Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные аспекты неуверенности (неопределенности)




При первом контакте с чужой культурой каждый человек располагает очень малым объемом информации о новой культурной среде, не имеет четких представлений о принятых в данной культуре нормах поведения и поэтому переоценивает или недооценивает поведение окружающих. В таких ситуациях возникают, как правило, три основных типа неопределенности:

• когнитивная неопределенность — заключается в том, что человек не может точно знать представлений и установок своего партнера;

поведенческая неопределенность — когда человек не может предсказать поведение своего партнера;

• эмоциональная неопределенность - - психологическое состояние, при котором человек будет испытывать беспокойство, что его неправильно поймут, отрицательно оценят, нанесут ущерб его Я.

Если неуверенность будет слишком большой, то люди будут или избегать общения, или заботиться в первую очередь о впечатлении, которое они производят на собеседника, и тогда перестанут думать о самом акте коммуникации. Но если беспокойства и волнения не будет совсем, то люди также перестают задумываться о процессе общения, совсем не обращая внимания на своего собеседника и теряя стимулы нормальной коммуникации. В этом случае люди, как правило, полагаются на известные им стереотипы и неправильно воспринимают поведение другого человека. Таким образом, эффективной коммуникации должен быть свойственен некоторый оптимальный уровень неопределенности. Свести свою неуверенность в коммуникации к этому уровню — первоочередная задача каждого коммуниканта. Стратегия редукций (сокращения) неуверенности

Научное решение проблемы коммуникативной неуверенности было предпринято с помощью теории редукции неуверенности. Основоположником данной теории стал К. Бергер, который считал, что с помощью специальных методов взаимоотношения партнеров по межкультурной коммуникации могут быть усовершенствованы и изменены в лучшую сторону. Эти методы предполагают изменение ожиданий каждого конкретного человека от новой культуры, сокращение когнитивной неуверенности и тревоги.

Исходный пункт его концепции состоит в допущении, что индивиды хотят более точно знать, что им ждать от общения с другим человеком -- вознаграждения или наказания, нормального или отклоняющегося поведения, а также уметь правильно определить начало и конец акта коммуникации. Уменьшение (редукция) неуверенности в данном случае будет заключаться в построении коммуникантом предсказаний (до начала действия) и интерпретации действий после их совершения. Редукция неуверенности представляет собой двуединый процесс, одновременно происходящий на когнитивном и эмоциональном уровнях. Уменьшение неопределенности - - это когнитивный (познавательный) процесс, контроль беспокойства и неуверенности -- эмоциональный. Эти стремления присущи всем участникам коммуникации, они в большой степени мотивируют их к общению друг с другом.

Продолжительность общения способствует снижению неуверенности. Об этом говорит уменьшение количества вопросов, которые задают друг другу с начала процесса коммуникации.

Обычно выделяют три стратегии редукции неуверенности:

пассивная - наблюдение за другими без вмешательства в процесс общения (сравнение, выявление реакций на какие-либо стимулы и т.д.);

активная -- человек задает вопросы другим людям об объекте своего интереса, получая, таким образом, необходимую информацию для общения;

интерактивная непосредственное взаимодействие с партнером по коммуникации, в ходе которого задаются вопросы, идут попытки самораскрытия и т.п. Безусловно, это самая оптимальная стратегия поведения.

Существует ряд факторов, уменьшающих неуверенность и неопределённость при контакте с представителями других культур. К ним относятся;

• позитивные ожидания при контакте с представителями других групп;

• сходство между контактирующими группами;

• советы и замечания со стороны представителей других групп;

• более тесные, личные отношения с представителями других групп;

• лучшее знание языка группы, с которой находишься в контакте;

• способность к самонаблюдению;

• более глубокие знания о чужой культуре;

• большая терпимость к неопределенности;

• позитивные атрибуции (ожидания) в межкультурной коммуникации, установка на эффективность общения и адаптацию к чужой культуре;

• принадлежность к коллективистским культурам.

Работа над сокращением уровня неопределенности состоит из трех этапов: преконтакг, начальный контакт и завершение контакта.

Уровень преконтакта предполагает, что у собеседников складывается доконтактное впечатление друг о друге. В процессе общения мы подсознательно переходим от ненаправленного изучения обстановки к целенаправленному, осознаем, что партнер является частью коммуникативной ситуации. С этого момента мы получаем большой объем невербальной информации из наблюдения за поведением, жестами и даже внешностью этого человека. Идет «взаимное сканирование». Большинство стратегий редукции неуверенности предполагают извлечение информации через невербальные каналы.

На начальной стадии контакта формируется первое впечатление о собеседника. Существует мнение, что решение о продолжении или прекращении контакта принимается в первые четыре минуты разговора. Уже в первые две минуты мы делаем выводы о том, нравится ли этот человек, понимает ли он нас и не тратим ли мы время зря.

Завершение контакта связано с потребностью в прекращения общения. При этом мы пытаемся охарактеризовать нашего собеседника по значимым для нас моделям. Во-первых, пытаемся понять его поведение и делаем вывод о мотивации его поступков. Если действия собеседника нравятся нам, мы считаем, что в их основе лежит позитивная мотивация. Отрицательные действия вызывают негативные суждения о человеке. Во-вторых, если первое|впечатление о человеке положительно, мы продолжаем приписывать ему положительные качества и при продолжении контакта. Если первое впечатление отрицательно, оно и впоследствии будет негативным. Иными словами, создается положительная либо отрицательная атмосфера контакта.

