Практика социально-экономической поддержки населения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Основные методы социальной защиты при переходе к рыночным отношениям
Переход к социально-ориентированной рыночной экономике побуждает создать целостную, многообразную и эффективную систему социальной защиты, которая включает экономические и правовые гарантии обеспечения основных прав граждан (законодательно закрепленные государством формы и уровни удовлетворения потребностей разных групп населения). В данный период к социальным гарантиям причисляются: ) права, зафиксированные конституцией (на труд и льготы, которые связанны с его условиями, на медицинское обслуживание и образование, на жилище, на отдых); ) права, определяемые нормативными и законодательными актами (стипендии, минимальная заработная плата, пособия определенным категориям населения и пособия социального страхования, уровень пенсионного обеспечения). Нужно не только сохранить эти гарантии, но и наполнить их новым содержанием, укрепить финансовую базу и, что очень важно, дополнить их новыми гарантиями. Уже до завершения переходного периода, правовое обеспечение должны получить: право на собственность и доходы от неё, профессионально-квалификационный минимум оплаты труда, помощь при незанятости, право малообеспеченных слоёв населения на социальную поддержку общества. Эти гарантии должны обеспечить прожиточный минимум всем гражданам РФ. Прожиточный минимум - минимум денежных средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека и восстановления его работоспособности. Методы социальной защиты в новейших условиях должны основываться на базе социальных нормативов, которые складываются из научно обоснованных показателей уровня потребления разных благ и услуг, величин денежных доходов и прочих условий жизнедеятельности населения. Существенным среди социальных нормативов является минимальный потребительский бюджет.
Минимальный потребительский бюджет - нормативная основа системы социальной защиты, общий объём которой соответствует уровню номинального дохода, дающего возможность удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм потребления, необходимых для жизнедеятельности взрослых, для роста и развития детей. Доходы также должны быть достаточными для удовлетворения минимальных нужд: приобретения одежды, обуви, предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. Существуют основные элементы системы социальной защиты в области доходов и потребления, которые обязательно включают в себя прожиточный минимум (приложение). Таким образом, при переходе к социально-ориентированной рыночной экономике требуется обеспечить граждан прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом (основа системы социальной защиты).
Методы социально-экономической поддержки населения
Целесообразность использования экономических методов в социальной работе определяется их результативностью, а именно: достижением максимального социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств. К основным экономическим методам решения этой комплексной задачи можно отнести следующие: . Введение системы минимальных социально-экономических гарантий. Проблема определения нижнего порога минимума оплаты труда имеется всегда в экономике развитого государства. Так, до октября 1991 г. размер минимальной оплаты труда составлял 70 рублей, что равносильно 89,7% стоимости оценки прожиточного минимума. С конца 1991 г., минимальный размер оплаты труда вводится законодательно. В переходный период к рынку значение введения понятия прожиточного минимума весьма велико. В Указе Президента РФ «О системе минимальных потребительских бюджетов населения РФ» от 2 марта 1992 г. №210 на период преодоления кризисного состояния экономики правительству РФ было указано определять уровень (бюджет) прожиточного (физиологического) минимума, который дифференцировался по основным социальным группам и характеризовал минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг. Этот показатель официально отмечает черту бедности. Он является основным показателем при заключении коллективного договора или тарифного соглашения с руководством предприятия. Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума в ситуациях, когда ограниченны материальные и финансовые возможности государства, применяются в качестве базы для адресной социально-экономической поддержки малообеспеченных слоёв населения, дающей право на получение различного рода социальных выплат. В этом случае, прожиточный минимум и его бюджет выступают как важнейшие целевые ориентиры при регулировании доходов и потребления малообеспеченных групп населения.
. Во время перехода к рыночным отношениям наиболее остро встаёт проблема социальной защищённости жителей от роста цен (инфляции) и безработицы. . Для того, чтобы увеличение цен на товары и услуги не привело к катастрофическому уменьшению их потребления и, соответственно, снижению жизненного уровня, государство использует такой социально-экономический метод, как индексация доходов. Индексация доходов - это заранее установленный законодательно, или решением исполнительной власти, или при заключении трудового договора, механизм автоматической корректировки доходов в соответствии с ростом стоимости жизни. Другими словами, минимальная заработная плата, пенсии и другие виды фиксированных доходов должны расти по мере увеличения розничных цен и услуг. Не подвергаются индексации единовременные выплаты, доходы от собственности, акций, недвижимости. Индексация может производиться различными способами: периодически (по мере роста цен) или законодательно (в устанавливаемые сроки, например, раз в год, или на заблаговременно оговоренный процент).
