Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учиться трудно




 

ТЫ УЖЕ ХОДИШЬ В ШКОЛУ? ИЛИ ЕЩЁ ТОЛЬКО ГОТОВИШЬСЯ, НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ХОДИШЬ? И КАК, ВСЁ ПОЛУЧАЕТСЯ?

Если всё-всё и притом легко, то это здорово. Значит, и учиться приятно, и оценки хорошие, и времени много остаётся для других интересных дел.

НО ТАК ВЕЗЁТ НЕ ВСЕМ. НЕКОТОРЫЕ РЕБЯТА, КОТОРЫЕ ОЧЕНЬ ХОТЕЛИ В ШКОЛУ И БЫЛИ УВЕРЕНЫ, ЧТО УЖ ОНИ-ТО НЕ БУДУТ ЛЕНИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ БУДУТ ХОРОШО, ВДРУГ ОБНАРУЖИВАЮТ, ЧТО УЧИТЬСЯ ХОРОШО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ!

Вроде и не ленятся. Вроде стараются. И никак! То ошибок насажаешь, то задачка не решается, то записать не успеешь, то в тетради грязно, то просто стихотворение не желает в голову залезать. А то и вообще забудешь, что задали или что надо было принести. И вот пожалуйста — двойка!

А если двойка не одна?

И мама с папой расстраиваются?

Или ругают?

А учительница сердится?

А ребята смеются — мол, глупый, не понимает ничего?

И самому становится страшно: а вдруг я — неспособный?

Ну вот неспособный, и всё тут.

НЕСПОСОБНЫЙ

 

 

БЫВАЕТ ЖЕ ТАКОЕ?

И всю жизнь буду не учиться, а только зря мучиться. И ничего у меня не получится. И даже стараться не стоит.

И ДАЖЕ ПРОБОВАТЬ.

Если даже не пробовать, все будут думать, что это я просто лентяй. Или что мне наплевать на учебу. Вот и хорошо.

ЛЕНТЯЙ — ЭТО ЛУЧШЕ ВСЁ-ТАКИ, ЧЕМ ДУРАК.

Не так обидно.

Ой-ой-ой…

Вот примерно так школьник, у которого просто бывают двойки, и превращается в двоечника. Ведь двоечник — это не тот, у кого оценки плохие.

Это тот, кто плохо думает о себе и о своих способностях. Кто сдался и рукой махнул на учёбу — не получается, ну и не больно-то надо.

ЧТО С МЕНЯ ВОЗЬМЁШЬ — Я ЖЕ ДВОЕЧНИК! НЕСПОСОБНЫЙ СОВСЕМ.

Неспособный совсем. Очень грустное превращение. Потому что если человек получил двойку — это не страшно. Подумаешь, и Пушкин двойки получал. И Эйнштейн. И твои родители наверняка. И учительница. И даже директор школы. Ничего, выучились, вон сколько теперь всего знают. А вот если человек плохо думает о себе и рукой на себя махнул — это дело серьёзное.

Такой человек не сможет уже ни стихи красивые написать, ни открытие важное сделать, ни детей хорошо воспитывать. И не будут про него потом рассказывать с удивлением: «Надо же, Пушкин — а двойки получал! Вот это да! »

Вообще никак рассказывать не будут, скорее всего, а чего интересного-то?

Надеюсь, ты не собираешься становиться неинтересным человеком?

Тогда предлагаю сразу договориться:

НЕСПОСОБНЫХ ЛЮДЕЙ НЕ БЫВАЕТ. ТАКИХ, ЧТОБЫ ПРЯМ ВООБЩЕ НИ К ЧЕМУ. ПРОСТО СПОСОБНОСТИ У ВСЕХ У НАС ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ.

 

 

Вот, например, девочка Маша.

ЕЙ ТРУДНО:

учить стихи, читать быстро и с выражением, вести себя вежливо, когда она сердита, сидеть смирно весь урок и ладить с другими девочками.

ЕЙ ЛЕГКО:

бегать быстрее всех в классе, давать сдачи, если её обижают, лазать по деревьям, решать примеры по математике и находить общий язык с собаками, даже самыми большими и страшными на вид.

Способная Маша или нет?

 

 

Или вот мальчик Никита.

ЕМУ ТРУДНО:

быстро бегать, успевать всё записывать на уроке, не обижаться, когда дразнят, поддерживать порядок на парте и в портфеле — там вечно всё валяется вперемешку.

