Общественно-политические идеи Французское Просвещение 18 века.
К середине 18 века произошел мощный взлет французского просвещения - широкого идейного движения, отражавшего антифеодальные устремления буржуазии народных масс. Сложилось под влиянием английского, но не после революции, как в Англии, отсюда смелая последовательность критической мысли и его деструктивный характер (не хвалили, а ругали власть). До 1750-х гг. критиковали католическую церковь, после середины века – церковь, традиции и абсолютную монархию. Культура Просвещения не затрагивает все слои населения, а является аристократической, носит налет изысканности; идеями увлекается аристократическая молодежь, уверенная в неколебимости своих привилегий. Просветители сидели: Дидро – в замке Винсент, Вольтер – в Бастилии дважды. 1-е поколение Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694-1778): убеждение в лучших возможностях разума, борьба против сословного неравенства, против остатков крепостничества, воинствующий антиклирикализм, религиозные убеждения – деизм. Социальное неравенство неизбежно оказывается против демократических уравнительных идей, религия – узда для народа. Надежда на просвещенного монарха, «философа на троне»; отрицательное отношение к черни, т.к. повелевать – дело избранных. Один из первых правозащитников в Европе, юрист постфактум (дело Калака: юноша-протестант покончил с собой из-за долгов, а отца казнили по ложному обвинению в убийстве). Как историк работал по заказу Екатерины, но она его труд о Петре Первом не приняла. В 1726-29 гг. жил в Англии, после чего высказал идею о проведении реформ и введении свобод и всеобщих равных прав. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – дворянин мантии, из провинциального дворянства, председатель суда в Бордо. Писать начал в зрелом возрасте («Персидские письма» и т.п.). Сторонник компромисса дворянства и буржуазии. Трактат «О духе законов» (1748) содержит умеренные идеи и стоит у истоков геополитики (размышление о судьбе современных и древних народов, чье развитие обусловлено географическими, демографическими и проч. факторами). Для маленького государства предпочтительна республика, для среднего – монархия, для крупного – деспотия. Для Франции предлагал монархию английского типа (жил в Англии) и разделение властей – законодательной, исполнительной, судебной. Человека видел сложным, неабстрактным, всюду неодинаковым; как философ он историчен.
2-е поколение: ценности остаются прежними, но начинается дифференциация сфер. Существуют практическое направление – экономические теории, естественно-научная мысль (Лавуазье, Кондорсе) и сугубое философствование, разочарованное в рационализме и ушедшее в мир чувств. В 50-60е гг. физиократы – Ф.Кенэ, Тюрго, Ларевьер (губернатор Мартиники) господство природы, соответствующий велениям природы общественный порядок. В экономике это учение предполагало установление частной собственности и свободы предпринимательства. Сторонники последовательной трансформации крупного землевладения, капиталистическое фермерство, экспроприация мелкого крестьянства. Реформы Тюрго захлебнулись в связи с неурожаями. Д.Дидро (1713-1784) автор, редактор «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» - 35 томов 1751- 1780гг. В её создании все передовые слои Франции. Ж-Ж Руссо (1712-1778) – человек тонких чувств и эмоций, родился в Швейцарии в протестантской семье, отец – часовщик; но из сына получился идейный защитник народа и критик непросвещенных. Считал, что цивилизация испортила нравы, отсюда жажда вернуться в «золотой век». Педагогические идеи отражены в романе «Эмиль, или О воспитании». Основа этики – принцип разумной благожелательности, единство жизни и творчества (хотя детей сдавал в приют). Противник частной собственности, сторонник сильного демократического государства. Трактат «Об общественном договоре» (1762), провозглашавший политическое равенство, народный суверенитет, право народа на восстание против угнетателя, имел большое влияние на революционные идеи.