. В отдельные периоды, для того, чтобы сохранить уровень обеспечения пенсиями и пособиями, используется такой социально-экономический метод, как компенсация расходов. Компенсация расходов - это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен, что может быть связано с: катастрофами природного или антропогенного характера, затратами на рождение детей, уходом за инвалидами. В целях социальной защиты используются и такие социально-экономические методы, как система компенсаций и льгот отдельным категориям населения, определяемых законодательно. Существуют также системы пособий, которые предоставляются детям и безработным. . Одним из методов социально-экономической поддержки населения являются субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 18 июня 1996 г. № 707 компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг даются гражданам в рамках социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учётом прожиточного минимума и совокупного дохода семьи. При этом собственные затраты граждан не должны быть больше половины учрежденного минимального размера оплаты жилья, если совокупный доход семьи в расчёте на одного человека не превышает установленного прожиточного минимума. . Методы социально-экономической поддержки, в большинстве случаев, предоставляются в виде косвенного финансирования. Например, в виде освобождения определённых категорий граждан от разных видов налогообложения. Так, от уплаты налога на собственность освобождаются участники войн и боевых действий, инвалиды I и II группы и инвалиды с детства, пенсионеры и некоторые другие категории граждан. . В этой же категории социально-экономических методов можно выделить порядок предоставления бесплатных социальных услуг на дому и в стационаре. Одинокие престарелые живут в интернатах бесплатно. Но, если у них есть родственники, которые обязаны содержать их по закону, то частично они платят за содержание, если среднедушевой доход их семьи превышает прожиточный минимум на 150%.
В связи с вышеизложенным, очевидна необходимость совершенствования системы социального обслуживания населения, чтобы она могла адекватно обеспечить права граждан в этой сфере. Одной из важнейших в технологии защиты населения стала проблема его общей социально-экономической поддержки и защиты от воздействия условий переходного периода. Для этого применяются следующие социально-экономические методы: система минимальных социально-экономических гарантий; компенсация доходов; индексация доходов; система льгот и субсидий; бесплатные социальные услуги на дому и в стационаре. Социальным рискам всегда подвержен каждый человек и поэтому помощь и социальная защита остаются важным решением данных проблем не только у нас в стране, но и во всём мире. Заключение
Экономические методы социальной работы занимают одно из ведущих мест в системе социальной защиты и поддержки. Они подталкивают к стремлению обеспечить себя и свою семью, и, в то же время, оказывают социально-экономическую поддержку тем, кто в ней нуждается. На основании материалов рассмотренных в работе можно сделать ряд выводов: · Социальная работа строится на основе экономических законов, которые обеспечивают интересы отдельной личности и общества в целом. · Социальная защита обеспечивает и создаёт условия для поддержания жизни разных социальных слоёв населения. В систему социальной защиты входят: 1. государственная система развития высоких технологий; . направление науки на решение социальных задач; . система социального страхования и пенсионного обеспечения; . рост потребления и поддержание покупательной способности; . индексация доходов; . определение минимальной заработной платы на основе прожиточного минимума; . материальная помощь населению; . финансовая помощь государства в подготовке, переподготовке кадров и контроле в трудоустройстве; . поддержание определенного уровня образования, медицинской помощи, жилищного обеспечения, сферы услуг, экологической защиты населения; . понимание системы социальной защиты как гаранта социального развития индивида; . налоговые льготы для предпринимателей, которые вкладывают свои средства в образование, систему социальной защиты, благотворительные фонды. Существуют основные направления государственного регулирования в социально-экономической политике:
• государство является собственником и активным субъектом рынка; • мероприятия по разгосударствлению государственной собственности: приватизация, создание социальной справедливости; выкуп предприятий трудовым коллективом и т. д.; • рыночные организации производства предоставляют разные формы; • законодательная регламентация предпринимательства; • государственная поддержка малого бизнеса; • налоговая политика; • государственное регулирование цен; • государственная регламентация учёта и отчётности; • кадровая политика; • внешнеэкономическая, протекционистская и фритредерская политика; • разработка государственных программ и прогнозов. Применяются следующие социально-экономические методы: система минимальных социально-экономических гарантий (минимальная заработная плата, прожиточный минимум); система льгот; компенсация доходов; система государственных пособий; нормативный анализ (изучение и определение размера пенсий, пособий); позитивный анализ (взаимосвязь экономических явлений). Создаваемая в данное время система социальной защиты населения во многом основывается на опыте наиболее развитых зарубежных стран с рыночной экономикой. Всё же, если в России её основные элементы создаются одноразово, на законодательной основе и преимущественно на государственной экономической базе, то в большинстве других стран система социальной защиты стала результатом довольно долгого развития и выделяется множеством форм и экономических источников. В то же время, системы социальной поддержки имеют и общие, обусловленные основными особенностями социализированной экономики характеристики, что позволяет творчески заимствовать опыт других стран. Глоссарий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|