Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребность в организмическом мировоззрении




ПОТРЕБНОСТЬ В ОРГАНИЗМИЧЕСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ

Потребность верить в закономерность, неслучайность развития вселённой является, по-видимому, фундаментальной человеческой потребностью. Утрачивая такую веру, мы испытываем чувство потерянности, безысходности, – чувство утраты чего-то такого, без чего наша жизнь ощущается лишенной ценности и смысла. Я остро осознала этот факт на одном из проводившихся мной семинаров. Участникам было предложено " примерить" на себя мировоззрение, в котором бы вселенная воспринималась как нечто случайное, беспорядочное и бесцельное. Я попросила их представить, что они живут в таком мире и посмотреть, как это мировоззрение скажется на их мыслях, чувствах и поведении. Диапазон реакций был очень широк – от апатии и подавленности до разрушительных выходок и погони за острыми ощущениями. Некоторые участники даже начали строить планы разбойных нападений и убийств с целью пощекотать нервы. Очевидно, подобная жестокость выражала собой их желание заглушить боль, порожденную глубоким чувством разочарования и озлобленности жизнью, не имеющей смысла; она выражала также их безразличие к жизни в мире, лишенном человеческих ценностей. Как сказал один из участников, " когда во вселенной нет порядка, все дозволено. Так почему бы и не убить? "

Я считаю, что путь, который человечество изберет на распутье современной эпохи, будет во многом определяться нашим видением мира, а именно, – будем ли мы усматривать в нем живой, организмический порядок или безжизненный порядок механической системы.

ДИНАМИКА ОРГАНИЗМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПРИЛОЖЕНИИ К РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕКА

Далее я буду обсуждать некоторые практические вопросы развития человека в их связи с динамикой организмического процесса, " холодинамикой". Я сосредоточусь на тех областях, которые нашла особо важными при работе с людьми в сфере психосинтеза. Первоочередное внимание будет уделено принципам обособления личности в качестве интегрированного существа.

Взаимодополнительность дифференциации и интеграции: эффект Януса

Как гласят наши постулаты, любое организмическое существо представляет собой одновременно " целое" и " часть". Для осуществления потенциальных возможностей организма необходимо, чтобы он выражал оба эти аспекта. Артур Кестлер назвал такую взаимодополнительность " эффектом Януса", имея в виду древнеримское божество с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны. Если рассматривать организмическое существо как целое, оно подобно лицу, смотрящему на иерархическую систему " сверху вниз": это самостоятельное, суверенное существо, которое организует свои составные части и обладает правом самоуправления в границах собственных владений. Если же рассматривать его как часть, оно подобно лицу, смотрящему на иерархию " снизу вверх": оно, в свою очередь, становится одной из составных частей более крупного целого. Для обозначения таких двуликих существ, образующих иерархию порядка, Кестлер ввел термин " холон". Иерархии эти он рассматривает как " универсальное свойство живого".

Поскольку эффект Януса связан с развитием человека, нам следует рассматривать человеческий организм как иерархию холонов, Созидающие Центры которых правят им на разных стадиях процесса развития. В настоящей статье мы будем иметь дело главным образом с холоном интегрированной личности, Созидающий Центр управления которой называется в психосинтезе " я". Сама личность состоит из трех основных холонов: физического тела, эмоционального " тела" и ментального " тела" – " тела" конкретного мышления. В пределах этих подсистем личности (называемых иногда в восточной философии " покровами" или " оболочками" ) имеются разные уровни организации. Так, физическое тело состоит из систем, органов, тканей, клеток, молекул, атомов, элементарных частиц и т. д. В ходе ряда эволюционных эпох физический холон достиг высочайшего уровня синтеза. Если бы не беспорядок в нашей эмоциональной и ментальной сфере, функционирование физического тела было бы безупречным. Наша основная эволюционная задача на данном этапе состоит в том, чтобы интегрировать эмоциональное и ментальное " тела", превратить их в такие же гармонично функционирующие целостности. Это означает, что нам надо будет больше узнать о подсистемах, составляющих указанные тела, и о методах их интеграции. Перед " я", Созидающим Центром личности, стоит задача развития, координации и гармонизации трех его оболочек с целью формирования целостной личности, которая становится в конце концов полноправным организмическим холоном.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...