, принципами и моделями общения. Каждая организация имеет свой набор традиций и правил, которые директивно или косвенно предписывают членам данной организации формы общения друг с другом и с представителями других организаций. Например, организация, которая свою репутацию ставит на первое место, будет испытывать определенный дискомфорт при общении с организацией, для которой более важными являются другие характеристики. В этом случае организационные нормы оказывают большое влияние на стиль общения членов организации, их самомнение, эффективность взаимодействия с представителями других организаций. Культура не только влияет на коммуникацию,но и сама подвергается ее влиянию. Чаще всего это происходит в процессе инкультурации, когда человек в той или иной форме коммуникации усваивает нормы и ценности культуры. Мы изучаем нашу культуру различными способами, используя для этого различные источники. Например, американский малыш, которому дедушка объясняет, что если тебя знакомят с кем-либо, нужно пожимать руку, формирует свою культуру. Индийский ребенок, растущий в доме, где женщины едят после мужчин, также формирует свою культуру. Еврейский подросток, который служит проводником в церемонии еврейской Пасхи, усваивает культуру своего народа и в то же время участвует в ее развитии и сохранении. Французский мальчик, которому дают сидр за обедом, также усваивает традиции своей культуры. Маленький египтянин, которому объясняют, что поведение его дяди принесло позор семье, формирует ценности и нормы своего поведения. Таким образом, читая, слушая, наблюдая, обмениваясь мнениями и новостями со знакомыми или незнакомыми людьми, мы влияем на свою культуру, и это влияние становится возможным посредством той или иной формы коммуникации. Различие социальных типов культуры прослеживается как в повседневной жизни — манерах, нормах, интересах, языке, так в духовных ценностях и идеологии. Многие социологи исследуют «культуру бедности». Она присуща неимущим слоям городского и сельского населения, которые в социальном плане отличаются отсутствием устойчивой работы, а соответственно и скудостью средств к проживанию. Это порождает «культуру выживания», имеющую свои духовные и бытовые проявления. Такого рода анализ необходимо дополнять и рассмотрением «культуры богатых». Для нее характерно большей частью престижное и показное расточительство, культ гедонизма и презрение к физическому труду и к людям, которые не могут позволить себе более дорогих вещей и услуг. На низшем уровне «культуры богатых» (свойственном обычно «новым богатым») потребление дорогих вещей, услуг, досуга, пребывание на модных курортах и т.п. становится средством создания дистанции от менее обеспеченных, для чего и создается мощная индустрия роскоши. Лишь формирование особых ценностей- включающих профессиональную активность, самокритику, чувство долга, и сдержанности отличает культуру более зрелого класса собственников. Важным принципом дифференциации культуры является деление на столицу и провинцию (или периферию), которое в значив тельной степени сказывается в жизни всякого общества, где существует сильная централизация политической и культурной регуляции. Большей частью провинциальная культура рассматривается как второстепенная, зависимая от столичных веяний и неполноценная, от которой активные элементы стремятся уйти в столищ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|