ЕМУ ЛЕГКО:

читать даже очень толстые книжки, запоминать и самому сочинять стихи, плавать, играть в шахматы и вежливо разговаривать со взрослыми.

Он способнее Маши? Или наоборот?

 

 

Сам видишь, ответить на этот вопрос непросто.

Спросишь учителя физкультуры — он скажет: «Маша способнее». Спросишь учителя по чтению — он скажет: «Никита, конечно».

КТО ПРАВ?

 

У каждого человека — свой набор способностей. Своя, ни на кого не похожая мозаика, свой узор. Кто-то легко запоминает стихи, но плохо цифры. Кто-то всегда найдёт дорогу в лесу, но совсем не понимает и не любит музыку.

Кто-то очень усидчивый, но в неожиданной ситуации теряется. Кто-то прекрасно танцует, но рисует так себе. Кто-то пишет без ошибок, но сочинить свою историю ему трудно. У кого-то ужасный почерк, зато любую задачку он решает с ходу. А кто-то наоборот.

Узор, который образуют способности каждого человека, похож на компьютерную карту большого города, на которой показаны пробки.

 

 

Где-то поток машин быстро катится вперёд, где-то — затор, а там вообще дорога перекрыта и можно только в объезд. Трудности могут быть временные: надо подождать — и пробка рассосётся. А могут быть и постоянные — ну, узкая в этом месте дорога, и расширять некуда. Лучше поискать другой путь. Как говорится, умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт!

Поэтому, если ты недоволен своими способностями, или тебе кто-то говорит, что ты неспособный, первым делом надо прекратить паниковать и отчаиваться и начать ИЗУЧАТЬ КАРТУ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ

СОСТАВЬ ПРО САМОГО СЕБЯ СПИСКИ:

МНЕ ТРУДНО (получается так себе)

МНЕ ЛЕГКО (получается почти всегда хорошо)

 

Только в списках должны быть разные способности, не обязательно те, что нужны на уроках или на других занятиях. Может быть, ты хорошо (или не очень) умеешь:

УЛАЖИВАТЬ ССОРЫ;

ЗАБОТИТЬСЯ О ДРУГИХ;

ШУТИТЬ;

УПОРНО ДОБИВАТЬСЯ ЦЕЛИ;

ФАНТАЗИРОВАТЬ;

НАВОДИТЬ ПОРЯДОК;

ВЫШИВАТЬ;

ПОХОЖЕ ПЕРЕДРАЗНИВАТЬ;

ИСКАТЬ ГРИБЫ;

ЛЕГКО ПРОСЫПАТЬСЯ РАНО УТРОМ

ДА МАЛО ЛИ ЧТО ЕЩЁ!

Попроси родителей сделать это вместе с тобой, они могут подсказать ещё какие-то важные пункты. А может, они сами захотят и про себя такие списки составить? Это очень интересно — сравнивать списки.

ЧЕМ ТЫ ПОХОЖ НА МАМУ, А ЧЕМ НА ПАПУ? А ЧЕМ НА КОШКУ?

Чем больше пунктов, тем лучше. И справа, и слева. Удивляешься? Почему чем больше пунктов «мне легко», понятно. А что хорошего, если пунктов «мне трудно» много?

Подумай!

Догадался?

В этом весь секрет.

Внимание:

ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ НОВОСТЬ

Со временем многие пункты из колонки «трудно» могут перейти в колонку «легко». И даже не могут, а ОБЯЗАТЕЛЬНО перейдут.

Так и будут туда один за другим перескакивать. Ты станешь постарше и будет легче, например, быть внимательным, или быть вежливым, даже если внутри всё кипит, или писать без ошибок, или аккуратно заплетать косички.

А вот обратно — нет!

ОБРАТНО НЕ ПЕРЕХОДЯТ!

Раз уж ты умеешь хорошо ездить на велосипеде, то и будешь всегда уметь. Если быстро читаешь — медленнее не начнёшь. Хорошо подмечаешь смешное — всегда будешь, и ещё даже лучше. Здорово печёшь яблочный пирог — ещё много всего вкусного научишься готовить.

Конечно, лазить по деревьям когда-нибудь станет сложнее.

Лет в пятьдесят.

Но это так нескоро, стоит ли расстраиваться?

