Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Противоречия как движущая сила процесса обучения.




Противоречия как движущая сила процесса обучения.

   Дидактика (=обучение) является частью педагогики, которая изучает важнейшие проблемы теоретических основ обучения. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения, и использование их для успешного достижения задач образования.

   Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных

задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами

педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии.

    !!! Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся – их умственного развития!!!

   1. Противоречие между объемом знаний, накопленных цивилизацией, и объемом знаний, перенимаемых учеником. Это противоречие содействует улучшению содержания образования.

   2. Противоречие между практическими задачами, стоящими перед учеником, и его индивидуальными способностями. Как правило, начиная обучение, учащийся не имеет даже элементарных понятий о дисциплине. На этом этапе учителю необходимо заинтересовать ученика.

   3. Противоречие между учебными задачами и уровнем развития ученика. На разных этапах обучения уровень сложности учебных заданий повышается. Здесь важна адекватная оценка учеником своих способностей. Если задание намного превышает уровень развития ученика, то оно, скорее всего, окажется не выполненным или выполненным не в полной мере.

   4. Противоречие между наукой и школьным предметом. Учитель, как правило, обладает большим объемом знаний, чем предлагает ученикам в ходе обучения, поскольку реализация школьного образования не всегда требует от учащегося глубоких аналитических знаний по предмету.

   Как показывает практика, процесс обучения имеет некоторые общие закономерности. Их выявление помогает разработать способы осознанного управления обучением.

   Закономерности обучения – это теоретическая база для понимания обучения. Как

правило, они носят вероятностно-статистический характер и не предполагают практических установок для конкретных действий, но благодаря их вскрытию возможна разработка конкретных правил работы преподавателя.

   Следует четко понимать, что эти закономерности весьма субъективны и зависят в своем проявлении от деятельности преподавателя. Современные педагоги выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние.

   Внешние закономерности зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д.

   Внутренние закономерности связаны с целями, методами и формами обучения.

   Назовем некоторые из этих закономерностей.

   1. Процесс обучения носит как образовательный, так и воспитательный характер. В ходе его реализации влияние на ученика может склоняться в одну либо в другую сторону.

   2. Процесс обучения требует постоянного повторения пройденного материала.

   3. Процесс обучения требует интенсивности и сознательности работы ученика и учителя.

   4. Процесс обучения требует от обучаемого применения поисковых методов и анализа изученного материала.

   Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским: !!!

   Сознательности и активности;

   Наглядности;

   Систематичности и последовательности;

   Прочности;

   Научности;

   Доступности;

   Связи теории с практикой.

   Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов.

   Ведущие теории обучения. Виды и модели обучения.

   Ассоциативная теория обучения пропагандирует полисенсорность познания и репродукцию (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская, Ю. А. Самарин).

   В основе данной теории лежит положение о том, что всякое обучение опирается, прежде всего, на чувственное познание (ощущение, восприятие, представление).

   Главным методом обучения выступает упражнение. В процессе обучения у учащихся вырабатываются ассоциации между понятиями, формируются системные связи, которые отражают определенные отношения между предметами и явлениями окружающей действительности

   Теория поэтапного формирования умственных действий

   (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, А. Н. Леонтьев). Представители данной концепции, анализируя деятельность человека, предлагают переход из материального плана в словесный, а затем в действие в уме. Согласно концепции П. Я. Гальперина, переход от действия к мысли проходит несколько этапов, причем на каждом из них отрабатываются определенные показатели, подготавливающие переход на следующий этап. П. Я. Гальперин считал, что свернутость процессов мышления подготовляется предшествующими этапами усвоения: составлением предварительного представления о задании, усвоением действия с предметами, освоением действий в плане слышимой речи, перенесением действия в умственный план.

   Теория развивающего обучения (И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).  

   Взаимосвязь обучения и развития человека была и остается одной из центральных проблем образования.

   Развивающее обучение К. Д. Ушинский рассматривал как сложный психологический процесс, состоящий из нескольких этапов: осознания, закрепления, запоминания и практического применения заученного. Он видел в развивающем обучении не просто процесс приобретения знаний и развития мышления, а важнейшее средство воспитания, формирования нравственных качеств личности в целом.

   Основные модели образования.

   Традиционная модель образования, или поддерживающая модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры (репродукция культуры прошлого). Представители данной модели образования — Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Мажо, Д. Равич, Ч. Финни и др. Модель предполагает многообразие технологий природопользования, идеалы, системы ценностей, социально одобряемые стереотипы и императивы поведения.

   Целью функционирования традиционной системы образования является формирование базовых знаний, умений и навыков (в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции), позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению иных знаний, умений и ценностей.

   Рационалистическая модель образовани я (Б. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер) предусматривает такую его организацию, которая обеспечивает приспособление человека к существующему обществу. Школа — «образовательный конвейер». Для этого производится трансляция специально отобранных культурных ценностей. Идеал деятельности учителя и ученика — точная репродукция, выполнение алгоритма.

   Творческий характер обучения и учения не обсуждается, его просто нет. У воспитанников (учащихся) вырабатывается адаптивный «поведенческий репертуар», разработанный априори и необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества.

   Феноменологическая модель образования (Р. Берне, К. Роджерс) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, учет их интересов и потребностей. Содержание образования должно соответствовать генотипу человека. Обязательным является создание условий для самопознания (ситуации выбора) и поддержки уникального развития каждого участника педагогического процесса.

   Неинституциональная модель образования (Л. Бернард, П. Гудман, Ж. Гудлэд, И.

Иллич, Ф. Клейн, Дж. Холт) означает организацию образования вне социальных институтов (школ, вузов): с помощью «открытых школ», дистантного обучения и проч. Такие образовательные учреждения могут иметь различные цели и содержание образования, средства и способы его получения, формы организации, субъекты и объекты

образовательного процесса, образовательную среду и результаты образования.           Результаты образования выражаются в уровне образованности человека, которая включает в себя не только сумму определенных знаний и освоенных технологий, но и приобретенные коммуникативные навыки, которые называются воспитанностью. 
    Содержание образования. Документы, регламентирующие содержание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...