1. Мотив договорного происхождения гос-ва и подчинения коллективной воле, которая стремится к благу и лучше защитит права личности, чем она сама, при этом гарантии свободы не оговариваются. Лучшее устройство – полис или кантон. 2. Недопустимо разделение властей, правит Народное собрание, т.е. суверенный народ напрямую осуществляет власть. Т.е. он смешивает понятия свободы и власти – не равенство гражданских прав, а равенство участия во власти. Народовластие при отсутствии личной свободы. 3. Нет идеализации Англии. Жан Мелье, сельский кюре, (1664-1729) – философ-материалист, атеист. «Завещание» - критика строя, отрицание всякого общества, основанного на частном присвоении земли и ее богатств, проект идеального общества, идеи общинного коммунизма. Сторонник революции, потом народовластии на Земле, власть общин. Морелли. Рационалистически обоснованная коммунистическая утопия. «Кодекс природы или Истинный дух её законов» (1755): идея всенародной собственности и централизованно управляемого хозяйства. Грубая уравнительность, судя по тексту, у Маркса уравнительность нежная. Г. Мабли. Общество, где нет частной собственности, но создать его невозможно: программа уравнительно-демократического строя и радикальных политических преобразований. Идеи Просвещения играли огромную роль в развитии духовной культуры Франции, оказали влияние на живопись и литературу. В живописи активное вмешательство художника в общественную жизнь. В 2-ой половине века господствует классицизм, идея долга, высокие общественные идеалы. Ж.Л.Давид «Клятва Горациев» (1784). В литературе язвительная критика общественного строя, прославляются достоинство и нравственное превосходство человека из 3-его сословия, распространение сентиментализма, в противовес рациональной рассудочности он прославлял свободу естественного человеческого чувства, его несовместимость с социальным и сословным неравенством современного общества. Просвещение проникает в массы; растет грамотность и книжная продукция, господствует светская литература. Появляется печатная продукция, рассчитанная на простых людей.
12. Первый период Французской революции конца XVIII. Этапы Великой Французской революции В истории Великой французской революции выделяют три этапа: 1. 14 июля 1789 - 10 августа 1792; 2. 10 августа 1792 - 2 июня 1793; 3. высший этап революции – 2 июня 1793 - 27/28 июля 1794 года Первый этап Великой Французской революции В мае 1789 г. были созваны Генеральные штаты (орган сословного представительства, созывавшийся 3 раза в год, в котором были представлены дворянство, духовенство и третье сословие). Король потребовал введения новых налогов, настаивая на голосовании по сословиям (каждое сословие — один голос). Генеральные штаты отказались повиноваться. Было определено принимать решения большинством голосовдепутатов на совместных заседаниях сословий. Это большинство оказалось на стороне оппозиционных сил. Король попытался распустить Генеральные штаты, которые объективно отражали интересы крупной буржуазии и либерального дворянства и стремились сохранить монархию, подвести под пошатнувшееся здание старой государственности прочный фундамент конституционализма (в связи с этим вожди третьего сословия в Учредительном собрании получили название конституционалистов). Конституционалисты имели своей главной и непосредственной политической целью достижение компромисса с королевской властью, но при этом постоянно испытывали на себе "воздействие улицы" — революционно настроенных масс. Таким образом, основным содержанием первого периода революции стала напряженная и затяжная борьба Учредительного собрания с королевской властью за конституцию, за сокращение традиционных королевских прерогатив, за утверждение конституционной монархии. Генеральные штаты провозгласили себя Национальным, а затем Учредительным собранием, заявляя о занятии переустройством государства. К Парижу были стянуты войска. 14 июля 1789 г. восставшие парижане с перешедшими на их сторону солдатами овладевают Бастилией. К власти приходят умеренные силы революции — фельяны, выступавшие за конституционную монархию и отмену феодальных пережитков.
11 августа 1789 г. Учредительное собрание принимает декрет «Об уничтожении феодальных прав и привилегий», согласно которому: • упразднялись феодальные порядки; • отменялись личные повинности; • земли эмигрантов передавались в бессрочное владение или подлежали распродаже; • запрещалась продажа должностей; • упразднялась сеньориальная юстиция; • земли духовенства были переданы в распоряжение нации; • отменялись внутренние пошлины на товары и цеховой строй; • территория была поделена на 83 департамента. Национальным собранием была принята «Декларация прав человека и гражданина», где провозглашались: • священность и неприкосновенность естественных прав и свобод; • принцип национального суверенитета; • принцип законности; • принципы уголовного процесса и права. Законодательная власть предоставлялась однопалатному законодательному собранию. В его избрании принимала участие незначительная часть населения — активные граждане (4 из 26 млн. человек), женщины к выборам не допускались. Депутаты избирались на два года, пользовались правом неприкосновенности и являлись представителями всей нации. Полномочия собрания: • издание законов; • принятие бюджета (установление налогов, определение государственных расходов); • определение численности армии и флота; • привлечение к ответственности министров; • ратификация договоров с иностранными государствами. Король сохранял право отлагательного вето на принятые Собранием законы и решение начать войну подлежало утверждению королем. Исполнительная власть вручалась королю. Он назначал и увольнял министров, осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешними сношениями, возглавлял вооруженные силы. Управление на местах осуществлялось выборными органами, которые действовали под управлением и контролем министров. В 1791 был принят закон Ле-Шапелье – антирабочий закон – запрет стачек и создания профсоюзов. (просуществовал 70 лет). По мнению нек историков, этот закон задержал развитие рабочего движения. Многие принципы декларации не реализовывались. В своей политике правительство стало отходить от этих принципов. Деление граждан Франции на активных (была собственность – 4,3\26 млн)и пассивных. Активные делились насл категории: кто мог избирать, кто мог бы выборщиком и кто мог быть депутатом.