Теперь понимаешь, почему чем длиннее список «мне трудно», тем лучше? Потому что неспособности могут — оп! — превращаться в способности.

 

 

ХОТЯ ИНОГДА ЭТО НЕ ПРОИСХОДИТ САМО СОБОЙ И НУЖНО ПОСТАРАТЬСЯ.

И ПРЕВРАЩЕНИЯ ИНОГДА БЫВАЮТ НЕ ОДИН В ОДИН, А ПОСЛОЖНЕЕ. НАПРИМЕР, ЕСЛИ КОМУ ТРУДНО ДАЁТСЯ МАТЕМАТИКА, ТО, МОЖЕТ БЫТЬ, ОН НЕ СМОЖЕТ С ЛЁГКОСТЬЮ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ И ПРИМЕРЫ.

ВОЗМОЖНО, В ЭТОМ МЕСТЕ НА ЕГО КАРТЕ И ПРАВДА ДОРОГА УЗКОВАТА. НО ЗАТО, ПОКА ОН БУДЕТ ПРОБОВАТЬ СНОВА И СНОВА, ОН НАУЧИТСЯ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ, НЕ ОТЧАИВАТЬСЯ, УКРЕПИТ ХАРАКТЕР. А СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР — ЭТО, МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ БОЛЕЕ ВАЖНАЯ СПОСОБНОСТЬ, ЧЕМ ПРИМЕРЫ БЫСТРО РЕШАТЬ!

 

Что же получается: список «мне трудно» может когда-нибудь просто кончиться? И всё-всё-всё будет легко? Нет, это вряд ли. Всё равно останется что-то, что даётся с трудом. Что-то, что не из-за временного затора, а просто там не очень-то проедешь. Так уж у тебя внутри устроено. И не только у тебя — такие места у всех есть, даже у самых-самых умных, успешных, знаменитых что-то да не получается.

Но тут тебя ждет ЕЩЁ ОДНА ХОРОШАЯ НОВОСТЬ. Когда ты вырастешь, ты сможешь выбирать дела так, чтобы побольше приходилось делать то, что получается хорошо и поменьше то, что плохо.

Вот вырастет Маша, станет большой.

Как ты, думаешь, чем она будет заниматься?

Давай заглянем в будущее!

Видишь?

Маша — тренер в спортивной школе или в фитнес-клубе.

Она занимается с детьми и со взрослыми.

Сама много двигается и людям помогает быть подвижными и здоровыми.

 

 

С НЕКОТОРЫМИ «ТРУДНО» ОНА НАУЧИЛАСЬ СПРАВЛЯТЬСЯ — ОНА БОЛЬШЕ НЕ ГРУБИТ ЛЮДЯМ, ДАЖЕ ЕСЛИ СЕРДИТСЯ. ОНА УМЕЕТ ПОДБАДРИВАТЬ ТЕХ, У КОГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, И ЕЁ ВСЕ ОЧЕНЬ УВАЖАЮТ. И ОНА ТАКАЯ СИМПАТИЧНАЯ В СВОЕЙ СПОРТИВНОЙ ФОРМЕ! А ВОТ УЧИТЬ СТИХИ МАШЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ ТРУДНО. БЫЛО БЫ. ЕСЛИ Б ОНА ИХ УЧИЛА. НО ОНА НЕ УЧИТ! ДЛЯ ЕЁ РАБОТЫ ЭТО НЕ НУЖНО. МОЖНО ПО УЗКОЙ ДОРОЖКЕ ПРОСТО НЕ ЕЗДИТЬ — ДРУГИХ ПОЛНО.

 

А как же её одноклассник Никита?

А Никита сочиняет сценарии для фильмов и роликов.

Он стал высокий и очень лохматый.

Он так и не научился не краснеть.

Каждый раз краснеет, когда его сценарий обсуждают. И на самом деле, скажу по секрету, всем очень нравится, когда он краснеет, — сразу видно, что не какой-нибудь нахал.

Никите пришлось научиться писать быстро — правда, не рукой, а на компьютере.

Работа ждать не может.

И порядка у него на столе теперь побольше. А быстро бегать он по-прежнему не любит. Он на машине ездит.

 

 

Да, взрослым легче.

Им не надо всем выполнять одинаковую работу, как школьникам. Можно выбрать дело себе по способностям и радоваться. Из-за этого они иногда ребят не понимают. Им кажется, что те просто ленятся, вот постарались бы — и стало бы получаться ВСЁ. Забыли просто, каково это, когда не можешь ещё выбирать. И что же делать тебе прямо сейчас? Если до взрослости ещё так долго?

