Общекультурные, групповые и ролевые нормы
Множество культурных норм подразделяется на три основных слоя: одни распространяются на всех членов общества (общекультурные нормы); другие регулируют поведение представителей какой-либо группы людей, составляющей лишь часть общества (групповые нормы); третьи предписывают, как должен вести себя человек в соответствии с выполняемой им социальной ролью (ролевые нормы). К общекультурным нормам относятся правила поведения в публичных местах — на улице, в городском транспорте, в магазине, в театре, правила общепринятой вежливости, гражданские права и обязанности, устанавливаемые законом, и т. д. Многие из общекультурных норм являются специфичными для определенной культуры и могут казаться представителям других культур странными. Это касается национальных особенностей питания, семейного обихода, праздничных застолий, свадебных ритуалов и пр. Европейцев долгое время шокировала манера американцев прилюдно сидеть, кладя ноги на стол. Японцы же смущаются, увидев, как в Европе люди целуются на улице. Иностранцев, приезжающих в Россию, часто поражает беспечность, с которой пешеходы нарушают правила перехода улицы. А русские, возвращаясь из Германии, с удивлением рассказывают о том, как жители немецких городов выставляют прекрасную, но не нужную им бытовую технику и другие вещи, чтобы их мог бесплатно взять кто хочет, или о том, как они бережно раскладывают выбрасываемый мусор по «сортам»: пищевые отходы отдельно, консервные банки отдельно, бутылки отдельно. Социолог Я. Робертсон замечает: «американцы едят устриц, но не улиток. Французы едят улиток, но не кузнечиков. Зулусы едят кузнечиков, но не рыбу. Евреи едят рыбу, но не свинину. Индийцы едят свинину, но не говядину. Русские едят говядину, но не змей. Китайцы едят змей, но не людей. Жители Новой Гвинеи из племени жале считают людей деликатесом». Приводя эту цитату, Д. Майерс в своей книге «Социальная психология» продолжает: «Диапазон обычаев одеваться не менее широк. Если бы вы были ортодоксальной мусульманкой, вы бы прятали под одеждой все тело и даже лицо, а иное поведение считали бы неприличным. Если бы вы были жительницей Северной Америки, вы открывали бы лицо, руки и ноги, но прикрыли бы одеждой грудь и область таза, иначе ваше поведение сочли бы неприличным. Наконец, если бы вы были женщиной из племени тасадай на Филиппинах, вы весь день ходили бы обнаженной и считали бы неприличным поступать как-то иначе».
Однако среди общекультурных норм есть немало таких, которые одинаковы для всех или почти всех культур. Они настолько привычны, что мы даже не замечаем, как соблюдаем их и рассчитываем на то, что другие тоже им следуют. Это, например, нормы взаимности, в соответствии с которыми мы ожидаем от людей, знакомых или незнакомых, скорее помощи, чем вреда; нормы социальной ответственности, предполагающие, что люди будут оказывать помощь тем, кто от них зависит. Во всех культурах, как правило, мужчины предпочитают жениться на женщинах ниже их ростом, а женщины желают, чтобы их мужья были по росту выше них. Можно по-разному объяснять происхождение этой нормы, но она почти одинаково действует в различных странах: лишь в 1 из 700 браков рост мужа меньше, чем жены. Повсюду более или менее сходны стереотипы мужского и женского поведения. У всех народов отцы подбрасывают своих сыновей вверх, покупают им игрушечные пистолеты и автомобили, хвалят за смелость и мужество, а с девочками обращаются более мягко, дарят им куклы и игрушечные сервизы, подчеркивают их красоту и женственность. Уважительное отношение к родителям, к старшим по возрасту и общественному положению, забота о детях, любовь к Родине, — это всё нормы универсальные, действующие во всякой культуре. В наше время складываются и международные, межкультурные нормы, например, правила проведения всемирных спортивных олимпиад и чемпионатов, пользования сетью Интернета, участия в международных мероприятиях типа конкурсов, конференций, выставок.
Групповые нормы отличаются большим разнообразием. Они могут быть как стандартами поведения, характерными для некоторого класса, социального слоя или социальной группы, так и особыми правилами, которые устанавливают для себя какие-то отдельные группировки, компании, сообщества и организации. Примерами групповых норм первого вида могут служить «кодексы дворянской чести», правила светского этикета, принятого в «высшем обществе», уставные формы обращения военнослужащих друг к Другу. Нормы второго вида — это, например, нравы, сложившиеся в кругу болельщиков футбольной команды, посетителей дискотеки, поклонников эстрадной звезды; обычаи, установившиеся в какой-то организации (фирме, клубе, добровольном обществе); традиции какого-либо учебного заведения; принятая в какой-то компании друзей манера подшучивать друг над другом. Бывает, что групповые нормы вступают в противоречие с нормами общекультурными или нормами более широкой группы. Однажды я столкнулся с тем, что в одной из студенческих групп лучшие по успеваемости студенты подвергались осмеянию и преследованию: в этой группе получили господство несовместимые с самой целью пребывания в вузе нормы отношения к учебе. Как-то один студент-африканец после первых дней учебы с явным недоумением просил меня объяснить, почему русские студенты на занятиях и экзаменах подсказывают друг другу и списывают друг у друга: «Ведь они же не получат знаний!». Оказалось, что в его стране это не принято. Разнообразные социальные роли в жизни, как и роли в театральной пьесе, взаимосвязаны. Поэтому если изменяются нормы поведения, характерные для какой-то одной социальной роли, то это вызывает соответствующие изменения и в других ролях.
Американские социологи, исследуя, как изменялись нормы гендерной роли женщин во второй половине XX в., обнаружили, что в 1930-х гг. лишь один из пяти американцев одобрял работу вне дома, если муж способен содержать семью, а в 1990-х — почти 90% одобряли; число женщин, предпочитающих быть домохозяйками, только за 7 лет (1975-1982) уменьшилось на 1/3. И соответственно изменилось тендерное поведение американских мужчин: с 1965 г. по 1985 г. доля выполняемой ими домашней работы выросла более чем вдвое — с 15% до 33%. То же можно наблюдать в других странах. В Японии вовлечение женщин в производство встречает одобрение значительно меньше, чем в Швеции, и там муж домашними делами занимается в среднем только 4 часа в неделю, тогда как в Швеции — 18. Таким образом, с изменением тендерных норм поведения женщин изменяются и тендерные нормы поведения мужчин, И чем больше одобряется работа женщины вне дома, тем более «нормальным» становится выполнение мужчинами домашних обязанностей, ранее традиционно считавшихся чисто женскими. Поскольку культура, обязывает каждого человека следовать определенным ролевым нормам, постольку мы, зная, в какой роли выступает человек, вправе ожидать от него действий, соответствующих этой роли. Если же различия между ролевыми нормами сглаживаются, то поведение людей становится менее предсказуемым. Так, в современном обществе растет феминистское движение, выступающее с требованиями полностью уравнять возможности женщин и мужчин как в пользовании социальными правами и свободами, так и в области гендерных норм. Многие социологи и культурологи отмечают, что в наше время все чаще женщины ведут себя так, как раньше полагалось только мужчинам, а мужчины, наоборот, воспринимают женские нормы. Никого ныне не удивляет, скажем, то, что женщины носят брюки и делают мужские прически (а на эстраде появляются и певицы с бритыми наголо головами), тогда как мужчины украшают себя ожерельями и отращивают длинные волосы. Происходит ломка «двойного морального стандарта», традиционно предписывавшего различные нормы поведения мужчинам и женщинам в сфере сексуальных отношений. Исчезает прежняя разница между «мужскими» и «женскими» профессиями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|