27. Место и роль государства в политической системе общества
27. Место и роль государства в политической системе общества Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п. ) в пределах определенной территории. Понятия «политическая система» и «государство» можно рассматривать как целое и часть. Государство является частью политической системы, ее элементом, концентрирующим в себе все многообразие политических интересов, и занимает ведущее место в политической системе общества в силу следующих причин: 1) является единственным легитимным представителем своего народа; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает государственным аппаратом (публичной властью); 4) обладает монополией на правотворчество; 5) является основным собственником средств производства, земли, ее недр и т. д. Государство выступает в качестве гаранта стабильности в обществе и арбитром в борьбе различного рода партий, группировок, классов и пр. Но в то же время государство неоднократно ввергало народы в пучину различного рода войн и конфликтов. В одних случаях оно выступает как защитник, в других — как агрессор. Современное демократическое государство обеспечивает общественные интересы, концентрирующие интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, используя метод компромисса.
20. Понятие, признаки и социальное назначение права. Понятие «право» может быть использовано в нескольких значениях. В юридическом смысле можно выделить: • объективное право (с точки зрения признака нормативности);
Объективное право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Если объективное право является системой юридических норм, то субъективное право представляет собой те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах объективного права. Социальное назначение права выражается в следующем: • с его помощью обеспечивается устойчивый порядок в общественных отношениях; • оно обеспечивает возможность плодотворной активной правомерной деятельности человека, препятствует незаконному вмешательству в нее при помощи механизмов юридической ответственности; Социальное назначение права проявляется в его функциях. Функции права — это основные направления правового воздействия на общественные отношения. Выделяют следующие общесоциальные функции: • экономическая (правовое обеспечение производственных отношений, закрепление форм собственности и т. д. ); • политическая (правовое обеспечение деятельности субъектов политической системы); • воспитательная (педагогическое воздействие на общество). Специально-юридические функции — это правовое регулирование общественных отношений.
Выделяют следующие специально-юридические функции: • регулятивная (содействует развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей, осуществляет нормативное закрепление определенных общественных отношений, их организационное оформление); • охранительная (производна от регулятивной функции, призвана ее обеспечивать, осуществляется с помощью правовых ограничений — обязанностей, запретов, наказаний и пр. ). Признаки права: 1. Право – это систематизированная совокупность правил поведения, норм установленных и санкционированных госуд-м. 2. Право не простая совокупность издаваемых или санкционированных государством правил поведения и систематизирования им совокупность. 3. Право выражает гос. волю 4. Право это система общеобязательных правил поведения, то есть подлежащих выполнению всеми субъектами права. 5. право как системная совокупность правовых норм характеризуется изменчивостью. 6. должная реализация норм права обеспечивается государством. 6. Различные подходы к пониманию права (позитивистско-нормативистская, естественноправовая и социологическая теории).
Вместе с тем при социологическом подходе наблюдается попытка исследовать сущностные вопросы права с помощью структурно-функционального анализа. В отличие от формально-догматической трактовки права как системы нормативных предписаний, установленных государством, право понимается как хотя и относительно самостоятельный, но все же лишь один из многих факторов социальной действительности. Социологический подход с его структурно-функциональным анализом позволяет исследовать сущность права, его социальное назначение в многоаспектном плане, во взаимосвязи с другими элементами сложной социальной структуры общества, изучать реальные механизмы действия права. Таким образом, для социологической теории характерны: функциональный подход к праву; выделение правоотношений в качестве основных, наиболее существенных элементов права; " несводимость" права к закону. Положительным моментом такого подхода является стремление познать право в действии, в процессе функционирования, что дает возможность сделать шаг вперед в развитии социологии и психологии права. При этом исследования правовых явлений и институтов преследуют цель преобразования социальной действительности, а само право рассматривается как инструмент социальных преобразований, средство достижения согласия между интересами различных социальных групп. ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА — философско-мировоззренческое объяснение природы права, в основу которого положена идея естественных прав человека. Истоки этой теории восходят к античной эпохе. В работах философов, юристов того времени проводилась мысль о том, что наряду с правом положительным (позитивным), воплощенным в законодательстве, существует право естественное, fus naturale, общее всем народам. Основой естественного права признавалась справедливость (aegllitas), с позиции которой надлежало оценивать действующее право. Согласно Цицерону, смысл справедливости «состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцировано это несправедливостью…». Справедливость воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними». С позиции справедливости следовало оценивать действующее право. Право не совпадает со справедливостью, но оно должно быть отражением справедливости. Где нет справедливости, там нет права, говорили римские юристы.