Давай подумаем.

 

Первое.

ПОМНИТЬ ПРО ДВЕ ХОРОШИЕ НОВОСТИ И ВЕРИТЬ В СЕБЯ, В СВОИ СПОСОБНОСТИ.

Не расстраиваться слишком сильно, если пока что-то не удаётся. То, что сегодня трудно, завтра будет легче. Главное — пытаться. А то, что никогда не станет легче, когда-нибудь можно будет просто не делать.

Только не спеши ни на одной способности ставить крест. Знаешь, сколько знаменитых певцов, танцоров, учёных в детстве считались неспособными и их даже не хотели брать учиться тому, в чём они потом достигли таких успехов? А что, если б они поверили и согласились, что неспособные? В детстве ещё всё может измениться, и твоя карта способностей может стать гораздо лучше.

 

Второе.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ ТЕМ, ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ ХОРОШО.

Некоторые ребята, которые очень переживают из-за плохих оценок, делают такую ошибку. Они хотят позаниматься побольше, чтобы учиться лучше, и отказываются от всего того, что получается хорошо. Бросают спортивную секцию, или художественную школу, или танцевальную студию, забрасывают рукоделие и любимый конструктор, меньше гуляют с собакой, не успевают почитать и помечтать. Чтобы больше оставалось времени на уроки.

Иногда и родители считают, что так правильно, говорят «делу время — потехе час».

Дело — это учёба, а потеха — всё остальное.

Это — неправильно.

Вот почему.

Как ты думаешь, что труднее: час читать книжку или час играть в футбол? Ответь сам и спроси ещё у кого-нибудь: у родителей, у друзей, у разных знакомых.

Ну что? Сам видишь — кому как. Для кого-то чтение — удовольствие и отдых, а футбол — нагрузка. Для кого-то наоборот. А кто-то скажет: и то и другое легко, а тяжело — по магазинам ходить, терпеть не могу. А другой: и то и другое трудно, а легко — за цветами ухаживать. Тут не в том дело, что книжку читать — это сидеть, а в футбол — это бегать. А в том, что дело, которое получается хорошо, оно силы не забирает, а ПРИБАВЛЯЕТ.

Даже если ты устал, пока его делал. Даже если пришлось попотеть. Всё равно: настроение — хорошее, веры в себя — больше, а значит, и сил больше. И можно потом не очень лёгкое дело тоже сделать на радостях.

Поэтому запомни: у КАЖДОГО человека есть то, в чём он очень способный. Что получается у него легко, хорошо, лучше всех и что придаёт ему сил.

И этим надо ОБЯЗАТЕЛЬНО заниматься почаще.

Тебе кажется, что у тебя ничего такого нет?

Значит, ты просто ещё плохо знаешь свою карту способностей. Может, пока ни разу не попадал на «ту самую» дорожку. А как попадёшь — так помчишься с ветерком!

ПРОДОЛЖАЙ ИСКАТЬ!

Подумай вместе с родителями. Походи на самые разные кружки и секции — попробуй! Поговори с друзьями — чем они увлекаются, вдруг тебе именно это и нужно? В твоём возрасте многие пробуют сегодня одно, а завтра другое, и это очень правильно.

Вдруг твой талант — не из самых частых и сам по себе не обнаружится?

 

 

Но слишком спешить тоже не надо.

Многие дела начинают нравиться не прямо сразу, а когда уже хоть немножко научишься.

Как узнать, нравится ли тебе танцевать, если ты пока ни одного движения не знаешь?

Откуда ты узнаешь, что любишь читать фантастику, если сейчас всё время смотришь телевизор?

Или, может быть, у тебя к фигурному катанию способности, но ты пока на коньках держаться не можешь? Позанимайся хотя бы месяца три, а лучше полгода, тогда и решишь.

 

Третье.

С тем, что дается трудно, надо научиться правильно обращаться.

Подход надо найти к своим способностям.

Приручить их.

Как дрессировщик приручает тигра.

Или попугая.

Или собаку.

Чему-то научить, где-то заставить, когда-то побаловать.

Целое искусство.

Давай поговорим о трудностях, на которые дети жалуются чаще всего. Как можно с ними правильно обращаться?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...