Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оперантное обучение. Временные соотношения между стимулами. Дрессировочные термины




Оперантное обучение.

 Теория оперантного обучения объясняет, как ведя себя произвольным образом, собака обучается, к чему - плохому или хорошему - ее действия приведут в результате. Оперантное обучение предусматривает четыре метода, которые усиливают желательное поведение и уменьшают нежелательное поведение.

Первые два метода – это подкрепление: отрицательное и положительное. При положительном подкреплении  собаку поощряют за определенное поведение: села = угощение. При отрицательном подкреплении желаемое поведение собаки подкрепляется избавлением от неприятного воздействия: села = нет рывка поводком.

Два других метода - это отрицательное и положительное наказание. При положительном наказании, неблагоприятное последствие связывается с нежелательным поведением: не села = рывок поводком. При отрицательном наказании, поощрение, или положительное воздействие прекращается, если собака демонстрирует нежелательное поведение: не села = нет угощения.

Мы обсудим применение в дрессировке положительного и отрицательного подкрепления и наказания в Главе 4. А пока эта схема поможет вам лучше понимать четыре метода, используемые при оперантном обучении, термины, применяемые при их описании, и их предполагаемые результаты.

Оперантное обучение

  …дают …забирают
Что-то хорошее… Положительное подкрепление сел = лакомство (реакция усиливается) Отрицательное наказание Не сел = нет лакомства (реакция уменьшается)
Что-то плохое… Положительное наказание Не сел = рывок поводком (реакция уменьшается) Отрицательное подкрепление Сел = нет рывка поводком (реакция усиливается)

Когда вы размышляете о методе дрессировки и о том, какое подкрепление или наказание использовать, бывает полезно спросить себя:

1. Какое поведение нужно изменить?

2. Частота проявления этого поведения должна увеличиться или уменьшиться?

3. Какие выводы собака должна сделать?

4. В итоге, должна ли собака получить что-либо или быть лишенной чего-либо?

 

Временные соотношения между стимулами

Для того, чтобы обучение осуществилось, крайне важно, каким образом связываются условный и безусловный раздражители. Дрессировщики называют это временными соотношениями между стимулами. Есть четыре способа объединения безусловного и условного стимулов. Для объяснения мы используем типичную в дрессировке ситуацию: применение команды «нет», в сочетании с коррекцией поводком, чтобы прекратить нежелательное поведение. В этом случае при помощи команды «нет», которая представляет собой условный раздражитель, мы сообщаем собаке, что далее последует безусловный раздражитель, в данном случае, воздействие поводком.

   Один из способов формирования связи между стимулами называется  следовой условный рефлекс. В этом случае действие условного стимула начинается и заканчивается до предъявления стимула безусловного. В нашей ситуации тренер говорит «нет» и потом производит коррекцию поводком.

   Второй способ называется запаздывающий условный рефлекс. В этом случае воздействие условного стимула начинается до предъявления безусловного, и заканчивается, как только предъявляют безусловный раздражитель. Другими словами, они слегка накладываются друг на друга, но условный раздражитель предъявляется раньше безусловного. В нашем ситуации тренер говорит «нееет» и производит коррекцию поводком в тот момент, когда он еще говорит «нет». И при следовом и при запаздывающем условном рефлексе у собаки быстро образуется ассоциация.

   Третий способ соединения стимулов называется совпадающий условный рефлекс. В этом случае действие условного и безусловного стимулов начинается и заканчивается одновременно. В нашей ситуации, дрессировщик говорит «нет» и в то же время производит коррекцию поводком. Воздействие поводком заканчивается сразу, как только дрессировщик закончит произносить слово «нет». Здесь команда «нет» не служит индикатором приближающейся коррекции.

   Четвертый способ называется условный рефлекс с обратной связью. В этом случае дрессировщик сначала производит коррекцию поводком, а потом дает команду «нет». Когда это происходит, у собаки нет оснований связывать команду «нет» с воздействием поводка, поскольку она сначала получает воздействие и не может ничего сделать, чтобы избежать его. Очевидно, что совпадающий и обратный способ предъявления стимулов на самом деле не помогут собаке усвоить связь между условным и безусловным стимулами.

 

Дрессировочные термины

В науке о дрессировке вы можете встретить много других терминов, которыми напичканы дрессировочные программы.  Важно понимать, что означают эти термины, и какие методики дрессировки они описывают, а так же возможные преимущества и недостатки этих методик.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...