Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ социальной защиты в современных странах




 

Социальная защита населения в странах Европы и США

 

На формирование систем социальной защиты населения в зарубежных государствах значительное воздействие проявила концепция «государство всеобщего благосостояния».

В первый раз существенные принципы данной концепции выразил в 1942 году знаменитый английский экономист У. Беверидж.

Главная идея настоящей концепции состоит в том, что государство всеобщего благосостояния - это такое государство, которое гарантирует всем жителям право на поддержание определенного уровня жизни, на охрану здоровья и образования при содействии граждан страны в финансировании указанных программ. Эта концепция получила широкое распространение во всех государствах Западной Европы.

Почти все эти страны применяют социальное страхование на случаи социального риска и оказывают социальную помощь людям, которые находятся за чертой бедности.

Тем не менее, системы социального страхования и помощи в странах Западной Европы осуществляются различно, и в связи с этим они могут быть поделены на четыре группы:

.   Страны, где преобладают страховые принципы. Величина выплат и пособий связана с персональными страховыми взносами (Франция, Германия, Люксембург и Бельгия). Система защиты населения основываются на договорно-страховых принципах. Нанятые трудящиеся выплачивают установленную долю своих заработков в страховой фонд, что в дальнейшем дает им право использовать услуги фонда, когда им потребуется поддержка, но только в тех размерах, которым соответствуют накопления в страховом фонде. Главная цель этой системы - поддержать уровень жизни человека при инвалидности, болезни и потери работы. Здравоохранение, главным образом, финансируется также за счёт страховых взносов, а за счёт бюджета гарантирован минимум медицинского обслуживания. Медицинское обслуживание опирается на частный сектор с последующим возмещением затрат граждан за счёт государства.

.   Страны, в которых страховые принципы социальной защиты населения менее проявлены, величина пособий и выплат более соответствуют персональным потребностям, а финансирование происходит, в основном, из налоговых фондов (Дания, Великобритания, Ирландия). Социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. Основной идеей является то, что люди, которые находятся в бедственном положении, равны, и поэтому социальная помощь должна быть предоставлена, исходя из потребностей человека, а не из его предыдущих зарплат. Различие между выплатами и пособиями состоит в том, что выплаты обязательны (их может получить каждый гражданин по закону), а пособия дают не всем (зависит от нужд и характера социального риска). В странах этой группы медицинское обслуживание находится в основном в общественном секторе.

.   Страны, которые занимают промежуточное место между первой и второй группой (Нидерланды и Италия), представляют смешанную систему социального обеспечения. Их система более близка к системе первой группы стран. Однако есть и некоторые отличия. Например, в Италии, государство не даёт обязательства по выплатам гарантированного социального минимума доходов. Такие гарантии предоставляют только некоторые местные власти в отдельных областях. В Нидерландах же, наоборот, социальное обеспечение стоит на очень высоком уровне развития, и система охватывает каждого жителя страны.

.   Страны, где система социальной защиты населения пока не существует, она только в процессе формирования (Португалия, Испания, Греция). В странах нет гарантированного минимального дохода, и социальное обслуживание доступно далеко не всем гражданам.

Как правило, во всех европейских странах социальная защита многофункциональна. Она предоставляет пособия, выплаты, пенсии, субсидии, в зависимости от основных социальных рисков (заболевание, инвалидность, производственный травматизм и профессиональное заболевание, потеря кормильца, безработица, миграция, потеря жилья, материнство).

В США, государственная система социального обеспечения отчетливо делится на два направления: социальное страхование и социальное вспомоществование (система пособий по бедности лицам, не имеющим других источников дохода). Они отличаются по финансированию. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образованных за счёт налога на социальное страхование, взимаемого с работающих. Пособия бедным выплачиваются из бюджетных средств: федерального бюджета, бюджетов местных органов власти или штатов.

Программы социального страхования - это программы, в фонд которых получатель пособия (пенсии) сам делает предварительный вклад, который имеет форму специального налога, вносимого будущим получателем или его работодателем, или обоими вместе.

