Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общекультурные, групповые и ролевые нормы




Множество культурных норм подраз­деляется на три основных слоя: одни распространяются на всех членов обще­ства (общекультурные нормы); другие регулируют поведение представителей какой-либо группы людей, составляю­щей лишь часть общества (групповые нормы); третьи предписывают, как дол­жен вести себя человек в соответствии с выполняемой им социальной ролью (ролевые нормы).

К общекультурным нормам относят­ся правила поведения в публичных ме­стах — на улице, в городском транс­порте, в магазине, в театре, правила общепринятой вежливости, граждан­ские права и обязанности, устанавли­ваемые законом, и т. д. Многие из об­щекультурных норм являются специ­фичными для определенной культуры и могут казаться представителям дру­гих культур странными. Это касается национальных особенностей питания, семейного обихода, праздничных за­столий, свадебных ритуалов и пр.

Европейцев долгое время шокиро­вала манера американцев прилюдно си­деть, кладя ноги на стол. Японцы же смущаются, увидев, как в Европе люди целуются на улице. Иностранцев, при­езжающих в Россию, часто поражает беспечность, с которой пешеходы на­рушают правила перехода улицы. А рус­ские, возвращаясь из Германии, с удив­лением рассказывают о том, как жите­ли немецких городов выставляют прекрасную, но не нужную им быто­вую технику и другие вещи, чтобы их мог бесплатно взять кто хочет, или о том, как они бережно раскладывают выбрасываемый мусор по «сортам»: пи­щевые отходы отдельно, консервные банки отдельно, бутылки отдельно.

Социолог Я. Робертсон замечает: «американцы едят устриц, но не улиток. Французы едят улиток, но не кузнечиков. Зулусы едят кузнечиков, но не рыбу. Ев­реи едят рыбу, но не свинину. Индийцы едят свинину, но не говядину. Русские едят говядину, но не змей. Китайцы едят змей, но не людей. Жители Новой Гвинеи из пле­мени жале считают людей деликатесом». Приводя эту цитату, Д. Майерс в сво­ей книге «Социальная психология» продол­жает: «Диапазон обычаев одеваться не ме­нее широк. Если бы вы были ортодоксаль­ной мусульманкой, вы бы прятали под одеждой все тело и даже лицо, а иное по­ведение считали бы неприличным. Если бы вы были жительницей Северной Америки, вы открывали бы лицо, руки и ноги, но при­крыли бы одеждой грудь и область таза, иначе ваше поведение сочли бы неприлич­ным. Наконец, если бы вы были женщи­ной из племени тасадай на Филиппинах, вы весь день ходили бы обнаженной и счи­тали бы неприличным поступать как-то иначе».

Однако среди общекультурных норм есть немало таких, которые оди­наковы для всех или почти всех куль­тур. Они настолько привычны, что мы даже не замечаем, как соблюдаем их и рассчитываем на то, что другие тоже им следуют. Это, например, нормы вза­имности, в соответствии с которыми мы ожидаем от людей, знакомых или незнакомых, скорее помощи, чем вре­да; нормы социальной ответственно­сти, предполагающие, что люди бу­дут оказывать помощь тем, кто от них зависит. Во всех культурах, как пра­вило, мужчины предпочитают женить­ся на женщинах ниже их ростом, а женщины желают, чтобы их мужья были по росту выше них. Можно по-разному объяснять происхождение этой нормы, но она почти одинаково действует в различных странах: лишь в 1 из 700 браков рост мужа меньше, чем жены. Повсюду более или менее сходны стереотипы мужского и жен­ского поведения. У всех народов отцы подбрасывают своих сыновей вверх, покупают им игрушечные пистолеты и автомобили, хвалят за смелость и мужество, а с девочками обращаются более мягко, дарят им куклы и игру­шечные сервизы, подчеркивают их кра­соту и женственность. Уважительное отношение к родителям, к старшим по возрасту и общественному положе­нию, забота о детях, любовь к Роди­не, — это всё нормы универсальные, действующие во всякой культуре. В наше время складываются и меж­дународные, межкультурные нормы, например, правила проведения всемир­ных спортивных олимпиад и чемпио­натов, пользования сетью Интернета, участия в международных мероприя­тиях типа конкурсов, конференций, выставок.

