Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы организации обучения. Урок как основная форма организации обучения.




Формы организации обучения. Урок как основная форма организации обучения.

Структура и пути совершенствования современного урока. Классно-урочная система Я. А. Коменского (1592-1670)

   Урок ‒ форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно

установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

   Компоненты (объяснение нового материала; закрепление; повторение; проверка знаний, умений, навыков) характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся. Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между этапами урока, т. е. его структуру.

   Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Структура урока зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов.

   Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке.

   ПО ФГОС СЕЙЧАС ДРУГИЕ ТИПЫ УРОКОВ! И ЭТАПЫ!

   2. Классификация уроков по логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса (С. В. Иванов):

   • вводный урок;

   • урок первичного ознакомления с материалом;

   • урок усвоения новых знаний;

   • урок применения полученных знаний на практике;

   • урок закрепления, повторения и обобщения;

   • контрольный урок;

   • смешанный, или комбинированный, урок.

   ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

   1. организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

   2. проверка домашнего задания;

   3. проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

   4. постановка цели занятия перед учащимися;

   5. организация восприятия и осмысления новой информации;

   6. первичная проверка понимания;

   7. организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т. ч. смена вариантов) по образцу;

   8. творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

   9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

   10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

   11. домашнее задание к следующему уроку;

   12. подведение итогов урока

   Тенденции развития урока. Урок как организационная форма обучения — явление динамическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса в направлении его целостности. Прежде всего это выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения — образовательно-воспитательно- развивающей, а следовательно, и в его направленности на творческое развитие сущностных сил учащихся.

   Другая тенденция развития урока проявляется в наполнении урока жизненно важным содержанием, в организации обучения как естественного компонента жизнедеятельности учащихся. В связи с этим урок все более становится не только специально организованной формой познания, но и полноценным в социальном и нравственном отношении общением.

ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

   В педагогической теории и практике различают следующие виды контроля: текущий,

промежуточный и итоговый.

   Текущий контроль – основной вид проверки знаний, умений и навыков учащихся. Его задача – регулярное управление учебной деятельностью студентов и ее корректировка. Он позволяет получать первичную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, а также стимулировать регулярную, напряженную и целенаправленную работу студентов.

   Этот контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением закрепляемым повторением и применением учебного материала.

   В результате проверки преподаватель получает основания для прогнозирования хода изучения нового материала на определенном отрезке учебного процесса: в достаточной ли степени сформированы те или иные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала.

   Для проведения текущего контроля используются разнообразные формы его организации.

   Наиболее распространенными являются письменные проверочные работы (самостоятельные работы).

   Самостоятельная работа является одной из форм организации учебной деятельности учащихся, которая способствует развитию их самостоятельности и активности в обучении.

   Периодический (рубежный) контроль позволяет определять качество изучения учениками учебного материала по разделам, темам, предметам. Обычно такой контроль проводится несколько раз в полугодие. Примером такого контроля могут служить контрольные работы.

   Рубежный контроль, как правило, охватывает учеников всего класса и проводится в виде устного опроса или письменных работ. Рассмотрим особенности проведения письменных контрольных работ.

   В практической деятельности наиболее часто используются следующие виды контрольных работ:

   • теоретические (проверяют усвоение основных теоретических положений изученного

раздела);

   • практические (проверяют умения применять полученные знания для решения конкретных задач);

   • комплексные (содержат задания теоретического и практического характера).

   Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени усвоения студентами системы знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения отдельного предмета.

   Итоговый контроль – это интегрирующий контроль и именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания и умения на новый уровень.

   Сегодня в качестве инновационных средств используют ТЕСТИРОВАНИЕ, МОДУЛЬНУЮ И РЕЙТИНГОВУЮ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА, УЧЕБНЫЕ ПОРТФОЛИО.

   Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества.

   Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года.

   Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной четырехбалльной системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося.

   Рейтинг (от английского «rating») – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию».

   Рейтинговая система эффективна благодаря тому, что она:

   1. учитывает текущую успеваемость студента и тем самым значительно активизирует

его самостоятельную и равномерную работу в течение всего семестра;

   2. более объективно и точно оценивает знания студента за счет использования дробной 100-бальной шкалы оценок;

   3. создает основу для дифференциации студентов, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;

   4. позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым студентом.

   Учебное портфолио. В наиболее общем понимании учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от одноклассников, учителей, родителей, тестовых центров, общественных организаций... ), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения.

   Мониторинг. В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», кроме понятия «диагностика» все чаще стали использовать понятие «мониторинг».

   Под мониторингом в системе «педагог – обучающийся» понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися материала и его корректировку.

   Иначе говоря, мониторинг – это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог – обучающийся», позволяющие наблюдать и, по мере необходимости, корректировать продвижение обучаемого от незнания к знанию.

   Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе.

   В педагогической науке выделяют шесть функций мониторинга интегративная (обеспечивает комплексную характеристику процессов, происходящих в системе образования диагностическая оценка состояния системы образования и происходящих в ней изменений ) экспертная (осуществление экспертизы состояния, концепций, форм, методов развития системы образования) информационная (регулярное получение информации о состоянии и развитии системы образования) экспериментальная (поиск и разработка диагностических материалов и апробация их на валидность, технологичность, надежность образовательная изучение и удовлетворение образовательных потребностей педагогов по проблемам контрольно-оценочной деятельности)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...