Было введено новое административное деление (департаменты). Реформа церкви – священники приносили присягу государству. Из ведения церкви изъяты регистрация смертей и браков, законным признавался только гражданский брак, протестанты уравнивались в правах с католиками. 1791 г –конституция Франции. Ограниченная монархия, Исполнительная вл у короля, законодательная – закон собрание, у короля право вето, но не мог распустить зак\собр. Людовик 16 заявил, что наступал конец революции. События 1789-1791 гг. создали условия для последующих радикальных преобразований. Недовольство масс обернулось социальным взрывом. 10.8.1792 в Париже произошло восстание, была свергнута монархия и назначены выборы в Национальный конвент, на основе всеобщего избирательного права для мужчин старше 21 года. Жирондисты пришли ко власти. Они утратили свою революционность. Боялись продолжения революции. Брессо – «три революции произошло – 14 июля 89 свергла абсолютизм, 2ая 10 авг 92 уничтожила монархию. 3ья вернет Францию в анархию и именно в борьбу с этой революцией я буду бороться». Чтобы получить голоса крестьян жирондисты предпринимают несколько законов.
Лафайет Мари Жозеф Поль Ив Рок Жильбер Мотье де (1757—1834), маркиз, французский политический деятель.Родился 6 сентября 1757 г. в городе Шаваньяке. Увлечённый идеями Просвещения и освобождения от монаршей «тирании», принял участие в Войне за независимость в Северной Америке (1775— 1783 гг.). В ходе освободительной войны 13 английских колоний было создано независимое государство — США. Проявив полководческий талант и воинскую доблесть, Лафайет получил звание генерала американской армии. Французские революционеры, члены тайных обществ, рассматривали Войну за независимость как пролог к свержению абсолютизма в европейских странах. Лафайет и его единомышленники продолжали поддерживать связи с американскими союзниками и после возвращения на родину. Лафайет, первый и долгое время единственный иностранец, выступивший с речью в американском конгрессе и один из ближайших сподвижников президента США Дж. Вашингтона, играл в этих контактах главную роль. Он принял активное участие в революционных событиях июля 1789 г. в Париже, приведших к уничтожению абсолютной монархии во Франции. Ключи от взятой парижанами крепости-тюрьмы Бастилии Лафайет отправил Вашингтону. Маркиз был сторонником ликвидации абсолютной монархии, но не считал нужным копировать опыт американской республики. Его идея конституционной монархии во Франции сплотила многих умеренных революционеров в партию фельянов (они собирались в бывшем монастыре монашеского ордена фельянов). Осторожная тактика встретила одобрение и за океаном. Но против неё выступали якобинцы — сторонники немедленного провозглашения республики. В 1792 г., опираясь на поддержку парижских низов, они свергли короля Людовика XVI и захватили власть в Париже. Началась жестокая расправа над монархистами и фельянами. Лафайет, командовавший революционной армией в войне с Австрией и Пруссией (1792— 1797 гг.), был обвинён в измене. Спасая свою жизнь, он бежал из страны. Но несмотря ни на что, маркиз сохранил верность прежним убеждениям.В период Реставрации — вторичного правления династии Бурбонов (1815—1830 гг.) — он вновь находился в оппозиции, став одним из вождей либеральной партии. В июле 1830 г. Лафайет оказался в числе предводителей восстания против короля Карла X. Он возглавил Национальную гвардию и вошёл во Временное правительство Франции. При активном участии маркиза на престол был возведён Луи Филипп Орлеанский (Людовик XVIII), осуществивший наконец идеал Лафайета — конституционную монархию. Умер 20 мая 1834 г. в Париже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|