В XVII—XVIII в. в. теория естественного права получает развитие в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы (Голландия), Т. Гоббса, Д. Локка (Англия), Вольтера, Ш. -Л. Монтескье, Ж. -Руссо (Франция), А. Н. Радищева (Россия) и др. В эпоху буржуазно-демократических революций она обогащается гуманистической концепцией прав человека. Признание прав человека (на жизнь, свободу. неприкосновенность, частную собственность и др. ) естественными и неотчуждаемыми явилось основополагающим в понимании природы естественного права. Сущность теории естественного права в ее современном понимании заключается в том, что идеи (естественного равенства и свободы, справедливости, признание неотчуждаемого характера прав человека) выступают первоначальным, главным компонентом права. В этом смысле нормы или действия способны лишь с той или иной степенью достоверности отразить то, что выражают эти идеи. Пониманию природы (сущности) права способствует различение права позитивного и права естественного. В отличие от позитивного права — совокупности юридических норм, исходящих от государства и получивших закрепление в законодательстве, судебных решениях, иных источниках, естественное право представляет объективно существующее («природное») право, отражающее представления людей об идеалах справедливости и свободы, выступающее первоосновой, своего рода эталоном для права позитивного. Естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Оно разумно и справедливо, не связано границами государственных территорий, существует и действует вне времени и вне пространства, распространяется на все страны и народы. Как верно замечено, по своей сути естественное право есть совокупность требований, по своей исходной основе непосредственно, без какого-либо прямого людского участия рожденных самой натуральной жизнью общества, «природой», «естеством» человеческого бытия, объективными условиями жизнедеятельности, естественным ходом вещей. К числу таких требований относятся право на эквивалент, право старшинства, право народов на определение своей судьбы и др. (С. С. Алексеев). Основополагающие (базовые) нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые теорией естественного права в качестве естественных законов общественного устройства, составляют прирожденные неотчуждаемые (абсолютные) права человека.
Соответственно своим содержанием естественное право охватывает такие естественные права, как право на жизнь, свободу, равенство, неприкосновенность, частную собственность, достоинство, безопасность, справедливость, право на сопротивление несправедливой власти и другие, вытекающие из естественного порядка вещей, их экономического уклада жизни, духовно-культурной среды обитания людей, естественно-природных условий жизнедеятельности человека. Признание и защита этих прав является главной задачей всякого государства. С формально-юридической точки зрения естественное право выражается через правовые идеи, принципы права. С учетом это естественно-правовой подход к праву позволяет: во-первых, соизмерять ценность права в соответствии с тем, насколько полно его нормы и институты отражают своим содержанием права и свободы человека и гражданина, и охраняют их специфическими юридическими средствами; во-вторых, проводить различие между правом и законом. Из чего следует, что: а) право не сводимо к закону. Закон лишь одна из форм его выражения; б) не всякий закон является выражением права. Господствовать в общественной жизни должен лишь тот закон, который основан на праве, т. е. обладает качеством правового закона; в) право первично по отношению к государству; г) государство должно выражать в законе право и т. д. Отмеченные преимущества правопонимания, как верно замечено (В. В. Лазарев), должны быть дополнены ответами на следующие вопросы. Как реализуются нормы естественного права в том случае, если они, скажем, вступают в противоречие с действующим законодательством? Как должен поступать правоприменитель в случае такого рассогласования? Каким образом это следует соотносить с требованиями законности? Очевидно, что для правоприменителя должны существовать юридически определенные ответы на все эти вопросы. В современном общетеоретическом правоведении фундаментальные естествено-правовые взгляды правопонимания находят отражение в различных правовых школах, в частности, в так называемой либертатной концепции права. Представляется, что естественное право, равным образом, как и право позитивное, обладает регулятивными свойствами. Однако в механизме действия права естественному праву отводится особая роль: оно выполняет функции общеправовых принципов. Сторонники нормативистской концепции (Г. Кельзенидр. ) утверждают, что государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривается как совокупность норм, содержащих правила «должного поведения». Нормативисты ограничивают задачу юридической науки формально-догматическим анализом правовой нормы, изучением лишь внешнего ее строения (структуры). Тем самым в известном смысле игнорируется содержание правовой нормы, ее связь с действительностью, с материальными условиями жизни и интересами индивидов. В провозглашении идеи законности, в признании нормативного характера права заключается определенное положительное значение нормативистского учения. Вместе с тем определенная слабость этого учения проявляется в искусственном отрыве права от других явлений действительности и, прежде всего, от экономических условий жизни общества. Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм, отказываясь от исследования сущностных проблем права. Во второй половине XIX в. сложились социалистические и коммунистические учения, исходившие из материалистического понимания истории и классовой природы государства и права. Они отражали обнажившиеся классовые противоречия раннего капитализма, факты жестокого подавления первых выступлений пролетариата, запрещения профсоюзов, цензовый характер политической демократии. Все это послужило причиной для вывода, сделанного К. Марксом и Ф. Энгельсом, о закономерности классовой борьбы, классовой природы государства, его законов и права. В системе марксистского учения было закономерно и понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса, буржуазии, определяемой материальными условиями жизни этого класса. Социалистические учения не сводились только к марксизму и затем к ленинизму. Так называемые правые социалисты (меньшевики - в России), анархисты, социалисты-революционеры проповедовали другие пути освобождения трудящихся от эксплуатации: использование мирного перерастания капитализма в социализм, демократических, парламентских и законных средств борьбы. Соответственно они в праве, рассматривали как средство обеспечения общего демократического и социального порядка, которое рабочий класс должен использовать в своих целях. В теориях анархизма и других левосоциалистических учениях не было выработано теоретической модели отношения к праву, кроме отрицания существующего порядка. В 60-70-ыегоды XX в. В юридической науке была развернута дискуссия об определении общего понятия права в его «узком» и «широком» понимании (это относится к бывшему СССР, а также ряду государств, входящих ныне в СНГ). Вначале остановимся на так называемом узконормативном (или собственно нормативном) подходе к праву. Признавая право сложным явлением, имеющим разнообразные связи с политикой, экономикой, культурой, сторонники собственно нормативного подхода (И. С. Самощенко, С. С. Алексеев, А. С. Пиголкинидр. ) включают в понятие права лишь главные, существенные, по их мнению, признаки и основной акцент делают на таких его свойствах, как формальная определенность, нормативность, обеспеченность государственным принуждением (принудительность). Право рассматривается как система норм и соответственно нормативность права - как самое существенное его свойство. Нормативность права, очевидно, предполагает возможность государственного принуждения. Важнейшей отличительной чертой права, таким образом, является связь его с государством как с источником правовых установлении. Подчеркивается определенное единство права и закона причем закон рассматривается как юридическая форма, важнейший источник права. Собственно нормативное понимание права, по мнению его приверженцев, не исключает рассмотрения права во взаимодействии с другими явлениями общественной жизни, исследования социального механизма формирования и действия права в обществе, признания общечеловеческих ценностей как идейно-нравственной основы юридического права и законодательства. Позитивное право действительно вырастает из общественного правосознания, в том числе и из имеющихся в обществе правовых идей и представлений, тех или иных устоявшихся жизненных прав или обычае в, но это отнюдь не означает, что следует признавать действующим юридическим правом все, что имеет правовое значение. Такое широкое понимание права под предлогом несводимости права к закону вольно или невольно допускает отход от законности, ослабляет роль и авторитет закона в обществе. Новые идеи различения права и закона, признания правовых или нравственных, но обязательных для самого государства и его политики постулатов, от которых не должны отступать ни законодатели, ни сами законы демократического правового государства, сейчас только начинают складываться в праве и правоведении СНГ. В этих правовых конституционных идеях отражены общечеловеческие идеи сущности права как средстве общественного согласия, учета интересов всех социальных групп общества. В то же время следует подчеркнуть, что в мировой теории живучи основные три концепции права. Одни юристы придерживаются нормативисткой концепции, утверждая, что формой существования права являются слова, определения, тексты законов и других нормативных актов (право-слово, текст). Другие отмечают, что тексты законов действуют только тогда, когда доводятся до всеобщего сведения, воспринимаются общественным сознанием, причем они воспринимаются и осуществляются не всегда так, как задумано законодателем впрочем, и сам законодатель, принимая законы порой противоречит сам себя или общественным нормам современной цивилизации. На эти доводы опирается естественно-правовая (и близкая к ней психологическая) концепция. Третьи, которых называют сторонниками социологической концепции права, указывают, что ни тексты законов, ни их восприятие в общественном правосознании не становятся правом пока не воплощены в общественных отношениях и в поведении субъектов права и, соответственно, не обеспечены защитой в заранее определенной процессуальной форме. Дискуссии сторонников этих концепций крайне важны для совершенствования правовой теории современного гражданского общества, но ни одна из них не может претендовать на постижение сущности права, хотя эти теории и оперируют юридическими понятиями высокого уровня обобщения. Суть дела в том, что определение понятий, выражающих существенные свойства права (законы его бытия), входит в предмет и задачу не столько теории, сколько философии права. Сущность права может быть постигнута только философским разумом. 