Оперантное обучение. Временные соотношения между стимулами. Дрессировочные термины
Оперантное обучение. Теория оперантного обучения объясняет, как ведя себя произвольным образом, собака обучается, к чему - плохому или хорошему - ее действия приведут в результате. Оперантное обучение предусматривает четыре метода, которые усиливают желательное поведение и уменьшают нежелательное поведение. Первые два метода – это подкрепление: отрицательное и положительное. При положительном подкреплении собаку поощряют за определенное поведение: села = угощение. При отрицательном подкреплении желаемое поведение собаки подкрепляется избавлением от неприятного воздействия: села = нет рывка поводком. Два других метода - это отрицательное и положительное наказание. При положительном наказании, неблагоприятное последствие связывается с нежелательным поведением: не села = рывок поводком. При отрицательном наказании, поощрение, или положительное воздействие прекращается, если собака демонстрирует нежелательное поведение: не села = нет угощения. Мы обсудим применение в дрессировке положительного и отрицательного подкрепления и наказания в Главе 4. А пока эта схема поможет вам лучше понимать четыре метода, используемые при оперантном обучении, термины, применяемые при их описании, и их предполагаемые результаты.
Когда вы размышляете о методе дрессировки и о том, какое подкрепление или наказание использовать, бывает полезно спросить себя:
1. Какое поведение нужно изменить? 2. Частота проявления этого поведения должна увеличиться или уменьшиться? 3. Какие выводы собака должна сделать? 4. В итоге, должна ли собака получить что-либо или быть лишенной чего-либо?
Временные соотношения между стимулами Для того, чтобы обучение осуществилось, крайне важно, каким образом связываются условный и безусловный раздражители. Дрессировщики называют это временными соотношениями между стимулами. Есть четыре способа объединения безусловного и условного стимулов. Для объяснения мы используем типичную в дрессировке ситуацию: применение команды «нет», в сочетании с коррекцией поводком, чтобы прекратить нежелательное поведение. В этом случае при помощи команды «нет», которая представляет собой условный раздражитель, мы сообщаем собаке, что далее последует безусловный раздражитель, в данном случае, воздействие поводком. Один из способов формирования связи между стимулами называется следовой условный рефлекс. В этом случае действие условного стимула начинается и заканчивается до предъявления стимула безусловного. В нашей ситуации тренер говорит «нет» и потом производит коррекцию поводком. Второй способ называется запаздывающий условный рефлекс. В этом случае воздействие условного стимула начинается до предъявления безусловного, и заканчивается, как только предъявляют безусловный раздражитель. Другими словами, они слегка накладываются друг на друга, но условный раздражитель предъявляется раньше безусловного. В нашем ситуации тренер говорит «нееет» и производит коррекцию поводком в тот момент, когда он еще говорит «нет». И при следовом и при запаздывающем условном рефлексе у собаки быстро образуется ассоциация.
Третий способ соединения стимулов называется совпадающий условный рефлекс. В этом случае действие условного и безусловного стимулов начинается и заканчивается одновременно. В нашей ситуации, дрессировщик говорит «нет» и в то же время производит коррекцию поводком. Воздействие поводком заканчивается сразу, как только дрессировщик закончит произносить слово «нет». Здесь команда «нет» не служит индикатором приближающейся коррекции. Четвертый способ называется условный рефлекс с обратной связью. В этом случае дрессировщик сначала производит коррекцию поводком, а потом дает команду «нет». Когда это происходит, у собаки нет оснований связывать команду «нет» с воздействием поводка, поскольку она сначала получает воздействие и не может ничего сделать, чтобы избежать его. Очевидно, что совпадающий и обратный способ предъявления стимулов на самом деле не помогут собаке усвоить связь между условным и безусловным стимулами.
Дрессировочные термины В науке о дрессировке вы можете встретить много других терминов, которыми напичканы дрессировочные программы. Важно понимать, что означают эти термины, и какие методики дрессировки они описывают, а так же возможные преимущества и недостатки этих методик.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|