Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

35. Политико-правовой режим. 31. Функции государства: понятие, классификация, содержание.. 28. Понятие и назначение аппарата (механизма) государства, принципы его организации и деятельности.




35. Политико-правовой режим

Политический (государственный) режим — это совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти.

Различают следующие политические режимы:

• демократический;

• либеральный;

• авторитарный;

• тоталитарный.

Демократический режим — это правление народа, избранное народом и для народа.

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами, права и свободы человека всесторонне гарантированы и защищены, закон господствуетво всех сферах общественной жизни.

Либеральный режим— это переходный режим от недемократического режима к демократическому.

Для либерального режима характерно отсутствие стабильных политических структур, слабость социально-экономических программ, невысокая активность граждан в общественно-политической жизни, отсутствие гласности. Насильственные методы решения той или иной проблемы не используются.

Авторитарный режим. — это власть одного человека или группы людей.

При авторитарном режиме существенно ограничены демократические свободы граждан, запрещены оппозиционные партии и движения, оппозиционная пресса, профсоюзы и т. п.

Тоталитарный режим — крайняя форма авторитаризма. При тоталитарном режиме существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется монопольный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью, подчинена государству общественная и частная жизнь, преследуется гласность, отсутствует плюрализм, устанавливается жесткое идеологическое давление на людей, отсутствует принцип разделения властей и т. д.

Тоталитарный режим можно подразделить:

• на фашистский;

• полуфашистский;

• военно-диктаторский.

Они различаются той или иной степенью применения насильственных методов и средств осуществления власти, контроля за общественной жизнью населения.

 

31. Функции государства: понятие, классификация, содержание.

Функции государства — это основные направления деятельности государства (всех его органов) по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в характерных для данного государства формах и свойственными ему методами.

Содержаниепоказывает, что делает государство, чем занимаются органы государственной власти, какие вопросы они решают.

В юридической литературе существуют различные критерии классификации функций государства: по продолжительности действия, по сферам действия и др.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются:

• на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства);

• временные (прекращают свое действие с решением определенных задач).

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни осуществляются функции государства, они подразделяются:

• на внутренние;

• внешние.

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, идеологическую, культурную, экологическую и функцию охраны правопорядка.
Внешние функции государства это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.

К внешним функциям можно отнести обеспечение обороноспособности страны, сотрудничество с другими государствами, поддержание мира.

 

28. Понятие и назначение аппарата (механизма) государства, принципы его организации и деятельности.

Государственный аппарат — это система государственных органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями.

Механизм государства — это система государственных органов, учреждений и иных организаций, призванных выполнять задачи и функции государства.

Различие между государственным аппаратом и механизмом государства заключается в том, что последний включает в себя не только органы государственного управления, но и материальные придатки (вооруженные силы, милицию, исправительные учреждения и др. ).
Механизм государства не только главное, но и определяющее звено политической системы. Он обеспечивает функционирование всех сфер общественной жизни и может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процессы, происходящие в обществе.
деятельность механизма в современных демократических государствах должна осуществляться на следующих основных принципах:

1) демократизма в формировании и деятельности государственных органов;
Этот принцип предполагает, прежде всего, широкое и активное участие граждан в формировании и организации деятельности органов государственного механизма. Он обеспечивает каждому равные возможности для участия в управлении государством, вне зависимости от политических, религиозных

и иных взглядов.

2)разделения властей;
Этот принцип предусматривает разделение государственной власти:

• на законодательную;

• исполнительную;

• судебную.

3)гласности;

4) законности;
Этот принцип выражает такое состояние общества, при котором государственный орган с одной стороны и граждане — с другой обязаны строго соблюдать конституцию, законы и подзаконные акты. Толкование и применение правовых актов на всей территории государства должно быть единообразно, а последние, в свою очередь, — подчиняться и соответствовать конституции.