К программам социального страхования относятся: страхование по старости (пенсии), по потере кормильца, по безработице, по нетрудоспособности и медицинское страхование.

Медикэр - программа медицинского обслуживания пенсионеров. По ней страхование разделяется на 2 части:

•   основную, которая финансируется за счёт налога на социальное страхование (оплата лечения в стационаре);

•   дополнительную, которая финансируется за счёт федерального бюджета и добровольных взносов участников (оплата амбулаторного лечения и консультативных услуг врачей).

Другой частью американской государственной системы социального обеспечения является помощь бедным.

В США существует две формы частного страхования:

.   Коллективная, по месту работы, (является ведущим);

.   Индивидуальная, (существенное развитие лишь в области медицинского страхования).

Таким образом, в странах Европы социальная защита связана со страховыми накоплениями или с государственным бюджетом (выплаты и пособия производятся из налоговых фондов), а в США социальная помощь подразделяется на: социальное страхование и социальное вспомоществование.

 

    Система социальной защиты и обеспечения в России

 

Недооценка регулирующей роли государства на этапе радикальных экономических реформ может привести к негативным тенденциям в социальной сфере:

•   к сокращению производства ВВП в силу разрыва хозяйственных связей и потери управляемости предприятиями;

•   снижению доходов большей части населения из-за высоких темпов инфляции и сокращения национального дохода;

•   необоснованному увеличению разницы между доходами богатых и средней заработной платой работников производства

•   ухудшению финансового положения предприятий и государства;

•   сокращению доли национального дохода и финансовых инвестиций, направляемых на развитие науки и образования, здравоохранения и другие социальные нужды.

Чтобы преодолеть указанные тенденции, необходимо внести коррективы в проводимые реформы и должное изменение курса экономической политики.

В широком смысле, понятие социальной защиты (социального развития), содержит комплекс институтов, которые являются непременным атрибутом развитого общества. Организовываемая, в данное время, система (например, объединение Министерства социальной защиты населения РФ и Министерства труда РФ), обязана включить те её элементы, которые могут ослабить воздействие факторов социального риска, начинающихся вследствие становления рыночных отношений.

В складывающуюся систему социальной защиты входят:

•   государственная система развития высоких технологий, определяющих научно-технический прогресс, который способствует высокой производительности труда и обеспечению рациональной занятости;

•   высокая направленность роли науки на проблему решения социальных задач;

•   система социального страхования и пенсионного обеспечения, а также правовая гарантированность по их выплате;

•   рост потребления и поддержание покупательной способности граждан в условиях увеличения цен; индексация фиксируемых доходов по мере изменения цен; определение минимальной заработной платы в соответствии с реальным прожиточным минимумом;

•   материальная помощь населению группы социального риска (нетрудоспособным, малообеспеченным, неполным и многодетным семьям;

•   финансовая помощь государства в подготовке, переподготовке кадров и контроле их трудоустройства;

•   создание высокого уровня образования, медицинской помощи, жилищного обеспечения, сферы услуг, экологической защиты населения; повышение значимости системы социальной защиты как гаранта социального развития индивида;

•   налоговые льготы для предпринимателей, которые вкладывают свои средства в образование, систему социальной защиты, благотворительные фонды.

Социальное обеспечение (система социально-экономических мероприятий по обеспечению и обслуживанию престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также других лиц, нуждающихся в помощи) гарантирует конституционное право граждан на материальное обеспечение в случаях, установленных законом (старость, болезнь, воспитание детей и др.).

Выделяются следующие виды социального обеспечения:

)   пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);

)   пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и семьях военнослужащих срочной службы, инвалидам с детства и др.);

)   содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах);

)   профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов;

)   протезно-ортопедическая помощь;

)   врачебно-трудовая экспертиза и реабилитация инвалидов;

)   льготы и преимущества инвалидам.

