Профориентация как комплексная социально-психологическая проблема.
Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. Профориентация – комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи в выборе профессии. Профессиональная ориентация (от фран. orientation — установка) — комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом. Направления профориентации: 1. Профинформация; 2. Профагитация; 3. Профпросвещение (обеспечение знаниями о профессии); 4. Профдиагностика (выявление склонностей); 5. Профконсультация (система психологических, педагогических и медицинских мероприятий, которые направлены на изучение способностей человека и его возможностей для выбора профессии); И профориентация и профконсультация - это "ориентирование" школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с "самоориентированием" учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения. 1) гностический (перестройка сознания и самосознания);
2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека). Два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением: 1. Професиональное самоопределение более конкретно, оно направлено на ориентацию личности в мире профессии. 2. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних воздействий, а личностное - в основном обусловлено внутренними факторами. Основные задачи центров профориентации связаны с общими целями трудовой подготовки молодёжи.Эти центры решают следующие задачи: 1. Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о потребностях в кадрах различих профессий, об условиях труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации. 2. Пропаганда профессий, информация о потребности в кадра по которым ощущается дефицит в наибольшей степени. При этом используются средства массовой информации, специальные пропогандистские издания (плакаты, буклеты, информационные справочники и т. п.). 3. Профессиональная диагностика: для этого один или два раза в год в центре проводят полный цикл диагностического обследования школьников данной территории. При этом широко используют анкеты, тесты, технические средства диагностики и обработку полученных данных ЭВМ. 4. Профессиональная консультация, в процессе которой оказывают помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.
5. Разработка методических рекомендаций по внедрению профессионального отбора в УПК и на предприятиях. 6. Организация совместной деятельности по улучшению условий социальной и профессиональной адаптации молодежи в различных отраслях хозяйства. 7. Анализ результатов профориентационной деятельности школ, УПК, предприятий и учреждений 8.Работа по повышению квалификации педагогов и наставников, занимающихся профориентационной работой. Проблема профориентации может решаться с точки зрения педагогики, психологии и теории управления. Причиной такого разностороннего исследования является неоднозначность самого определения профориентации. 1. Если профессиональная ориентация рассматривается через призму педагогической практики, протекающей под преобладающим влиянием учителей школ, мастеров учебно-производственных комбинатов и др., то принятие этой точки зрения в качестве единственной и главной создает педагогический образ профориентации. 2. Если же на это процесс посмотреть через призму психологической науки, то на первый план выступят психологические понятия и концепции, объясняющие особенности того или иного выбора. В рамках этого подхода формируется и соответствующий образ профориентации как психологического явления, состоящего из двух взаимосвязанных сторон: - принятие учащимися решения о своем профессиональном выборе; 3. Третий подход – с позиции теории управления. При этом процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и выбор профессии рассматривается как стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе, а также рассматриваются методы управления этими процессами. Методы профориентации: · информационный · диагностико-консультационный · развивающий · активизирующий Информационный метод. Его цель – обеспечение клиента разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру.
· образовательные выставки, дни открытых дверей, ярмарки вакансий, встречи со специалистами, представителями различных вузов и организаций, презентации, семинары, посвященные профориентационной тематике · справочники, статьи в СМИ, видеоматериалы · сайты, содержащие информацию об учебных заведениях, описания профессий, полезные статьи, рейтинги вузов и специальностей, обзоры рынка труда, интернет-форумы · поисковые системы в интернете – «банки вакансий» для соискателей и работодателей · Диагностико-консультационный метод. Его цель – установление соответствия клиента тому или иному виду деятельности путем сопоставления особенностей клиента и требований к профессиям. · интервью-собеседование и анкетирование · профориентационное и психологическое консультирование · профориентационные тесты и комплексы тестирования, оценивающие потенциал обследуемых и их профессионально важные качества (компетенции) Этот подход применяется в профориентации для выбора профильного обучения, учебного заведения, профессии, сферы деятельности, карьерного консультирования и т.п.; также диагностико-консультационные методы применяются в сфере HR для отбора кандидатов, аттестации сотрудников, формирования команды, исследования степени удовлетворенности персонала и т.п. В случае компьютерной диагностики максимальная результативность этого метода достигается благодаря индивидуальной консультации психолога по результатам тестирования. Развивающий метод (методы морально-эмоциональной поддержки). Его цель – формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства.
· деловые оргдеятельностные игры, позволяющие примерить на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений и решения специфических задач в группе
· коучинг · психотехнические упражнения, развивающие навыки саморегуляции (авторы - Н.Дзен, Ю.Пахомов и др.) · компьютерные программы («Интеллект-тренажер») · обучающие консультации, формирующие навыки эффективного поиска работы, составления резюме, самопрезентации и адаптивного поведения на современном рынке труда Активизирующий метод. Его цель – формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути. Этот подход, ведущим представителем которого является профессор Н.С.Пряжников, пользуется большой популярностью среди школьных психологов, хотя рассчитан на самые разные возрастные категории клиентов. Основная особенность этого подхода заключается в том, чтобы путем использования элементов игры, нестандартных вопросов и провокаций вызвать у клиента интерес к проблематике профессионального самоопределения, по-новому взглянуть на привычные явления, заставить задуматься о себе, о явных и скрытых особенностях профессий, о жизненных ценностях и их связи с предполагаемым путем профессионального развития. Именно эти размышления и открытия позволяют более осознанно делать выборы. Примеры: · активизирующие опросники («Будь готов!», «За и против» и др.) · активизирующие карточные игры («Профессьянс», «Кто? Что? Где?», «Человек-Судьба-Черт» и др.) · активизирующие настольные игры («Или-Или», «Бизнес-мусор» и др.) · системы принятия решений («Схема альтернативного выбора» и др.) Профессьянс, активизирующая карточная профориентационная методика, разработанная профессором Н.С. Пряжниковым. Психолог-консультант проводит сеанс профессьянса с помощью 45 карточек, описывающих различные характеристики труда (предмет, цели, средства, условия). Клиент должен разложить эти карточки по определенным правилам и в итоге составить из них формулу оптимально подходящей ему профессии. Основные стратегии профориентационной помощи: 1. Допустимые подходы: - тестологическая (профпригодность); - информационно-просветительская; - рационалистическая (рациональный просчет самоопределения); - глубинная или психоаналитическая (выявление внутренних стремлений); - гуманистическая (рассмотрение человека с позиции целостной личности); 2. Нежелательные стратегии: - стратегия обмана; - стратегия самообмана. На современном этапе развития общества особенно остро стоит задача профориентации молодежи. Факторами, негативно влияющими на трудоустройство молодежи, можно назвать недостаточное внимание к вопросам профориентации в нашей стране, и, прежде всего, в общеобразовательной школе, а также слабую связь между системой образования и рынком труда.
К причинам сложившегося положения следует отнести также: эпизодичность профориентации молодежи, неподготовленность к этому учителей и других специалистов в данной области; недостаточную взаимосвязь и преемственность общеобразовательной школы, профессионального училища, вуза, производства, службы занятости и других социальных институтов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|