Эффекты межличностного восприятия
Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя. Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия. Атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания. (Эксперимент с фотографиями преступника и не преступника). Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики. При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены ее различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем.
Ошибки атрибуции – это отклонения реальной казуальной атрибуции от “идеальных” моделей. Выделяют два класса причин, которые приводят к нарушению интерпретации наблюдаемого поведения. Это различия в имеющейся информации и перспективе наблюдения (фундаментальная ошибка атрибуции), а также мотивационные различия. Фундаментальная ошибка атрибуции отражает тенденцию объяснять причины наблюдаемого поведения другого человека исключительно его личностными характеристиками, игнорируя важные факторы внешней среды, которые часто значимо влияют на поведение. Например, люди обычно верят, что криминальное поведение обусловлено врожденной нечестностью или пороками личности скорее, чем факторами социальной среды, такими, как высокий уровень безработицы, низкая обеспеченность жильем и пр. Мотивационные различия включают в себя мотивационную предубежденность, которая заключается в тенденции приписывать себе ответственность за успех в большей степени, чем за неудачу. Эта ошибка ясно прослеживается в том, как студенты обычно объясняют результаты экзаменов. Отличники охотно объясняют свои результаты своими способностями и усердной учебой, в то время как троечники склонны сваливать все на пристрастность экзаменатора, невезение или плохие конспекты. Мотивационная ошибка также проявляется в том, чтоиндивид каждый раз так проводит атрибуцию, чтобы ее результаты не противоречили его представлениям о себе, чтобы подтверждать самооценку. Это хорошо иллюстрируется в таком эксперименте: испытуемые должны были научить считать двух учеников, якобы находящихся за стеклянной перегородкой с односторонней прозрачностью. Один из учеников не проявлял успехов в учении, другой очень быстро учился. Испытуемые - “учителя” склонны были приписывать ответственность за неуспешность в учебе ученикам, а успех - самим себе. В случае же, если испытуемым сообщали, что будет производиться видеозапись для последующего анализа, то атрибуция менялась – испытуемые чаще приписывали себе ответственность за неудачу, чем за успех «учеников», т.е. демонстрировали скромность и самокритичность, что также подтверждало их самооценку.
Вследствие мотивационной предубежденности очень трудно заставить кого-то взять на себя личную ответственность за ошибки в современных комплексных организациях. Ошибка ложных корреляций заключается в том, что люди склонны рассматривать свое поведение как обычное, «нормальное», преувеличивая его распространенность. Так, в одном эксперименте прохожих просили походить 10 минут возле университета с плакатом «Ешьте у Джо». Те, кто соглашался, мотивировали это тем, что в этом нет ничего особенного, и если человек отказывается, то, наверно, у него какие-то личностные проблемы. Те, кто отказывался ходить с плакатом, аргументировали свой отказ тем, что любой нормальный человек поступил бы так же. Таким образом, объяснения причин прямо противоположных форм поведения могут быть одними и теми же в результате ложных корреляций. Ошибка априорных каузальных атрибуций. Всякому человеку присущи некоторые априорные каузальные представления и каузальные ожидания, т.е. каждая личность обладает сложившейся системой схем причинности, и всякий раз вместо поиска причин, объясняющих поведение другого, он склонен просто вынимать из памяти одну из таких схем. Эффект ореола (галоэффект) — это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол). Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону.
Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем. Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация. Стереотипизация — это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними. Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции: 1) поддержание идентификации; 2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам. Аттракция. При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви. Социальная аттракция — это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому. Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. Люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т — начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Подобные тренировки стали проводиться и в нашей стране: организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга.
Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|