В настоящее время, в основе государственной системы социального обеспечения лежат две основных технологии: социальное страхование и государственные вложения, которые отличаются между собой по источникам финансирования. Например, выплаты по социальному страхованию совершаются из страховых фондов, созданных за счёт взносов на социальное страхование (налогов), которые взыскиваются с работодателей (предприятий, организаций) и с трудящихся. Государственные вложения финансируются за счёт ассигнований из бюджетных средств (регионального и местных бюджетов). Таким образом, средства на социальное обеспечение, в основном, концентрируются:

)   в государственном бюджете;

)   в Фонде социального страхования.

Значительным шагом по пути формирования такой системы пенсионного обеспечения являась организация Пенсионного фонда Российской федерации (постановление Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года). Средства Пенсионного фонда образуются за счёт следующих источников: страховых взносов предприятий и организаций (работодателей); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (в том числе фермеров); страховых взносов работающих граждан; а также ассигнований из Государственного бюджета Российской федерации.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской федерации стал играть роль принципиально нового внебюджетного механизма целевого формирования средств и финансирования выплат государственных пенсий и пособий.

Немалое значение имеет развитие дополнительных форм социального обеспечения: благотворительности, добровольного социального страхования.

Еще один важный аспект современной системы социального обеспечения - это переход (с 1993г) на систему обязательного медицинского страхования.

Таким образом, социальная сфера охватывает отрасли национального хозяйства, которые создают социальные блага в виде услуг социальной работы, образования, здравоохранения, культуры и т.д. В основе государственной системы социального обеспечения лежат: социальное страхование и государственные вложения. Финансируется социальное обеспечение государственным бюджетом и Фондом социального страхования. Хочется обратить внимание на то, что социальная защита, в некоторых аспектах, требует усовершенствования.

 

Методы государственного регулирования в социально-экономической политике

социальный экономический защита население

Основным приоритетом социально-экономической политики России является последовательное повышение благосостояния населения.

Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

В рыночной экономике страна применяет различные методы в соответствии с выработанной политикой. Имеются два главных способа государственного регулирования экономики:

•   централизованный (законодательный), т.е. административно-директивный;

•   децентрализованный (косвенный), через влияние на механизм рынка, т.е. регулирование предпринимательской деятельности происходит с помощью товарно-денежных отношений, цен, налогообложения, правил торговли и т.д.

Так, среди прямых и косвенных способов государственного регулирования, выделим следующие направления:

.   Государство является собственником, участвующим в рыночных отношениях, и активным субъектом рынка, который влияет на рынок (цены, соотношение спроса и предложения и т.п.). В данном случае, формы и методы различны: новая стройка или выкуп акций у частных предпринимателей, наследование недвижимости на протяжении истории, конфискация, секвестрация (изъятие или запрещение пользования и распоряжения имуществом) и т.д.

.   Мероприятия по разгосударствлению государственной собственности: приватизация - передача госсобственности в частное использование за плату; воссоздание социальной справедливости с помощью возврата предприятий, имущества бывшими владельцами; выкуп (в рассрочку) предприятий трудовым коллективом; аренда с последующим выкупом; создание коллективных государственно-частных предприятий и т. д. Рыночные организации производства предоставляют разные формы: владение акциями предприятия; получение ренты (дивиденды, проценты) в сберегательном банке; ведение кооперативного или семейного производства с применением принятых в использование и владение средств производства (дом, земельный участок, мастерская, магазин, транспортные средства и т.п.).

.   Законодательная регламентация предпринимательства. Значительная часть нынешних стран не дают приказы хозяйствующим субъектам, но правовая регламентация бизнеса имеет установленную технологическую направленность: регистрация (создание) фирмы, законы о банкротстве (ликвидации) предприятий, проверка хозяйственно-финансовых итогов деятельности, антимонопольные (антитрестовские) законодательства, законы о защите потребителей от недобросовестной деловой практики и прочее.

.   Государственная поддержка малого бизнеса. В большинстве стран этот бизнес занимает значительное место в разрешении научно-технических, экономических и социальных задач.