5) профессионализма и компетентности;
При помощи этого принципа создаются благоприятные условия для подбора и использования наиболее квалифицированных работников в государственных органах. Наличие высоко-профессиональных служащих, прогрессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государственного механизма.

6) сочетания единоначалия и коллегиальности и др.

Все перечисленные принципы крайне важны для построения и деятельности механизма современного государства, однако многие исследователи выделяют в качестве основного принцип разделения властей.

 

29. теория разделения властей.
Теория разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Джон Локк (1632-1704) — английский философ, который в своих произведениях, в частности «О государстве», разделил государственную власть на законодательную, исполнительную и союзную. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, издающему законы, исполнительная — королю, который обеспечивает исполнение законов, а также осуществляет союзную (федеративную) власть, т. е. решает вопросы «вой- ны и мира», международных отношений. Дж. Локк не выделяет отдельно судебную власть.

Шарль Монтескье (1689-1775) — французский мыслитель, который в своих трудах («О разделении властей») обосновывает идею, согласно которой для обеспечения политической свободы необходимо разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он, в отличие от Дж. Локка, выделяет судебную власть в качестве одной из ветвей государственной власти. Все три ветви государственной власти должны иметь систему сдержек и противовесов, обеспечивающую баланс власти. Таким образом, главное требование принципа разделения властей, сформулированное Дж. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы или отдельного лица, необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества и регулировать общественные отношения), исполнительную (назначаемую законодательным органом и занимающуюся реализацией принятых законов), судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов. Среди высших государственных органов, осуществляющих свою деятельность на основе принципа разделения властей, дол-

жен быть орган, занимающий лидирующее положение. Это необходимо прежде всего для того, чтобы исключить возможность борьбы между ними за лидерство, поскольку борьба и раздоры могут ослабить государственную власть. Основоположники теории разделения властей «пальму первенства» в этом вопросе отдавали законодательным (представительным) органам.

Исполнительную власть представляют глава государства (президент) и правительство, которые осуществляют организацию исполнения законов, принимаемых законодательной властью, руководят системой подчиненных им органов государственного управления и других органов исполнительной власти, обеспечивают исполнение конституции и законов, а также выполняют другие функции, возложенные на них конституцией и законом.

 Судебная власть — это система независимых государственныхорганов (судов), призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебном порядке все возникающие споры и конфликты. В системе органов государственной власти суд занимает особое место, определяемое его задачами, назначением, а также принципами организации и осуществления судебной деятельности. Суд выполняет специфическую (принадлежащую только ему) государственную функцию — осуществление правосудия. Он рассматривает в установленном законом порядке уголовные, административные и гражданские дела, решает вопрос о виновности привлеченных к ответственности лиц. Результатом этой деятельности является применение мер государственного принуждения к правонарушителям. Таким образом, суд обеспечивает

исполнение норм права присущими только ему специфическими средствами и методами.

Исключительность судебной власти проявляется в том, что только суд (и никто другой) осуществляет правосудие.

Судебная власть — независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебном порядке споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других ветвей власти в рамках конституционной законности, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля. Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законотворческого процесса, регламентирующая законотворческую деятельность. В системе сдержек и противовесов важную роль может играть президент, подписывающий законы и имеющий право применения отлагательного вето при принятии поспешных некачественных актов законодательной властью. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве сдерживающей, так как он обязан отменять все неконституционные акты. Исполнительная власть (правительство) ограничивается пределами ведомственного правотворчества, запретами на принятие актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законами или иными законодательными актами. Для судебной власти ограничивающие средства определяются конституцией, процессуальным законодательством, принципами и гарантиями (презумпция невиновности, равенство граждан перед законом и судом, право на защиту и др. ) Государственные органы всех трех ветвей власти в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Государственные органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти обеспечивают выполнение определенных функций государства, что требует четкого их взаимодействия, поскольку у каждой из властей главной и конечной целью деятельности являются интересы человека, гражданина. Без четкой согласованной деятельности добиться этой цели невозможно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...