Теория редукции неуверенности считается важнейшей из всех существующих теорий межкультурной коммуникации. Однако она не охватывает все аспекты межкультурной коммуникации.

Особый научный подход к межкультурной коммуникации представлен в теории адаптации, разработанной в трудах американской исследовательницы Я. Ким. Эта теория рассматривает динамику адаптации человека к чужой культуре как прибывшего за границу на короткий срок, гак и проживающего там долгое время. Исходным положением ее теории является утверждение о том, что адаптация - - это сложный процесс со многими составляющими, в процессе которого человек постепенно, по нарастающей, привыкает к новой установке и новому общению. Динамика подобного взаимодействия называется динамикой стрессово-адаптационного роста. Она происходит по принципу «два шага вперед и шаг назад». Периодические отступления, затягивающие процесс адаптации, связаны с межкультурными кризисами. Для успешной адаптации необходимо несколько условий. Они включают общение с новым окружением (частота контактов, положительный настрой), знание иностранного языка, положительную мотивацию; участие во всевозможных мероприятиях доступ к средствам массовой информации.

Следующая теория межкультурной коммуникации получила название координированное управление значениями и теория правил. Сторонники этой теории утверждают, что человеческая коммуникация по своей сути очень несовершенна, поэтому идеальное и полное взаимопонимание -- это некий недостижимый идеал. Поскольку не все акты коммуникации имеют определенную цель, достижение взаимопонимания становится совсем не обязательным. Целью становится достижение координации, что возможно при взаимодействии, понятном для его участников. При этом в конкретном контексте происходит управление значениями и идет их индивидуальная интерпретация. Важно не то, насколько принятые в данном общении правила являются социальными, а то, насколько эти правила согласованы между собой в сознании каждого участника коммуникации.

Сторонники конструктивистской теории межкультурной коммуникации полагают, что у всех людей есть особая когнитивная система, с помощью которой они могут интерпретировать слова и действия других довольно точно и аккуратно. Но поскольку культура влияет на индивидуальную схему развития человека, у представителей разных культур формируются разные взгляды и возможности восприятия. В ходе инкультурации человек приобретает взгляд на мир, отличный от того, который существует у представителя другой культуры. Таким образом, формируется когнитивное сознание человека, которое может быть простым или сложным, а оно в свою очередь влияет на индивидуальное коммуникативное поведение и адаптационные стратегии.

Основное положение социального конструктивизма состоит в том, что порождаемые значения и их понимание обусловлены коммуникативным контекстом. Философ Альфред Шутц (1970) поясняет:

«Мир моей повседневной жизни никоим образом не является моим частным замкнутым миром, а с самого начала – межсубъектным миром, который я разделяю с другими участниками коммуникации, в который вхожи и который интерпретируют другие коммуниканты: вкратце, это наш общий мир. Уникальность биографической ситуации, в которой я пребываю каждый миг своего существования в мире только в очень малой степени является результатом моих усилий».

Иными словами, одна и та же реалия может быть по-разному интерпретирована в зависимости от социального контекста.

Коммуникативное взаимодействие добровольно. За коммуникаторами остается право выбора. Социальный контекст накладывает ограничения на то, что можно сделать и что делается, но в большинстве ситуаций присутствует элемент выборы.

Знание – социальный продукт. Знание возникает в ходе взаимодействия социальных групп.

Знание – контекстуально. Наши обозначения событий – продукт взаимодействия в определенное время в определенном месте с конкретными людьми. Наше понимание событий меняется со временем.

С точки зрения социального конструктивизма, коммуникация создает наш социальный мир и может быть воспринята в данном контексте, реализуется в различных формах, всегда в процессе и изменении. Например, эскимосы рассматривают себя во взаимосвязи с другими людьми. Они испытывают личные переживания, но это чувства в основном считаются несущественными. Важным по отношению к самим себе являются вопросы, определяемые в терминах отношения к другим людям. На Западе говорят: «Я слышу его». Эскимос скажет: «Он производит звук по отношению ко мне».

Теория социальных категорий и обстоятельств акцентирована на вопросе важности для процесса коммуникации ролей, стереотипов и схем, то есть тех элементов механизма восприятия, которые составляют основу взаимопонимания и социального сознания. Под социальным сознанием понимается когнитивный процесс социальной категоризации, который ведет к положительному восприятию членов ингруппы и к негативному отношению членов этой группы к другим людям. При встрече с представителями других групп происходит так называемая «коммуникативная аккомодация», настройка на общение с другим человеком. Она определяется существующими у нас схемами и стереотипами. На основе нашей оценки собеседника определяется лингвистическая стратегия,,то есть выбор стиля общения и возможных тем для разговора.

Сравнительно недавно была разработана теория конфликтов, описывающая барьеры общения. Данная теория считает конфликты нормальным поведением, формой социальных действий, регулируемых нормами каждой культуры. Таким образом, в каждой культуре существуют свои модели конфликтов. Существуют культуры, представители которых уделяют большое внимание причинам конфликтов, чувствительны к нарушениям правил, часто полагаются на интуицию при урегулировании конфликта. Это — коллективистские культуры. Индивидуалистские культуры предпочитают прямой метод сглаживания конфликтов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...