.   Налоговая система является косвенным методом влияния на рынок и всю экономику. Налоги осуществляют такие функции как:

•   финансовые - концентрация средств в бюджете с целью государственных расходов;

•   стимулирующие - развитие приоритетных ветвей экономики, предпринимательской деятельности;

•   тормозящие - воздействие на импорт и экспорт, механизмы сдерживания объёмов инвестиций и т.д.

Налогообложение является существенным инструментом в социальной политике страны. Например, в США налоги составляют примерно треть целой стоимости изготовляемых на протяжении года товаров и услуг. Налоги имеют важное значение в перераспределении доходов.

.   Государственное регулирование цен. Обычно, в ситуациях свободной рыночной экономики, цены определяются вследствие принципа свободы предпринимательства, но государство в редчайших случаях (война, острая нехватка некоторых товаров, резкое увеличение инфляции и др.) вмешивается в систему ценообразования. Тем не менее, большинство стран применяют активную ценовую политику, т.е. практика удостоверяет о том, что в рыночном хозяйстве цены устанавливаются под влиянием равновесия спроса и предложения и регламентируется государством.

.   Государственная регламентация учёта и отчётности. Результативность рыночной экономики во многом зависит от взвешенной системы информации, статистики, что потребует объективности в учёте и отчётности. Например, в США и Великобритании, предоставлена значительная воля вести бухгалтерский учёт и предоставлять отчётность. Тем самым, всякая фирма, непременно, показывает методы и приёмы при составлении финансового отчёта. В иных странах (в Германии, Швеции, Японии, во Франции) имеется законодательная регламентация внешней отчетности. Отчетность предназначена в одних случаях для вычисления налогов на прибыль, в других - для оценки финансовой устойчивости. Отчётность даёт возможность сопоставлять и сравнивать результаты деятельности разных фирм и т. д.

.   Кадровая политика. Системный подбор и расстановка кадров помогает регулировать социально-экономические процессы в стране. Обычно, государство не мешает в решении данной проблемы на уровне частной фирмы, хотя часто оформляет трудовые отношения соответствующим законодательством, в том числе по регулированию деятельности профсоюзов. Существенной стороной здесь является подбор и расстановка, ротация кадров в государственном аппарате. Государство активно принимает участие в создании различных школ бизнеса, университетов и т.п.

.   Внешнеэкономическая, протекционистская и фритредерская политика. Современные страны имеют огромное значение во внешнеэкономических связях (торговых, научно-технических, валютных, культурных, туристических). Внешнеторговые отношения обусловливаются двумя направлениями: протекционизмом и фритредерством (обеспечением свободы торговли и невмешательством государства во внешнеторговые связи). Протекционизм имеет давние исторические корни, но и в данное время большинство стран имеют особые таможенные законодательства, которые регламентируют и регулируют порядок экспортно-импортных операций. Вместе с тем, цивилизованные страны также проводят и политику фритредерства.

.   Разработка государственных программ и прогнозов. В большинстве стран эти рычаги применяют как результативное средство государственного регулирования экономики. Государственные программы поддерживают внедрение новых технологий в области экономики и социального развития населения.

Исходя из сложившейся ситуации, система хозяйственных механизмов должна включать в себя масштабные, чётко скоординированные социальные программы и быть ориентирована не на всё население страны, а, прежде всего, на менее защищенные контингенты. Например, в настоящее время в России финансируются такие программы федерального значения, как «Дети-инвалиды», «Дети России», «Социальная защита пожилых людей».

Таким образом, вышеуказанные направления государственного регулирования воздействуют на систему социальной защиты населения, создаваемую на макро- и микроуровнях развития общества с целью решения долговременных (стратегических) и кратковременных (тактических) задач. Специалисты в сфере социальной работы, обладающие социальными технологиями, должны применять в своей практической деятельности, все существующие в их арсенале, экономические методы для того, чтобы оказать помощь людям в решении наиболее жизненных социальных проблем в условиях переходного периода и становления в России рыночных отношений.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...