7. Принципы и функции права. Типология права. Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует общественные отношения путем установления общих правил поведения участников этих отношений. Регулятивная функция права заключается во властном воздействии на поведение людей и реализуется через деятельность правотворческих органов, которые издают нормы права. Охранительная функция права направлена на охрану и защиту регулируемых правовыми нормами общественных отношений, интересов, прав и свобод личности, социальных групп, предприятий, учреждений, государства в целом. Данная функция права реализуется путем установления запретов совершать деяния, противоречащие интересам государства, общества, личности; закрепления санкций; применения мер государственного принуждения за совершение правонарушений. Право воздействует не только на общественные отношения, но и на сознание, психику людей. Целевое направление этого воздействия носит воспитательный характер. Воспитательная функция права направлена на формирование правового сознания, правовой культуры, правильное понимание права, получение гражданами достаточных знаний о законах и других нормативных актах. Результатом воздействия воспитательной функции права является правомерное поведение гражданина, соблюдение им норм Конституции и законов. Эта функция способствует повышению политической и правовой активности граждан. Принципы права – основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. - Демократизма. Означает, что единственным источником государственно власти является народ. Который осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах определенной компетенции. - Гуманизма. Предполагает наличие правовых гарантий, уважение к каждой личности ее достоинству, чести. - Законности, заключается в строгой иерархии НПА. В правовом государстве он выражается в требовании верховенства закона, в подчиняемой ему всех др. подзаконных НПА - Равноправия. Означает не фактическое равенство в различных сферах общественных отношений, а равенство всех перед законом. - Социальной Справедливости. Означает, что в максимальной степени обеспечиваются интересы всех слоев общества, в том числе и соц-х меньшинств. - юридической ответственности. Заключается в том, что только за виновное противоправное деяние наступает юр. Ответственность. В советской учебной литературе типология права осуществлялась вместе с государством на основе марксистского учения о классовых общественно-экономических формациях. Под историческим типом государства и права понималась закономерная ступень в развитии государственно-правовых систем, существующих в пределах одной общественно-экономической формации, характеризующихся единством экономической основы, классовой сущности и внешних форм проявления. Различались рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства и права. Первые три из них, основанные на различных формах частной собственности, именовались эксплуататорскими, а социалистический, основанный на общественной собственности, – антиэксплуататорским, высшим типом. Однако этот тип считался временным, необходимым лишь на переходный период от капитализма к коммунизму, при котором государство вместе с правом отомрут и будут заменены общественным самоуправлением, основанным на нравственных, а не на правовых началах. Формационный подход в типологии права остался и в некоторых новейших учебниках. Значительная часть учебников нового поколения по теории государства и права уходит от исторической типологии права. Трудность исторической типологии обусловлена множеством обстоятельств, и прежде всего самим пониманием права, его сущности и содержания, его соотношением с законодательством, многоуровневым характером правовой системы, многоликостью национальных правовых систем, спецификой их становления и степенью развития, критериями классификации и другими обстоятельствами. В настоящее время, утверждает С. С. Алексеев, «необходимо более конкретно подходить к истолкованию и использованию понятия «исторический тип права». Как основа правовой типологии оно может рассматриваться, по-видимому, лишь по отношению к правовым системам государств, отличающихся сугубо классовой направленностью, прежде всего государств с авторитарным политическим режимом. В целом же, учитывая своеобразие права как явления цивилизации и культуры, рассматриваемое понятие – не более, чем общий фон, да к тому же ориентированный на авторитарные политические режимы, для оценки правовых систем, применительно к которым на более заметное место выдвигаются иные критерии типологии – те, которые характеризуют их в качестве семей правовых систем, а также укрупненных (логических) систем». Сам же С. С. Алексеев различает два типа правового регулирования, вычленяя «две системы юридических средств»: общедозволительную (дозволено все, кроме запрещенного) и разрешительную («только это», запрещено все, кроме дозволенного). Попытки осуществить типологию правовых систем в развитии предпринял С. И. Архипов, положив в основу пять критериев их классификации: В типологии права следует исходить из того, что ее определяющим, наиболее общим критерием является законодательное закрепление исторически обусловленной справедливости – решающего фактора, обеспечивающего прогрессивное развитие общества путем создания надлежащих условий для жизни и эффективной деятельности человека в качестве субъекта права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|