Групповые нормы отличаются боль­шим разнообразием. Они могут быть как стандартами поведения, характер­ными для некоторого класса, социаль­ного слоя или социальной группы, так и особыми правилами, которые уста­навливают для себя какие-то отдель­ные группировки, компании, сообще­ства и организации.

Примерами групповых норм перво­го вида могут служить «кодексы дворян­ской чести», правила светского этикета, принятого в «высшем обществе», уставные формы обращения военнослужащих друг к Другу. Нормы второго вида — это, на­пример, нравы, сложившиеся в кругу бо­лельщиков футбольной команды, посети­телей дискотеки, поклонников эстрадной звезды; обычаи, установившиеся в какой-то организации (фирме, клубе, доброволь­ном обществе); традиции какого-либо учеб­ного заведения; принятая в какой-то ком­пании друзей манера подшучивать друг над другом.

Бывает, что групповые нормы всту­пают в противоречие с нормами обще­культурными или нормами более ши­рокой группы.

Однажды я столкнулся с тем, что в одной из студенческих групп лучшие по ус­певаемости студенты подвергались осмея­нию и преследованию: в этой группе полу­чили господство несовместимые с самой целью пребывания в вузе нормы отноше­ния к учебе. Как-то один студент-африканец после первых дней учебы с явным недоумением просил меня объяснить, почему русские студенты на занятиях и экзаменах подска­зывают друг другу и списывают друг у друга: «Ведь они же не получат знаний!». Оказалось, что в его стране это не приня­то.

Разнообразные социальные роли в жизни, как и роли в театральной пье­се, взаимосвязаны. Поэтому если из­меняются нормы поведения, характер­ные для какой-то одной социальной роли, то это вызывает соответствую­щие изменения и в других ролях.

Американские социологи, исследуя, как изменялись нормы гендерной роли женщин во второй половине XX в., обна­ружили, что в 1930-х гг. лишь один из пяти американцев одобрял работу вне дома, если муж способен содержать семью, а в 1990-х — почти 90% одобряли; число женщин, пред­почитающих быть домохозяйками, только за 7 лет (1975-1982) уменьшилось на 1/3. И соответственно изменилось тендерное по­ведение американских мужчин: с 1965 г. по 1985 г. доля выполняемой ими домаш­ней работы выросла более чем вдвое — с 15% до 33%. То же можно наблюдать в дру­гих странах. В Японии вовлечение женщин в производство встречает одобрение значи­тельно меньше, чем в Швеции, и там муж домашними делами занимается в среднем только 4 часа в неделю, тогда как в Шве­ции — 18. Таким образом, с изменением тендерных норм поведения женщин изме­няются и тендерные нормы поведения муж­чин, И чем больше одобряется работа жен­щины вне дома, тем более «нормальным» становится выполнение мужчинами домаш­них обязанностей, ранее традиционно счи­тавшихся чисто женскими.

Поскольку культура, обязывает каждого человека следовать определен­ным ролевым нормам, постольку мы, зная, в какой роли выступает человек, вправе ожидать от него действий, соот­ветствующих этой роли. Если же разли­чия между ролевыми нормами сглажи­ваются, то поведение людей становится менее предсказуемым. Так, в современ­ном обществе растет феминистское дви­жение, выступающее с требованиями полностью уравнять возможности жен­щин и мужчин как в пользовании со­циальными правами и свободами, так и в области гендерных норм. Многие социологи и культурологи отмечают, что в наше время все чаще женщины ведут себя так, как раньше полага­лось только мужчинам, а мужчины, наоборот, воспринимают женские нор­мы. Никого ныне не удивляет, ска­жем, то, что женщины носят брюки и делают мужские прически (а на эстра­де появляются и певицы с бритыми наголо головами), тогда как мужчи­ны украшают себя ожерельями и от­ращивают длинные волосы. Происхо­дит ломка «двойного морального стан­дарта», традиционно предписывавшего различные нормы поведения мужчинам и женщинам в сфере сексуальных от­ношений. Исчезает прежняя разница между «мужскими» и «женскими» профессиями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...