образования.. нормативных документах.
образования. Содержание образования (обучения, учебного процесса) — конкретный ответ на вопрос чему учить подрастающие поколения. Под содержанием понимается четкая система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Эта система содержит знания об окружающем мире, современном производстве, культуре и искусстве; обобщенные интеллектуальные и практические умения приобретения знаний и способов их использования; навыки познавательной деятельности, творческого решения теоретических и практических проблем, овладение которыми обеспечивает определенный уровень интеллектуального, социального и духовного развития учащихся. Категория содержания образования отображает социальный опыт, в котором выделяются известные людям знания о природе, человеке, обществе; приобретенные знания о человеческих умениях выполнения известных способов деятельности; опыт решения новых проблем, которые возникают перед обществом; опыт общественных и межличностных отношений; опыт познания мира и человека в нем; оценочные суждения о жизни, природе, окружающем мире и т. д. Требования к содержанию образования лаконично определены в государственных нормативных документах. Так, в текст действующей Конституции РФ внесено положение о том, что государство устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43). В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов. Кроме того, в Законе РФ «Об образовании» (ст. 14) отмечается, что «…содержание
образования должно обеспечивать: – адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры; – формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; – интеграцию личности в национальную и мировую культуру; – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; – воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества» Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Образовательные стандарты определяют: – обязательный минимум содержания основных образовательных программ; – максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; – требования к уровню подготовленности выпускников. Учебные планы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный (рабочий) план школы. Образовательная (учебная) программа – нормативный документ, раскрывающий содержание учебного предмета, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Образовательные (учебные) программы бывают: – типовыми – рабочими – авторскими – индивидуальными Учебники и учебные пособия. Конкретизация содержания образовательных программ находит отражение в учебниках и учебных пособиях различных типов (хрестоматиях, задачниках, практикумах, дидактических пособиях, книгах для внеклассного чтения, картах, учебных видеофильмах и т. п. ). Методы, приемы и средства обучения.
Методы обучения — это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей. Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения. Прием обучения — составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Средства обучения – это источник получения новых знаний, формирования умений и навыков. К ним относятся наглядные пособия, научная и художественная литература, кинематограф, ТСО, аудио и видеоаппаратура, компьютерные классы, реальные объекты, производство и т. п. Основные функции средств обучения – информационная, дидактическая и контрольная. Условно все дидактические средства можно разделить на простые и сложные по нарастанию возможности заменять действия педагога и автоматизировать действия ученика. Простые средства: а) учебники, хрестоматии, раздаточные материалы; б) визуальные средства – картины, карты, модели, реальные объекты и пр. Сложные средства: а) механические визуальные приборы – эпидиаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.; б) аудиальные средства – магнитофон, радио, проигрыватель; в) аудиовизуальные – ТВ, видео, кинофильм; г) автоматизирующие процесс обучения – лингафонные кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети. Классификация методов обучения по дидактической цели (Данилов М. А., Есипов Б. П. ). - методы приобретения новых знаний; - методы формирования умений и навыков; - методы применения знаний; - методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (Лернер И. Я., Скаткин М. Н. ). По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся. Выделяют следующие методы: - объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные); - репродуктивные;
- проблемного изложения; - частично-поисковые (эвристические); - исследовательские. Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю. К. ). Согласно этой классификации методы обучения делятся на три группы: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|