Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные, наиболее общие этапы учебной деятельности в рисунке




РИСУНОК

ТЕМА №1: Рисунок как основа изобразительного искусства

ВОПРОСЫ:

1. Рисунок – как вид графики. Назначение и функции рисунка.

2. Основные, наиболее общие этапы учебной деятельности в рисунке

3. Изобразительные и выразительные средства рисунка.

Рисунок – как вид графики. Назначение и функции рисунка.

С древнейших времен, основным средством в развитии искусств, графическим средством изображения технологических процессов, проектирования научных изобретений, был линейный, штриховой или точечный рисунок.

Вместе с развитием цивилизации в культуру людей входили Рисунок и Речь, являясь средствами отражения внешнего мира, формируя язык межличностных и межсоциальных отношений, помогая создавать объекты рукотворного мира, развивая формы человеческого творчества. Несомненно, у всех народов рисунок участвовал в создании слов и письменности. Но если слово, письмо, чтение в конце XX в. в какой-то мере доступны каждому человеку, то внешне простые средства рисунка понимают и используют немногие.

В понятие «рисунок» вложены разные трактования и представления, объективные и субъективные оценки его возможностей. Перечисление его многочисленных признаков говорит о сложности предмета, о его глубоких всесторонних связях со всей человеческой культурой, историей развития искусства. Иногда его называют изобразительным языком, понятным без перевода людям разных национальностей. Как и в речи человека, так и в рисунке отражается процесс мышления и общения человека с другими людьми. При этом в рисунке доминирующими могут оказаться в одном случае объективные, рациональные, научные, в другом ‑ субъективные, эмоциональные, эстетические подходы в использовании выразительных средств ‑ точек, линий, тона; изобразительного материала ‑ карандаша, пера, кисти и т.д.

Работы величайших мастеров в истории искусства позволяют проследить историю развития рисунка как средства фиксации мыслей художника, рассказать об особенностях творческого преобразования планируемого художественного образа, выразительных возможностях графического изображения в контексте личностного прочтения каждого мастера.

Основы выразительности современного рисунка заложены в эпоху Древней Греции и, далее, в эпоху Возрождения. Мастера эпохи итальянского Возрождения заложили принципы классического структурно-конструктивного рисунка, который, как они утверждали, лежит в основе изобразительных искусств — живописи, скульптуры и архитектуры и определяется, прежде всего, использованием в мышлении и для изображения основных узловых точек и направляющих линий формы. В дальнейшем эти установки получили развитие при преподавании рисунка в разных странах и коротко сформулированы в тезисе — «рисовать через две точки линиями». Логическая схема и главные требования конструктивного рисунка формируют представления о закономерностях формообразования, ее строении; правилах обозначения в рисунке статики, или динамики; в какой-то степени открывают закономерности распределения светотени на форме и в пространстве. Именно эпоха Возрождения выделяет рисунок как самостоятельный элемент, самодостаточный вид изобразительного искусства

В общей классификации изобразительных видов искусст в – «живопись», «графика», «скульптура», и, отчасти, «архитектура»рисунок определяется как составная часть графики, вид графики.

Как средство выразительности формы ‑ рисунок графическая основа всех изобразительных искусств, структурная организация любого изображения и графического, и живописного, и скульптурного, и декоративного, выполняет функции организации и обозначения формы в определенном материале искусства, например на бумаге, холсте и др., и далее, в зависимости от вида искусства, изобразительные и выразительные средства рисунка (графит или уголь, линия и штрих), либо продолжают формировать и уточнять изображение формы, что в результате определяет работу как графическую, либо уступают место другим материалам искусства, их выразительным и изобразительным средствам, например: цвет и краски в живописи, цветные стекла витража или мозаики в ДПИ и т.д.,

В рисунке, как виде графики, вопросы поиска формы, фактуры, передачи иллюзии объема, решаются от начала и до конца графическими материалами, не обладающими широким цветовым разнообразием ‑ графитный карандаш, уголь, сангина, соус, тушь и др.. Следовательно, тоновые отношения, тоновый контраст, контраст белого и черного, нюансы серых полутонов – основное выразительное средство и рисунка, и графики как искусства вообще. При этом рисунок может выполнять различные задачи, быть в разной степени самодостаточным и завершённым.

По визуально-техническим характеристикам рисунокэто изображение, выполненное рукой человека на фиксированной поверхности, с помощью графических материалов, а также графических выразительных средствточки, линии и пятна.

Рисунок различают: по видам; формам; технике; методам и характеру рисования; по назначению; жанрам.

Основные виды художественного рисунка: станковый рисунок, эскиз, набросок зарисовка с натуры, учебный рисунок, штудия; формы: длительный рисунок и краткосрочный; технику определяют изобразительные материалы, основы на которых производится рисунок, мастерство и опыт художника; по методам и характеру рисования – линейный; тоновый ‑ пятновый, штриховой, точечный ‑ предполагающие обозначение тонового разнообразия поверхности предмета.

По назначению различают:

1) станковый рисунок – законченное графическое изображение,выполненное на мольберте на отдельном листе, обладающее идейной ценностью и целостностью образа;

2) подготовительный рисунок ‑ полноценный «картон», обычно, в натуральную величину, на отдельном листе бумаги воплощающий образ для последующего решения в другом материале и на другой основе, например: эскиз декорации к театральной постановке. В учебном рисунке подготовительным можно считать наброски и зарисовки как промежуточное звено для следующего этапа ‑ синтеза всего наработанного материала в более сложной и часто не натурной композиции;

3) вспомогательный рисунок, необходим для фиксации, непосредственно на холсте(в живописи), предположительного образа и последующего их воплощения материалами живописи, фрески, мозаики, витража и т.д. выполняет роль средства для поиска формы, несущей образное наполнение, ‑ образа который, предположительно, ляжет в основу произведения с другими выразительными средствами (краска, пластилин, гипс);

4) учебный рисунок (академический рисунок) – вид рисунка, система обучения, целенаправленная, планируемая изобразительная деятельность, в ходе которой решаются вопросы анализа формы предметного мира, средств реализации образов восприятия и мышления в материальной форме искусства графики.

Основными задачами учебного рисунка являются:

- развитие способности аналитического зрительного восприятия объектов и явлений окружающего мира, формирование навыков сознательного всестороннего анализа и изображения натуры;

- развитие зрительной памяти, наблюдательности, точности глазомера.

- развитие объемно-пространственного мышления и т.д.

Необходимым условием является, обязательно сознательная постановка аналитического видения натуры, а также умение логически последовательно изображать ее на листе бумаги.

Основным методом обучения рисунку является рисование с натуры, при котором в процессе изображения формируются необходимые умения и навыки, развиваются зрительная память и воображение, активизируется процесс эстетического восприятия окружающего, развивается культура восприятия, культура творческой деятельности.

 

Основные, наиболее общие этапы учебной деятельности в рисунке

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...