Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

образования.. нормативных документах.




образования.

   Содержание образования (обучения, учебного процесса) — конкретный ответ на вопрос чему учить подрастающие поколения. Под содержанием понимается четкая система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного

заведения. Эта система содержит знания об окружающем мире, современном производстве, культуре и искусстве; обобщенные интеллектуальные и практические умения приобретения знаний и способов их использования; навыки познавательной деятельности, творческого решения теоретических и практических проблем, овладение которыми обеспечивает определенный уровень интеллектуального, социального и духовного развития учащихся.

   Категория содержания образования отображает социальный опыт, в котором выделяются известные людям знания о природе, человеке, обществе; приобретенные знания о человеческих умениях выполнения известных способов деятельности; опыт решения новых проблем, которые возникают перед обществом; опыт общественных и межличностных отношений; опыт познания мира и человека в нем; оценочные суждения о жизни, природе, окружающем мире и т. д.

   Требования к содержанию образования лаконично определены в государственных

нормативных документах.

   Так, в текст действующей Конституции РФ внесено положение о том, что государство устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

   В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов.

   Кроме того, в Законе РФ «Об образовании» (ст. 14) отмечается, что «…содержание

образования должно обеспечивать:

   – адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры;

   – формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

   – интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

   – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

   – воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества»

   Стандарт образования  – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Образовательные стандарты определяют:

   – обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

   – максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

   – требования к уровню подготовленности выпускников.

   Учебные планы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный (рабочий) план школы.

   Образовательная (учебная) программа – нормативный документ, раскрывающий содержание учебного предмета, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

   Образовательные (учебные) программы бывают:

   – типовыми

   – рабочими

   – авторскими

   – индивидуальными

   Учебники и учебные пособия. Конкретизация содержания образовательных программ находит отражение в учебниках и учебных пособиях различных типов (хрестоматиях, задачниках, практикумах, дидактических пособиях, книгах для внеклассного чтения, картах, учебных видеофильмах и т. п. ).

   Методы, приемы и средства обучения.

   Методы обучения — это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.

   Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.

   Прием обучения — составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».

   Средства обучения – это источник получения новых знаний, формирования умений и навыков. К ним относятся наглядные пособия, научная и художественная литература, кинематограф, ТСО, аудио и видеоаппаратура, компьютерные классы, реальные объекты, производство и т. п.

   Основные функции средств обучения – информационная, дидактическая и контрольная.

   Условно все дидактические средства можно разделить на простые и сложные по нарастанию возможности заменять действия педагога и автоматизировать действия ученика.

   Простые средства: а) учебники, хрестоматии, раздаточные материалы; б) визуальные средства – картины, карты, модели, реальные объекты и пр.

   Сложные средства: а) механические визуальные приборы – эпидиаскоп, микроскоп,

кодоскоп и пр.; б) аудиальные средства – магнитофон, радио, проигрыватель; в) аудиовизуальные – ТВ, видео, кинофильм; г) автоматизирующие процесс обучения – лингафонные кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети.

   Классификация методов обучения по дидактической цели (Данилов М. А., Есипов Б. П. ).

   - методы приобретения новых знаний;

   - методы формирования умений и навыков;

   - методы применения знаний;

   - методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.

   Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (Лернер И. Я., Скаткин М. Н. ).

   По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала.      Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся.

   Выделяют следующие методы:

   - объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);

   - репродуктивные;

   - проблемного изложения;

   - частично-поисковые (эвристические);

   - исследовательские.

   Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю. К. ).

   Согласно этой классификации методы обучения делятся на три группы:

   1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

   2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

   3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной

деятельности. 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...