Своеобразие системности права проявляется также в делении его на частное и публичное
Своеобразие системности права проявляется также в делении его на частное и публичное частное правоохватывает те отрасли права, нормы которых выражают интересы в первую очередь личности, те интересы, которые частные лица могут реализовать самостоятельно. В сфере частного права господствуют личные законные интересы граждан и их объединений. Все отношения в этой сфере строятся на основе равенства и свободного волеизъявления их участников. В современной юридической литературе к системе частного права относятся те отрасли, которые обеспечивают прежде всего интересы частных лиц - гражданское право, семейное, трудовое, коммерческое и др. Публичное правовключает в себя нормы, регулирующие отношения государства, его органов с гражданами и организациями. Нормы публичного права связаны с общими (публичными) интересами всех членов общества. В процессе осуществления публичных правоотношений органы государства являются носителями властных полномочий и могут требовать от других субъектов права соблюдения действующего законодательства, применять в необходимых случаях меры государственного принуждения и т. д. Отрасли публичного права обеспечивают охрану государственного и политического строя, господствующей системы общественных отношений.
22. Основные правовые системы современности. Правовая система - это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, нормативную основу которых составляет право. В настоящее время выделяют три основные разновидности правовых систем: национальную правовую систему, отражающую политическое своеобразие конкретной страны; тип права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический);
правовую семью. Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем. Обычно выделяют четыре правовые семьи современности. 1. Романо-германская семья - Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария. Признаки романо -германской правовой семьи: единая иерархически построенная система источников права; главную роль в формировании права играет законодатель; наличие конституций, обладающих высшей юридической силой; важное положение занимают подзаконные нормативные акты; деление системы права на отрасли. 2. Англосаксонская семья - Великобритания, США, Канада, Австралия. Признаки англосаксонской системы права: основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решении по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела); ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду; главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное; отсутствие кодифицированных отраслей права; отсутствие классического деления права на частное и публичное. 3. Религиозная семья – Иран, Ирак, Пакистан, Судан. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда; источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в Коране, Сунне, Ведах, законах Ману и т. д.; тесная взаимосвязь юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами; отсутствует деление права на частное и публичное; судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека. 4. Традиционная семья – Мадагаскар, некоторые страны Африки, Китай, Япония. Признаками данной правовой семьи являются следующие:
доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение; обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством; юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права
36. Правотворчество: понятие, виды, принципы, стадии. Правотворчество — это деятельность государственных органов, народа посредством референдума по принятию (изданию), изменению и отмене (признанию утративши- ми силу) юридических норм. принципы: 1. Конституционность. Соответствие правовых актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) правовым актам вышестоящих государственных органов (должностных лиц) и конституции. 2. Законность. Правотворческая деятельность должна осуществляться в рамках конституции и законов. Принцип законности предполагает строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования нормативных правовых актов. 3. Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческой деятельности на обеспечение и защиту прав и свобод личности. 4. Профессионализм. Участие в правотворческой деятельности компетентных, профессионально подготовленных, имеющих большой опыт работы квалифицированных специалистов. 5. Научность. Использование в правотворческой деятельности достижений науки и техники. 6. Гласность. Открытость правотворческого процесса для широкой общественности. основные виды: 1) Непосредственное правотворчество народа путем референдума. Правотворческий процесс — сложный и длящийся во времени процесс который включает ряд последовательных стадий. 1. Планирование правотворческой деятельности. Правотворческий процесс начинается с планирования правотворческой деятельности, которое может включать в себя разработку государственных программ и ежегодных планов подготовки нормативных правовых актов. Планирование упорядочивает правотворческую деятельность. 2. Правотворческая инициатива. Правотворческая инициатива — это официальное направление субъектом правотворческой инициативы в правотворческий орган (должностному лицу) проекта нормативного правового акта или мотивированного предложения о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта либо его части. Правотворческая инициатива — понятие общее, включающее в себя также понятие законодательной инициативы — внесения в законодательный орган проектов законов. Субъектами правотворческой инициативы являются правотворческие органы (должностные лица), которые в соответствии с предоставленными им полномочиями вправе вносить проекты нормативных правовых актов, предложения по принятию (изданию) нормативных правовых актов, внесению в них дополнений и (или) изменений, приостановлению их действия, отмене (признанию утратившими силу), а также принимать (издавать) нормативные правовые акты.
Подготовку проекта нормативного правового акта может осуществлять нормотворческий орган самостоятельно либо привлекая к данному процессу специалистов иных организаций, ученых, или давая поручения специально созданным для этой цели временным комиссиям, рабочим группам. Подготовка нормативных правовых актов может включать ряд этапов: • рассмотрение правотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта; • организация технического и финансового обеспечения его подготовки; • сбор и изучение необходимых материалов и информации; • разработка концепции проекта; • разработка структуры проекта; • составление текста проекта; • согласование проекта; • проведение экспертиз.
5. Опубликование нормативного правового акта. Нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию для доведения до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в официальных изданиях. Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется на том государственном языке, на кото-ром они приняты. Датой официального опубликования нормативного правового акта считается день первоначального выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт. Нормативный правовой акт после его официального опубликования может быть напечатан в изданиях, не являющихся официальными, а также доведен до всеобщего сведения по телевидению и радио, передан посредством иных способов распространения информации. Такое опубликование нормативных правовых актов является неофициальным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|